АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, г.Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, http://novosib.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
24 марта 2010 года Дело № А45-2579/2010
г. Новосибирск
Резолютивная часть решения принята 22.03.2010.
Полный текст решения изготовлен 24.03.2010.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Т.Г. Майковой, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новосибирска,
к заинтересованному лицу Хозяйственному управлению мэрии города Новосибирска,
о взыскании 22943,45 руб.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
заявителя – ФИО1, доверенность от 18.03.2010,
от заинтересованного лица – не явился, извещен.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новосибирска (далее – заявитель, инспекция) обратилась в суд с заявлением к Хозяйственному управлению мэрии города Новосибирска (далее – заинтересованное лицо, учреждение) о взыскании 22943,45 руб.
В ходе судебного заседания объявлялся перерыв с 16.03.2010 до 09 часов 20 минут 22.03.2010.
Представитель заявителя просил удовлетворить требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения спора по последнему известному суду адресу (почтовое уведомление №68818 от 09.03.2010), явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыва и возражений на заявленное требование не предоставило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства дела.
Инспекцией проведена налоговая проверка в ходе, которой установлено несвоевременное предоставление декларации по земельному налогу за 2008 год, о чем составлен акт №1029 от 26.03.2009.
Учреждение решением №1135 от 20.05.2009, привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 22943,45 руб.
Названным решением заинтересованному лицу предложено в добровольном порядке уплатить сумму штрафа, требование оставлено без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд считает требование подлежащим удовлетворению в части, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (п. 1, 2 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следуя п. 1 ст. 398 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.
Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу (п. 2 ст. 398 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п.3 ст.398 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следуя ст. ст. 23, 80 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны своевременно уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговые органы декларации по налогам, которые они обязаны уплачивать в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Фактически налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год, представлена 19.02.2009, следовательно, с нарушением срока.
При этом, арбитражный суд считает необходимым уменьшить сумму штрафа, основываясь на следующем.
На основании статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 Налогового кодекса Российской Федерации. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (п. 4 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статья 112 Налогового кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень обстоятельств, смягчающих ответственность. Следовательно, в компетенцию арбитражного суда как и в компетенцию налогового органа входит установление обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, так как приведенный в пункте 1 статьи 112 Кодекса перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, любые иные обстоятельства могут быть признаны судом смягчающими ответственность.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.
Исходя из изложенного, суд обязан при наличии смягчающих обстоятельств уменьшить размер взыскиваемого штрафа. Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика и устанавливать размер, в том числе и кратность снижения налоговых санкций, установленных законом, предоставлено суду.
Суд считает, что в данном случае имеются смягчающие вину обстоятельства, а именно, недоимка по земельному налогу отсутствует, заинтересованное лицо является некоммерческой организацией.
В результате оценки указанных выше заявителем обстоятельств, с точки зрения их влияния на совершенное налогоплательщиком правонарушение, суд делает вывод о возможности снижения налоговых санкций до суммы 500 руб.
Учитывая вышеизложенное, заявление инспекции в части взыскания штрафа в сумме 22443,45 руб. подлежит отклонению.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заинтересованного лица подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 216 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
решил:
Взыскать с Хозяйственного управления мэрии города Новосибирска (место нахождения: Красный проспект, 34, <...>, ОГРН <***>) в доход бюджета штраф в сумме 500 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение одного месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Судья Т.Г. Майкова