АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6
http://novosib.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело №А45-8387/2010
28 мая 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 мая 2010 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Абаимовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Жилищно-строительного кооператива «Юбилейный»
к Администрации Дзержинского района г. Новосибирска
о признании незаконным бездействия
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: Погудина А.Н., доверенность от 05.04.2010г., Пилипчак И.М., председатель ЖСК, протокол № 1 от 07.02.2006г.,
заинтересованного лица: Останиной А.С. по доверенности от 12.01.2010г.
В Арбитражный суд Новосибирской области обратился Жилищно-строительный кооператив «Юбилейный» (заявление – заявитель, кооператив, ЖСК «Юбилейный») с заявлением к Администрации Дзержинского района г. Новосибирска (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в не предоставлении кооперативу копий протоколов (в полном объеме с заявлениями и заявками) заседаний комиссии по отбору заявок на участие в муниципальной адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска в 2008-2009 годах; обязании администрацию предоставить кооперативу в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу копии протоколов (в полном объеме с заявлениями и заявками) заседаний комиссии по отбору заявок на участие в муниципальной адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска в 2008-2009 годах; взыскании с заинтересованного лица судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 4 000 рублей.
Заявленные требования мотивированы нарушением заинтересованным лицом требований статей 18, 19 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В отзыве на заявление администрация считает заявленные требования необоснованными, ссылается на то, что не является органом, который принимает решение по включению многоквартирных домов в адресную программу, при этом в администрации отсутствует комиссия, рассматривающая заявки на включение домов в указанную программу.
Как следует из материалов дела, 12.09.2008 года ЖСК «Юбилейный» в администрацию была подана Заявка о включении в муниципальную программу капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска жилого дома № 6/1 по ул. Лежена.
Письмами от 06.11.2008г., 14.11.2008г. администрация сообщила заявителю, что указанный дом в муниципальную программу на 2009 год не включен.
12.02.2010г. ЖСК «Юбилейный» в целях проверки обоснованности не включения заявки ЖСК в муниципальную адресную программу обратился в администрацию с заявлением о предоставлении кооперативу копий протоколов (в полном объеме с заявлениями и заявками) заседаний комиссии по отбору заявок на участие в муниципальной адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска в 2008-2009 годах, так как представитель ЖСК «Юбилейный» на заседания комиссий не приглашался.
Не получив ответ на свое заявление, 15.04.2010г. кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в дело доказательства, выслушав выступления представителей сторон, проанализировав действующее законодательство, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из статьи 13 Гражданского кодекса РФ и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, распространяется действие Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закон № 8-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 названного Закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации; пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В силу статьи 8 Закона № 8-ФЗ пользователь информацией имеет право:
1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;
4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации.
В данном случае ЖСК «Юбилейный» в соответствии со статьей 18 Закона № 8-ФЗ обратился в администрацию с заявлением о предоставлении кооперативу копий протоколов (в полном объеме с заявлениями и заявками) заседаний комиссии по отбору заявок на участие в муниципальной адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска в 2008-2009 годах, которое в силу пункта 6 статьи 18 Закона подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.
Порядок предоставления информации установлен в статье 19, а основания, исключающие возможность предоставления информации, в статье 20 названного Закона.
В данном случае, заявителем ни на момент обращения в арбитражный суд, ни в ходе рассмотрения дела ответ на запрос о предоставлении запрашиваемой информации так и не был получен.
Довод заинтересованного лица о том, что он не является органом, обладающим спорной информацией, не принимается судом во внимание, исходя из следующего.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 данного Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу пункта 1 части 2 статьи 15 названного Закона региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов должна содержать перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на проведение капитального ремонта и которые включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы.
Муниципальная адресная программа «О капитальном ремонте многоквартирных домов в городе Новосибирске» на 2008 год, утверждена постановлением мэра города Новосибирска от 17.04.2008 № 301.
Постановление мэрии города Новосибирска от 27.02.2009 № 68 утверждена ведомственная целевая муниципальная адресная программа города Новосибирска «О капитальном ремонте многоквартирных домов в 2009 году».
Приказом первого заместителя мэра города Новосибирска от 04.09.2008 № 42-од «О формировании муниципальных адресных программ по проведению капитального ремонта и переселению из аварийных многоквартирных домов в городе Новосибирске в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ» (далее - Приказ № 42-од) утверждены Порядок рассмотрения заявок о включении многоквартирных домов в адресный перечень муниципальной адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в городе Новосибирске, Условия предоставления субсидий для капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 2.1. названного Порядка заявки подаются в Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии г. Новосибирска с приложением соответствующих документов, при этом в силу пункта 2.2. Порядка заявки должны быть предварительно согласованы в администрации района, в случае отсутствия согласования администрации района заявка не принимается.
Для соответствующих согласований в силу пункта 4.1. Приказа № 42-од главы администраций районов города Новосибирска обязаны в трехдневный срок назначить своим приказом уполномоченных представителей администрации для рассмотрения и согласования заявок о включении в муниципальную адресную программу проведения капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска в 2009 году.
Как следует из содержания из писем администрации от 06.11.2008г. № 362/10-20, от 14.11.2008г. № 3-367 отбор заявок проводился комиссией с составе специалистов администрации, управляющих компаний и депутатов городского Совета под председательством главы администрации В.А. Кривушина. Отбор производился путем ранжирования (установления очередности, приоритета в порядке следования) многоквартирных домов и набора такого их количества, чтобы суммарный объем работ набранных многоквартирных домов соответствовал объему финансирования текущей заявки муниципального образования из всех источников. Списки домов, которые включены в адресный перечень, формировались в администрации района на конкурентной основе.
Таким образом, комиссией, сформированной администраций, производился отбор заявок на участие в муниципальной адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска, соответственно, администрация обязана располагать соответствующими протоколами заседаний комиссии, с запросом о предоставлении которых обратился заявитель к заинтересованному лицу.
Исходя из изложенного суд пришел к выводу, что администрация в нарушения требований Закона № 8-ФЗ необоснованно не предоставила заявителю запрашиваемые сведения, касающиеся заседаний комиссии по отбору заявок на участие в муниципальной адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска в 2009 году.
Вместе с тем суд считает возможным отказать заявителю в требовании, касающемся отбора заявок на участие в муниципальной адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска в 2008 году, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 Муниципальной адресной программы «О капитальном ремонте многоквартирных домов в городе Новосибирске» на 2008 год, утвержденной постановлением мэра города Новосибирска от 17.04.2008 № 301, прием заявок в установленном порядке осуществлялся в период с 01.01.2008г. по 25.03.2008г., формирование перечня многоквартирных домов окончено 05.04.2008г., тогда как в данном случае заявка ЖСК «Юбилейный» о включении в муниципальную программу капитального ремонта многоквартирных домов города Новосибирска жилого дома № 6/1 по ул. Лежена была подана 12.09.2008 года.
Кроме того, из представленных в материалы дела писем администрации следует, что заявка кооператива была рассмотрена при формировании адресного перечня капитального ремонта на 2009 год.
Исходя из изложенного суд считает подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в не предоставлении ЖСК «Юбилейный» копий протоколов (в полном объеме с заявлениями и заявками) заседаний комиссии по отбору заявок на участие в муниципальной адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска в 2009 году.
При рассмотрении заявления кооператива о возмещении судебных расходов, суд считает его подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно нормам статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, в силу статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Обществом заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 4 000 рублей, в которые включены в соответствии с договором об оказании юридических услуг №022/юу от 05.04.2010г. составление искового заявления, представление интересов ТСЖ «Юбилейный» в Арбитражном суде Новосибирской области.
Суд, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные заявителем доказательства, установил, что общество подтвердило фактически произведенные им расходы на услуги представителя в сумме 4 000 рублей, представив в обоснование произведенных расходов договор об оказании юридических услуг №022/юу от 05.04.2010г., платежное поручение № 166 от 25.04.2010г.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 № 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 3 Информационного письма от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвоката и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах», лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Учитывая характер рассматриваемого спора и категорию дела, объем доказательной базы, количество судебных заседаний, отсутствие доказательств, свидетельствующих о чрезмерности заявленных расходов, расходы на оплату услуг представителя в размере 4000 рублей подлежат взысканию с администрации.
Из пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 117 следует, что с 01.01.2007г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
Таким образом, уплаченная заявителем госпошлина в размере 2000 рублей также подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу ЖСК «Юбилейный».
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 24.05.2010г. до 26.05.2010г.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Администрации Дзержинского района г. Новосибирска, выразившееся в не предоставлении Жилищно-строительному кооперативу «Юбилейный» копий протоколов (в полном объеме с заявлениями и заявками) заседаний комиссии по отбору заявок на участие в муниципальной адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска в 2009 году.
Обязать Администрацию Дзержинского района г. Новосибирска предоставить Жилищно-строительному кооперативу «Юбилейный» в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу копии протоколов (в полном объеме с заявлениями и заявками) заседаний комиссии по отбору заявок на участие в муниципальной адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов г. Новосибирска в 2009 году.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Администрации Дзержинского района г. Новосибирска в пользу Жилищно-строительного кооператива «Юбилейный» судебные расходы в сумме 6 000 рублей, из них: 2 000 рублей расходы по уплате госпошлины, 4 000 рублей расходы на оплату услуг представителя. Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Судья Т.В. Абаимова