ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
дело № А45-21205/2023
город Новосибирск
27 октября 2023 года
резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2023 года
в полном объеме решение изготовлено 27 октября 2023 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению ФИО2
к ведущему судебному приставу-исполнителю отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области ФИО3, отделу по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, публичному акционерному обществу СБЕРБАНК РОССИИ
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Новосибирской области
о признании неправомерными действий
при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО4 по доверенности от 16.03.2023, паспорт, диплом
установил
ФИО2 обратился с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит:
признать неправомерными действия судебного пристава-исполнителя отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов Новосибирской области ФИО3, которые выразились в 100 % списании денежных средств в сумме 79 419 рублей 51 копейки (страховая пенсия по инвалидности), не оставив средств к существованию;
признать неправомерными действия кредитной организации ПАО Сбербанк, которые выразились в незаконном списании денежных средств с расчётного счёта должника, не оставив средств к существованию;
устранить допущенные нарушения путём сохранения прожиточного минимума заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере 15 669 рублей;
устранить допущенные нарушения путём сохранения и не списания ежемесячной денежной выплаты инвалидам в размере 2 071 рубля 29 копеек, на которую распространяется ограничение согласно статье 101 федерального закона «Об исполнительном производстве».
В судебном заседании представитель ФИО2 поддержал заявленные требования.
Остальные участники процесса явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом.
По смыслу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий государственный орган или должностное лицо.
Таким образом, обязанность по доказыванию законности совершаемых и оспариваемых в настоящем процессе действий возложена на должностных лиц службы судебных приставов.
20.06.2023 судебным приставом-исполнителем отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области на основании исполнительного листа серии ФС номер 035759845, выданного Арбитражным судом Новосибирской области по делу № А45-44206/2019, было возбуждено исполнительное производство № 20774/23/54043-ИП, предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера в размере 168 939 104 рублей 35 копеек, в отношении должника ФИО2, в пользу взыскателя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Новосибирской области.
23.06.2023 должник уведомил судебного пристава-исполнителя о том, что на расчётный счет (карта мир 3716) поступает пенсия по инвалидности, которая является единственным источником дохода.
В силу пункта 1.1 статьи 99 федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае, если в постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, заявлении должника, предусмотренном пунктом 6 статьи 8 настоящего федерального закона, содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), удержание денежных средств осуществляется с соблюдением требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 федерального закона «Об исполнительном производстве» банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учётом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего федерального закона.
Согласно пункту 6 статьи 8 федерального закона «Об исполнительном производстве» должник-гражданин вправе обратиться в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание его счетов и исполняющие содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы.
Если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьёй 99 федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьёй 101 названного федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счётов должника, осуществляет расчёт суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учётом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 (пункт 4.1 статьи 70 федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учётом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 федерального закона «Об исполнительном производстве».
Банк или иная кредитная организация не обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), находящиеся на счёте должника-гражданина, указанном в постановлении судебного пристава-исполнителя, если в постановлении содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума (пункт 5.3 статьи 70 федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Таким образом, в случае обращения взыскания на страховую пенсию по инвалидности должника, которая является для него единственным источником существования, и судебный пристав-исполнитель, и банк должны учитывать в числе прочего размер этой выплаты с тем, чтобы обеспечить должнику условия, необходимые для нормального существования.
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены меры социальной защиты инвалидов.
По смыслу статьи 27 указанного федерального закона материальное обеспечение инвалидов включает денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счёт возмещения вреда, причинённого здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Среди таких денежных выплат - страховая пенсия по инвалидности, условия, порядок выплаты и назначения которой регламентированы федеральным законом «О страховых пенсиях», ежемесячная денежная выплата инвалидам, предусмотренная статьёй 28.1 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы (пункт 1 статьи 9 федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно справке по СНИЛС <***> ФИО2 является инвалидом второй группы (бессрочно).
На основании статьи 9 федерального закона «О страховых пенсиях» ФИО2 получает страховую пенсию по инвалидности в размере 17 118 рублей 29 копеек, а также ежемесячную денежную выплату, предусмотренную пунктами 1, 2 статьи 28.1 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере 2 071 рубля 02 копеек. Удержания при исполнении исполнительного документа производятся из его страховой пенсии по инвалидности.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, исполнение судебного решения, в том числе вынесенного в пользу кредитора в случае нарушения должником гражданско-правового обязательства перед ним, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что требует от государства в лице законодателя принятия необходимых мер по обеспечению его реализации.
Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Вместе с тем, обеспечивая возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав управомоченного в силу гражданско-правового обязательства лица (кредитора, взыскателя), законодатель исходит из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности, в частности требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в данном случае - права лица обязанного (должника).
Законодательная регламентация обращения взыскания по исполнительным документам должна осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования прав и законных интересов всех участников исполнительного производства с законодательным установлением пределов возможного взыскания, не затрагивающих основное содержание прав должника и одновременно отвечающих интересам защиты прав кредитора (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года № 10-П).
Сама по себе такая возможность согласуется с задачами исполнительного производства, включающими правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в противном случае ставился бы под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения о взыскании денежных средств с должников-граждан, которые не имеют иного дохода, кроме пенсии.
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Вместе с тем возможна ситуация, при которой пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования. В таком случае необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путём не только соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.
В соответствии с пунктом 2 статьи 99 федерального закона «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с его статьёй 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина.
Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии с тем, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования, и реализацию его социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности, с тем чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.
Аналогичные выводы содержатся в пункте 57 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 за 2021 год, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021, в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2021 № 53-КАД21-5-К8.
Судом установлено, что пенсия ФИО2 является для него единственным источником существования, доказательств обратного ни судебным приставом-исполнителем, ни банком вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
11.07.2023 должник обратился в службу судебных приставов с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума.
26.07.2023 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума. При этом данным постановлением должник отнесён к социально-демографической группе населения - трудоспособное население. 14.08.2023 данное постановление было направлено в кредитную организацию.
При этом все денежные средства, находящиеся на расчётном счёте <***> в банке КЕМЕРОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8615 ПАО СБЕРБАНК БИК: 043207612 корр. счёт: 30101810200000000612 ИНН: <***> КПП: 420502002, на который поступает только пенсия по инвалидности, как утверждает заявитель, были списаны.
Таким образом, ни судебным приставом-исполнителем, ни банком не определён размер удержания из пенсии должника, являющейся для него единственным источником существования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать неправомерными действия судебного пристава-исполнителя отдела по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов Новосибирской области ФИО3, которые выразились в 100 % списании денежных средств в сумме 79 419 рублей 51 копейки (страховая пенсия по инвалидности), не оставив средств к существованию.
Признать неправомерными действия кредитной организации ПАО Сбербанк, которые выразились в незаконном списании денежных средств с расчётного счёта должника, не оставив средств к существованию.
Устранить допущенные нарушения путём сохранения прожиточного минимума заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере 15 669 рублей.
Устранить допущенные нарушения путём сохранения и не списания ежемесячной денежной выплаты инвалидам в размере 2 071 рубля 29 копеек, на которую распространяется ограничение согласно статье 101 федерального закона «Об исполнительном производстве».
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (город Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (город Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Решение будет изготовлено в течение пяти рабочих дней.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети интернет не позднее следующего дня после дня его принятия.
судья В.А. Полякова