НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новосибирской области от 21.10.2009 № А45-15886/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Новосибирск Дело № А45-15886/2009

"11" ноября 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2009 года

Решение изготовлено в полном объеме 11 ноября 2009 года

Арбитражный суд Новосибирской области

в составе:

судьи Мануйлова В.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Мануйловым В.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   ООО «Грузовые автомобили»

к   1.  Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска

2. Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области

о признании недействительным ненормативного акта

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.09.09.

от заинтересованного лица – 1. ФИО2 по доверенности от 11.01.09.

2. ФИО3 по доверенности от 10.11.08.

установил:

ООО «Грузовые автомобили» обратилось с заявлением в суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска и УФНС России по НСО с требованиями:

1) признать недействительным решение ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска № 8507 от 03.04.2009 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2) Признать недействительным решение УФНС России по НСО № 405 от 29.06.2009 года об оставлении без удовлетворения апелляционной жалобы.

Заявитель согласно ст. 49 АПК РФ заявил об отказе от требований в части признания недействительным решения УФНС России по НСО № 405 от 29.06.2009 года.

Заявитель в обоснование требований ссылается на то, что решение ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска № 8507 от 03.04.2009 года не соответствует налоговому законодательству по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик, ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска, требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на их необоснованность и неправомерность.

Суд, выслушав стороны, рассмотрев и проверив представленные материалы, считает требования подлежащими удовлетворению.

Как видно из материалов дела налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации ООО «Грузовые автомобили» по НДС за 3 квартал 2008 года.

По результатам проверки вынесено решение № 8507 от 03.04.2009 года о привлечении ООО «Грузовые автомобили» к ответственности за совершение налогового правонарушения, оспариваемое заявителем.

Спорным решением ООО «Грузовые автомобили» предложено уплатить неполностью уплаченный НДС в размере 538 620 рублей, пени в размере 30 465 рублей 73 копейки, а также общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 п. 1 НК РФ в виде штрафа в размере 106 707 рублей.

В судебном заседании обстоятельства, изложенные заявителем в обоснование заявленных требований, нашли свое подтверждение, документально обоснованы.

Как видно из материалов дела, заявитель осуществлял услуги по транспортировке автомобильным транспортом экспортируемых из Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию товаров.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 данного пункта. Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками.

Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов при реализации работ (услуг), указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, приведен в пункте 4 статьи 165 НК РФ.

В числе этих документов налогоплательщик должен представить в налоговый орган контракт, заключенный с российским, либо иностранным лицом на выполнение работ (услуг), копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ (ввоз товаров на таможенную территорию РФ в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса). Положения подпункта 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.

Налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в оспариваемом решении требует проставления отметок таможенных органов в соответствии с Приказом ГТК России №1356 от 28.11.2003 года. Пункт 3 Инструкции раскрывает область ее применения: Настоящая Инструкция применяется при декларировании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами для коммерческих целей (далее - декларанты), либо декларировании от их имени таможенным брокером (представителем) товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также при изменении их таможенного режима... ООО «ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ» не являлись декларантами каких-либо товаров, выполняя всего лишь функции перевозчика. Более того, в соответствии с правилами п.п. Д) п.З Инструкции: Инструкция не применяется при осуществлении таможенного оформления товаров:

-при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации;

-при их убытии с таможенной территории Российской Федерации;

- при их перевозке в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита;

- при их временном хранении.

Однако, рассматриваемые спорные перевозки произведены именно с применением процедуры внутреннего таможенного транзита. Данный факт документально подтверждается «Свидетельствами о завершении внутреннего таможенного транзита», которые выданы органами ГТК РФ на каждую спорную CMR накладную и «Подтверждением о прибытии». Указанные документы, наряду с отметками грузополучателя в CMR о получении груза, свидетельствуют об исполнении перевозчиком обязанностей по договору международной перевозки грузов.

Как следует из материалов дела, текста оспариваемых решений, налоговым органом признаны не соответствующими п.п.4 п.4 ст.165 НК РФ, следующие копии международных товарно-транспортных накладных (CMR): - №№ LV-0604949, LV-005224, LV-026002, LV-001281, LV-0523291, LV-001326, LV-028065, LV-027551, LV-000107, 0991424, 0991425, 2506-6V/8, 0911464.

Названные копии транспортных, товаросопроводительных документов, по мнению Инспекции, составлены с нарушением п.п.4 п.4 ст.165 НК РФ Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не содержат отметок внутренней таможни «товар вывезен», подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию РФ при транспортировке через Республику Беларусь, и проставляемых в соответствии с п. 70 Инструкции о действиях лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003г. №1356 и п. 21 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденного Приказом ФТС России от 18.12.2006г. №1327.

Суд считает вывод налогового органа о несоответствии документов НК РФ необоснованным, а представленные Обществом вышеперечисленные международные товарно-транспортные накладные составленными в соответствии с пп. 4п.4 ст.165 НК РФ исходя из следующего.

Транспортировка импортируемого товара производилась грузоперевозчиком в Российскую Федерацию транзитом через территорию Республики Беларусь.

С Республикой Беларусь Российская Федерация имеет единое экономическое пространство в соответствии с Указом Президента РФ №525 от 25 мая 1995 г. «Об отмене таможенного контроля на границе Российской федерации и Республики Беларусь» и в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.1995 N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации N 525, таможенный контроль подлежит отмене в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь.

Согласно статье 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

С целью развития экономических отношений и формирования единого таможенного режима 06.01.1995г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Соглашение о Таможенном союзе).

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения о Таможенном союзе стороны отменили таможенный контроль на общей границе при безусловном обеспечении надежного таможенного контроля на своих внешних границах, что предусматривает отмену проставления отметки «Товар вывезен» в момент пересечения товаром границы государства - участника Таможенного союза.

Ссылка налогового органа на п. 70 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России № 1356 от 28.11.2003 в обоснование непринятия возражений налогоплательщика по акту проверки не принимается судом, поскольку данная Инструкция не закрепляет обязательность наличия на представляемом в налоговый орган налогоплательщиком для применения ставки 0 процентов товаросопроводительном документе штампа «выпуск разрешен». Указанная Инструкция не относится к актам законодательства о налогах и сборах и регламентирует действия лиц таможенных органов при декларировании и выпуске товаров.

С 13.03.2007г. действует утвержденный приказом Федеральной таможенной службы России от 18.12.2006 N 1327 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.02.2007 N 8903) Порядок действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. (далее- Порядок).

Согласно пункту 11 указанного Порядка, подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации производится уполномоченными должностными лицами таможенного поста либо таможни (в случае, если начальником таможни принято решение о делегировании полномочий по подтверждению фактического вывоза товаров структурному подразделению таможни), в регионе деятельности которых находится место убытия товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Данный Порядок не применяется в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации (ввозимых в Российскую Федерацию) через российско-белорусский участок государственной границы Российской Федерации (пункт 20 Порядка).

В настоящее время в целях реализации пункта 20 Порядка и в соответствии с письмом ФТС от 06.06.2007 N 01-06/21095 подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации через границу с Республикой Белоруссия в третьи страны должно производиться таможенными органами, в которых осуществлялось таможенное оформление товаров, только по запросам налоговых органов. Такие запросы налоговых органов должны быть оформлены в соответствии со статьей 13 Соглашения от 14.07.2005 «О сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы».

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации) производится таможенными органами на основании обращений лиц, указанных в пункте 3 Порядка.

В пункте 3 Порядка приведен перечень лиц, по обращениям которых либо их уполномоченных представителей, таможенные органы производят подтверждение фактического вывоза (ввоза) товаров. При этом в указанном перечне не поименованы российские организации или индивидуальные предприниматели, выполняющие (оказывающие) предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров и иные подобные работы (услуги), за исключением случая, когда указанные лица выполняют (оказывают) данные работы (услуги) в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

Таким образом, положения Порядка не предусматривают подтверждение таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров по обращениям российских организаций или индивидуальных предпринимателей, выполняющих (оказывающих) вышеуказанные работы (услуги), в связи с чем, данные налогоплательщики не имеют возможности в установленном Налоговом кодексом порядке подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по реализации указанных работ (услуг).

Кроме того, все экземпляры товаросопроводительных документов в отношении реализации услуг по транспортировке товаров содержат отметки, позволяющие установить фактическое предоставление услуг по ввозу товаров на территорию РФ: отметки грузополучателя, отметки «Выпуск разрешен» и «Товар поступил» Екатеринбургской и Новосибирской таможен.

Наличие на CMR накладных отметки «Товар поступил», «Выпуск разрешен» не оспаривается налоговым органом.

Также следует отметить следующее:

по контракту с ООО «Сибимпорт» в отношении перевозки по CMR-накладной №LV-0604949

по контракту с ЗАО «НовЭЗ» №46 от 08.07.2005 г. в отношении перевозки по CMR-накладной №0922066,

по контракту с ООО «Стройагро Плюс» б/н от 25.04.2008 г. в отношении перевозки по CMR-накладной №0916276 (А) и (В),

по контракту с ОАО «ВентКомплекс» б/н от 09.06.2006 г. в отношении перевозки по CMR-накладной №2506-6V/8

согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке,  организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров,выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями. Данная норма означает, что налоговая ставка 0% применяется не только к фактическим перевозчикам, но и к лицам, оказывающим услуги по организации перевозок - экспедиторам. ООО «ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ» по CMR-накладной №LV-0604949 выступал в качестве организатора перевозки (экспедитора), что подтверждается договором №24 на оказание услуг по организации международных перевозок грузов (экспедиционные услуги), заявкой от 14.05.2008 г., договорами с ЗАО «НовЭЗ» №46 от 08.07.2005 г., ООО «Стройагро Плюс» б/н от 25.04.2008 г., ОАО «ВентКомплекс» б/н от 09.06.2006 г. Соответственно, налогоплательщик имеет право применить налоговую ставку 0% НДС, как лицо, оказавшее услуги по организации и сопровождению вывозимого за пределы РФ товара.

При принятии решения суд исходит также из того, что налоговым органом не оспаривается факт оказания заявителем услуг по перевозке экспортируемых и импортируемых грузов и поступление валютной выручки на счет заявителя за оказанные услуги. Факты оказания услуг по перевозке грузов и поступления валютной выручки подтверждаются материалами дела.

Также налогоплательщиком представлены в материалы дела свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита с подтверждением о прибытии, в которых имеются ссылки на CMR, что свидетельствует об оказании услуг по транспортировке груза в режиме международной перевозки.

Исходя из имеющихся отметок таможенных органов на CMR накладных суд приходит к выводу, что проставленные отметки в совокупности с наличием свидетельств о завершении внутреннего таможенного транзита подтверждают факты ввоза товара на территорию РФ, свидетельствуют о фактическом пересечении товаром государственной границы РФ и о прибытии товаров в пункт назначения, что является, в настоящем случае достаточным для подтверждения ввоза (вывоза) товара.

Заявитель самостоятельно направлял запросы в таможенные органы с просьбой подтвердить факта вывоза, ввоза товаров, на которые таможенными органами даны ответы об отказе в подтверждении фактического ввоза товаров со ссылкой на Приказ ФТС от 18.12.2006 №1327 и рекомендовано обратиться в налоговый орган.

В настоящее время в целях реализации пункта 20 Порядка утвержденного на основании Приказа Федеральной таможенной службы России №1327 и в соответствии с письмом ФТС от 06.06.2007 №01-06/21095 Федеральная налоговая служба в письме от 05 июля 2007 г. № ШТ-6-03/532 «О подтверждении вывоза товаров через территорию Республики Беларусь» разъяснено, что: в целях получения информации о количестве и дате фактически вывезенных товаровв таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, а именно Республикой Беларусь, на которой таможенный контроль отменен, налоговые органы направляют запрос в таможенные органы Российской Федерации,которые производили таможенное оформление товаров, вывезенных из Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в Соглашение о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы от 14.07.2005 (далее - Соглашение), вывоз товаровиз Российской Федерации в третьи страны через территорию Республики Беларусь считается основанием для направления запросов в таможенные органы в вышеуказанных целях. Налоговые органы оформляют запросы в таможенные органы в соответствии с требованиями статьи 13 Соглашения.

Суд пришел к выводу о том, что заявителем представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ для подтверждения правомерности применения налоговой ставки "0" процентов при реализации услуг по перевозке грузов в режиме экспорта и импортируемых из РФ.

Учитывая, что налогоплательщиком в подтверждение права на налоговый вычет представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации, а также, что судом признано правомерным применение налогоплательщиком ставки НДС 0 %, суд признает обоснованными доводы заявителя о неправомерности отказа в возмещении НДС.

С учетом установленных доказательств возражения ответчика, ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска, против иска судом не могут быть приняты во внимание как обоснованные.

Дело по заявлению в части признания недействительным решения УФНС России по НСО № 405 от 29.06.2009 года подлежит прекращению производством согласно ст. 150 п.4 АПК РФ ввиду отказа заявителя от требований в этой части.

Госпошлина по делу подлежит взысканию с ответчика, ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска, согласно ст. 110 АПК РФ в сумме 3 000 рублей (2 000 рублей по иску, 1 000 рублей по обеспечительным мерам), Налоговый кодекс РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты госпошлины по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика.

Госпошлина по делу по требованию к УФНС России по НСО в сумме 2 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета согласно ст. 104 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 150 п. 4, 167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска № 8507 от 03.04.2009 года о привлечении ООО «Грузовые автомобили» к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Дело в части требований о признании недействительным решения УФНС России по Новосибирской области № 405 от 29.06.2009 года производством прекратить.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска в пользу ООО «Грузовые автомобили» А.С. госпошлину в сумме 3 000 рублей.

Возвратить ООО «Грузовые автомобили» из федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья В.П. Мануйлов