АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Город Омск февраля 2016 года | № дела А46-14044/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Омской области
в составе судьиПермякова Владимира Владимировича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кияшко М.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Омской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
о признании незаконным решения от 17.09.2015 № 55/15-4115 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Старосека А.К., действующего на основании доверенности от 30.12.2015 (предъявлено удостоверение),
от заинтересованного лица – Субботиной И.С., действующей на основании доверенности от 007.10.2015 (предъявлено удостоверение),
У С Т А Н О В И Л:
Министерство имущественных отношений Омской области (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Омской области (далее – ФКП Росресстра, Кадастровая палата, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 55:21:120103:23 от 17 сентября 2015 года№ 55/15-41015, а также об обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:21:120103:23, площадью 1 350, 00 кв.м., местоположение которого установлено по адресу: Омская область, Павлоградский район, п. Павлоградка, ул. Зеленая, д. 11, с присвоением вида разрешенного использования - офисные здания и помещения - администрация и конторы различных организаций.
В обоснование заявленного требования Министерство указало, что соответствующим решением Минимущества является декларация, поскольку в ней выражается воля на установление вида разрешенного использования.
В судебном заседании представитель заявителя требование полностью поддержал.
ФГБУ «ФКП Росреестра по Омской области» заявленное требование не признало, пояснив, что действовало в пределах своих полномочий и в соответствии с положениями действующего законодательства.
Рассмотрев материалы дела, заслушав в судебных заседаниях представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
2 июня 2015 года Министерством имущественных отношений Омской области было в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости на основании декларации об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:21:120103:23, площадью 1 350, 00 кв.м., местоположение которого установлено по адресу: Омская область, Павлоградский район, п. Павлоградка, ул. Зеленая, д. 11.
Полагая, что в Кадастровую палату были представлены все необходимые для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:21:120103:23 документы, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Как следует из материалов дела, Министерство имущественных отношений оспаривает решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка. В качестве подтверждения правомерности принятия оспариваемого решения заинтересованное лицо должно доказать соответствие его закону.
В силу части 13 статьи 27 Закона о кадастре решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем. Соответствующие требования рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным Законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).
Порядок кадастрового учета установлен главой 3 Закона о кадастре.
Частью 2 статьи 26 Закона о кадастре предусмотрены основания для приостановления осуществления кадастрового учета. Согласно пункту 4 части 2 этой статьи осуществление кадастрового учета приостанавливается, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с названным Законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Основания отказа в проведении кадастрового учета установлены в статье 27 упомянутого Закона. Согласно пункту 6 части 2 указанной статьи орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Как видно из материалов дела, в данном случае основанием сначала для приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости, а затем - для отказа в его осуществлении послужило непредставление заявителем решения об установлении вида разрешенного использования.
Ссылаясь на содержащееся в ответе на вопрос 56, приведенном в Информации Минэкономразвития России «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указание, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования органу государственной власти или органу местного самоуправления, возможно путем принятия уполномоченным органом решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки и направления его в орган кадастрового учета в рамках информационного взаимодействия, Кадастровая палата отметила, что такое решение Министерством принято не было.
В обоснование своих возражений Министерство имущественных отношений указало, что решением об установлении вида разрешенного использования является декларация на земельный участок с кадастровым номером 55:21:120103:23.
Относительно означенного довода Министерства суд считает необходимым отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Исключением являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В статье 58 Устава (Основного Закона) Омской области указано, что в соответствии с федеральным и областным законодательством органы исполнительной власти Омской области издают приказы и распоряжения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области издаются в форме приказов. Индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти Омской области издаются в форме распоряжений.
Положением о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года № 26 предусмотрено, что Министерство издает приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным и областным законодательством.
Совокупный анализ указанных выше правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что представленная Министерством имущественных отношений для кадастрового учета декларация решением об установлении вида разрешенного использования, а, следовательно, основанием для осуществления учета изменений, не является.
При таких обстоятельствах, требование органа кадастрового учета о необходимости для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:21:120103:23 представления указанного выше документа, соответствуют требованиям закона, в связи с чем отказ регистрирующего органа правомерен.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом установленных обстоятельств возникшего спора необходимая совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконным оспариваемого решения, отсутствует, а, следовательно, основания для удовлетворения требований Министерства имущественных отношений у суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд именем Российской Федерации
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) кФедеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Омской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 55:21:120103:23 от 17 сентября 2015 года№ 55/15-41015, а также об обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:21:120103:23, площадью 1 350, 00 кв.м., местоположение которого установлено по адресу: Омская область, Павлоградский район, п. Павлоградка, ул. Зеленая, д. 11, с присвоением вида разрешенного использования - офисные здания и помещения - администрация и конторы различных организаций, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья В.В. Пермяков