АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-22483/2019
22 августа 2019 года
Решение в виде резолютивной части принято 12 августа 2019 года.
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2019 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Пахомовой Ю.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Барабинской транспортной прокуратуры, г. Барабинск
к обществу с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Девятая рота" (ОГРН 1105476074186), г. Новосибирск
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон,
установил:
Барабинский транспортный прокурор (далее – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Девятая рота» (далее – заинтересованное лицо, общество, ООО ЧОО «Девятая рота») о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 13.06.2019 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.
Заинтересованное лицо обратилось с ходатайством о рассмотрении дела по общим правилам административного производства, рассмотрев данное ходатайство суд не находит основания для его удовлетворения ввиду отсутствия оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
12.08.2019 принято решение в виде резолютивной части об удовлетворении заявленных требований.
В установленный срок прокуратура обратилась с ходатайством об изготовлении мотивированного решения.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Барабинской транспортной прокуратурой 27.05.2019 проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности, о лицензировании отдельных видов деятельности в ООО ЧОО «Девятая рота», по результатам которой выявлены существенные нарушения закона, а именно: проверкой установлено что охрана железнодорожного вокзала «Каргат», расположенного по ул.Вокзальная, 1б, г.Каргат, Новосибирская область, осуществляется ООО ЧОО «Девятая рота», расположенным по адресу (согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц): Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Кубановская, дом 1/1, офис 201, на основании договора на оказание услуг от 15.12.2017 № 2679351, заключенного с ОАО «Российские железные дороги» в лице начальника Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов.
ООО ЧОО «Девятая рота» осуществляет охранную деятельность на основании лицензии на осуществление частной охранной деятельности ЧО 034762 № 0540000012685 от 11.03.2011, выданной Главным Управлением Министерства внутренних дел России по Новосибирской области.
Указанная частная охранная организация не входит в систему государственной охраны, в связи с чем, у нее отсутствуют законные основания для охраны железнодорожного вокзала Каргат согласно следующим положениям закона.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ), объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 и пункту 4 статьи 1 Закона № 16-ФЗ, акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий, обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - закон № 99-ФЗ) установлено требование по лицензированию частной охранной деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ, лицензированные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу части 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 №
498 в соответствии с частью второй статьи 11.2 Закона РФ от 11.03.2011 №
2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской
(О Федерации» утверждено Положение о лицензировании частной охранной деятельности (далее - Положение о лицензировании), устанавливающее порядок лицензировании частной охранной деятельности, осуществляемой организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона, а также перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от
11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в
Российской Федерации» (далее - Закон № 2487-1) в целях охраны, в числе иных, разрешается предоставление следующих видов услуг: 2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Согласно части 3 статьи 11 Закона № 2487-1 охранная деятельность частных организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране - Приложение 1.
В соответствии с пунктом 15 Перечня (Приложение № 1 к Постановлению) к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены и объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно пункту 5 статьи 1 Закона № 16-ФЗ, объектом транспортной инфраструктуры является технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон № 17-ФЗ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 17-ФЗ, под
железнодорожным транспортом общего пользования понимается производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками, а под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Таким образом, согласно вышеуказанным требованиям закона, железнодорожный вокзал Каргат Новосибирской области, являясь объектом транспортной инфраструктуры и частью производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта общего пользования, подлежит государственной охране.
ООО ЧОО «Девятая рота» приняло участие в
аукционе в электронной форме № 31807084254, организованным ОАО «РЖД», по результатам которого между ОАО «РЖД» и ООО ЧОО «Девятая рота» заключен договор на оказание услуг.
При этом, проведенный анализ документации рассматриваемого аукциона, и заключенного по его результатам договора на оказание услуг по охране имущества железнодорожных вокзалов от 28.12.2018 № 3192831, прокурор пришел к выводу о притворности договора, и наличии умысла ООО ЧОО «Девятая рота», направленного на уклонение от административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за незаконную охрану объектов - железнодорожных вокзалов, подлежащих государственной охране.
В частности, ОАО «РЖД» в Единой информационной системе государственных закупок 30.10.2018 размещено извещение о проведении аукциона с ограниченным участием в электронной форме № 31807084254.
Лотом № 1 закупки является право на заключение договора оказания услуг по охране имущества объектов ОАО «РЖД» железнодорожных вокзалов на территории Новосибирского региона.
Согласно частям 1, 3.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона №223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки.
Конкурентные закупки осуществляются, в том числе, путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
При этом, заказчик определяет требования к участникам закупки в
документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам,
работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и
порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с требованиями части 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ требования, предъявляемые к участникам закупки, устанавливаются в документации о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 10 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определениемсоответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Соответствие заявок требованиям конкурсной документации проверяется комиссией заказчика, по результатам работы которой, в соответствии с требованиями статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ составляется протокол, который содержит, в том числе, результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок).
Анализ показал, что в соответствии с требованиями технического задания (приложение № 1 к аукционной документации) исполнитель по договору охраны вокзалов (участник) должен, в том числе, осуществлять охрану объектов и имущества заказчика, контроль надлежащей эксплуатации технических средств охраны, оперативное информирование заказчика обо всех правонарушениях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на охраняемых объектах, пропускной и внутриобъектовый режимы на объектах заказчика.
Согласно протоколу проведения аукциона с ограниченным участием в электронной форме № 173/АОЭ-ДЖВ/18/2 от 07.12.2018 победителем, соответствующим всем предъявляемым требованиям, признано ООО ЧОО «Девятая рота» предложившее наименьшую цену в размере 41 434 537, 20 руб. за оказание услуг охраны вокзалов.
Таким образом, по результатам аукциона между ОАО «РЖД» и ООО ЧОО «Девятая рота» заключен договор № 3192831 от 28.12.2018 на оказание услуг по охране железнодорожных вокзалов, в том числе с условиями обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов, защиты вокзалов от преступных посягательств.
Исполнение указанного договора осуществляется надлежащим образом, претензий о некачественном оказании услуг со стороны ОАО «РЖД» в адрес ООО ЧОО «Девятая рота» не поступало, что и свидетельствует о первоначальном умысле юридического лица, направленного на охрану железнодорожных вокзалов, именно как комплекса, а не исключительно охрану его имущества.
По результатам аукциона, заключен договор на оказание услуг от 28.12.2018 № 3192831 (далее - Договор), имеющий признаки притворности, пунктами 1.1, 1.2 которого определен объект охраны (железнодорожный вокзал), а так же перечень охраняемого имущества (Приложение №1).
Пунктом 5.2. Приложения 1 к договору установлено, что к охраняемому имуществу относится движимое имущество, находящееся на объекте.
Вместе с тем в ходе проверки деятельности ООО ЧОО «Девятая рота» получены сведения, свидетельствующие о принятии под охрану железнодорожного вокзала и его посетителей путем патрулирования и осуществления пропускного режима, в целом, как комплекс, а не исключительно его имущества.
Так, о вышеуказанном свидетельствуют отдельные положения Договора (его приложений).
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Пунктом 1.1 Договора установлено, что ООО ЧОО «Девятая рота» консультирует и подготавливает рекомендации Заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
Пунктом 2.5 Договора предусмотрено вознаграждение за пресечение работниками ООО ЧОО «Девятая рота» преступлений против безопасности железнодорожного транспорта.
На основании пункта 4.1.12 Договора охранники ООО ЧОО «Девятая рота» осуществляет задержание лиц, действия которых могут быть расценены как преступление или административное правонарушение с незамедлительной передачей их в органы внутренних дел (полицию).
Согласно пункта 4.2.4 Договора ООО ЧОО «Девятая рота» обязано давать Заказчику рекомендации и предложения по совершенствованию системы мер обеспечения технического оснащения Объекта Заказчика.
На основании пункта 4.2.6 Договора охранники ЧОО «Девятая рота» осуществляют контроль вноса (выноса) движимого Имущества на Объект (с Объекта) в соответствии с Правилами вноса (выноса) движимого имущества.
Согласно пункту 4.4.1 Договора Заказчик обязан проинформировать работников Заказчика и посетителей Объекта, о том, что на Объекте установлены Правила вноса (выноса) движимого имущества.
Пунктом 4.4.9 Договора предусмотрено, что Заказчик обязан письменно информировать Исполнителя не менее чем за 15 календарных дней о предстоящих работах по капитальному ремонту и переоборудованию объекта, вследствие которых может потребоваться изменение характера охранных мероприятий и (или) изменение дислокации поста охраны.
На основании пункта 4.4.12 Заказчик должен учитывать надлежащим образом оформленные рекомендации Исполнителя, направленные на совершенствование охраны.
Согласно пункту 12.3 договора на оказание услуг от 28.12.2018 № 3192831 все приложения к настоящему договору являются неотъемлемыми его частями.
Пунктом 5.3 Технического задания (Приложение № 1 к Договору) установлено, что одним из мероприятий, выполняемых при оказании охранных услуг, является консультирование и подготовка рекомендаций Заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
Приложением № 2 к договору на оказание услуг от 28.12.2018 № 3192831 является инструкция частного охранника по охране движимого имущества на объектах заказчика, утвержденная директором ООО ЧОО «Девятая рота» (далее - Должностная инструкция), и согласованная с начальником Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов.
В соответствии с пунктом 1.1.2 Должностной инструкции в целях охраны в числе прочих, предоставляются следующие виды оказываемых охранных услуг: «Защита жизни и здоровья граждан», «Консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств».
Пунктом 1.3.2 Должностной инструкции предусмотрено, что охранники ООО ЧОО «Девятая рота» обязаны выполнять требования полномочных представителей Заказчика и лиц, отвечающих за охрану по вопросам выполнения договорных отношений, касающихся охраны Объекта, при этом отданные ими распоряжения и поручения не противоречат настоящей Инструкции и не мешают выполнению ими своих должностных обязанностей.
Согласно пункту 1.3.4 Должностной инструкции отдельные текущие устные и письменные распоряжения руководства ООО ЧОО «Девятая рота» не отменяют положения данной Инструкции, а лишь дополняют и конкретизируют ее положения при возникновении текущих ситуаций, не учтенных Инструкцией.
Пунктом 1.4.1 Должностной инструкции охрана объекта осуществляется в соответствии с техническим заданием, с применением специальных средств, без оружия.
В соответствии с п. 3.1 Должностной инструкции охранник обязан руководствоваться должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны, обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств, незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объекте охраны угрозу безопасности людей.
На основании пункта 3.4 Должностной инструкции в течение рабочей смены охранник обязан докладывать руководству ООО ЧОО «Девятая рота» в рапортах на имя руководителя обо всех нарушениях или о происшествиях, о которых ему стало известно по тем или иным причинам, своевременно ставить в известность руководителей предприятия об изменениях в оперативной обстановке вокруг объекта охраны.
Пунктом 3.5.1 Должностной инструкции предусмотрено, что при возникновении чрезвычайных ситуаций охранник обязан обеспечить эвакуацию персонала, посетителей, обеспечить их организованный выход через основные и запасные выходы, о факте эвакуации незамедлительно сообщить руководству ООО ЧОО «Девятая рота».
Пунктами 3.5.2 и 3.5.5 Должностной инструкции также предусмотрены обязанности охранников при обнаружении взрывоопасных предметов и при захвате заложников на объекте. А именно, ограждение опасной зоны, эвакуация посетителей вокзала, и другие.
В соответствии с пунктом 3.6 Должностной инструкции охранникам разрешается применять специальные средства для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан.
Кроме того, в июне 2017 года разработан Регламент взаимодействия администрации железнодорожного вокзала, работников Частного охранного предприятия и сотрудников ЛОП МВД России по СФО при осуществлении досмотра (обследования) входящих лиц в здание железнодорожного вокзала. Действия при выявлении в местах массового пребывания граждан бесхозных вещей и предметов, лиц, совершающих противоправные действия, в том числе экстремистского характера (далее - Регламент), который 16.06.2017 утвержден заместителем начальника Западно-Сибирской железной дороги по безопасности и режиму, 16.06.2017 согласован заместителем начальника УТ МВД России по СФО Глушковым В.В. Рассматриваемый регламент также согласован 14.06.2017 начальником Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Холодовым В.А., начальником охраны общественного порядка УТ МВД России по СФО Варламовым А.В. и директором ЧОО «Девятая рота» Костроминой СВ.
Данный регламент не отменялся, действует до настоящего времени, что подтверждается ответом начальника ЛО МВД России на станции Барабинск от 23.05.2019 (исх. № 2868).
Согласно пункту 1.1 Регламента целью настоящего регламента является обеспечение эффективного взаимодействия работников железнодорожного вокзала, работников частного охранного предприятия и сотрудников полиции при выявлении в местах массового пребывания граждан бесхозных предметов, а также лиц, совершающих противоправные действия, в том числе экстремистского характера.
Разделом 2 Регламента предусмотрена организация объектового и внутриобъектового режима железнодорожного вокзала.
В соответствии с пунктом 2.1 Регламента на железнодорожном вокзале
ежедневно выставляются круглосуточные посты для осуществления входного
контроля в здание железнодорожного вокзала, в целях выявления и пресечения
актов незаконного вмешательства в работу объекта транспорта, в т.ч.
антитеррористической направленности, а также проведение осмотра (обследования) с применением технических средств осмотра физических лиц и вносимых ими вещей в здание железнодорожного вокзала.
На основании пунктов 2.2., 2.2.1 Регламента, работники частного охранного предприятия осуществляют защиту охраняемого объекта от противоправных посягательств, принимают меры к пресечению (профилактике) на охраняемом объекте преступлений и административных правонарушений. В этих целях производят патрулирование и обход всего вокзального комплекса, перрона вокзала и территории прилегающей к вокзалу, оказывают помощь сотрудникам полиции в выявлении и пресечении преступлений и административных правонарушений.
Согласно пунктам 2.2.2, 2.2.3 Регламента работники частного охранного
предприятия проводят осмотр (обследование) физических лиц, их ручной клади и багажа с применением технических средств осмотра, а также проводят опрос физических лиц при входе в здание вокзала с целью выявления опасных веществ и предметов и возможных противоправных действий.
Разделом 3 Регламента предусмотрено взаимодействие работников
железнодорожного вокзала, работников частного охранного предприятия и
сотрудников ЛОП МВД России по СФО.
Так, пунктом 3.1.1 Регламента закреплено общее взаимодействие в целях обеспечения транспортной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров предотвращения возможных актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, обеспечения личной и имущественной безопасности пассажиров, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений; выявления лиц, совершивших преступления, незаконного проноса в помещение железнодорожного вокзала оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих и других опасных веществ и предметов, запрещенных к обороту на территории РФ, на железнодорожном вокзале сформированы посты входного контроля, из числа работников частного охранного предприятия.
Пунктом 3.1.2 Регламента для работников частного охранного предприятия, заступающим в состав объектового поста, предусмотрен ежечасный осмотр вокзального комплекса и прилегающей территории, в целях выявления подозрительных лиц и бесхозных предметов, о чем делается запись в соответствующем специальном журнале. Данный осмотр проводится совместно с сотрудником полиции ЛОП МВД России по СФО.
Кроме того, положениями пунктом 3.2 (3.2.1 - 3.2.3) Регламента закреплено, что сотрудники частной охранной организации на постах у входов в здание железнодорожного вокзала, которые оборудуются специальными ограждениями, исключающими несанкционированный проход в здание без осмотра, а также стационарными металлодетекторами, осуществляют выборочный осмотр (обследование) лиц, наблюдают за показаниями сигнального устройства стационарного металлодетектора.
Более того, подразделом 3.3.2 предусмотрены действия работников частного охранного предприятия, направленные на организацию действий по предупреждению и предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность объекта железнодорожного транспорта.
Анализ Регламента и Договора с его приложениями, в том числе его положений об осуществлении пропускного режима, принятии мер антитеррористического характера в виде выявления подозрительных лиц и предметов, консультирования и подготовки рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий, и других мероприятий, напрямую свидетельствует об осуществлении деятельности ООО ЧОО «Девятая рота» по охране железнодорожных вокзалов в целом, как объектов транспортной инфраструктуры, а не об охране исключительно имущества, расположенного в здании вокзалов.
Также, в ходе проверки заявителем была истребована информация из Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, из которой следует, что до сотрудников ООО ЧОО «Девятая рота» доводятся информации, телеграммы, распоряжения ОАО «РЖД», ориентировки, в которых указывается о необходимости принятия дополнительных мер сотрудниками охраны по осуществлению пропускного режима на железнодорожных вокзалах, а также о необходимости принятия мер, направленных на охрану здоровья и жизни посетителей и работников вокзалов, и иные сведения, свидетельствующие об охране железнодорожных вокзалов, как комплекса, а не исключительно имущества.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что положения рассматриваемого Регламента и Договора в указанной выше части фактически исполняются сотрудниками ООО ЧОО «Девятая рота» при охране железнодорожного вокзала.
Так, 27.05.2019, в ходе выездной проверки на железнодорожном вокзале Каргат установлено, что посты охраны ООО ЧОО «Девятая рота» (охранники) фактически расположены непосредственно у входов и выходов в железнодорожный вокзал, вблизи рамок металлодетекторов, которые находятся в рабочем состоянии. Также установлено, что проход граждан в здание вокзала осуществляется исключительно через рамки, приняты меры для ограждения свободной зоны доступа в вокзал лентами.
Наряду с этим, охранники ООО ЧОО «Девятая рота» наблюдают за входящими и выходящими пассажирами, следят за показаниями рамок металлодетекторов, в случае выявления подозрительных лиц, принимают первоначальные меры к их остановке, после чего сообщают о них сотрудникам полиции, находящимся на объекте, либо в дежурную часть, что говорит об осуществлении внутриобъектового режима и принятии мер антитеррористического характера, а также об осуществлении охраны жизни и здоровья посетителей вокзала.
Об этом свидетельствуют установленные в ходе проверки обстоятельства, в том числе опрошенные охранники общества Иванов С.В., Нутратзинов Н.С., пояснили, что 27.05.2019 они осуществляли охрану железнодорожного вокзала «Каргат», осуществляют охрану на рабочих местах, на первом этаже здания вокзала, посменно двумя охранниками один работает круглосуточно, другой работает с 08.00 до 20.00 (1 сутки, 1 в день), что равняется 1,5 поста. Патрулирование объекта осуществляется согласно схеме маршруту патрулирования внутри вокзала. В случае обнаружения подозрительных предметов сообщают руководству железнодорожного вокзала, в случае необходимости при чрезвычайных ситуациях участвуют в эвакуации граждан, информируют правоохранительные органы.
Кроме того, руководством вокзала им осуществляются инструктажи о порядке действий в случае чрезвычайных ситуаций, что также отражается в журнале инструктажей по антитеррористической защищенности вокзального комплекса относительно обеспечения безопасности объекта; до них под роспись доводятся телеграммы и распоряжения ОАО «РЖД по антитеррористической защищенности (к примеру: на январские праздники, майские праздники). Проводятся учения путем закладки тест-предметов руководством вокзала и проверки действий по их обнаружению.
Деятельность по охране строится на основании договора, должностной инструкции в тесном взаимодействии с сотрудниками вокзала
Также проверкой установлено, что на рассматриваемом объекте ведутся следующие документы, свидетельствующие об осуществлении охраны всего объекта, как комплекса: журнал учета происшествий, журнал приема сдачи объекта под охрану, выдачи специальных средств, приема-сдачи дежурств, журнал постовых ведомостей.
Кроме того, работниками вокзала охранникам ООО ЧОО «Девятая рота» периодически проводятся инструктажи по вопросу обнаружения подозрительных вещей на территории вокзала, о чем свидетельствуют телеграммы и информации ОАО «РЖД».
Администрацией вокзала ведутся журналы инструктажей по предупреждению возникновению ЧС, дополнительных инструктажей относительно обеспечения безопасности объекта, согласно которым проводятся инструктажи охранникам, о чем имеются их подписи.
Также, согласно информации ЛО МВД России на ст. Барабинск, следует, что ООО ЧОО «Девятая рота» осуществляет охрану железнодорожного вокзала, охранники несут службу на постах вблизи входов в вокзал и осуществляют пропускной режим на территории железнодорожного вокзала, направляя посетителей через рамки металлодетекторов, а также следят за общественным порядком на территории вокзала, охраняя жизнь и здоровье пассажиров, и т.д.
Наряду с проверкой рассматриваемого железнодорожного вокзала, проверки проведены еще на 1 железнодорожном вокзале Новосибирского транспортного региона, охрана которых осуществляется в рамках анализируемого договора оказания услуг сотрудниками ООО ЧОО «Девятая рота», которые в ходе проверки (их опроса) дали аналогичные пояснения, свидетельствующие о фактическом осуществлении на вокзалах Новосибирского транспортного региона внутриобъектовых режимов и осуществлении охраны вокзалов, как единое целое, а не исключительно их имущества, обстановка по охране объектов аналогичная.
Следовательно, поскольку в силу пунктов 1 и 4 статьи 1 Закона № 16-ФЗ, обеспечение транспортной безопасности предполагает реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения противоправных действий (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающего безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекших за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, либо создавших угрозу наступления таких последствий, а защита жизни и здоровья граждан в силу статьи 3 Закона № 2487-1 является одним из видов охранных услуг, принятие ООО ЧОО «Девятая рота» на себя обязанности по защите жизни и здоровья работников железнодорожного вокзала Каргат и его посетителей означает осуществление охраны вокзала как объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют об осуществлении охранниками ООО ЧОО «Девятая рота» деятельности по охране всего железнодорожного вокзала, а не его имущества, об осуществлении фактически пропускного режима на территории железнодорожного вокзала, а также осуществление защиты жизни и здоровья граждан на всей территории вокзала.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 11 Закона № 2487-1, подпункта «г» пункта 2(1) Положения о лицензировании, общество согласно договору на оказание услуг от 28.12.2018 № 3192831, заключенному с ОАО «Российские железные дороги» в лице начальника Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, фактически осуществляет охрану железнодорожного вокзала «Каргат», как объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, и подлежащего охране государственным охранным предприятием (организацией).
В связи с выявлением нарушений, 04.06.2019 прокурором с участием уполномоченного представителя общества, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, обществом допущены нарушения положений части 3 статьи 11 Закона № 2487-1, подпункта «г» пункта 2(1) Положения о лицензировании.
Довод заинтересованного лица об отсутствии события и состава административного правонарушения, не принимается судом во внимание как противоречащий материалам дела и обстоятельствам, установленным в ходе судебного разбирательства.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При производстве по делу об административном правонарушении и в ходе рассмотрения дела не были установлены обстоятельства, указывающие на то, что обществом были приняты все зависящие от него меры по исполнению обязанностей установленных законодательством.
Обстоятельства, зафиксированные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, и вина общества подтверждаются материалами дела.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ – малозначительность, отсутствуют ввиду нижеследующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Согласно пункту 18.1 Постановления № 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере регулирования предпринимательской деятельности подлежащей лицензированию. Возможность неисполнения заявителем указанных требований и обязанностей, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Отсутствие негативных последствий правонарушения само по себе так же не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является формальным. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством в связи с чем в данном случае правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены, оснований для применения статьи 2.9, части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ не установлено.
В ходе судебного разбирательства установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а именно: общество ранее привлекалось к административно ответственности за алогичные правонарушения (дела №А45-30852/2018, А45-30593/2018, А45-30652/2018, А45-30653/2018, А45-30654/25018, А45-30649/2018, А45-42603/2018, А45-42606/2018), в связи, с чем исходя из положений статьи 4.1 КоАП РФ, суд полагает возможным назначить административное наказание в виде штрафа в размере превышающем минимальный размер.
Руководствуясь статьями 65, 71, 206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
привлечь общество с ограниченной ответственностью частную охранную организацию «Девятая рота» (630003, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кубановская, дом 1/1, офис 201, ИНН 5410037807, ОГРН 1105476074186, дата регистрации: 26.10.2010) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Штраф подлежит перечислению по реквизитам:
Получатель УФК по Новосибирской области (Западно-Сибирская транспортная прокуратура), счет получателя 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России, БИК банка получателя 045004001, ИНН 5405347680, КПП 540701001, ОКТМО 50701000, КБК 41511690010016000140.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
Решение принято в виде резолютивной части.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья | Ю.А. Пахомова |