НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новосибирской области от 20.09.2022 № А45-12495/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                               Дело № А45-12495/2022

27 сентября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 27 сентября 2022 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Пахомовой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Теневой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска "Лицей № 12" (ОГРН 1025402461446, ИНН 5406150704), г. Новосибирск

к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1034205004225, ИНН 4200000206), г. Кемерово

при участии в деле 1) Прокуратуры Центрального района г. Новосибирска,

2) Прокуратуры Новосибирской области,

об отмене постановления от 04.04.2022 № 32-034, решения от 29.04.2022 № 10-00-09/1368,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя (посредством веб-конференции): Комарова И.С., доверенность от 04.04.2022 (выдана сроком на 3 года), скан-копия удостоверения адвоката,

заинтересованного лица: Костопралова А.В., доверенность №10 от 31.12.2020 (выдана сроком 31.12.2023), диплом, служебное удостоверение; Петровский А.А., доверенность № 84 от 31.12.2021 (выдана сроком по 31.12.2022), служебное удостоверение,

от прокуратуры Центрального района г. Новосибирска: Цыдыпова Д.Э., доверенность №3 от 06.07.2022, служебное удостоверение,

от Прокуратуры Новосибирской области: Цыдыпова Д.Э., доверенность №724 от 05.07.2022 (выдана сроком на один год), служебное удостоверение,

у с т а н о в и л:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Лицей № 12" (по тексту - заявитель, учреждение, МБОУ города Новосибирска "Лицей № 12") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, управление) об отмене постановления от 04.04.2022 № 32-034, решения от 29.04.2022 № 10-00-09/1368 (далее по тексту - КоАП РФ).

Заявленные требования мотивирует тем, что вмененные постановлением № 32-034 нарушения не подтверждены материалами дела, отсутствует объективная и субъективная сторона вменяемого лицею правонарушения, в связи с чем, применение мер ответственности в виде штрафа, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, незаконно. Более подробно позиция заявителя изложена в заявлении.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Заинтересованное лицо отзывом и представители в судебном заседании с заявленными требованиями не согласны, считают оспариваемое постановление законным, не нарушающим права и интересы заявителя, так как в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения. Более подробно позиция заинтересованного лица изложена в отзыве, в дополнениях к отзыву.

Определениями суда от 15.06.2022, 06.07.2022 к участию в деле привлечены прокуратура Центрального района г. Новосибирска, прокуратура Новосибирской области.

Представитель прокуратуры поддержал позицию заинтересованного лица. Более подробно изложено в возражениях к заявлению.

       Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав фактические обстоятельства по делу с учетом имеющихся в материалах дела документов, судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Из материалов дела следует, что 01.11.2021 сотрудники ООО «НТСК» Игнатов К.В., Малахов И.Б., рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий МБОУ г. Новосибирска «Лицей №12» Ионов И.Б. (трудовой договор от 07.09.2021) находились в подвальном помещении МБОУ г. Новосибирска «Лицей №12», расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, 10, где осуществляли осмотр помещения теплоузла, расположенного в здании.

В ходе проведения указанными лицами осмотра произошло обрушение перекрытия помещения, в результате чего указанные лица упали в горячую воду, находившуюся под перекрытием, получив телесные повреждения. Впоследствии в результате полученных повреждений скончались.

02.11.2021 старшим следователем ЖМСО СУ СК РФ по Новосибирской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 293 УК РФ, по факту халатности.

В прокуратуру района из прокуратуры г. Новосибирска поступили поручения от 02.11.2021, 16.11.2021 о проведении проверки по факту провала 3 человек в МБОУ г. Новосибирска «Лицей №12».

Прокуратурой Центрального района г. Новосибирска проведена проверка соблюдения МБОУ города Новосибирска «Лицей №12» Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее -Правила).

10.12.2021 помощником прокурора  Центрального района г. Новосибирска с участием заместителя отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора в здании лицея по адресу: г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, 10, выполнен осмотр тепловой энергоустановки: трубопроводов тепловой сети 2 Ду 125; 2 Ду100 от входа в здание МБОУ «Лицей №12» до индивидуального теплового пункта (далее - ИТП), включая все входящее оборудование (теплообменник, группа насосного оборудования, запорная арматура, узел учета тепловой энергии).

В ходе проверки обнаружены нарушения в эксплуатации тепловой энергоустановки, а именно: 1) Отсутствует утверждённый температурный график, согласованный с ресурсоснабжающей организацией, вывешенный в тепловом узле. В соответствии с пунктом 6.2.1 Правил при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе;  2) Отсутствует тепловая изоляция на запорной арматуре и трубопроводах Ду 50, проходящих по помещению в соответствии с пунктом 6.2.25. Правил, при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и неплотности; выявлять и  восстанавливать  разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; удалять скапливающуюся в каналах и камерах воду и предотвращать попадание туда грунтовых и верховых вод; отключать неработающие участки сети; своевременно удалять воздух из теплопроводов через воздушники, не допускать присоса воздуха в тепловые сети, поддерживая постоянно необходимое избыточное давление во всех точках сети и системах теплопотребления; поддерживать чистоту в камерах и проходных каналах, не допускать пребывания в них посторонних лиц; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети; осуществлять контроль за коррозией.

        3) По результатам документарной проверки установлено, что участок тепловой сети от входной запорной арматуры Ду 100 до узла элеваторного присоединения и теплообменника не проводились испытания на прочность и плотность (отсутствует акт испытания на прочность и плотность данного участка) в соответствии с пунктом 6.2.13. Правил. В процессе эксплуатации все тепловые сети должны подвергаться испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов не позже, чем через 2 недели после окончания отопительного сезона.

         4) По результатам документарной проверки установлено, что не проводились надлежащим образом обходы и осмотры тепловых энергоустановок с отметкой в журнале (в журнале последний осмотр выполнен 15.10.2021 в соответствии с пунктом 6.2.26. Правил, для контроля состояния оборудования тепловых сетей и тепловой изоляции, режимов их работы регулярно по графику проводится обход теплопроводов и тепловых пунктов. График обхода предусматривает осуществление контроля состояния оборудования как слесарями-обходчиками, так и мастером. Частота обходов устанавливается в зависимости от типа оборудования и его состояния, но не реже 1 раза в неделю в течение отопительного сезона и одного раза в месяц в межотопительный период. Тепловые камеры необходимо осматривать не реже одного раза в месяц; камеры с дренажными насосами - не реже двух раз в неделю. Проверка работоспособности дренажных насосов и автоматики их включения обязательна при каждом обходе. Результаты осмотра заносятся в журнал дефектов тепловых сетей. Дефекты, угрожающие аварией и инцидентом, устраняются немедленно. Сведения о дефектах, которые не представляют опасности с точки зрения надежности эксплуатации тепловой сети, но которые нельзя устранить без отключения трубопроводов, заносятся в журнал обхода и осмотра тепловых сетей, а для ликвидации этих дефектов при ближайшем отключении трубопроводов или при ремонте - в журнал текущих ремонтов. Контроль может осуществляться дистанционными методами.

        5) При анализе материалов по показаниям прибора учета тепловой энергии, установленных в МБОУ «Лицей №12», и температуры наружного воздуха в самый холодный период с 01.01.2021 по 28.02.2021 (согласно архивам Гисметео) проведена работа по классификации наличия признаков опасного производственного объекта по температуре, давлению, установлено, что при температуре наружного воздуха -35 С0 температура в подающем трубопроводе была не выше 115 С°, признаков опасного производственного объекта не выявлено, однако, выявлен перегрев по обратной линии, составляющий 81,63 С0 (при максимальной обратной - не выше 70 С°), в соответствии с пунктом 6.2.59. Правил, отклонение фактической среднесуточной температуры обратной воды из тепловой сети не может превышать более чем +5%.

         6) По результатам документарной проверки установлено, что при возникновении инцидента 01.11.2021 специалистами МБОУ «Лицей №12» не использовался заключенный договор на аварийное обслуживание инженерных систем от 01.01.2021 № 50/ОС-21, так как в соответствии с пунктом 2.1.1. Правил эксплуатация осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.

        По результатам проверки составлена справка от 10.12.2021.

        В связи с выявленными нарушениями Прокуратурой Центрального района г. Новосибирска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.12.2021 по статье 9.11 КоАП РФ в отношении МБОУ г. Новосибирска «Лицей № 12», которое с материалами проверки направлено для рассмотрения по подведомственности в Сибирское управление Ростехнадзора.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, в присутствии представителя заявителя, заинтересованным лицом вынесено постановление №32-034 от 04.04.2022, которым  МБОУ города Новосибирска «Лицей №12» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере  20 000 руб.

МБОУ города Новосибирска «Лицей №12», не согласившись с указанным постановлением, обратилось в Ростехнадзор с жалобой, в которой просит постановление отменить.

Решением по жалобе от 29.04.2022 постановление по делу об административном правонарушении от 04.04.2022 № 32-034 оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.

Не согласившись с постановлением и решением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в судебном заседании, оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной правонарушения является нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Субъектом правонарушения являются лица, на которых действующим законодательством возложена обязанность соблюдать указанные выше правила.

         Учреждению в вину вменено нарушение требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003  № 115.

Согласно статье 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

          Судом проанализированы имеющиеся в материалах дела документы, с учетом пояснений представителей сторон, и установлено, что по пункту 1 постановления №32-034 от 04.04.2022 - отсутствует утвержденный температурный график, согласованный с ресурсоснабжающей организацией, вывешенный в тепловом узле. Нарушение пункта 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115. Согласно указанных Правил, тепловой пункт - комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя.

В соответствии с пунктом 6.2.1. Правил при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.

В тепловом пункте, расположенном в обособленном помещении и состоящем из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих управление режимами теплопотребления, происходит подача теплоносителя с расходом и  параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе, в связи с чем, необходимо наличие температурного графика, для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей. Заявителем в момент осмотра проверяющими теплового пункта температурный график не был представлен.

По пункту 2 постановления №32-034 от 04.04.2022 - отсутствует тепловая изоляция на запорной арматуре и трубопроводах Ду 50, проходящих по помещению. Нарушение пункта 6.2.25 Правил. Согласно пункту 6.2.25 Правил при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и неплотности; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; удалять скапливающуюся в каналах и камерах воду и предотвращать попадание туда грунтовых и верховых вод; отключать неработающие участки сети; своевременно удалять воздух из теплопроводов через воздушники, не допускать присоса воздуха в тепловые сети, поддерживая постоянно необходимое избыточное давление во всех точках сети и системах теплопотребления; поддерживать чистоту в камерах и проходных каналах, не допускать пребывания в них посторонних лиц; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети; осуществлять контроль за коррозией.

В нарушение указанных Правил отсутствует тепловая изоляция на запорной арматуре и трубопроводах Ду 50, проходящих по помещению, что подтверждается фотоснимками.

По пункту 3 постановления №32-034 от 04.04.2022 - участок тепловой сети от входной запорной арматуры Ду 100 до узла элеваторного присоединения и теплообменника не проводились испытания на прочность и плотность (отсутствует акт испытания на прочность и плотность данного участка). Нарушен пункт 6.2.13 Правил.

Согласно пункту 6.2.13 Правил в процессе эксплуатации все тепловые сети должны подвергаться испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов не позже чем через две недели после окончания отопительного сезона. В нарушение данных требований заявителем в предусмотренном порядке не проводились испытания на указанном объекте на прочность и плотность для выявления дефектов.

По пункту 4 постановления №32-034 от 04.04.2022 - не проводились надлежащим образом обходы и осмотры тепловых энергоустановок с отметкой в журнале (в журнале последний осмотр выполнен 15.10.2021. Нарушен пункт 6.2.26 Правил.

Согласно пункту  6.2.26 Правил для контроля состояния оборудования тепловых сетей и тепловой изоляции, режимов их работы регулярно по графику проводится обход теплопроводов и тепловых пунктов. График обхода предусматривает осуществление контроля состояния оборудования, как слесарями-обходчиками, так и мастером.

Частота обходов устанавливается в зависимости от типа оборудования и его состояния, но не реже 1 раза в неделю в течение отопительного сезона и одного раза в месяц в межотопительный период. Тепловые камеры необходимо осматривать не реже одного раза в месяц; камеры с дренажными насосами - не реже двух раз в неделю. Проверка работоспособности дренажных насосов и автоматики их включения обязательна при каждом обходе.

Результаты осмотра заносятся в журнал дефектов тепловых сетей.

Дефекты, угрожающие аварией и инцидентом, устраняются немедленно. Сведения о дефектах, которые не представляют опасности с точки зрения надежности эксплуатации тепловой сети, но которые нельзя устранить без отключения трубопроводов, заносятся в журнал обхода и осмотра тепловых сетей, а для ликвидации этих дефектов при ближайшем отключении трубопроводов или при ремонте - в журнал текущих ремонтов. Контроль может осуществляться дистанционными методами.

Довод заявителя о том, что в период с 22.10.21-19.11.21 сотрудник, осуществляющий обход, находился в отпуске, судом отклоняется, поскольку данный факт не является причиной, по которой обходы и осмотры тепловых энергоустановок в предусмотренном Правилами порядке могут не осуществляться.

По пункту 5 постановления №32-034 от 04.04.2022 - при анализе материалов по показаниям прибора учета тепловой энергии установленных в МБОУ «Лицей №12» и температуры наружного воздуха в самый холодный период с 01.01.2021 по 28.02.2021 (согласно архивам Гисметео) проведена работа по классификации наличия признаков опасного производственного объекта по температуре, давлению, установлено, что при температуре наружного воздуха -35° С температура в подающем трубопроводе была не выше 115° С, признаков опасного производственного объекта не выявлено, однако, выявлен перегрев по обратной линии составляющей 81,63° С (при максимальной обратной не выше 70° С). Нарушен пункт  6.2.59 Правил.

В соответствии с пунктом 6.2.59 Правил, температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.

Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более: по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, 3%; по давлению в подающем трубопроводе  -  5%; по давлению в обратном трубопроводе  - 0,2 кгс/см.

Отклонение фактической среднесуточной температуры обратной воды из тепловой сети может превышать заданную графиком не более чем на 5%. Понижение фактической температуры обратной воды по сравнению с графиком не лимитируется.

В период осмотра заявителем представлены отчеты о потреблении тепловой энергии, в ходе которого установлено, что в период с 01.01.2021 по 28.02.2021 выявлен перегрев по обратной линии, составляющей 81,63°С (при максимальной обратной не выше 70°С), что является нарушением пункта 6.2.59 Правил.

Таким образом, должностными лицами обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и ссылку заявителя о том, что за период с 11.10.2021 по 31.12.2021 температура не превышала 70°С, а рассматривались периоды с 01.01.2021 по 28.02.2021, суд находит необоснованной.

По пункту 6 постановления №32-034 от 04.04.2022 - при возникновении инцидента 01.11.2021 специалистами МБОУ «Лицей» не использовался заключенный договор на аварийное обслуживание инженерных систем от 01.01.2021 №50/ОС-21, как регулирует пункт 2.1.1 Правил, согласно которому эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом.

В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации тепловых энергоустановок в организации создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.

Пункт 2.10.1 Правил предусматривает, что работа при эксплуатации тепловых энергоустановок должна быть направлена на создание в организации системы организационных и техническихмероприятий по предотвращению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов.

Согласно пункту 2.10.6. Правил при внедрении системы безопасного производства работ на тепловых энергоустановках определяются функциональные обязанности лиц из оперативного, оперативно-ремонтного и другого персонала, их взаимоотношения и ответственность по должности. Руководитель организации и ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок несут ответственность за создание безопасных условий труда и организационно-техническую работу по предотвращению несчастных случаев.

Руководитель организации и руководители структурных подразделений, руководители подрядных организаций обеспечивают безопасные и здоровые условия труда на рабочих местах, в производственных помещениях и на территории тепловых энергоустановок, контролируют их соответствие действующим требованиям техники безопасности и производственной санитарии, осуществляют контроль, а также своевременно организовывают инструктажи персонала, его обучение и проверку знаний.

В связи с вышеизложенным, в целях безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок и предотвращения несчастных случаев, эксплуатация тепловых энергоустановок организации должна осуществляться подготовленным теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.

Не использование заявителем заключенного договора на аварийное обслуживание инженерных систем от 01.01.2021 №50/ОС-21 является нарушением требований Правил, что, в свою очередь, повлияло на организационно-техническую работу по предотвращению инцидента.

Довод заявителя об отсутствии ответственности МБОУ г. Новосибирска «Лицей №12» при эксплуатации тепловых энергоустановок судом отклоняется, поскольку ответственность за выполнение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок несет организация, эксплуатирующая тепловые энергоустановки - МБОУ г. Новосибирска «Лицей №12».

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение №2 к муниципальному контракту теплоснабжения и поставки горячей воды №523003160 от 24.02.2021), определяющему границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей, используемых для теплоснабжения объекта потребителя - здание лицея по ул. Серебренниковская, 10, трубопроводы Т1,Т2 от наружной стороны стены здания лицея до ИТП потребителя находятся в балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности МБОУ «Лицей №12».

Доказательств, опровергающих событие установленного Управлением правонарушения, в материалы дела учреждением не представлено.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ.

Проверка проведена при наличии законных оснований для ее проведения, согласована прокуратурой.

Порядок и процедура привлечения учреждения к административной ответственности административным органом соблюдена.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности ситуации и являющиеся основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Между тем малозначительность административного правонарушения, исходя из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, является оценочным понятием.

В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения; данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания; квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью суда.

Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено.

Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности.

При таких обстоятельствах основания для применения судом по данному делу положений статьи  2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Возможность замены штрафа на предупреждение судом рассмотрена, правовые основания не установлены.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что выявленные нарушения повлекли за собой  смерть рабочих.

Суд считает, что назначенное наказание обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

        При таких обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, заявитель  в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (статья 9 АПК РФ).

В судебном заседании объявлялся перерыв с 14.09.2022 до 15 час. 30 мин. 20.09.2022. Информация об объявлении перерыва опубликована на официальном сайте суда в разделе «Картотека арбитражных дел».

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение десяти дней со дня его принятия.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Ю.А. Пахомова