НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новосибирской области от 26.01.2022 № А45-29089/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск Дело № А45-29089/2021

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 2 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Новосибирской области, г. Новосибирск о привлечении индивидуального предпринимателя Герчиу Оксаны Васильевны, г. Новосибирск (ОГРНИП: 321547600063671, ИНН: 540450987403), к административной ответственности, предусмотренной ч.2 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях,

при участии представителей:

заявителя: Эртель В.А., удостоверение;

ответчика: Герчиу О.В., лично, паспорт,

установил:

Прокуратура Новосибирской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Герчиу Оксаны Васильевны (далее – ответчик, ИП Герчиу О.В.) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено по существу после окончания предварительного судебного заседания и перехода в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Прокуратурой Октябрьского района города Новосибирска проведена проверка соблюдения ИП Герчиу О.В. требований законодательства при эксплуатации надувного игрового оборудования.

Проверкой установлено, что ИП Герчиу О.В. является владельцем и эксплуатантом аттракциона детского надувного батутного комплекса «Пират» размером 6*10*10м, который расположен по адресу: г.Новосибирск, ул. В.Высоцкого, 45/1 место №ВП2, на основании договора аренды №01-05/2021-ВП2 от 01.05.2021.

В ходе проведения прокуратурой района проверки соблюдения ИП Герчиу О.В. требований безопасности при эксплуатации надувного игрового оборудования установлено, что журнал ведется не в полном объеме и не форме, установленной требованиями ГОСТ. Так, ИП Герчиу О.В. в журнале не отражаются сведения о контрольных проверках, пробном цикле функционирования.

Кроме того, ИП Герчиу О.В. не ведутся разделы журнала «Общие сведения» в связи с чем отсутствуют сведения о наименовании изделия, заводских номерах оболочки и вентилятора, наименовании предприятия - изготовителя изделия и сведения о владельце, администраторе/операторе.

В ходе проведения проверки установлено, что у ИП Герчиу О.В. на основании срочного трудового договора от 01.05.2021 № 25 в должности оператора аттракциона трудоустроен Рябов И.С., который не имеет группу II по электробезопасности.

Таким образом, ИП Герчиу О.В. при организации деятельности по оказанию населению, в том числе несовершеннолетним, услуг с использованием надувных аттракционов допустила к эксплуатации оборудования работника, не обладающих необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эксплуатировать аттракционы таким образом, чтобы исключить опасности и риски причинения вреда здоровью граждан, обеспечить защиту посетителей от падения, ошибок, нарушения правил эксплуатации оборудования, что входит в обязанности оператора (пункты 4.2, 4.3,8.9.8 ГОСТа). Установленные нарушения зафиксированы актом проверки от 20.07.2021.

Выявив в действиях индивидуального предпринимателя Герчиу Оксаны Васильевны состав административного правонарушениях, предусмотренного ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ, постановлением от 28.09.2021 возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ постановление и материалы дела об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 ст. 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, обеспечивающие проведение государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективная сторона заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица и юридические лица.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности.

В силу положений ч.1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено, что технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В соответствии с ч.1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования государственных стандартов, связанных с защитой жизни или здоровья граждан, подлежат обязательному исполнению.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.08.2013 №542-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 55515-2013 «Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации» (далее - ГОСТ), который устанавливает требования к надувному игровому оборудованию в целях снижения уровня риска причинения вреда посетителям, зрителям, персоналу.

В соответствии с п. 5.8. ГОСТ эксплуатант должен иметь и вести внутреннюю документацию установленного образца (журналы), необходимую для подтверждения выполнения процедур эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования. Форма журнала в соответствии с Приложением Б утверждена ГОСТ.

Согласно ГОСТ журнал имеет следующие разделы: «Общие сведения», «Учет проверок, сборки, установки и допуска оборудования к эксплуатации», «Сведения об эксплуатации», «Учет технического обслуживания», «Учет ремонта оборудования»,

В соответствии с формой журнала учета эксплуатации надувного оборудования в разделе журнала «Общие сведения» эксплуатантом должны указываться наименование изделии, заводские номера оболочки и вентилятора, наименование предприятия - изготовителя изделия и сведения о владельце, администраторе и операторе.

Кроме того, в журнале должны быть внесены данные учета контрольных проверок, пробных циклов функционирования, допуску к эксплуатации, сведения о техническом обслуживании оборудования, его ремонте.

Также согласно п. 7.12.2. ГОСТа проверки аттракциона должны выполняться ежедневно. Результаты проверок должны быть занесены в журнал.

Согласно требованиям ГОСТа журнал должен вестись с момента передачи владельцу надувного оборудования изготовителем или продавцом.

Эксплуатант должен иметь документированные процедуры по обращению, ведению и заполнению внутренней документации.

Эксплуатант должен обеспечить учет и хранение эксплуатационной и внутренней документации.

В ходе проведения прокуратурой района проверки соблюдения ИП Герчиу О.В. требований безопасности при эксплуатации надувного игрового оборудования установлено, что журнал ведется не в полном объеме и не форме, установленной требованиями ГОСТ. Так, ИП Герчиу О.В. в журнале не отражаются сведения о контрольных проверках, пробном цикле функционирования.

В соответствии с требованиями пункта 7.12.1 ГОСТ после установки оборудования осуществляются контрольные проверки для оценки:

- правильности монтажа;

- правильности установки всех элементов, имеющих отношение к безопасной эксплуатации;

- правильности расположения и фиксацию ограждения;

- чистоты поверхности вокруг оборудования;

- внешних погодных условий и их допустимость для эксплуатации оборудования;

- минимальных расстояний от ограждения;

- правильности расположения электрооборудования и отсутствие опасности дотянуться до него или споткнуться;

- правильности крепления соединительного рукава к вентилятору, устойчивость вентилятора;

- соответствия установленного вентилятора (производительность, давление) требованиям эксплуатационной документации;

- закрытие и фиксацию рукавов для выпускания воздуха;

- отсутствия износа, деформации и повреждений швартовочных элементов, петель и устройств фиксации;

- правильности крепления, натяжение и отсутствие слабины в швартовочных элементах, фиксирующих узлы крепления, расположенные вдоль основания;

- наличия ударопоглощающего покрытия и его соответствие рекомендациям, представленным в эксплуатационной документации;

- принятых мер для предотвращения доступа посторонних лиц к оборудованию с любого направления.

Результаты указанных проверок должны быть занесены в журнал (п.7.12.2.1 ГОСТ).

Далее после проведения контрольных проверок производится пробный цикл работы оборудования в режиме эксплуатации без посетителей согласно эксплуатационной документации (п. 7.12.8 ГОСТ). Только после завершения пробного цикла можно сделать вывод о том, что оборудование готово к дальнейшей эксплуатации и приему посетителей при отсутствии неисправностей и нарушений в его функционировании.

Аналогичные проверки должны выполняться ежедневно (п. 7.12.2 ГОСТ).

Таким образом, на ИП Герчиу как на эксплуатанте надувного оборудования, лежит обязанность по выполнению вышеизложенных требований указанных стандартов, и, соответственно, по принятию мер по снижению рисков причинения вреда посетителям, зрителям и персоналу надувного игрового оборудования.

ИП Герчиу не исполнило установленные требования ГОСТ Р 55515-2013 в части соответствующих целей, предусмотренных частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 №84-ФЗ «О техническом регулировании», своевременно не обеспечило наличие всей необходимой информации в эксплуатационных документах, позволяющей обеспечить безопасность всех процессов эксплуатации в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации.

С учетом изложенного, в отсутствие надлежащей эксплуатационной документации на надувной батут эксплуатант не может обеспечивать безопасность посетителей, зрителей, персонала в течение всего периода использования батута по назначению, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Кроме того, ИП Герчиу О.В. не ведутся разделы журнала «Общие сведения» в связи с чем отсутствуют сведения о наименовании изделия, заводских номерах оболочки и вентилятора, наименовании предприятия -изготовителя изделия и сведения о владельце, администраторе/операторе.

Согласно п. 6.1. ГОСТ эксплуатацию оборудования должен осуществлять работник эксплуатанта, прошедший соответствующую подготовку.

Ученик оператора, претендующий на должность оператора оборудования, должен быть не моложе 18 лет и не иметь медицинских противопоказаний по состоянию здоровья, препятствующих работе на данном оборудовании.

Ученик оператора должен пройти подготовку, стажировку и аттестацию.

Порядок организации подготовки, стажировки и аттестации установлен Приложением В к ГОСТу, (п.6.6-6.8 ГОСТа).

Проведение подготовки, стажировки и аттестации должно быть документально оформлено (п.2.2.9 Приложения В к ГОСТу).

Работнику, прошедшему аттестацию выдается удостоверение оператора.

Кроме того, ученик оператора, претендующий на присвоение должности оператора оборудования, должен иметь группу II по электробезопасности (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Министерства энергетики №6 от 13.01.2003).

В ходе проведения проверки установлено, что у ИП Герчиу О.В. на основании срочного трудового договора № 25 от 01.05.2021 в должности оператора аттракциона трудоустроен Рябов И.С., который не имеет группу II по электробезопасности.

Согласно п.6.1 ГОСТ эксплуатацию оборудования должен осуществлять работник эксплуатанта, прошедший соответствующую подготовку.

Согласно пункту 6.7 ГОСТ ученик оператора, претендующий на присвоение должности оператора оборудования, должен иметь II группу но электробезопасности в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 №6 (далее - ПТЭЭП).

В соответствии с п. 1.1.2 ПТЭЭП правила распространяются на организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением свыше 1000 В.

Согласно п. 1.4.3 ПТЭЭП перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, утверждает руководитель потребителя. Обслуживание электротехнологических установок (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), а также сложного энергонасыщенного производственно-технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприемников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехнологический персонал.

Он должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки.

Электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому; в техническом отношении он подчиняется энергослужбе потребителя.

В соответствии с п.2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 №903н (далее - Правила), работники, относящиеся к электротехническому и электротехнологическому персоналу, должны пройти проверку знаний требований Правил и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности и профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности, требования к которой предусмотрены приложением №1 к Правилам.

Требования Правил, установленные для работников из числа электротехнического персонала, являются обязательными и для работников из числа электротехнологического персонала.

Учитывая изложенное, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, суд считает доказанным наличие в действиях ИП Герчиу О.В. объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Суд, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, отсутствие доказательств наличия отягчающих ответственность обстоятельствах, привлечение к административной ответственности впервые (иного из материалов дела не следует), с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4- П и руководствуясь положениями частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд посчитал возможным назначить административное наказание ниже низшего предела, установленного санкциями ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Реквизиты получателя штрафа:

УФК по Новосибирской области (Прокуратура Новосибирской области, л/с 04511134810), ИНН 5406010055, КПП 540601001; Банк получателя: СИБИРСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ/УФК по Новосибирской области г.Новосибирск, БИК банка 015004950, Кор/с 40102810445370000043, р/с 03100643000000015100, КБК 1 16 01141 01 9002 140).

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя Герчиу Оксану Васильевну, г. Новосибирск (03.05.1984 года рождения, место рождения: г.Алдан Якутской АССР зарегистрирован по адресу: г. Новосибирск, ул. Татьяны Снежиной, д.25/1, кв. 73, ОГРНИП: 321547600063671, ИНН: 54045987403) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 АПК РФ.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесятидневного срока суд направит настоящее решение судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ).

Судья Е.А. Нахимович