АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
13 ноября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2014 года.
В полном объёме решение изготовлено 13 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Голубевой Ю.Н., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Щербина В.О., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества Ордена Трудового Красного Знамени "Племенной завод "Чикский", с. Прокудское Коченевского района Новосибирской области,
третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмет спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, г. Новосибирск
к Администрации Коченевского района, р.п. Коченево Новосибирской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании права собственности отсутствующим,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1 - доверенность №15 от 22.08.2014, паспорт;
от ответчика: ФИО2 - доверенность от 22.08.2014, паспорт;
ФИО3 – доверенность от 10.12.2013, паспорт;
от третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, г. Новосибирск: ФИО4 - доверенность № ОГ-10704 от 04.08.2014, удостоверение
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество Ордена Трудового Красного Знамени «Племенной завод «Чикский» (далее истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Администрации Коченевского района Новосибирской области (далее ответчик) о признании отсутствующим права собственности муниципального образования Коченевского района на следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 54:11:017019:1183, площадью 32907334 кв. м., расположенного по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, МО Прокудский сельсовет;
- с кадастровым номером 54:11:017019:1704, площадью 43912596 кв. м., расположенного по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, МО Прокудский сельсовет;
- с кадастровым номером 54:11:017019:1181, площадью 6786300 кв. м., расположенного по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, МО Прокудский сельсовет;
- с кадастровым номером 54:11:017019:1177, площадью 66899100 кв. м., расположенного по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, МО Прокудский сельсовет.
Ответчик просил суд отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве (т.1, л.д. 68-70).
К участию в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области представитель, которого в отзыве и дополнительных пояснениях указал, что спорные земельные участки относятся к федеральной собственности в составе земельного участка с кадастровым номером 54:11:017019:0001, поэтому постановление администрации от 13.11.2007 №1329 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок у ГПЗ «Чикский» на территории Прокудского сельсовета» является незаконным. Соответственно, регистрация права собственности муниципального образования Коченевский район Новосибирской области в отношении спорных земельных участков является неправомерной.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил.
В соответствии с государственным актом на право пользования землей НСО-11-000142 ГПЗ «Чикский» на основании постановления Главы администрации Коченевского района Новосибирской области от 29.01.1993 №25 был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 28056 га для ведения сельскохозяйственного производства.
В соответствии с планом приватизации, распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области №663-р от 29.06.2006 Федеральное государственного унитарное предприятие Ордена Трудового Красного Знамени «Племенной конный завод «Чикский» было преобразовано в открытое акционерное общество Ордена Трудового Красного Знамени «Племенной конный завод «Чикский».
В соответствии с передаточным актом, являющимся неотъемлемой частью плана приватизации, в состав имущественного комплекса ОАО Ордена Трудового Красного Знамени «Племенной завод «Чикский», среди прочего, включено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 54:11:017019:0001, площадью 26922 га, принадлежащего предприятию на основании государственного акта №НСО-11-000142.
В соответствии с постановлением администрации Коченевского района Новосибирской области от 13.11.2007 №1329 было прекращено право постоянного бессрочного пользования у ГПЗ «Чикский» на территории Прокудского сельсовета на земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:0001.
Истец считает, что прекращение права постоянного (бессрочного) пользования и государственная регистрация права муниципальной собственности администрацией Коченевского района было зарегистрировано незаконно, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об отказе истцу в заявленных требованиях и об удовлетворении требования третьего лица с самостоятельными требованиями. При принятии решения суд исходит из следующего.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ (начала действовать с 01.07.2006 согласно Федерального закона от 17.04.2006 №53-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Из материалов дела следует, что истец по делу до приватизации являлся государственным унитарным предприятием Ордена Трудового Красного Знамени «Племенной завод «Чикский».
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ред. 2006 года) земли сельскохозяйственного назначения приватизации не подлежали.
В соответствии со ст. 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:
1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:
использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
порче земель;
невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 настоящего Кодекса;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Таким образом, в пункте 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации определены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования и ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать режим землепользования).
Согласно экспертного заключения №01/2014 от 20.10.2014 земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:1 площадью 28056 га (фактическая площадь 26922 га) был снят с государственного кадастрового учета, а земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:376 площадью 26922 га поставлен на государственный кадастровый учет в один и тот же день 18.03.2004 на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 54:11:017019 от 18.03.2004, утвержденного Коченевским райкомземом. Земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:1 и земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:376 по своим характеристикам (площадь, местоположение) равнозначные друг другу. В дальнейшем были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 54:11:017019:1704, 54:11:017019:1177, 54:11:017019:1181, 54:11:017019:1183 из земельного участка с кадастровым номером 54:11:017019:376 и зарегистрированы права собственности муниципального образования Коченевский район Новосибирской области.
На запрос Территориального управления от 26.08.2014 №НК-11695/03 о том, какие земельные участки были образованы из земельного участка с кадастровым номером 54:11:017019:0001 и являются ли земельные участки с кадастровыми номерами 54:11:017019:1183, 54:11:017019:1704, 54:11:017019:1181, 54:11:017019:1177 (спорные по настоящему делу) образованными из земельного участка с кадастровым номером 54:11:017019:0001 либо земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 54:11:017019:0001, ФКП Росреестра по НСО представило следующую информацию.
Земельному участку с кадастровым номером 54:11:017019:0001 присвоен статус «Архивный», поскольку он снят с государственного кадастрового учета 18.03.2004,а земельные участки с кадастровыми номерами 54:11:017019:1183, 54:11:017019:1704, 54:11:017019:1181, 54:11:017019:1177 образованы путем нескольких преобразований из земельного участка с кадастровым номером 54:11:017019:376, который поставлен на государственный кадастровый учет 18.03.2004.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Таким образом, 18.03.2004в результате проведенных кадастровых работ земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:0001 прекратил свое существование, то есть как объект гражданских прав и обязанностей перестал существовать.
Далее, на запрос Территориального управления от 13.10.2014 №ОГ-13432/03 о том, на основании каких правоустанавливающих документов был снят с государственного кадастрового учета 18.03.2004 земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:1 и на основании каких правоустанавливающих документов был поставлен на государственный кадастровый учет 18.03.2004 земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:376, ФКП Росреестра по НСО представило следующую информацию.
Земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:1 снят с государственного кадастрового учета 18.03.2004 на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 54:11:017019 от 18.03.2004, утвержденного Коченевским райкомземом (далее - перечень). В свою очередь, на основании указанного выше перечня, 18.03.2004 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:376.
На запрос Территориального управления от 27.10.2014 №НК-13953/03 о том, по чьей инициативе был произведен вышеуказанный переучет земельного участка с кадастровым номером 54:11:017019:0001, то есть, кто мог предоставить Коченевскому райкомзему сведения для последующего формирования и утверждения перечня ранее учтенных земельных участков от 18.03.2004, ФКП Росреестра по НСО представило следующую информацию.
При формировании перечня ранее учтенных земельных участков в границах соответствующего кадастрового квартала сведения о предоставленных земельных участках поступали в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству (райкомзем) от местной администрации для утверждения.
Согласно ч.2 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
В соответствии с действовавшим на 18.03.2004 законодательством инициировать проведение кадастровых работ, которые в силу ст.1 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ влекут образование новых и/или прекращение существовавших земельных участков как объектов гражданских правоотношений, могли только определенные субъекты - органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:0001, ранее, на основании государственного акта НСО-11-000142 от 29.01.1993 №25 был предоставлен истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования как земельный участок, государственная собственность на который разграничена не была.
Постановление Администрации Коченевского района Новосибирской области от 13.11.2007 №1329 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок у ГПЗ «Чикский» на территории Прокудского сельсовета» было признано решением Арбитражного суда Новосибирской области, вступившим в законную силу, недействительным (дело №А45-9834/2013), следовательно, спорные земельные участки никогда не выбывали из собственности Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований в виде признания права собственности ответчика отсутствующим по правилам п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», у суда не имеется.
Рассмотрев требования третьего лица (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области) с самостоятельными требованиями на предмет спора, суд пришел к выводу об обоснованности его требований. При принятии решения в этой части суд исходит из следующего.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) содержится понятие «приватизации государственного и муниципального имущества», под которой понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Порядок проведения приватизации определен названным Законом.
Пунктом 1 статьи 11 Закона о приватизации в редакции, действующей в период приватизации предприятия, предусмотрено, что состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Судом установлено, что общество, созданное путем реорганизации предприятия, зарегистрировано в ЕГРЮЛ 01.09.2006.
В качестве доказательства включения права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками в уставный капитал истца в материалы дела представлены распоряжение ТУ Росимущества по Новосибирской области № 663-р от 29.06.2006 с перечнем приватизируемого имущества.
Согласно ст. 28 Закона о приватизации земли сельскохозяйственного назначения приватизации не подлежали.
Процесс образования спорных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 54:11:017019:0001, впоследствии кадастровый номер 54:11:017019:376, изложен судом выше и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Таким образом, судом установлено, что спорные земельные участки не передавались предприятию (истцу) как имущество, подлежащее приватизации, а передано было лишь право постоянного (бессрочного) пользования, что свидетельствует о том, что собственником спорного земельного участка оставалась Российская Федерация.
Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования спорным участком возникло у истца до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», оно является юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации, государственная регистрация такого права проводится по желанию его обладателя.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Заявленное третьим лицом с самостоятельными требования требование основано на пункте 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление № 10/22).
Указанный пункт предусматривает, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Судом установлено, что племенной завод относится к государственным унитарным предприятиям, созданным федеральным органом государственной власти, следовательно, учитывая данную норму Вводного закона, собственником спорного земельного участка является Российская Федерация и у Администрации Коченевского района Новосибирской области отсутствовали правовые основания на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком государственному унитарному предприятию Ордена Трудового Красного Знамени «Племенной завод «Чикский», как отсутствовало законное право на регистрацию права собственности Муниципального образования Коченевский район Новосибирской области на спорные земельные участки.
В этой связи, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд установил, что спорные земельные участки, на которые прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и зарегистрировано право собственности Муниципального образования Коченевский район Новосибирской области, являются частью земельного участка, относящегося к федеральной собственности.
Поскольку, постановление Администрации Коченевского района Новосибирской области от 13.11.2007 №1329 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок у ГПЗ «Чикский» на территории Прокудского сельсовета» признано решением Арбитражного суда Новосибирской области недействительным, следовательно, и последующие регистрации права собственности МО Коченевский район Новосибирской области на земельные участки, образованные из земельного участка, представленного на праве постоянного (бессрочного) пользования племзаводу «Чикский» на основании данного акта, являются недействительными.
При таких обстоятельствах ввиду отсутствия у ответчика правомочий собственника при распоряжении спорным участком путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и соответственно регистрации права собственности Муниципального образования Коченевский район Новосибирской области, суд, признает отсутствующим право собственности Муниципального образования Коченевский район Новосибирской области на спорные земельные участки.
При таких обстоятельствах, требования третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора подлежат удовлетворению.
Распределение судебных расходов производится по правилам статей 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества Ордена Трудового Красного Знамени «Племенной завод «Чикский» - отказать.
Требования третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области – удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности муниципального образования Коченевский район Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:1183, площадью 32907334 кв. м., расположенного по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, МО Прокудский сельсовет.
Признать отсутствующим право собственности муниципального образования Коченевский район Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:1704, площадью 43912596 кв. м., расположенного по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, МО Прокудский сельсовет.
Признать отсутствующим право собственности муниципального образования Коченевский район Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:1181, площадью 6786300 кв. м., расположенного по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, МО Прокудский сельсовет.
Признать отсутствующим право собственности муниципального образования Коченевский район Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером 54:11:017019:1177, площадью 66899100 кв. м., расположенного по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, МО Прокудский сельсовет.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, город Томск.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, город Тюмень, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Ю.Н.Голубева