НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новосибирской области от 11.09.2023 № А45-10337/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-10337/2023

18 сентября 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 18 сентября 2023 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коваленко К.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Новосибирск

к Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования города Новосибирска "Дворец творчества детей и учащейся молодежи "Юниор" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Новосибирск

о взыскании финансовых санкций в размере 5500 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2017 года

при участии представителей сторон:

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: ФИО1, доверенность от 20.01.2023, паспорт, диплом

УСТАНОВИЛ:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее –заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением о взыскании сМуниципального автономного учреждения дополнительного образования города Новосибирска "Дворец творчества детей и учащейся молодежи "Юниор" (далее – заинтересованное лицо, МАУ ДО ДТД УМ ЮНИОР) финансовых санкций в размере 5500 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2017 года.

Заявитель надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель заинтересованного лица требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.

Специалистом ОПФР по Новосибирской области в связи проведена проверка сведений индивидуального (персонифицированного) учета страхователя МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА" (далее - МАУ ГЦПТ) с реорганизацией.

: В результате сверки сведений имеющихся у ПФР за период 2017 год выявлено, что страхователь МАУ ГЦПТ (рег.номер ПФР № 064-002-082468) не включил в форму СЗВ-М за отчетные периоды «июнь 2017 года» - 7 застрахованных лиц (СНИЛС <***>, 193-997-811 54, 195-083-579 04, 189-325-462 08, 199-138-456 23, 185-382-468 04, 187-651-499 24), за «июль, август, сентябрь, октябрь 2017 год» - 1 застрахованное лицо (СНИЛС <***>).

Страхователю МАУ ГЦПТ было направлены Уведомления от 15.08.2022 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней, которые получены 15.08.2022.

С нарушением сроков, указанных в Уведомлениях, по телекоммуникационным каналам связи страхователем 24.08.202 представлены дополняющие сведения по форме «июнь 2017 года» - 7 застрахованных лиц (СНИЛС <***>, 193-997-811 54, 195-083-579 04, 189-325-462 08, 199-138-456 23, 185-382- 468 04, 187-651-499 24), за «июль, август, сентябрь, октябрь 2017 год» - 1 застрахованное лицо (СНИЛС <***>), что подтверждается извещением о доставке.

По результатам проверки были составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.10.2022 № 064S18220026447, № 064S18220026476, № 064S18220026478, № 064S18220026475, № 064S18220026479, № 064S18220026473, № 064S18220026474, № 064S18220026392, № 064S18220026393, № 064S18220026395, № 064S18220026396.

Заместителем управляющего ОПФР по Новосибирской области вынесены решения от 24.11.2022 № 064S19220028917, № 064S19220028916, № 064S19220028919, № 064S19220028915, № 064S19220028920, № 064S19220028910, № 064S19220028911, № 064S19220028922, № 064S19220028923, № 064S19220028924, № 064S19220028926, № 064S19220028926 о привлечении страхователя МАУ ГЦПТ к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в виде финансовых санкций на сумму 5 500,00 рублей.

Страхователю МАУ ГЦПТ были направлены требования об уплате финансовых санкций от 09.12.2022 № 064S01220025725, № 064S01220025724, № 064S01220025726, № 064S01220025722, № 064S01220025728, № 064S01220025720, № 064S01220025721, № 064S01220025729, № 064S01220025730, № 064S01220025731, № 064S01220025732 в размере 5 500,00 рублей.

В установленный срок требования не были исполнены и денежные средства в бюджет Пенсионного фонда РФ не поступили.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ 30.12.2022 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА" прекратило свою деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к МУНИЦИПАЛЬНОМУ АВТОНОМНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ "ЮНИОР".

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (статья 58 ГК РФ).

Таким образом, правопреемником по всем правам и обязанностям МАУ ГЦПТ является МАУ ДО ДТД УМ ЮНИОР.

Поскольку требования в полном объеме не исполнены, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением к МАУ ДО ДТД УМ ЮНИОР.

Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

По порядку предоставления, ответственности за нарушения сроков предоставления либо представление ими неполных и (или) недостоверных сведений данных форм применяются нормы, действующие до вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ.

В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

На основании пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховом стаже, начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, уплаченных страховых взносах; периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

В силу абзаца третьего статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.

В соответствии со ст. 15 Закона № 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 250- ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом № 27-ФЗ.

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме СЗВ-М.

Согласно ст. 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда РФ обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом. В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22 апреля 2020 года N 211н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Согласно ст. 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда РФ обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, в связи с поступившей информацией в отношении страхователя МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА" (рег.номер ПФР № 064-002-082468) о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме присоединения, специалистом ОПФР по Новосибирской области была проведена проверка сведений индивидуального (персонифицированного) учета за периоды с 2017 по 2022 года.

В результате сверки сведений имеющихся у ПФР за период 2017 г. было выявлено, что страхователь МАУ ГЦПТ не включил в форму СЗВ-М за отчетные периоды «июнь 2017 года» - 7 застрахованных лиц (СНИЛС <***>, 193- 997-811 54, 195-083-579 04, 189-325-462 08, 199-138-456 23, 185-382-468 04, 187-651- 499 24), за «июль, август, сентябрь, октябрь 2017 год» - 1 застрахованное лицо (СНИЛС <***>).

Страхователю 15.08.2022 было направлено Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней.

С нарушением сроков, указанных в Уведомлениях, по телекоммуникационным каналам связи страхователем 24.08.2022 представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды: «июнь 2017 года» - 7 застрахованных лиц (СНИЛС <***>, 193-997-811 54, 195-083-579 04, 189-325-462 08, 199-138-456 23, 185-382-468 04, 187-651-499 24), за «июль, август, сентябрь, октябрь 2017 год» - 1 застрахованное лицо (СНИЛС <***>), что подтверждается извещением о доставке.

Поскольку факт несвоевременного устранения обществом выявленных Фондом ошибок подвержен материалами дела, следовательно, у Фонда имелись правовые основания для привлечения к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и применения штрафных санкций.

Вместе с тем, как следует из решений Фонда, при его принятии не рассматривало вопрос о возможности снижения штрафа.

Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах предусматривалась статьей 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", однако с 01.01.2015 указанная статья Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ признана утратившей силу.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).

Одновременно в данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 года N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. В указанном Постановлении отмечено, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, принимая во внимание изложенное, и учитывая, что учреждение не имело умысла на его совершение, устранило ошибки и (или) несоответствия после получения уведомления Фонда; незначительный период просрочки 2 дня; нарушение срока подачи сведений, необходимых для персонифицированного учета, в данном случае не создали существенной угрозы охраняемым законом общественным интересам в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации (доказательств обратного суду не предоставлено), выявленное нарушение положений Закона N 27-ФЗ не повлекло вредных последствий для бюджета пенсионного фонда, а также принимая во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в постановлении N 2-П, суд признал указанные обстоятельства смягчающими ответственность, а также учитывая, полагает возможным снизить размер наложенного штрафа с 5500 руб. до 550 руб.

Уменьшение штрафа при наличии на то оснований является обязанностью суда, и отсутствие ходатайства о применении судом смягчающих ответственность обстоятельств не исключает обязанности суда дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения и применить иные смягчающие ответственность обстоятельства. Указанный размер штрафа отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного ответчиком правонарушения. В остальной части штраф взысканию не подлежит.

Доводы ответчика относительно пропуска срока давности судом рассмотрены и отклонены, правонарушение совершено в 2022 году (24.08.2022) , а не 2017, сведения представлены с нарушением сроков, указанных в уведомлениях,, в связи с чем страхователь в установленном порядке был привлечен к ответственности, нарушение обнаружено после представления дополняющих сведений с нарушением срока, указанного в уведомлениях от 15.08.2022 , оснований считать срок с 2017 года не имеется. Учреждение ошибочно связывает начало течения срока с моментом предоставления первоначальных сведений в .2017, поскольку наличие несоответствий между представленными в 2017 страхователем сведениями и сведениями, имеющимися в Пенсионном фонде, управление выявило в результате проведения сверки между СЗВ-СТАЖ (сведения о страховом стаже застрахованных лиц) за 2017 год и отчетностью по форме СЗВ-М , что послужило основанием для направления уведомления об устранении расхождений.

Учреждением не представлено в материалы дела доказательств того, что страхователем самостоятельно были выявлены ошибки в ранее своевременно представленных сведениях по форме СЗВ-М в отношении определенных застрахованных лиц. Учреждение могло быть освобождено от ответственности при самостоятельном обнаружении несоответствий либо при устранении несоответствий в течение 5 дней, в данном случае 5 дневный срок нарушен.

Взыскание штрафа, наложенного за совершение правонарушения реорганизованным лицом, на правопреемника соответствует статье 50 НК РФ. Реорганизация произведена 30 декабря 2022 года, то есть после наложения штрафа, в связи с чем на основании статьи 50 НК РФ правопреемник должен уплатить штраф.

руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Новосибирска "Дворец творчества детей и учащейся молодежи "Юниор" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) финансовые санкции в размере 550 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Новосибирска "Дворец творчества детей и учащейся молодежи "Юниор" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд(г.Томск) в течение месяца после его принятия.

Судья

И.А. Рубекина