АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-19496/2016
23 ноября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 23 ноября 2016 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Уколова А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грязновой Т.В., при организации проведения судебного заседания с использованием видеоконференц-связи Арбитражным судом Омской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Механический завод «Калачинский» (ОГРН: <***>), г. Калачинск
к Центральному банку Российской Федерации Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО1, г. Омск,
о признании недействительным пп.1.1 п. 1 и п.п. 1.2 п.1 (частично) предписания об устранении нарушений законодательства РФ от 30.08.2016 № С59-9-5-12/41616
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя (при содействии Арбитражного суда Омской области): ФИО2 (доверенность от 04.04.2014 №1, паспорт);
от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность от 10.06.2015, паспорт); ФИО4 (доверенность в порядке передоверия от 03.10.2016, паспорт);
от третьего лица: не явился.
У С Т А Н О В И Л:
открытое акционерное общество «Механический завод «Калачинский» (далее по тексту – Заявитель, ОАО«Механический завод «Калачинский», Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Центральному банку Российской Федерации Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе (далее по тексту – Управление) о признании недействительным подпункта 1.1 пункта 1 полностью и подпункта 1.2 пункта 1 в части о предоставлении информации об аффилированных лицах в полном объеме, предписания № С59-9-5-12/41616 от 30.08.2016г. Центрального Банка Российской Федерации, вынесенного и.о. начальника Управления Службы по защите прав потребителей финансовых слуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе ФИО5, как не соотствующего действующему законодательству РФ об акционерных обществах, нарушающему законные права ОАО «Механический завод Калачинский» в сфере корпоративных отношений, незаконно возлагающего на ОАО «Механический завод Калачинский» обязанности по предоставлению документов акционеру.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), Заявитель представил в суд 09.11.2016 уточнение к заявлению, в котором уточнил обстоятельства, по которым просит признать недействительным предписание в заявленной части.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемые пункты Предписания не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, являются необоснованными и не исполнимыми.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1, акционер, по жалобе которого проводилась Управлением проверка и вынесено предписание.
ФИО1 отзыв не представил.
Управление представило отзыв на заявление и уточнение к нему. В удовлетворении заявления просило отказать, ссылаясь на необоснованность доводов Заявителя.
Проанализировав заявленные требования, исследовав и оценив все представленные доказательства в совокупности (ст. 64, ст. 71 АПК РФ), суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе (далее - Управление) поступили обращения ФИО1 б/н в отношении Общества по вопросам, касающимся соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах к порядку предоставления ФИО1 документов, предусмотренных статьей 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в соответствии с его требованиями №№ 1, 2 и 3 б/д, а также к порядку учета Обществом аффилированных лиц Общества
Управлением проведена проверка сведений, изложенных в Обращениях ФИО1 б/д, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 4.2 устава Общества, утвержденного общим собранием акционеров Общества (протокол от 20.06.2002 № 11) (далее - Устав), уставный капитал Общества составляет 28 144 (двадцать восемь тысяч сто сорок четыре) рубля. Уставный капитал Общества разделен на 28 144 (двадцать восемь тысяч сто сорок четыре) обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая (размещенные акции).
Согласно представленной 26.07.2016 акционерным обществом «ФИО6 С.Т.» информации об операциях, проведенных по лицевому счету ФИО1, ФИО1 является акционером Общества, владеющим 2566 обыкновенными именными акциями Общества, что составляет 9,12% от общего количества акций Общества.
В обращениях б/д сообщается, что ФИО1 в адрес Общества направлены требования №№ 1, 2 и 3 б/д о предоставлении копий документов, в которых ФИО1 просил предоставить ему надлежащим образом заверенные копии документов:
В соответствии с требованием № 1 ФИО1 просил предоставить копии следующих документов:
1) договора о создании Общества;
2) устава Общества и внесенных в него изменений и дополнений, которые зарегистрированы в установленном порядке, решения о создании Общества, документов о государственной регистрации Общества;
3) документов, подтверждающих права Общества на имущество, находящееся на его балансе;
4) внутренних документов Общества;
5) положений о филиале или представительстве Общества;
6) годовых отчетов;
7) документов бухгалтерского учета;
8) документов бухгалтерской (финансовой) отчетности;
9) протоколов общих собраний акционеров (решений акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа Общества (правления, дирекции);
10) бюллетеней для голосования, а также доверенностей (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;
11) отчетов оценщиков;
12) списков аффилированных лиц Общества;
13) списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
14) заключений ревизионной комиссии (ревизора) Общества, аудитора Общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
15) проспектов ценных бумаг, ежеквартальных отчетов эмитента и иных документов, содержащих информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и другими федеральными законами;
16) уведомлений о заключении акционерных соглашений, направленных Обществу, а также списков лиц, заключивших такие соглашения;
17) судебных актов по спорам, связанным с созданием Общества, управлением им или участием в нем;
18) иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», уставом Общества, внутренними документами Общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления Общества, а также документов, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с требованием № 2 ФИО1 просил предоставить следующие документы:
1) заверенные налоговым органом сведения об открытых/закрытых счетах Общества за период с 2008 года по 2015 год;
2) заверенные банком выписки о движении денежных средств по открытым/закрытым счетам Общества с указанием сумм, контрагентов и назначения платежа за период с 2008 года по 2015 год.
В соответствии с требованием № 3 ФИО1 просил предоставить информацию и копии следующих документов:
1) балансов Общества за 2008-2015 гг.;
2) весь перечень имущества, которое принадлежит (принадлежало) Обществу за период с 2008 года по 2015 год;
3) информацию о заключенных Обществом сделках, в которых имеется заинтересованность, за период с 2008-2015 гг.;
4) налоговой и бухгалтерской отчетности за 2008-2015 гг.;
5) перечень основных средств Общества за 2008-2015 гг.;
6) перечень дебиторов и кредиторов Общества (с указанием их ИНН, адреса, даты и основания возникновения обязательств, наименование (Ф.И.О.) контрагента) за 2008-2015 гг.;
7) документов, подтверждающих право собственности Общества на принадлежащее ему имущество, в том числе документы о приобретении и оплате основных средств, с 2008-2015 гг.;
8) документов, подтверждающих выбытие основных средств Общества, в том числе документов о расчетах по данным сделкам, за период с 2008-2015 гг.;
9) протоколов общих собраний участников Общества за 2008-2015 гг.;
10) действующего на текущую дату трудового договора с директором Общества;
11) действующего на текущую дату штатного расписания работников Общества;
12) список всех расчетных счетов Общества за период с 2008-2015 гг.;
13) справку о движении денежных средств по расчетным счетам Общества за период с
2008-2015 гг.;
14) кассовых книг Общества за период с 2008-2015 гг.;
15) книг покупок и продаж Общества за период с 2008-2015 гг.;
16) списков аффилированных лиц Общества за период с 2008-2015 гг.;
17) первичные учетные документы за период с 2008-2015 гг.;
18) оборотно-сальдовых ведомостей по счету 01 (в том числе, где применимо, в разрезе контрагентов) за период с 2008-2015 гг.;
19) оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 08, 60, 62, 50, 51, 76 (в том числе где применимо, в разрезе контрагентов) за период с 2008-2015 гг.
Согласно копиям требований, требования получены Обществом 18.03.2016 вх. №№ 154, 155 и 156, что подтверждается отметками Общества о получении требований, а также копиями страниц журнала учета входящей корреспонденции Общества.
Кроме того, согласно документам, представленным Обществом, ФИО1 в Общество направлено требование № 4 б/д, которое получено Обществом 18.03.2016 вх. № 157, з соответствии с которым ФИО1 просил предоставить доступ для ознакомления с документами Общества, перечень которых идентичен перечню документов, указанных в требованиях №№ 1, 2 и 3.
Как следует из текста обращений б/д, Общество не представило ФИО1 часть запрошенных копий документов, а также представило недостоверные сведения, касающиеся аффилированных лиц Общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством Российской Федерации. Данную норму необходимо рассматривать во взаимосвязи с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о ценных бумагах и об акционерных обществах, так как перечень информации, которую эмитент обязан предоставить инвестору, устанавливают также нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие особенности создания и правового положения соответствующих юридических лиц.
Согласно статье 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, участники корпорации вправе в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией. Следовательно, акционерное общество обязано предоставить акционеру соответствующую информацию.
На основании статьи 90 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ), информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ и иных актов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
Следует отметить, что нормативное положение Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ об обязанности акционерного общества обеспечить акционерам доступ к своим документам направлено, среди прочего, на обеспечение информационной открытости хозяйственной деятельности акционерного общества и возможности реализации акционерами своих прав, закрепленных ценными бумагами акционерного общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, должны быть предоставлены обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, предоставить им копии указанных документов.
Пунктом 2 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ закреплено полномочие Банка России устанавливать дополнительные требования к порядку предоставления документов, указанных в пункте 2 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 No 208-ФЗ.
Указанием Банка России от 22.09.2014 № 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, и порядку предоставления копий таких документов» (далее -Указание) установлены дополнительные требования к порядку предоставления документов акционерного общества, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, а также к порядку предоставления копий таких документов лицам, имеющим право такого доступа.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ), Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Согласно пункту 3 Указания, документы акционерного общества предоставляются акционерным обществом в течении семи рабочих дней со дня предъявления требования о предоставлении документов правомочного лица.
Кроме того, пункты 3-7 Указания отражают перечень информации, которая должна быть указана в требовании о предоставлении документов, а также перечень документов, которые в определенных случаях должны быть приложены к такому требованию.
Согласно пункту 11 Указания, в случае отсутствия в полученном требовании каких-либо обязательных сведений, установленных пунктом 3 Указания, либо отсутствия прилагаемых документов, указанных в пунктах 4-7 Указания, акционерное общество в течении семи рабочих дней с даты предъявления требования направляет правомочному лицу, подписавшему требование, письмо с указанием недостающей информации и документов в целях их получения.
Таким образом, акционерное общество в течении семи рабочих дней с даты получения требования обязано обеспечить акционерам общества доступ к документам и предоставить копии затребованных документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 15 Указания, в случае если в требовании (в одновременно поступивших требованиях) лица запрошены копии значительного объема документов акционерного общества (более 10 документов и (или) более 200 страниц, если большее количество и (или) объем документов не установлен уставом или иным внутренним документом акционерного общества), срок, указанный в пункте 3 Указания, может быть продлен в целях обеспечения исполнения такого требования, но не более чем на двадцать рабочих дней. В этом случае, акционерное общество не позднее семи рабочих дней с даты предъявления требования обязано уведомить правомочное лицо о таком продлении срока и его причинах. Порядок продления срока может быть установлен акционерным обществом в уставе или ином его внутреннем документе. При этом по мере изготовления копий запрошенных документов акционерное общество обязано предоставлять их в указанном в требовании порядке.
Следует также учитывать, что согласно пункту 16 Указания, в случае если в требовании о предоставлении документов указана такая форма предоставления документов акционерного общества, как получение копий документов лично правомочным лицом в помещении исполнительного органа общества, и при этом правомочное лицо не явилось для получения таких копий в течение установленного пунктом 3 Указания срока, акционерное общество вправе направить запрошенные копии по адресу, для направления почтовой корреспонденции, указанному в требовании.
Указанная норма направлена на соблюдение баланса прав участников корпоративных отношений и призвана оградить акционерное общество от возможных злоупотреблений правим его акционеров при обращении последних с требованиями о предоставлении документов.
Статьей 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые акционерное общество обязано хранить по месту нахождения единоличного исполнительного органа общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, установлен перечень документов, которые акционерное общество обязано хранить.
Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера, установлен Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс (далее - Положение), а также Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (далее - Перечень).
Таким образом, акционерное общество обязано предоставить по требованию акционера только те документы, создание и хранение которых предусмотрено нормативными-правовыми актами Российской Федерации.
Реализация предусмотренного Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ права акционера на ознакомление с документами общества и получение их копий возможна лишь при совершении акционером юридически значимого действия - обращения с соответствующим требованием в общество.
Согласно пункту 3 Указания, требование о предоставлении документов должно содержать:
• сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) физического лица или полное фирменное наименование и ОГРН (иной идентификационный номер в случае направления требования иностранным юридическим лицом) акционера - юридического лица либо сведения, идентифицирующие иных правомочных лиц;
•почтовый адрес для связи с правомочным лицом, от имени которого направлено требование;
•конкретизированный по видам и периоду создания перечень документов акционерного общества, подлежащих предоставлению;
•форму предоставления документов акционерного общества;
•в случае выбора в качестве формы предоставления документов акционерного общества получение копий документов - конкретный способ их получения (лично на руки в помещении исполнительного органа общества, почтой, курьерской службой, электронной почтой или иным способом, предусмотренным уставом акционерного общества или иными его внутренними документами);
•в случае выбора в качестве формы предоставления документов акционерного общества получение копий документов - указание на необходимость их заверения (в случае если акционеру требуются заверенные копии);
•в случае выбора в качестве формы предоставления документов акционерного общества ознакомление с такими документами - указание на возможность самостоятельного копирования документов акционерного общества (если правомочное лицо намерено осуществлять такое копирование);
•дату подписания требования и подпись правомочного лица.
В требовании могут содержаться дополнительные сведения, конкретизирующие документы акционерного общества, подлежащие предоставлению, а также форму их предоставления.
Следовательно, перечень информации, которая должна быть указана в требовании о предоставлении документов, императивно установлен пунктом 3 Указания.
С учетом указанной нормы, акционер обязан указать в своем требовании о предоставлении документов информацию, предусмотренную пунктом 3 Указания, и только при указании такой информации в полном объеме, у акционерного общества возникает обязанность по предоставлению истребуемых документов.
Таким образом, при возникновении указанных правоотношений на акционера также возлагаются определенные обязанности.
В соответствии с пунктом 3 Указания, требования о предоставлении документов правомочного лица, в том числе, должно содержать конкретизированный по видам и периоду создания перечень документом акционерного общества, подлежащих предоставлениею.
Согласно пункту 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ», при обращении в хозяйственное общество с требованием о предоставлении информации об обществе участники должны определять предмет своего требования, конкретизировав перечень и виды запрашиваемой информации или документов.
Требование о предоставлении информации должно быть конкретизировано, например, посредством указания необходимых и достаточных характеристик документов, интересующих акционера общества. Выполнение этой обязанности необходимо, в свою очередь, для того, чтобы акционерное общество смогло подготовить необходимые документы для акционера и рассчитать стоимость услуг за изготовление копий запрашиваемых документов В противном случае, из-за невозможности определения предмета обязательства по предоставлен ню документов его исполнение окажется невозможным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества.
Следовательно, документы бухгалтерского учета и протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа не могут предоставляться для ознакомления по требованию акционера, обладающего менее чем 25% голосующих акций общества.
В соответствии с требованием № 1, ФИО1 в указанном требовании не конкретизирован период создания документов Общества, подлежащих предоставлению.
На основании изложенного, Обществом в адрес ФИО1 направлено письмо от 23.03.2016 исх. №167 с указанием на то, что ФИО1 необходимо конкретизировать период создания запрашиваемых документов. Указанное письмо направлено в адрес ФИО1 23.03.2016 и получено ФИО1 28.03.2016, что подтверждается копиями почтовой квитанции и уведомления о вручении.
Согласно письменным пояснениям Общества, поступившим в Управление 08.08.2016, до настоящею времени ответ на письмо Общества от 23.03.2016 исх. №167 в Общество не поступал.
Таким образом, у Общества не возникла обязанность по предоставлению ФИО7. затребованных копий документов в соответствии с требованием № 1.
Кроме того, в требованиях №№ 1, 2 и 3 ФИО1 не указал способ получения затребованных копий документов.
При этом, Общество не уведомило ФИО1 об отсутствии в требованиях №№ 1. 2 и 3 и об отсутствии в последних способа получения затребованных документов и информации.
Общество письмом от 23.03.2016 исх. №168 также сообщило ФИО1, что в соответствии с пунктом 15 Указаний, срок предоставления копий документов, в соответствии с требованиями №№ 2 и 3, продлевается до 20 рабочих дней.
Проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и другими федеральными законами, обязаны хранить и предоставлять по запросам акционеров только те акционерные общества, эмиссия ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг и на которых распространяется обязанность по раскрытию информации на рынке ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, публичное акционерное общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки.
В соответствии с пунктом 14 раздела I Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.1992 №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (утратил силу с 29.03.2003) и пунктом 2 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.08.1992 № 547 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (утратил силу с 29.04.2003) план приватизации предприятия признавался проспектом эмиссии его акций.
Согласно информации, представленной Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации, в соответствии с материалами эмиссионного дела Общества, находящегося в распоряжении Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, Общество создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» в процессе приватизации государственного предприятия Механический завод «Калачинский». Уставный капитал Общества при его создании составлял 28 144 рублей и состоял из 8 162 привилегированной акции типа Б номинальной стоимостью 1 рубль и 19 982 обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 рубль. План приватизации (проспект эмиссии ценных бумаг) государственного предприятия Механического завода «Калачинский», утвержденный Комитетом по управлению имуществом администрации Омской области, предусматривал следующий порядок размещения акций создаваемого акционерного общества:
-51% акций размещается по закрытой подписке среди членов трудового коллектива;
-29% акций подлежит продаже крупным и мелким инвесторам на чековых аукционах;
-15% акций подлежит продаже крупным и мелким инвесторам на аукционе;
-5% акций реализуется ФАРП.
Финансовым управлением администрации Омской области 18.07.1993 осуществлена государственная регистрация выпуска обыкновенных и привилегированных типа Б акций Общества, размещенных в процессе приватизации. Выпускам ценных бумаг присвоен государственный регистрационный номер 52-1п-0264.
Таким образом, план приватизации (проспект эмиссии акций) государственного предприятия Механического завода «Калачинский» предусматривал размещение акций Общества неограниченному кругу лиц.
По состоянию на 01.09.2014 выпуск обыкновенных именных бездокументарных акций Общества с государственным регистрационным номером 52-1п-0264 не погашен и не аннулирован.
Размещение иных выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг обществом не осуществлялось.
Также, следует отметить, что Общество обязано предоставить по запросу акционера судебные акты по спорам, связанным с созданием Общества, управлением им или участием в нем, только если такие споры имели место быть.
Кроме того, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не раскрывает и не содержит такого понятия как «налоговая отчетность».
Вместе с тем, исходя из анализа норм Налогового кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что налоговая отчетность представляет собой совокупность документов (расчеты и налоговые декларации), периодически представляемых в обязательном порядке налогоплательщиком по установленным формам в налоговые органы Российской Федерации на основании требований действующего законодательства Российской Федерации и содержащих информацию о состоянии обязательств юридического лица перед государством по исчислению и уплате налогов, взносов и сборов.
Кроме того, из анализа норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах следует, что к налоговой отчетности относятся:
• налоговые декларации, представляемые по окончании налогового периода;
• расчеты авансовых платежей по налогам, представляемые по окончании отчетного периода;
• сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
• другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов (пояснения, справки и т.п.), представляемые по требованиям и запросам налогового органа или по инициативе самого налогоплательщика.
Вместе с тем следует отметить, что источниками формирования показателей налоговой отчетности являются данные налогового и бухгалтерского учета и сущность сопоставимости отчетных и налоговых данных организации заключается в том, что в финансовой и налоговой отчетности содержатся обобщенные данные, необходимые для расчета налоговой базы по тому или иному налогу.
Таким образом, налоговая отчетность охватывает собой совокупность значительного объема и перечня документов, представляемых в обязательном порядке налогоплательщиком по установленным формам в налоговые органы на основании требований действующего законодательства Российской Федерации и содержащих информацию о состоянии обязательств юридического лица перед государством по исчислению и уплате налогов, взносов и сборов.
Таким образом, в целях реализации своего права на получение информации об Обществе ФИО1 необходимо было конкретизировать перечень и вид документов, относящихся к документам налоговой отчетности, так как термин налоговая отчетность охватывает собой значительный объем и перечень документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, акционерное общество обязано хранить документы бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ), действующего с 01.01.2013, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Следует отметить, что к документам бухгалтерского учета относятся первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Согласно пункту 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Из приведенных норм следует, что первичными учетными документами являются документы, которые удостоверяют (подтверждают) факт совершения хозяйственных операций, служат основанием для отражения фактов хозяйственной деятельности в счетах бухгалтерского учета. К таким документам могут относиться приходные и расходные кассовые ордера, квитанции, накладные, т.е. оправдательные документы, на основании которых организация ведет бухгалтерский учет.
При этом важно отметить, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (часть 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). То есть, первичный учетный документ составляется конкретным экономическим субъектом.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Согласно Перечню кассовые книги Общества, книги покупок и продаж Общества, первичные учетные документы, обротно-сальдовые ведомости по счетам отнесены к документам бухгалтерского учета.
Учитывая, что ФИО1 не является акционером Общества, владеющим 25% акций Общества, то он не имеет право доступа к документам бухгалтерского учета Общества, о чем Общество правомерно сообщило ФИО1 письмом от 19.04.2016 исх. № 235.
Кроме того, с учетом пункта 316 Перечня, акционерное общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционеров выписки из соответствующих лицевых счетов, приложения к выпискам из лицевых счетов, отчеты о состоянии лицевых счетов с приложением платежных документов.
Также, следует учитывать, что выписка по банковскому счету это документ, выдаваемый банком организации, в которой содержаться сведения об операциях, совершенных по счету. Выписка дает клиенту достоверную информацию о состоянии счета и движении денежных средств: получение и списание сумм, а также удержание банком комиссии за день.
В выписке указываются дата, вид финансовой операции, входящий номер документа, банковский идентификационный код банка получателя (отправителя), корреспондентский счет его банка, расчетный счет плательщика, расчетный счет получателя, назначение совершенных платежей, суммы дебета и кредита, остаток денежных средств.
Таким образом, выписка о движении денежных средств по расчетному счету не является документом бухгалтерского учета.
Кроме того, следует учитывать, что документы, подтверждающие приобретение и оплату основных средств, а также документы о расчетах по сделкам по отчуждению основных средств, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, будут являться документами бухгалтерского учета, так как такие документы являются первичными учетными документами свершившихся фактов хозяйственной жизни Общества.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Общество обязано было не позднее 26.04.2016 включительно представить ФИО1 копии следующих документов:
1) выписки о движении денежных средств по открытым/закрытым счетам Общества за период с 2008 года по 2015 год;
2) бухгалтерские балансы Общества за 2008-2015 гг.;
3) документы, подтверждающие право собственности Общества на принадлежащее ему имущество с 2008 года по 2015 год (за исключением документов бухгалтерского учета);
4) протоколы общих собраний участников Общества за 2008-2015 гг.;
5) план приватизации государственного предприятия Механического завода Калачинский», утвержденный Комитетом по управлению имуществом администрации Омской
области;
6) действующий трудовой договор с директором Общества;
7) действующее штатное расписание работников Общества.
Также, следует учитывать, что трудовой договор с директором Общества может содержать персональные данные такого лица и в соответствии с пунктом 20 Указания, в случае если запрошенные документы содержат персональные данные и отсутствует согласие субъекта персональных данных на их предоставления третьим лицам, то акционерное общество обязано предоставить правомочному лицу запрошенные документы скрыв в них соответствующие персональные данные за исключением фамилии, имени и отчества субъекта персональных данных.
Согласно документам, представленным Обществом в Управление, Обществом во исполнение требования № 1 в адрес ФИО1 направлено письмо от 11.04.2016 исх. № 199 с приложением следующих документов: распоряжения Администрации Омской области от 1993 года № 393-РК; постановления главы Администрации Калачинского района от 10.06.1993 №486-п «О регистрации акционерного общества открытого типа «Механический завод Калачинский»; решения Финансового управления Администрации Омской области от 22.06.1993 № 08-07/02 «О государственной регистрации выпуска акций»; постановления главы самоуправления Калачинского района от 13.01.1997 № 8-п «О регистрации устава открытого акционерного общества «Механический завод «Калачинский» во второй редакции; свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия № 158 серии 2001; устава Общества (первая редакция) от 10.06.1993 №486-11; устава Общества (вторая редакция) от 13.01.1997 № 8-п; устава Общества (третья редакция) протокол от 25.06.2004 № 9; положения о совете директоров Общества от 26.06.2015; счет на оплату от 11.04.2016 № 55.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Общество в соответствии с требованием №1 направило в адрес ФИО1 только те документы, по которым период их создания не вызвал вопросов у Общества.
Кроме того, в соответствии с письмом Общества от 19.04.2016 исх. № 234 в соответствии с требованием № 3, Обществом в адрес ФИО1 направлены следующие документы: бухгалтерские балансы за 2008-2015 гг.; протоколы общих собраний 2008-2015 гг.; списки аффилированных лиц общества за период 2008-2015 гг.; информация о сделках с заинтересованностью; счет на оплату от 18.04.2016 № 57.
В связи с продлением Обществом срока для изготовления копий документов, по мере изготовления таких копий Общество обязано было предоставлять ФИО1 такие копии в соответствии с порядком, указанным в требованиях №№ 2 и 3. Однако, в требованиях ФИО1 не указан конкретный способ получения затребованных копий документов, о чем ему должно было сообщить Общество, в соответствии с пунктом 11 Указания.
Вместе с тем, Общество самостоятельно приняло решение о предоставлении ФИО8 документов посредством направления их почтовой связью. Однако, Обществом отправлена ФИО1 только часть затребованных документов, таким образом, Общество не сообщив ФИО1 об отсутствии в требованиях №№ 2 и 3 способа получения копий документов, решило самостоятельно определить такой способ и направить копии документов посредством почтовой связи.
Кроме того, как следует из представленных Обществом документов, представитель ФИО1, действующий на основании доверенности от 29.03.2016, - ФИО9 30.03.2016 явился в Общество с целью ознакомления с документами согласно требованию № 4. Однако, в день его обращения в Общество, Общество не представило ФИО9 какие-либо копии документов согласно требованиям №№ 2 и 3.
Таким образом, ФИО9 только 30.03.2016 явился в Общество с целью ознакомления с затребованными документами и информацией и ознакомился с частью документов, что подтверждается копией расписки от 30.03.2016, однако, согласно письменным пояснениям Общества ФИО9 от ознакомления с остальной частью документов отказался по причине большого объема представленных документов.
Таким образом, в срок до 26.04.2016 включительно Общество не представило ФИО1 в полном объеме копии документов, в отношении которых у Общества возникла обязанность по их предоставлению, а именно: выписок о движении денежных средств по открытым/закрытым счетам Общества за период с 2008 года по 2015 год; документов, подтверждающих право собственности Общества на принадлежащее ему имущество с 2008 года по 2015 год (за исключением документов бухгалтерского учета); плана приватизации государственного предприятия Механического завода «Калачинский», утвержденного Комитетом по управлению имуществом администрации Омской области; действующего трудового договора с директором Общества; действующего штатного расписания работников Общества, а также нарушен порядок предоставления таких документов.
Нарушены требования пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», пункта 1 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пунктов 3,11, 15 Указания Банка России от 22.09.2014 № 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», и порядку предоставления копий таких документов».
Кроме того, в обращении ФИО1 б/д содержаться сведения о том, что Общество осуществляет учет своих аффилированных лиц с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, общество обязано вести учет его аффилированных лиц.
Так, в ответ на требование № 3 Обществом ФИО1 представлены списки аффилированных лиц Общества за период с 2008 года по 2015 год, в которых не отражена информация о следующих лицах, которые по мнению ФИО1 являются аффилированными лицами Общества: общество с ограниченной ответственностью Механический завод Калачинский-управляющая компания», общество с ограниченной ответственностью «Омскагротехсервис», совместное общество с ограниченной ответственностью «Омсклидагромаш», ФИО10
Согласно пункту 1 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ императивно установлено, что аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций.
Кроме того, статьей 82 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ прямо установлено, что лица, указанные в статье 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, обязаны довести до сведения совета директоров общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора общества информацию:
• о юридических лицах, в которых они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев);
• о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;
• об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.
Состав лиц, признаваемых аффилированными лицами, определяется положениями статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1 (далее - Закон от 12.03.1991 № 948-1).
Согласно абзацу 3 статьи 4 Закона от 22.03.1991 № 948-1, аффилированные лица -физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Согласно абзацу 5 статьи 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1, аффилированными лицами юридического лица являются, в том числе, лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих, в том числе, одному или нескольким признакам из следующих признаков:
• хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале этого хозяйственного общества;
• юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое или юридическое лицо;
• лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1-7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ) признаку входит в группу с одним и тем же лицом.
Вместе с тем, проверка сведений, изложенных в обращении заявителя, проводится по месту нахождения Управления без выезда по месту нахождения и/или ведения деятельности организации путем изучения документов и сведений, затребованных у проверяемых организаций и иных лиц, а также документов и сведений, имеющихся у Управления, сведений, размещенных в открытых источниках.
Следовательно, Управление может сделать выводы только на основании данных, с держащихся в имеющихся и полученных к проверке документах.
Из содержания пояснений Общества следует что, общество с ограниченной ответственностью «Механический завод Калачинский-Управляющая компания», общество с ограниченной ответственностью «Омскагротехсервис», совместное общество с ограниченной ответственностью «Омсклидагромаш», ФИО10 не являются аффилированными лицами общества.
Вместе с тем, в соответствии с информацией, размещенной в открытых источниках, можно сделать следующие выводы.
Согласно данным, размещенным в едином государственном реестре юридических лиц далее - ЕГРЮЛ) генеральным директором Общества с 07.03.2007 является ФИО11, таким образом, ФИО11 и Общество образуют одну группу лиц в силу пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Также, согласным данным ЕГРЮЛ, ФИО11 с 24.02.2014 является участником, владеющим 100% долей уставного капитала, и директором ООО «Механический завод Калачинский - Управляющая компания», таким образом, ФИО11 и общество с ограниченной ответственностью «Механический завод Калачинский - Управляющая компания» с 24.02.2014 образуют одну группу лиц в силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Таким образом, ФИО11, Общество и ООО «Механический завод Калачинский -Управляющая компания» с 24.02.2014 формируют группу лиц в силу пункта 8 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, так как входят в группу лиц с одним и тем же лицом - ФИО11 по признакам, предусмотренным пунктами 1, 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Кроме того, согласно данным ЕГРЮЛ, ФИО11 с 21.12.2009 является участником, владеющим 100% долей уставного капитала ООО «Омскагротехсервис», таким образом, ФИО11 и ООО «Омскагротехсервис» с 21.12.2009 образуют одну группу лиц в силу пункта части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Таким образом, ФИО11, Общество и ООО «Омскагротехсервис» с 21.12.2009 формируют группу лиц в силу пункта 8 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как входят в группу лиц с одним и тем же лицом -ФИО11 по признакам, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Кроме того, согласно данным ЕГРЮЛ, с 18.03.2016 директором ООО «Омскагротехсервис» является ФИО12, таким образом, ФИО12 и ООО «Омскагротехсервис» с 18.03.2016 образуют одну группу лиц в силу пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, из чего следует, что ФИО12 с 18.03.2016 образует одну группу лиц с Обществом на основании пункта 8 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Следует отметить, что ЕГРЮЛ не содержит данных о предыдущих исполнительных органах юридических лиц, таким образом, Управление не может сделать вывод о наличии либо отсутствии аффилированности между Обществом и ФИО10
В соответствии с данными ЕГРЮЛ, с 01.04.2010 учредителями совместного общества с ограниченной ответственностью «Омсклидагромаш» являются Общество, владеющее 9,8% ставного капитала, и ООО «Омскагротехсервис», владеющее 39,2% уставного капитала СООО Омсклидагромаш», таким образом, СООО «Омсклидаромаш» является аффилированным лицом ООО «Омскагротехсервис» по основаниям, предусмотренным статьей 4 Закона от 22.03.1991 № 948-1, однако, данные юридические лица не входят в одну группу лиц, в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Таким образом, Общество и СООО «Омсклидагромаш» не образуют одну группу лиц и не могут быть признаны аффилированными лицами.
На основании вышеизложенного следует, что группу лиц с Обществом по различным снованиям, указанным в статье 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, образуют следующие лица: ФИО11, ФИО12, ООО «Механический завод Калачинский -Управляющая компания» и ООО «Омскагротехсервис», и, следовательно, указанные лица являются аффилированными лицами Общества, информация о которых должна отражаться в соответствующих списках.
Как следует из представленных ФИО1 списков аффилированных лиц Общества, информация об ООО «Механический завод Калачинский - Управляющая компания» и ООО «Омскагротехсервис», как об аффилированных лицах Общества, отсутствует в соответствующих списках.
Кроме того, согласно информации, размещенной на странице в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=19904, Общество раскрывает списки аффилированных лиц Общества по форме согласно приложению 4 к Положению № 454-П, в которых также отсутствует информация об ООО «Механический завод Калачинский - Управляющая компания» и ООО «Омскагротехсервис», как об афилированных лицах Общества.
Нарушено требование пункта 3 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Согласно пункту 73.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных пенных бумаг, утвержденным Банком России 30.12.2014 № 454-П (далее - Положение № 454-П), список аффилированных лиц общества должен быть составлен по форме согласно приложению 4 к Положению № 454-П.
Однако, действие норм Положения № 454-П, касающихся раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме списков аффилированных лиц, распространяются только на тех эмитентов, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации распространяется обязанность по раскрытию такой информации на рынке ценных бумаг.
Вместе с тем, из общих принципов гражданского законодательства Российской Федерации следует, что в случае отсутствия нормы права, регулирующей отношения, то возможно применение нормы, регулирующей сходные правоотношения и исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства.
Кроме того, отражение информации об аффилированных лицах Общества, основаниях, по которым они являются аффилированными, а также о периоде аффилированности в соответствующих списках способствует получению акционерами Общества достоверной и полной информации, необходимой для реализации их прав на управление делами Общества.
Следовательно, при учете аффилированных лиц акционерному обществу необходимо учитывать следующую информацию о таких лицах: о полном фирменном наименовании или фамилии, имени, отчестве (если имеется) аффилированного лица; месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица (указывается только с согласия физического лица); основаниях, в силу которых лицо признается аффилированным; дате наступления оснований; доле участия аффилированного лица в уставном капитале акционерного общества, выраженной в процентах; доле принадлежащих аффилированному лицу обыкновенных акций акционерного общества, выраженной в процентах.
Таким образом, в данной ситуации допустимо применения норм Положения 454-П, регулирующих форму и содержание списков аффилированных лиц Общества.
Согласно представленным ФИО1 копиям списков аффилированных лиц Общества за период с 2008 года по 2015 год, указанные списки не содержат всей необходимой информации, предусмотренной приложением 4 к Положению № 454-П, в том числе отсутствуют сведения об основаниях, в силу которых лица признаются аффилированным; о датах наступления оснований.
Вместе с тем, акционерное общество обязано предоставлять документы в том виде и с тем содержанием, в котором такие документы образованны в процессе хозяйственной деятельности и в котором ведутся и хранятся в акционерном обществе.
В связи с тем, что Обществом не была учтена информация об вышеуказанных аффилированных лицах, ФИО1 не имел возможность получить достоверную информацию об аффилированных лицах Общества в полном объеме.
Также, Обществом не была представлена ФИО1 в полном объеме информация об остальных аффилированных лицах Общества, в том числе: об основаниях, в силу которых лица признаются аффилированным; о датах наступления оснований, а вместо списков аффилированных лиц Общества, размещенных на странице в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id= 19904, используемой Обществом для раскрытия информации на рынке ценных бумаг и содержащих лее полную информацию об аффилированных лицах Общества, ФИО1 представлены списки аффилированных лиц Общества в усеченном виде, что также является нарушением пункта 2 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
На основании изложенного, в адрес Общества направлено Предписание, обязывающее Общество:
1. В срок не позднее семи рабочих дней с даты получения Предписания:
1.1. В случае, если ФИО1 на дату получения Предписания будет являться акционером Общества, уведомить ФИО1 о готовности предоставить ему надлежащим образом заверенные копии следующих документов: выписок о движении денежных средств по открытым/закрытым счетам Общества за период с 2008 года по 2015 год; документов, подтверждающих право собственности Общества на принадлежащее ему имущество за период с 2008 года по 2015 год (за исключением документов бухгалтерского учета); плана приватизации государственного предприятия Механического завода «Калачинский», утвержденного Комитетом по управлению имуществом администрации Омской области; действующего трудового договора с директором Общества; действующего штатного расписания работников Общества;
1.2. Внести изменения в соответствующие списки аффилированных лиц Общества, а именно, отразить в списках аффилированных лиц Общества, информацию об обществе с ограниченной ответственностью «Омскагротехсервис»; об обществе с ограниченной ответственностью «Механический завод Калачинский - Управляющая компания», как об аффилированных лицах Общества; об ФИО12, с указанием всей обязательной информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и уведомить ФИО1 о готовности представить ему информацию об аффилированных лицах Общества, в полном объеме соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации;
2. В срок не позднее 15 рабочих дней с даты получения Предписания:
2.1. Принять меры, направленные на исключение причин и условий совершения Обществом нарушений законодательства Российской Федерации, а именно направленные на соблюдение Обществом в дальнейшей деятельности требований нормативных правовых актов Российской Федерации к порядку предоставления Обществом информации акционерам в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», а также к порядку учета аффилированных лиц Общества;
2.2. Направить в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе, по адресу: 630099, <...>, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе, письменный отчет о выполнении пункта 1 Предписания и документы, подтверждающие исполнение предписанных мероприятий (приложения к отчету), а именно:
•копии документов, подтверждающих уведомление ФИО1 о готовности Общества предоставить ему в помещении исполнительного органа Общества документы, указанные в пункте 1 Предписания (почтовых уведомлений, описей вложения и так далее);
•в случае явки ФИО1 либо лица, действующего на основании доверенности, в помещение исполнительного органа Общества в период с даты истечения срока, установленного пунктом 1 Предписания по дату направления отчета о его исполнении, и если на дату явки ФИО1 являлся акционером Общества, - копию описи, акта приема -передачи, либо иного документа, подтверждающего вручение ФИО1 либо лицу, действующему на основании доверенности, документов Общества, указанных в пункте 1 Предписания;|
•в случае, если ФИО1 на дату получения настоящего предписания не будет являться акционером Общества, - копии документов, подтверждающих данный факт;
•в случае, если ФИО1 либо лицо, действующее на основании доверенности, не явились для получения документов, указанных в пункте 1 Предписания, - соответствующую справку;
•в случае явки в помещение исполнительного органа Общества для получения документов, указанных в пункте 1 Предписания, представителя ФИО1, - копию доверенности, подтверждающей полномочия представителя ФИО1;
•документы, в полной мере подтверждающие принятие Обществом мер, направленных на недопущение впредь нарушений действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, выявленных в ходе проведения проверки сведений (приказы, распоряжения, протоколы органов управления Общества и тому подобное).
Кроме того, при необходимости Обществом могли быть представлены иные документы, утверждающие исполнение Предписания.
В ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения доводы Общества о том, что подпункты 1.1 и 1.2 пункта 1 Предписания незаконно возлагают на Общество обязанность по предоставлению ФИО13 документов в соответствии с его требованиями №№ 1, 2 и 3 б/д.
Общество указывает, что оно не обязано предоставлять ФИО1 копии следующих документов: выписок о движении денежных средств по открытым/закрытым счетам Общества за период с 2008 года по 2015 год; документов, подтверждающих право собственности Общества на принадлежащее ему имущество с 2008 года по 2015 год (за исключением документов бухгалтерского учета); плана приватизации государственного предприятия Механического завода «Калачинский», утвержденного Комитетом по управлению имуществом администрации Омской области; действующего трудового договора с директором Общества; действующего штатного расписания работников Общества.
Однако, как указано выше в соответствии с пунктом 316 Перечня, акционерное общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционеров выписки из соответствующих лицевых счетов, приложения к выпискам из лицевых счетов, отчеты о состоянии лицевых счетов с приложением платежных документов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 334 Перечня, акционерное общество обязано хранить переписку об открытии, закрытии, состоянии, оплате текущих, расчетных, бюджетных счетов, о проведении денежно-расчетных операций.
Лицевой счет предназначен для учета операций, совершаемых с конкретным лицом, а расчетный счет - для учета повседневных операций.
Также, следует учитывать, что выписка по банковскому счету это документ, выдаваемый банком организации, в которой содержаться сведения об операциях, совершенных по счету. Выписка дает клиенту достоверную информацию о состоянии счета и движении денежных средств: получение и списание сумм, а также удержание банком комиссии за день.
В выписке указываются дата, вид финансовой операции, входящий номер документа, банковский идентификационный код банка получателя (отправителя), корреспондентский счет его банка, расчетный счет плательщика, расчетный счет получателя, назначение совершенных платежей, суммы дебета и кредита, остаток денежных средств.
Таким образом, выписка о движении денежных средств по лицевому счету или расчетному счету, в случае предоставления такой выписки банком в акционерное общество, должна храниться в акционерном обществе.
С учетом изложенного. Общество обязано было представить ФИО1 информацию в форме выписок о движении денежных средств по банковским счетам Общества как по расчетным счетам так и по лицевым счетам, либо сообщить об отсутствии таких документов в Обществе в случае их отсутствия.
Также, следует отметить, что документы, подтверждающие право собственности на принадлежащее Обществу имущество, в соответствии с Перечнем должны храниться в акционерном обществе, и, следовательно, предоставляться по запросам акционеров.
По мнению Общества документы, подтверждающие право собственности на принадлежащее Обществу имущество, являются первичными учетными документами. К документам, подтверждающим право собственности на имущество не подлежащие государственной регистрации Общество относит договора на приобретение такого имущества, акты приема передачи, накладные и форму ОС-1.
Однако, договор на приобретение какого-либо имущества не может являться первичным учетным документом, так как сам факт наличия такого договора не является основанием для проведения расчетных операций, такими документами будут являться товарная накладная, счет-фактура и тому подобное.
Следовательно, договоры, подтверждающие право собственности на принадлежащее Обществу имущество должны были быть предоставлены Обществом ФИО1 в соответствии с его требованием № 3.
Позиция Управления относительно того, что гражданско-правовые договоры не являются документами бухгалтерского учета, неоднократно подтверждена судебной практикой (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 по делу № 304-АД15/12601; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.05.2016 по делу № А53-27225/2015; постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.03.2016 по делу № Ф06-7170/2016).
Кроме того, свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество также не могут являться первичными учетными документами, так как такие документы лишь отражают юридическую принадлежность собственника к конкретному недвижимому имуществу, следовательно, такие документы также должны были быть представлены Обществом ФИО1
Таким образом, документы, подтверждающие право собственности на какое-либо имущество не могут считаться документами бухгалтерского учета, так как по своему определению и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, не являются первичными учетными документами, отражающими сведения о свершившихся фактов хозяйственной жизни Общества.
Согласно Пояснениям Общество также не обязано предоставить ФИО1 план приватизации государственного предприятия «Механический завод Калачинский», утвержденного Комитетом по управлению имуществом администрации Омской области, поскольку в требованиях ФИО1 нет указания на предоставление такого плана.
Однако, требованием № 1 ФИО1, помимо прочих документов, просил Общество предоставить ему проспект ценных бумаг Общества.
Как указано выше план приватизации признавался проспектом эмиссии ценных бумаг акционерного общества.
Вместе с тем, как указано выше Общество в ответ на требование № 1 направило ФИО1 часть документов, по которым период создания не вызвал вопросов у Общества.
Таким образом, учитывая, что в соответствии с пунктом 141 Перечня, планы приватизации государственного и муниципального имущества подлежат постоянному сроку хранения, то Общество обязано было и имело возможность направить в адрес ФИО1 план приватизации государственного предприятия «Механический завод Калачинский», утвержденного Комитетом по управлению имуществом администрации Омской области, так как указанный план должен храниться в Обществе.
Кроме того, Общество указывает, что такие документы как трудовой договор с директором Общества, а также штатное расписание Общества не являются документами, которое Общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционеров Общества.
Однако, в соответствии с пунктами 656 и 657 Перечня на акционерное общество возлагается обязанность по хранению личных дел, в том числе, руководителей организации и трудовых договоров (служебных контрактов) не вошедших в состав личных дел.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», документы по личному составу - это документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.
Следовательно, трудовые договоры работников акционерного общества должны храниться таким обществом в составе личных дел таких работников. При этом, указанные договоры не относятся к документам бухгалтерского учета, указанная позиция неоднократно была доказана в судебном порядке (постановление Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 № 16803/11 по делу № А40-43149/11-121-290).
Таким образом, Общество обязано было предоставить ФИО1 действующий трудовой договор с генеральным директором Общества, с учетом требований пункта 20 Указания.
Кроме того, согласно пункту 71 Перечня, штатное расписание организации и изменения к нему является документом постоянного срока хранения, и, следовательно, должно предоставляться по требованиям акционеров.
Также штатное расписание не может являться документом бухгалтерского учета, так как само по себе не является первичными учетным документом, отражающим сведения о свершившихся фактов хозяйственной жизни Общества, так как штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и численности организации. Этот документ содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, а также информацию о количестве штатных единиц (абз. 1 раздела «Штатное расписание» Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
Довод Общества о том, что штатное расписание является первичным учетным документом, поскольку на основании него с учетом табеля производится расчет и начисления заработной платы работникам Общества, основан на неправильно толковании норм права, так как само по себе штатное расписание не будет являться тем документом, на основании которого возможно проведение каких-либо хозяйственных операций.
Таким образом, действующее штатное расписание Общества должно предоставляться Обществом по запросам акционеров Общества.
Общество также указывает, что в связи с тем, что Общество не распространяется обязанность по раскрытию информации на рынке ценных бумаг в форме списков аффилированных лиц Общества, то Управлением незаконно возлагается обязанность по предоставлению ФИО1 списков аффилированных лиц Общества по форме, предусмотренной Положением № 454-П.
Однако, следует отметить, что в данном случае, Обществом самостоятельно осуществляется раскрытие информации на рынке ценных бумаг в форме списков аффилированных лиц Общества, по форме, предусмотренной Положением № 454-П.
Как указано выше, акционерное общество обязано предоставлять документы в том виде и с тем содержанием, в котором такие документы образованны в процессе хозяйственной деятельности и в котором ведутся и хранятся в акционерном обществе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 \о 208-ФЗ, акционерное общество обязано вести учет аффилированных лиц и предоставлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Общество должно было представить ФИО1 в соответствии с его требованием списки аффилированных лиц Общества именно в том виде, в котором они были созданы и раскрыты Обществом на странице в информационной-телекоммуникационной сети Интернет»: www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id:::= 19904, используемой Обществом для раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
С учетом требований закона. Общество обязано вести учет аффилированных лиц с отражением информации о них в полном объеме и предоставлять такую информацию по требованию акционеров Общества.
По факту. Общество не предоставило ФИО1 в полном объеме информацию об аффилированных лицах.
В Предписании отмечено, что списки аффилированных лиц Общества должны быть представлены ФИО1 в полном объеме и, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, то есть, в указанные списки должны были быть включены те лица, которые ранее, в нарушение требований нормативных правовых актов Российской Федерации, не учитывались Обществом в качестве аффилированных, и содержать всю необходимую идентифицирующую информацию о таких лицах.
Кроме того, ссылка Общества на положения пункта 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 №144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участниками хозяйственных обществ» является несостоятельной, так как Обществом не были приведены какие-либо доказательства получения ФИО1 ранее тех же документов, указанных в требованиях 1,2и3.
Судом не принимаются во внимание доводы Общества изложенные в Уточнении заявления.
В пункте 2 Уточнения указано, что в Обществе отсутствуют выписки о движении денежных средств по открытым/закрытым счетам Общества за период с 2008 года по 2015 год.
Вместе с тем, с целью проверки сведений, изложенных в обращениях ФИО1 Управлением в адрес Общества направлено предписание о предоставлении документов от 20.07.2016 исх. № С59-9-5-13/33991 (далее - Предписание).
В соответствии с пунктом 8 Предписания у Общества запрошена справка о наличии либо отсутствии в Обществе документов, указанных в требованиях ФИО1 №№ 1, 2 и 3 б/д о предоставлении копий документов.
Также в Предписании было указано, что в случае отсутствия каких-либо документов, указанных в Предписании, Общество могло представить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.
Однако, Обществом в ответ на Предписание указанная справка в Управление не предоставлена, также Общество не сообщило Управлению об отсутствии в распоряжении Общества выписок о движении денежных средств по открытым/закрытым счетам Общества за период с 2008 год по 2015 год.
Таким образом, исходя из представленных Обществом документов, Управление сделало вывод о наличии в Обществе всех документов, указанных в требованиях ФИО1 №№ 1, 2 и 3 б/д о предоставлении копий документов.
Согласно пункту 12 Указания Банка России от 22.09.2014 № 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, и порядку предоставления копий таких документов» (далее - Указание), в случае отсутствия в распоряжении акционерного общества документов акционерного общества, требование о предоставлении которых поступило от правомочного лица, акционерное общество обязано в течении семи рабочих дней с даты предъявления требования сообщить такому лицу об отсутствии запрошенных документов акционерного общества и предполагаемой дате, когда они будут возвращены в общество или восстановлены. При этом правомочное лицо вправе потребовать, чтобы акционерное общество уведомило его о возвращении или восстановлении отсутствующих документов акционерного общества в целях получения доступа к ним.
Таким образом, при отсутствии каких-либо документов, в соответствии с требованиями ФИО1 №№ 1, 2 и 3 б/д о предоставлении копий документов, Общество обязано было, в срок не позднее семи рабочих дней с даты получения указанных требований, сообщить ФИО1 об их отсутствии в Обществе.
Однако, исходя из представленных в ответ на Предписания документов, Общество не сообщало ФИО1 об отсутствии у Общества выписок о движении денежных средств по открытым/закрытым счетам Общества за период с 2008 года по 2015 год.
С учетом изложенного, Обществом нарушено право акционера Общества ФИО1 на получение достоверной и полной информации о деятельности Обществе, а также не представлена в Управление в полном объеме информация в ответ на Предписание.
Таким образом, во исполнение подпункта 1.1 пункта 1 предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности от 30.08.2016 исх. № С59-9-5-12/41616 Общество обязано уведомить ФИО1 об отсутствии у Общества выписок о движении денежных средств по открытым/закрытым счетам Общества за период с 2008 год по 2015 год.
На основании вышеизложенного, суд признает, что подпункты 1.1 и 1,2 пункта 1 предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности от 30.08.2016 исх. № С59-9-5-12/41616, являются исполнимыми, законными, обоснованными и соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, а требования Общества не подлежащими удовлетворению.
Расходы по оплате госпошлины суд относит на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления ОАО «Механический завод «Калачинский» (ОГРН: <***>), г. Калачинск о признании недействительным пп.1.1 п. 1 и п.п. 1.2 п.1 (частично) предписания об устранении нарушений законодательства РФ от 30.08.2016 № С59-9-5-12/41616, отказать..
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области
Судья А.А. Уколов