НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новосибирской области от 30.08.2016 № А45-14861/16

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Новосибирск Дело № А45-14861/2016

05 сентября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2016 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Шевченко С.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Хохуля А.С., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН 1025402475020),

к Новосибирской области в лице Министерства здравоохранения Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН 1105476026765),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области,

о взыскании 86626608 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: Кисловец Т.М. (по доверенности от 12.01.2016);

от ответчика: Хлудова Е.Ю. (по доверенности от 08.09.2015);

от третьего лица: не явился (извещен),

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее – истец, ТФОМС НСО) обратилась с иском к Новосибирской области в лице Министерства здравоохранения Новосибирской области (далее – ответчик), с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области, о взыскании 86626608 руб. пеней за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Новосибирской области.

Представитель ответчика правопритязания истца отклонил по доводам, изложенным в отзыве.

Третье лицо явку представителя не обеспечило, правопритязания истца отклонило по доводам, изложенным в отзыве, заявило о пропуске истцом срока исковой давности.

Дело рассматривается по имеющимся в нем доказательствам в порядке, обусловленном частями 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, арбитражный суд установил следующее:

В результате просрочки уплаты Министерством здравоохранения Новосибирской области (ранее - Управление здравоохранения Администрации Новосибирской области. Главное управление охраны здоровья населения Новосибирской области, департамент здравоохранения Новосибирской области) страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Новосибирской области в период с 01.01.2001 по 01.01.2011 Областным фондом обязательного медицинского страхования (с 14.02.2011 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области) начислена пеня в размере 86626608 руб., которая в настоящий момент не уплачена.

В указанный период порядок уплаты и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулировались Законом Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год», Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 № 1018 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР».

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» установлено, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьей 2 названного закона страхователем для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно статье 17 указанного закона платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

В статье 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 года № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год».

В силу пункта 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 года №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год», и пункта 13 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 № 1018 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР», плательщики осуществляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно, не позднее 25 числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цепи в соответствующих бюджетах, с учетом индексации.

Пунктом 17 указанной Инструкции предусмотрено, что плательщики и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 названного Положения на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяется порядок и условия налогового законодательства.

Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 № 13571/03 на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства. В части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пени с плательщиков страховых взносов на медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.

Согласно пункту 11 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования и налоговыми органами.

Из анализа названных норм следует, что специальным законодательством о медицинском страховании территориальные фонды обязательного медицинского страхования наделены правом по учету и контролю за своевременным и полным перечислением страховых взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Пункт 20 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов

(платежей) на обязательное медицинское страхование, статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации указывают на то, что по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. Пени начисляются на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Ставка пени равная одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации была установлена также статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 14-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год».

В указанный период времени, а именно с 01.01.2001 по 01.01.2011 плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения новосибирской области являлось: Управление здравоохранения Администрации Новосибирской области, Главное управление охраны здоровья населения Новосибирской области, департамент здравоохранения Новосибирской области, Министерство здравоохранения Новосибирской области.

Обязанность по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Новосибирской области в указанный период была возложена на Управление финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области. Управление финансов и налоговой политики Новосибирской области, департамент финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области. Министерство финансов и налоговой политики.

Факт несвоевременной уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Новосибирской области ответчиком не оспаривался, о чем свидетельствуют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения (расчетные ведомости), составляемые ежеквартально.

Расчет пени указан в расчетных таблицах начисления пени (камеральная проверка).

Определив предмет доказывания в рамках настоящего дела, проанализировав доводы истца, сопоставив их с нормами действующего законодательства, проверив их обоснованность, арбитражный суд пришел к убеждению о необоснованности требований истца, при этом суд исходит из следующего:

Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту от имени соответственно субъекта Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации по ведомственной принадлежности.

Положением о министерстве финансов и налоговой политики Новосибирской области, утвержденному постановлением Губернатора Новосибирской области от 26.04.2010 № 135, МФ и НИ НСО является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере областных финансов, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансовой системы Новосибирской области в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий.

Истец указывает период просрочки уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Новосибирской области с 01.01.2001 по 01.01.2011. Исковое заявление Истцом подано 20.07.2016.

В силу положений специального закона на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства, в связи с чем взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на медицинское страхование неработающего населения должно производится по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.

Согласно пункту 3 статьи 48, пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога (взноса) может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации положения данных статей применяются также при взыскании пеней.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней в силу нормы статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога. При этом пропуск срока направления требования об уплате задолженности не влечёт изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание страховых взносов и начисленных пеней.

Исходя из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 № 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации
 пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 № 11-П отмечается, что никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок. Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступить неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий.

consultantplus://offline/ref=54DE9CFF7D264D587CFBDC8593EA3EC932F7E988D620AF5EB3202E272F00B5905387300EB9DC31S6PFJ Как следует из содержания искового заявление и не опровергнуто истцом, требование об уплате требуемой в настоящем деле пени ответчику не направлялось, между тем с момента неуплаты взносов прошло более 5-15 лет. На основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Исходя из системного толкования статей 23, 78, 87 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что давностный срок взыскания налоговых платежей, а также страховых взносов и пеней ограничивается тремя годами.

Следовательно, суд считает срок исковой давности истекшим, а исковые требования истца не подлежащими удовлетворению ввиду истечения трехлетнего срока исковой давности.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 212, 215-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

В суд кассационной инстанции решение подлежит обжалованию при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

С.Ф. Шевченко