НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новосибирской области от 09.03.2022 № А45-34306/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                              Дело № А45-34306/2021

16 марта 2022 года.

Резолютивная часть решения объявлена 09 марта 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16 марта 2022 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богач Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области, г. Новосибирск (ИНН 5406103101,  ОГРН: 1025402470389)

к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер", г. Новосибирск (ОГРН: 1035402488956, ИНН: 5406254478)

о взыскании финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений, за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов в размере 3500 рублей,

при участии представителей сторон:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: Глухов С.С., доверенность от 20.07.2021, паспорт, диплом,

установил:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее – заявитель, пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер" (далее – страхователь, ФГБУЗ НСО "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер", Диспансер, Учреждение) с заявлением о взыскании финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений о форме СЗВ-Стаж, за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов в общем размере 3500 рублей.

Определением арбитражного суда от 13.12.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением от 10.02.2022 дело назначено к рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.

В обоснование заявления пенсионный фонд ссылается на нарушение Закона №27-ФЗ в части порядка представления сведений по форме СЗВ-ТД, поскольку в ФГБУЗ НСО "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер" работает более 25 человек, в связи, с чем формы отчетности в отношении застрахованных лиц должны представляться в электронном виде. Также заявитель указывает на то, что учреждением нарушен срок устранения выявленных нарушений по форме СЗВ-Стаж за 2018 год.

Страхователь с заявлением не согласен по доводам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей  заявителя и заинтересованного лица, арбитражный суд установил следующее.

В результате проверки сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-Стаж за 2018 год, выявлено, что в форму СЗВ-Стаж страхователь включил период в полном объеме на 3 застрахованных лица (СНИЛС 106-955-475 80, 142-855-405 64, 181-025-034 19).

14.05.2019 пенсионным фондом в адрес Диспансера было направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимся у пенсионного фонда.

По результатам проверки выявлены нарушения ФГБУЗ НСО "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер" законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования отношении 3 застрахованных лиц, в связи с чем, составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 31.05.2019 №064S18190031446

Решением от 09.07.2019 № 064S19190034279, о финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в общем размере 1500.00 рублей, то есть применение финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица согласно статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Страхователю было направлено требование об уплате финансовых санкций от 05.08.2019 № 064S01190031170 - в срок до 23.08.2019.

В связи с тем, что требование ФГБУЗ НСО "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер" не было исполнено в добровольном порядке, пенсионный фонд обратился с настоящим заявлением в суд.

Суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований в указанной части.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11 Закона) представления таких сведений.

В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 1 Закона N 27-ФЗ также дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

С учетом пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за период с март, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года - не позднее 15 числа месяца следующего за отчетный период.

С учетом пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за период календарный 2020 год – не позднее 1 марта 2021 года.

Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения страхователя к ответственности в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о несоответствии сведений, отраженных страхователем в форме СЗВ-Стаж сведениям по формам СЗВ-М за период январь, февраль, июнь, октябрь, сентябрь  2018 года на 3 застрахованных лиц.

В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.

При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

Привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, пенсионный фонд должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, либо недостоверность предоставленных сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе событие правонарушения, наличие вины.

В соответствии со ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 № 45549) указывает, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются (указанные правила действовали на момент совершения вменяемого нарушения).

Пункт 38 Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Пункт 40 Указанного Приказа № 211н гласит, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

А также в Постановлении Правления ПФ РФ от 23.11.2016 N 1058п "Об утверждении форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и о признании утратившим силу постановления Правления ПФР от 29 июля 2016 г. N 684п" указано, что акт не составляется в случае, если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР (абзац 3 пункта 1 Требований к  составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности Приложение № 6 к Постановлению № 1058п).

Таким образом, у страхователя имеется возможность устранить выявленное Пенсионным фондом нарушение в течении пяти дней с момента получения уведомления.

Как указывалось выше,  страхователь по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год включил стажевой период не в полном объеме на трех застрахованных лиц.

Пенсионным фондом в адрес страхователя было направлено уведомление об устранении ошибок.

Из представленного реестра № 110 от 14.05.2019 усматривается, что пенсионным фондом было направлено уведомление страхователю по адресу: 630102 г. Новосибирск, ул. Инская, д. 65, тогда как согласно выписки из ЕГРЮЛ юридическим адресом является 630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Гоголя, д. 24, при этом филиалы или обособленные подразделения по ул. Инской отсутствуют.

После перенаправления уведомления по юридическому адресу  (получено 13.06.2019 года) ФГБУЗ НСО "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер" Пенсионному фонду представлены 17.06.2019 корректирующие сведения, а также пояснительная записка в отношении застрахованных лиц.

Таким образом, нарушение было устранено в течении 5 дней с момента получения уведомления и основания для привлечения к ответственности отсутствовали.

Также Пенсионным фондом заявлено требование о взыскании 2000 рублей санкции в связи с нарушением порядка предоставления сведений по СЗВ-ТД.

Так, в результате проверки, проведенной пенсионным фондом выявлено нарушение, выразившееся в предоставлении сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД за отчетный период – май 2021 года на 2-х застрахованных лиц, на бумажном носителе.

Численность работающих в ФГБУЗ НСО "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер" зарегистрированных лиц (работников), за предшествующий отчетный период (апрель 2021),) составляет 100 застрахованных лиц, что подтверждается сведениями по формам СЗВ-М с типом форм «исходные».

17.06.2021 были составлены акты № 064S18210022491, № 064S18210022493 в которых указано, что в соответствии с порядком представления сведений, предусмотренным пунктом 2.6 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ - страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Страхователь представил сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД) за отчетный период май 2021 года на 2 зарегистрированных лиц на бумажном носителе, а сведения по форме СЗВ-М за отчетный период апрель 2021 года на 100 застрахованных лиц страхователем представлены по телекоммуникационным каналам связи, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью.

На основании актов 29.07.2021 приняты решения № 064S19210029602, № 064S19210029604о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов (сдача на бумажном носителе вместо электронной формы).

24.08.2021 страхователю были направлены требования № 064S01210027305, 064S01210027306 об уплате финансовых санкций в сумме 2000 рублей (по 1000 рублей в отношении каждого застрахованного лица).

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с преамбулой Закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11 Закона) представления таких сведений.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 167-ФЗ, страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно Закону № 27-ФЗ в Российской Федерации осуществляется индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона №27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

Порядок предоставления сведений о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда России установлен статьей 11 Закона №27-ФЗ.

Частью 1 статьи 11 Закона №27-ФЗ установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В соответствии со статьей 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2.4 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя, отчество;

3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2.5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя.

Согласно пункту 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.

Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 6 Закона №27-ФЗ в разделе «Сведения о трудовой деятельности» индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:

1) место работы: - наименование страхователя, сведения об изменении наименования страхователя, основание изменения его наименования (реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих изменение наименования страхователя); - регистрационный номер страхователя;

2) сведения о выполняемой работе и периодах работы: - сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник; - трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); - сведения о переводах на другую постоянную работу; - сведения об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений; - реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений;

3) информация о подаче зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Порядок электронного документооборота между страхователями и пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета утвержден постановлением Правительства РФ от 11.03.2020 №178п (далее - Порядок №178п).

Пунктом 3 Постановления Правления ПФ РФ от 11.03.2020 № 178п «Об утверждении Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета» (далее — Порядок №178п) предусмотрено, что индивидуальные сведения могут быть представлены страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с использованием Личного кабинета страхователя на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации, обеспечивающих возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Порядок №178п предусматривает два альтернативных варианта представления сведений в электронной форме, подписанного усиленнойквалифицированной электронной подписью в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования:

-через оператора электронного документооборота;

-через «личный кабинет» сайта Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета определен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 №211н (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 25 Инструкции страхователь представляет индивидуальные сведения о трудовой деятельности в отношении работающих у него зарегистрированных лиц за периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности, в порядке и сроки, установленные Законом №27-ФЗ.

Индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.

Согласно пункту 30 Инструкции индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи);

б) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, «личного кабинета», обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 33 Инструкции № 211н предусмотрено, что при представлении страхователем индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронном виде, документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ.

Пункт 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ содержит императивную норму о предоставлении страхователем в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, сведений исключительно в форме электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Факт соответствия заявителя, как страхователя, критериям, определенным в пункте 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, ФГБУЗ НСО "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер" не оспаривается, штатная численность, как указывает заявитель, составляет более 25 человек.

Как уже отмечалось, за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей в соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, учреждением  были представлены сведения о трудовой деятельности зарегистрированных лиц по форме СЗВ-ТД за май 2021 года о двух застрахованных лицах, однако, не в форме электронного документа, а на бумажном носителе (лично).

Доводы заинтересованного лица о смене руководителя, об изъятии в результате следственных действий ноутбука с техническим обеспечением и отсутствием электронной подписи, суд находит несостоятельными и не свидетельствующими об отсутствии вины со стороны Учреждения. Так, получение не одной, а двух ключей от электронных подписей и наделение полномочиями на представление сведений не только руководителя, но и  бухгалтера или иного должностного лица с учетом распределения обязанностей между работниками, для целей исключения ситуации невозможности исполнения обязанностей в отсутствии уполномоченного одного сотрудника на рабочем месте, находится с зоне контроля и ответственности учреждения. Диспансером не были приняты надлежащие меры для исключения ситуации по невозможности представления сведений своевременно и надлежащим образом.

Таким образом, порядок представления сведений, предусмотренный пунктом 2.6 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ и Порядком №178п - ФГБУЗ НСО "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер" нарушен и судом установлен факт совершения заявителем вмененного ему правонарушения, его вина в допущенном нарушении.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о неправильном установлении санкции за вменяемые нарушения

Так, Пенсионным фондом составлены два акта и решения в отношении каждого застрахованного лица, тогда как форма СЗВ-ТД была представлена в единой форме на двух застрахованных лиц одновременно.

Санкция ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ не предусматривает расчет санкции в зависимости от количества застрахованных лиц, законодателем установлена санкция в размере 1000 рублей за нарушение порядка представления сведения.

При таких обстоятельствах Диспансер по актам № 064S18210022493,  №  061S8210022491 мог быть привлечено к санкции, не превышающей 1000 рублей за представление формы  СЗВ-ТД 02.06.2021 года.

В связи с чем, обоснованность требования санкции заявителем подтверждена только в отношении 1000 рублей.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

Общество в отзыве и в судебном заседании указывает, что на дату подачи сведений не имел возможности подать сведения в форме электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. 24.05.2021 руководитель диспансера был отстранен от работы (задержан по подозрению в совершении уголовного преступления и задержан), компьютерное оборудование и другие материальные носители информации были изъяты в процессе обыска в организации.

25.05.2021 учредителем Диспансера было принято решение о назначении исполняющего обязанности руководителя. 26.05.2021 было подано соответствующее заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющим право действовать от имени организации. В отсутствии указанных сведений в ЕГРЮЛ оформление усиленной квалифицированной электронной подписи не представлялось возможности. Срок внесения записи в ЕГРЮЛ был указан регистрирующим органом 03.06.2021.

02.06.2021 в связи с вышеизложенным, а также на основании консультации с сотрудником пенсионного фонда, в которой было настоятельно рекомендовано отправить сведения по форме СЗВ-ТД на 2-х застрахованных лиц на бумажном носителе, сведения были представлены не в установленном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

На основании изложенных обстоятельств судом установлено, что сведения о трудовой деятельности застрахованного лица за апрель 2021 года представлены обществом не в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а на бумажном носителе по причине временного отсутствия технической возможности и с учетом разъяснений полученных от работников фонда.

Указанное свидетельствует о наличии смягчающих вину обстоятельств в допущенном нарушении, так как сведения поданы не в установленном порядке с целью исключения срока просрочки предоставления таких сведений.

При определении размера штрафных санкций, судом учтены смягчающие вину обстоятельства, а именно: совершение правонарушения впервые; отсутствие реальных убытков государству и бюджету пенсионного фонда; отсутствие неблагоприятных последствий правонарушения; добросовестность страхователя и отсутствие задолженности перед бюджетом по уплате страховых взносов; несоразмерность ответственности совершенному правонарушению и последствиям его совершения. 

Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах предусматривалась статьей 44 Закона N 212-ФЗ.

С 01.01.2015 указанная статья Федеральным Законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ признана утратившей силу. С 01.01.2017 года Закон № 212-ФЗ утратил свое действие и порядок исчисления и уплаты страховых взносов установлен главой 34 Налогового кодекса РФ, статьями 112, 114 которого предусмотрена возможности снижения санкции в связи со смягчающими вину обстоятельствами. 

Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П признал подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" не соответствующими Конституции Российской Федерации, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.

Также в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы, учитывая, установленные по делу фактические обстоятельства, а также с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера, наложенного на предпринимателя штрафа в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение допущенного правонарушения до 200 рублей.

Иные существенные нарушения порядка привлечения страхователя к ответственности, установленного действующим законодательством, обстоятельства, исключающие вину страхователя в совершении правонарушения, а также обстоятельства, отягчающие ответственность, судом не установлены.

В связи с чем, требования подлежат удовлетворению частично в размере 200 рублей, в остальной части основания для привлечения к ответственности отсутствовали (1500 рублей и 1000 рублей).

 Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Государственная пошлина относится на заинтересованное лицо пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер" (ОГРН: 1035402488956, ИНН: 5406254478):

- в пользу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (ИНН 5406103101,  ОГРН: 1025402470389) сумму санкции за нарушение порядка представления сведения в форме электронных документов в размере 200 рублей

- в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в размере 114 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

СУДЬЯ                                                                                Т.А. Наумова