АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Новосибирск Дело № А45-33300/2017
24 января 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2018 года
Полный текст решения изготовлен 24 января 2018 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области, г. Куйбышев
к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании недействительным представления от 02.08.2017 № 51-17-15/09-7854
при участии представителей сторон:
заявителя – не явился, извещен
заинтересованного лица - Булгакова Н.Ю., доверенность от 20.03.2017 № 51-15-19/6506, удостоверение; Гаврилова Т.В., доверенность от 20.03.2017 № 51-15-19/6513, удостоверение
Администрация города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области (далее-заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области (далее-заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным представления от 02.08.2017 № 51-17-15/09-7854 в части установления и требования устранить следующие нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения: при осуществлении бюджетных полномочий в части ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, банковская гарантия от 02.09.2016 №19-543.1.Д06/16.296 по муниципальному контракту от 05.09.2016 №26-ЭА ценой 2 119 222 руб. (за счет средств Фонда на сумму 1923361 руб. (90,76 % цены муниципального контракта), за счет средств бюджета города Куйбышева на сумму 195861 руб. (9,24 % цены муниципального контракта), подлежащая отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете 05.09.2016 (при отсутствии подтверждения о фактическом получении первичного учетного документа не в день даты предоставления банковской гарантии, не на следующей день), не отражена на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, заявил о рассмотрении в отсутствие представителя. Заявление мотивировано тем, что оснований для отражения на забалансовом счете обеспечения в виде банковской гарантии не имелось.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей заинтересованного лица, арбитражный суд, установил следующие фактические обстоятельства.
На основании приказа Управления от 31.05.2017 № 482 в отношении Администрации проведена плановая выездная проверка соблюдения в 2016 году условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в виде имущественного взноса в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Проверкой установлено, что в нарушение абзаца 6 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1. БК РФ, части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 9, 11, 351 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция) при осуществлении бюджетных полномочий в части ведения бухгалтерского бюджетного (бюджетного) учета, банковская гарантия от 02.09.2016 № 19-543.1.Д06/16.296 по муниципальному контракту от 05.09.2016 № 26-ЭА, подлежащая отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете 05.09.2016, не отражена на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».
Результаты проверки зафиксированы в акте от 16.06.2017 и вынесено представление от 02.08.2017 № 51-17-15/09-785421.04.2016 с требованием о рассмотрении информации о выявленных нарушениях, принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушений в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения представления.
Администрация, считая вынесенное представление незаконным и нарушающим права, обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативным правовым актом признается акт государственного органа, органа местного самоуправления, содержащий властные положения, обязательные требования, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц, иные правовые последствия для проверяемого лица.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Согласно Положению о Федеральном казначействе, утвержденному Постановлением Правительства от 01.12.2004 № 703 и Положению об Управлении Федерального казначейства по Новосибирской области, утвержденному Приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316 «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых приказов Федерального казначейства», Управление, является территориальным органом Федерального казначейства и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.
Полномочия Управления, в том числе по осуществлению контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, определены статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее - Порядок № 1092).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
С учетом анализа приведенного законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией.
Кроме того, предоставлением банковской гарантии в соответствии со статьей 96 Федерального закона N 44-ФЗ может обеспечиваться исполнение контракта.
Банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (закрытом аукционе), а также в обеспечение исполнения контракта в соответствии с пунктом 351 Инструкции N 157н, подлежат учету на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств".
Согласно пункту 351 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н) счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств» предназначен для учета имущества, за исключением денежных средств, полученного учреждением в качестве обеспечения обязательств (залог), а также иных видов обеспечения исполнения обязательств (поручительство, банковская гарантия и т.д.).Принятие к забалансовому учету имущества осуществляется на основании оправдательных первичных учетных документов в сумме обязательства, в обеспечении которого получено имущество. При исполнении обеспечения, исполнения обязательства, в отношении которого было получено обеспечение, осуществляется списание сумм обеспечений с забалансового счета.
В рассматриваемом случае обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии от 02.09.2016 № 19-543.1.Д06/16.296 по муниципальному контракту от 05.09.2016 № 26-ЭА должно быть представлено в Администрацию города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области до 05.09.2016 года (дата заключения муниципального контракта), и отражено на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» датой предоставления банковской гарантии.
Обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" датой предоставления банковской гарантии.
Данная позиция отражена также в Письме Минфина России от 27.06.2014 N 02-07-07/31342.
В ходе проведения контрольного мероприятия, по данному факту главой города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области было дано объяснение: «На счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» не отражена банковская гарантия от 02.09.2016 года № 19-543.1.Д06/16.296 публичного акционерного общества «МДМ Банк» по муниципальному контракту от № 26-ЭА 05.09.2016 года Администрации города Куйбышева Куйбышевского района с ООО «ПМК-59 на приобретение в собственность благоустроенного жилого помещения по адресу: квартал 6, дом 8, квартира 37 общей площадью 58,9 кв. м. в связи с тем, что для принятия к учету муниципальный контракт после государственной регистрации перехода права собственности на квартиру, подписанный акт приема-передачи переданы в управление бухгалтерского учета и отчетности для отражения в учете 30.09.2016 , Оплата за квартиру проведена 30.09.2016, т.е. все операции на принятие обязательств к учету и гашение обязательств отражены в один день 30.09.2016 года, поэтому отпадает необходимость в отражении на счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» банковской гарантии».
Объяснения по факту причины получения банковской гарантии позже установленного пунктом 4 статьи 96 № 44-ФЗ срока не предоставлено. Документ,подтверждающий факт получения банковской гарантии 30.09.2016, в ходе проведенной проверки Управлению также не был предоставлен, обратного заявителем в порядке ст.65 АПК РФ не доказано.
В суд Администрацией города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области представлено сопроводительное письмо от 30.09.2016 от ООО «ПМК-59» согласно которому данным обществом в администрацию представлены документы по контракту, в т.ч. банковская гарантия от 02.09.2016 № 19-543.1.Д06/16.296.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - № 402-ФЗ) данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Согласно абзацу 23 пункта 11 Инструкции № 157н записи в регистры бухгалтерского учета(Журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) осуществляются по мересовершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов»
Таким образом, как правомерно указывает управление, даже если не брать во внимание, нарушенный срок предоставления банковской гарантии, установленный пунктом 4 статьи 96 № 44-ФЗ, банковская гарантия от 02.09.2016 № 19-543.1.Д06/16.296, полученная 30.09.2016, подлежала отражению на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» датой получения, а именно 30.09.2016.
В рассматриваемом случае банковская гарантия ни какой датой не была отражена на забалансовом счете 10.
Не отражение банковской гарантии на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» является нарушением бюджетного учета.
В соответствии с абзацем 6 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями в части ведения бюджетного учета (обеспечивает ведение бюджетного учета).
В нарушение части 1 статьи 10 № 402-ФЗ, Администрацией города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области данные содержащиеся в первичном учетном документе (банковская гарантия от 02.09.2016 № 19-543.1.Д06/16.296) не зарегистрированы и не накоплены в регистрах бухгалтерского учета.
В нарушение пункта 9 Инструкции № 157н, Администрацией города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области не обеспечено своевременное и достоверное отражение в бухгалтерском учете факта хозяйственной жизни, а именно факта получения обеспечения обязательства в виде банковской гарантии от 02.09.2016 № 19-543.1.Д06/16.296.
Таким образом, в результате не отражения банковской гарантии на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств», Администрацией города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области нарушены основы бюджетного учета, установленные пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В оспариваемом представлении ,управлением правомерно указано о необходимости рассмотрении информации и принятии мер к устранению причин и условий его совершения.
Доводы Администрации об отсутствии нарушения, отсутствии необходимости отражения банковской гарантии в учете судом рассмотрены и отклонены как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства, тот факт, что обязательство по контракту было прекращено, не свидетельствует об отсутствии обязанности по отражению банковской гарантии на счете 10,поскольку данная банковская гарантия фактически представлялась, в связи с чем должна была быть отражена.
Согласно представленным управлением документам, в оспариваемой части представление Управления Федерального казначейства по Новосибирской области от 02.08.2017 № 51-17-15/09-7854 полностью исполнено, банковская гарантия отражена в учете после даты принятия оспариваемого представления - 08.08.2017 ,о чем представлены бухгалтерские справки с письмом от 30.08.2017 №01-01-45/3102 об исполнении представления.
Доводы Администрации о том, что данное нарушение не повлекло за собой искажения бухгалтерской (бюджетной) отчетности, управление не вправе было вносить представление, в не свидетельствует о незаконности оспариваемого представления.
Бюджетное законодательство разделяет понятие бюджетное нарушение и нарушение бюджетного законодательства. Данный вывод следует из системного толкования требований статей 270.2 и 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Таким образом, понятие нарушения бюджетного законодательства шире, чем понятие бюджетного нарушения, поскольку последнее влечет применение бюджетных мер принуждения. В то же время нарушение бюджетного законодательства может повлечь применение иных мер, например, внесение представления или предписания.
Между тем, в акте плановой выездной проверки, при описании данного нарушения, Управление указывает, что данное нарушение не повлекло за собой искажения бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Однако отсутствие искажения бухгалтерской (бюджетной) отчетности не означает отсутствие нарушения норм действующего законодательства, за которое Управлением вынесено представление.
Согласно статье 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информациюо выявленных нарушенияхбюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений.
Доводы Администрации о том, что управлением в ходе проверки не выявлено нарушений в оформлении первичных документов правового значения не имеют, поскольку таких нарушений управлением не вменяется в рассматриваемом случае.
Оспариваемое в части представление не содержит невыполнимых указаний, контролирующий орган требует по существу принять меры по предотвращению аналогичных нарушений в будущем.
Представление подразумевает под собой рассмотрение информации о выявленных нарушениях, в определенный срок, с целью дальнейшего недопущения аналогичных нарушений в работе объекта контроля, а так же устранению причин или/и условий способствующих совершению нарушения.
Оспариваемое представление не содержит принудительных и иных мер, препятствующих нормальной финансово-хозяйственной деятельности заявителя, которые могут непосредственно повлиять на законные интересы в сфере его деятельности.
Оспариваемое заявителем в части представление соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает его прав и законных интересов, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя исходя из ст. ст. 198,201 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья И.А. Рубекина