НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новосибирской области от 27.12.2006 № А45-17600/06

Арбитражный суд Новосибирской области

Именем   Российской   Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                             Дело № А45-17600/06-43/478

28 декабря  2006г.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Буровой А.А.,  

при ведении протокола судебного заседания судьей Буровой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федерального  казначейства по Новосибирской области.

к  Территориальному управлению Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Новосибирской области

о признании незаконными действия.

при участии представителей:

заявителя: Иванов В.Л. по доверенности от 24.04.2006г., Шрейдер Е.А. по доверенности от 23.11.2006г.

заинтересованного лица: Телешева О.А. по доверенности от 15.06.2006г..

Управление Федерального  казначейства по Новосибирской области обратилось в арбитражный суд с заявлением  о признании незаконными действия территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Новосибирской области по вынесению представления от 25.08.2006г. № 51-07/05-14/1832 в части нарушений, касающихся исчисления средней заработной платы для расчета отпускных выплат государственным гражданским служащим, в который включалась материальная помощь в размере 1/12 части за каждый месяц расчетного периода, и расчета среднего заработка за время нахождения работников в командировках с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ (л.д. 108-113).

Заявитель поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных к нему пояснениях.

Заинтересованное лицо просит в иске отказать,  считает  действия  управления по вынесению представления  законными.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

    В ходе проверки соблюдения Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области требований законодательства Российской Федерации при определении среднего заработка для расчета отпускных  сумм и других выплат, включенного в программу проверки, территориальным управлением были выявлены финансовые нарушения в использовании средств федерального бюджета, а именно: включение в расчет средней заработной платы при начислении отпускных сумм государственным гражданским служащим УФК по НСО материальной помощи в размере 1/12 части за каждый месяц расчетного периода на сумму 171205, 9 руб., а также начисление заработной платы за время нахождения работников в командировках как за фактически отработанное время, а не по среднему заработку за предшествующие 12 месяцев в сумме 54784, 57 руб.

Выявленные нарушения были отражены в акте проверки (л.д.27-61 ) и включены в представление от 25.08.2006г. № 51-07/05-14/1832 (л.д.7).

Оспаривая  действия по вынесению представления в отношении указанных выше нарушений, заявитель в обоснование своих требований ссылается на следующие обстоятельства:

-Так как в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса  Российской Федерации предусматривает, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников  этих выплат, следовательно, материальная помощь к отпуску должна учитываться при подсчете среднего заработка в размере 1/12 части за каждый месяц расчетного периода от начисленной суммы с начала года на момент наступления события,

-В связи с тем, что премии, выплачиваемые в УФК по НСО, носят не регулярный характер, при расчете  средней заработной платы за 12 месяцев и за 3 календарных месяца, материальное положение работников, направляемых в командировки, ухудшается по сравнению с работниками, выполняющими свои должностные обязанности непосредственно на рабочих местах, поэтому,  приказом УФК по НСО от 25.02.2003г. № 70 л/с было принято решение принять для расчета средней заработной платы для работников, направленных в служебную командировку, период текущего месяца, т.е. сохранить должностной оклад, все надбавки, согласно штатного расписания, а также премию текущего месяца.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Согласно ч.1 ст. 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственных органов, если полагает, что оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативно правовому акту и нарушает их права  и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Довод заинтересованного лица о том, что вынесенное представление не содержит обязательных конкретных для заявителя указаний и обязанностей, в связи с этим оспариваемые действия не могут быть обжалованы в арбитражном суде, суд отклоняет как необоснованный.

В соответствии со ст.ст. 281, 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, к которому относится представление от 25.08.2006г., является мерой принуждения за нарушение бюджетного законодательства, следовательно, данное представление возлагает на заявителя обязанность совершить определенные действия, а именно: возлагает  на УФК по НСО обязанность  по принятию мер к предотвращению и недопущению в дальнейшем указанных в представлении  нарушений законодательства Российской Федерации в расходовании средств федерального бюджета. Поэтому  данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством Российской Федерации. Так, в соответствии с Положением  об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. В пункте 2 данного Положения приведен примерный перечень выплат, учитываемых при расчете среднего заработка. Наряду с заработной платой, начисленной как в денежной, так и в натуральной форме, в перечень включены надбавки за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, а также стимулирующие выплаты (надбавки, доплаты, премии и др.). Указанный перечень не является закрытым, поэтому при расчете среднего заработка могут учитываться и иные выплаты, предусмотренные системой оплаты труда в конкретной организации.

Статья 135 ТК РФ предусматривает, что системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджетов, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

В проверяемый период действующим нормативным актом, определяющим систему оплаты труда федеральных государственных служащих являлся Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1998 № 265 «О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов  федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации», в пунктах  2 и 4  данного Указа было установлено, что при утверждении фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов предусматриваются средства на выплаты, в том числе материальная помощь в размере двух должностных окладов.

В соответствии с Положением об оказании материальной помощи, утвержденного руководителем УФК по НСО 14.03.2000г. материальная помощь в размере не менее двух должностных окладов выплачивается  работникам органов федерального казначейства в течение календарного года в  следующих случаях: при уходе в ежегодный отпуск и по итогам работы за год.

Являясь бюджетным учреждением,  УФК по НСО  осуществляло расходы на оплату труда в пределах утвержденного фонда оплаты труда и выделенных лимитов бюджетных обязательств  по статье ЭКР 211 и в  соответствии с заключенными с государственными  гражданскими служащими служебными контрактами, предусматривающими выплату материальной помощи в размере двух должностных окладов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что материальная помощь является частью  системы оплаты труда государственного служащего, поэтому при исчислении средней заработной платы для расчета отпускных выплат государственным гражданским служащим правомерно включалась материальная помощь в размере 1/12 части за каждый месяц расчетного периода. Следовательно, действия территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Новосибирской области по вынесению представления от 25.08.2006г. № 51-07/05-14/1832 в части нарушения, касающегося исчисления средней заработной платы для расчета отпускных выплат государственным гражданским служащим, в который включалась материальная помощь в размере 1/12 части за каждый месяц расчетного периода, являются незаконными.

Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранениеместа работы и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии с п. 11 Указа Президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных служащих» при направлении  гражданского служащего в служебную командировку ему гарантируются сохранение должности гражданской службы и денежного содержания.

В соответствии с пунктом 3 Положения  об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 расчет среднего заработка работника за время командировки независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Следовательно, УФК по НСО должно было производить расчет заработной платы за период нахождения работника в командировке исходя из средней заработной платы, порядок определения которой предусмотрен ст. 139 ТК РФ и  выше указанным Положением. Поэтому  вынесение заинтересованным лицом  представления  в части нарушения, касающегося расчета заработной платы за время нахождения работников в командировках и выплаты ее как за фактически отработанное время, а не по среднему заработку за предшествующие 12 месяцев, является правомерным.

В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 27.12.2006г. до 28.12.2006г.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 167-170, 201, 176 АПК РФ, арбитражный суд

                                               Р Е Ш И Л :

Признать незаконными  действия  территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Новосибирской области по вынесению представления от 25.08.2006г. № 51-07/05-14/1832 в части нарушения, касающегося исчисления средней заработной платы для расчета отпускных выплат государственным гражданским служащим, в который включалась материальная помощь в размере 1/12 части за каждый месяц расчетного периода.

В остальной части в иске отказать.

На  решение может быть подана  апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                 А.А. Бурова