НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Омской области от 02.04.2015 № А46-5/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

апреля 2015 года

№ дела

А46-5/2015

Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2015 года.

Арбитражный суд Омской области

в составе судьиПермякова Владимира Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутовой Н.К.,

рассмотревв судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Микаеляна Гамлета Левоновича (ИНН 552700035008, ОГРН 314554336701194) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании незаконным отказа департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в предоставлении в аренду Микаеляну Гамлету Левоновичу части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639, об обязании принять решение о предоставлении в аренду части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639,

а также встречное исковое заявление Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к индивидуальному предпринимателю Микаеляну Гамлету Левоновичу (ИНН 552700035008, ОГРН 314554336701194) об обязании ответчика освободить самовольно занятый земельный участок, общей площадью 34 кв.м., который является частью земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:136039, местоположение которого установлено в 63 метрах юго-восточнее относительно 5-ти этажного дома, имеющего почтовый адрес: г.Омск, ул. Крыловского, д. 54, путем демонтажа и вывоза объекта с кратковременным сроком эксплуатации - торгового павильона по продаже мясных продуктов,

при участии в судебном заседании:

от ИП Микаеляна Г.Л. – Микаеляна Г.Л. (личность удостоверена паспортом), 

от Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска  – Степанова Е.С., действующего на основании доверенности от 05.02.2015 № Исх-ДИО/1895 (предъявлено удостоверение),после перерыва в судебном заседании: Семеновой Е.Г., действующей на основании доверенности № Исх-ДИО/671 от 22.01.2015,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Микаелян Гамлет Левонович обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска:

- о признании незаконным отказа департамента имущественных отношений
Администрации города Омска в предоставлении в аренду Микаеляну Гамлету Левоновичу компенсационной части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639, с местоположением в 63 м юго-восточнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул. Крыловская, д. 54 в Ленинском административном округе города Омска для размещения пункта общественного питания, общей площадью 35 кв. м., изложенный в письме от 22 октября 2014 года № Иех-ДИО/4442-ОГ.

- об обязании департамента имущественных отношений Администрации города Омска принять решение о предоставлении в аренду Микаеляну Гамлету Левоновичу   части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639, с местоположением в 63 м юго-восточнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул. Крыловская, д. 54 в Ленинском административном округе города Омска для размещения пункта общественного питания на основании заявления Микаеляна Г.Л. от 26.09.2014 г. и в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 09.04.2014 г. № 55/201/14-127-984.

В обоснование заявленных требований ИП Микаелян Г.Л. указал на наличие у него права приобретения испрашиваемого земельного участка в аренду для установки павильона горячего питания, поскольку указанный объект недвижимого имущества является компенсационным и размещение объекта дорожного сервиса в полосе отвода земельной дороги нормам действующего законодательства не противоречит.

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в письменном отзыве заявленное требование не признал, пояснив, что процедура предоставления «компенсационных» земельных участков нормами действующего законодательства не предусмотрена. Отметил необходимость проведения торгов при наличии положительного решения Комиссии. 

В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные ими требования. Против удовлетворения встречных требований возражали. 

Рассмотрев материалы дела, заслушав в судебных заседаниях представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

На основании распоряжения Департамента недвижимости Администрации города Омска от 28.03.2006 г. № 837-р «О предоставлении Г.Л. Микаеляну в аренду земельного участка, расположенного по улице Гуртьева в Ленинском административном округе города Омска» предпринимателю Микаеляну Г.Л. на праве аренды был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:090302:3005 под размещение павильона по ул. Гуртьева. 23 в Ленинском административном округе города Омска.

Письмами от 02.07.2010 № 875ж и 27.08.2010 № 875ж Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска заявителю было сообщено о том, что на месте расположения павильона обеспечивается выбор земельного участка для строительства офисов организаций непосредственного обслуживания населения по ул.Гурьтьева в Ленинском административном округе г.Омска. В связи с указанным, Департаментом был предложен вариант компенсационной площадки вблизи строения № 54 по ул.Крыловская.

Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 27.06.2011 г. № 2380-р была утверждена схем расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно жилого дома по улице Крыловская, дом 54 в Ленинском административном округе города Омска.

Индивидуальный предприниматель Микаелян Гамлет Левонович обратился в департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о  предоставлении компенсационного участка в аренду.

Письмом от 19.05.2014 г. № Исх-ДИО/1558-ОГ департамент отказал в предоставлении земельного участка, обозначив, что указанная часть земельного участка входит в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639 с видом разрешенного использования: земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения.

Письмом  от  22.10.2014 года № Исх-ДИО/4442-ОГ департамент имущественных отношений отказал в предоставлении указанного земельного участка, в связи с тем, что    городской    комиссией    по    рассмотрению    обращений    (заявлений,    заявок)    о предоставлении земельных участков и их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничений государственной собственности на землю, для целей не связанных со строительством 14.10.2014 г. принято решение о невозможности предоставления земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в полосе отвода автомобильной дороги. Дополнительно сообщили, что данный объект планируется внести в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города Омска. Условия и сроки проведения аукциона будут размещены дополнительно на официальном сайте Администрации города Омска wwvv.admomsku, а также опубликованы в газете «Третья столица».

ИП Микаелян Г.Л., полагая, что отказ департамента имущественных отношений Администрации города Омска является противоречащим законодательству РФ и нарушает его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Департамент имущественных отношений Администрации г. Омскав свою очередь, установив в ходе проведения обследования земельного участка факт использования его ИП Микаеляном Г.Л. без правовых оснований, заявил требование об освобождении указанного объекта недвижимого имущества.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит первоначальный и встречный иски подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенной нормы, а также  части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Как следует из материалов дела, ИП Микаелян Г.Л. просит признать незаконным выраженный в письме от 22.10.2014 отказ Департамента имущественных отношений администрации г. Омска в предоставлении части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639 для размещения павильона. В качестве подтверждения правомерности принятия оспариваемого решения заинтересованное лицо должно доказать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону.

Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия Департаментом оспариваемого ненормативного акта) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что Департамент отказал ИП Микаеляну Г.Л. в предоставлении испрашиваемой части земельного участка со ссылкой на ее расположение в полосе отвода автомобильной дороги.

Между тем, процедура предоставления ИП Микаеляну Г.Л. части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639 была инициирована не Предпринимателем. Основанием в рассматриваемом случае послужило изъятие принадлежащего ему на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090302:3005 по ул. Гуртьева в Ленинском административном округе города Омска. Предоставленный Предпринимателю на основании распоряжения Департамента недвижимости Администрации города Омска от 28.03.2006 г. № 837-р «О предоставлении Г.Л. Микаеляну в аренду земельного участка, расположенного по улице Гуртьева в Ленинском административном округе города Омска» земельный участок был изъят для строительства офисов организаций непосредственного обслуживания населения.

Несмотря на доводы Департамента о том, что процедура предоставления «компенсационных» земельных участков нормами действующего законодательства не предусмотрена и решение о переносе ранее установленного объекта не принималось, материалами дела подтверждается факт выбора рассматриваемого объекта недвижимого имущества – земельного участка вблизи строения № 54 по ул.Крыловская, и предложения его Предпринимателю, уполномоченными органами. В письме от 02.07.2010 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сообщил ИП Микаеляну Г.Л. о готовности рассмотреть варианты по перемещению торгового павильона на другой участок, а письмом от 27.08.2010 предложил Предпринимателю вариант - земельный участок вблизи строения № 54 по ул.Крыловская. Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 27.06.2011 г. № 2380-р была утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639, а  09.04.2014 года часть указанного объекта была поставлена на кадастровый учет. Письмом от 16.09.2014 департамент имущественных отношений Администрации г. Омска сообщил о рассмотрении вопроса о возможности размещения павильона «Горячее питание» по рассматриваемому адресу. В этом же письме Департаментом указано основание рассмотрения обращения предпринимателя – в качестве компенсации за вынос ранее существующего павильона в границах сформированной части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639.

Совокупный анализ имеющихся в материалах дела документов позволяет суду прийти к выводу о том, что именно структурными подразделениями Администрации города Омска была инициирована процедура предоставления предпринимателю Микаеляну Г.Л. земельного участка по ул.Крыловская. Многочисленными письмами указанных органов власти было подтверждено основание представление указанного объекта недвижимого имущества – в качестве компенсации за вынос ранее существующего и принадлежащего Микаеляну Г.Л. павильона.

Таким образом, материалами дело подтверждено право Предпринимателя на предоставление ему земельного участка, взамен изъятого ранее, однако по причине нахождения его в границах полосы отвода земельной дороги ИП Микаеляну Г.Л. в предоставлении рассматриваемого объекта недвижимого имущества было отказано.

Согласно содержанию оспариваемого ненормативного акта означенное основание отказа (расположение участка в полосе отвода дороги) является единственным, не позволяющим предоставить участок Предпринимателю.

Однако целевым назначением испрашиваемого земельного участка ИП Микаеляном Г.Л. указано – размещение пункта общественного питания.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).

Объекты дорожного сервиса согласно пункту 13 статьи 3 Закона № 257-ФЗ) - это здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Таким образом, законом предусмотрена возможность нахождения в пределах полосы отвода автомобильной дороги объектов дорожного сервиса, в том числе, пункта общественного питания.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение  признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, изучив обстоятельства настоящего дела и оценив все представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что отказ Департамента имущественных отношений Администрации г.Омска, в данном случае законным и обоснованным признан быть не может, что влечет удовлетворение заявленных ИП Микаеляном Г.Л. требований полностью.    

Относительно встречного искового заявления Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.

Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска было проведено обследование находящегося в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:136039, местоположение которого установлено в 63 метрах юго-восточнее относительно 5-ти этажного дома, имеющего почтовый адрес: г.Омск, ул. Крыловского, д. 54, в ходе которого установлен факт расположения на участке принадлежащего Предпринимателю торгового павильона.

Таким образом, факт занятия ответчиком спорного земельного участка без правоустанавливающих документов подтверждается материалами дела.

Несмотря на установленное выше у ИП Микаеляна Г.Л. право на приобретение указанного земельного участка, размещение торгового павильона на нем без заключения в установленном порядке договора аренды является преждевременным.

Следовательно, заявленные Департаментом требования являются законными и обоснованными, а, следовательно, подлежащими удовлетворению.

При подаче заявления ИП Микаеляном Г.Л. было уплачено 2000 рублей государственной пошлины. В связи с тем, что нормами Налогового кодекса РФ (подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для физических лиц установлен размер государственной пошлины – 300 рублей, 1700 рублей подлежат возврату Предпринимателю, как излишне уплаченные.

По первоначальному иску, таким образом, с департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу Предпринимателя подлежат взысканию судебные расходы в размере 300 рублей.

В соответствии с частью 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.

По встречному иску с ИП Микаеляна Г.Л. подлежит взысканию 6000 рублей судебных расходов (подпункт 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ). Следовательно, в результате зачета с Предпринимателя надлежит взыскать 4300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

Требование индивидуального предпринимателя Микаеляна Гамлета Левоновича (ИНН 552700035008, ОГРН 314554336701194) к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)  по первоначальному иску удовлетворить.

Признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в предоставлении в аренду Микаеляну Гамлету Левоновичу   части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639, с местоположением в 63 м юго-восточнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул. Крыловская, д. 54 в Ленинском административном округе города Омска для размещения пункта общественного питания, общей площадью 35 кв м., изложенный в письме от 22 октября 2014 года № Исх-ДИО/4442-ОГ.

Обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска принять решение о предоставлении в аренду Микаеляну Гамлету Левоновичу части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639, с местоположением в 63 м юго-восточнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул. Крыловская, д. 54 в Ленинском административном округе города Омска для размещения пункта общественного питания на основании заявления Микаеляна Г.Л. от 26.09.2014 г. и в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 09.04.2014 г. № 55/201/14-127-984.

Взыскать с департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, расположенного по адресу: 644043, г.Омск, ул.Краснофлотская, 8, в пользу индивидуального предпринимателя Микаеляна Гамлета Левоновича (ИНН 552700035008, ОГРН 314554336701194), проживающего по адресу: 644121, г.Омск, ул.С.Стальского, д.7, кв.34, 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины. 

Встречное требование Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к индивидуальному предпринимателю Микаеляну Гамлету Левоновичу (ИНН 552700035008, ОГРН 314554336701194) удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Микаеляна Гамлета Левоновича (ИНН 552700035008, ОГРН 314554336701194) освободить самовольно занятый земельный участок, общей площадью 34 кв.м., который является частью земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:136039, местоположение которого установлено в 63 метрах юго-восточнее относительно 5-ти этажного дома, имеющего почтовый адрес: г.Омск, ул. Крыловского, д. 54, путем демонтажа и вывоза объекта с кратковременным сроком эксплуатации - торгового павильона по продаже мясных продуктов.

В результате зачета взыскать с индивидуального предпринимателя Микаеляна Гамлета Левоновича (ИНН 552700035008, ОГРН 314554336701194), проживающего по адресу: 644121, г.Омск, ул.С.Стальского, д.7, кв.34, в доход федерального бюджета 4300 рублей государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                    В.В. Пермяков