НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новосибирской области от 08.09.2020 № А45-15803/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск

«10» сентября   2020 г.                                                                             Дело №А45-15803/2020

резолютивная часть 08.09.2020

полный текст 10.09.2020

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетниковой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению 1)ФИО1, г. Новосибирск; 2)ФИО2, г. Новосибирск; 3)ФИО3, г. Новосибирск

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Новосибирской области, рабочий поселок Ордынское;

третье лицо СНТ «Виктория» (ИНН <***>)

об отмене решения об отказе в привлечении к административной ответственности.

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – 1) не явился, извещен, 2) ФИО4, доверенность от 03.08.2020, удостоверение адвоката, 3) ФИО4, доверенность от 29.07.2020, удостоверение адвоката;

заинтересованных лиц – 1) ФИО5, доверенность от 18.06.2020, диплом, паспорт, ФИО6, доверенность № 13 от 09.09.2019, диплом, паспорт, по посредствам онлайн-заседания,

третье лицо: ФИО7, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт

УСТАНОВИЛ

ФИО1, ФИО2 и ФИО3 (по тексту-заявители) обратились к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Новосибирской области (по тексту-Инспекция, налоговый орган) и УФНС России по Новосибирской области (далее-Управление) об отмене решения об отказе в привлечении к административной ответственности Садового некоммерческого товарищества «Виктория» (далее-СНТ «Виктория») по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту-КоАП РФ).

С учетом уточнения требований и их оснований УФНС России по Новосибирской области судом исключено из состава заинтересованных лиц. Требования заявителями мотивированы тем, что СНТ «Виктория» в нарушение требований действующего законодательства принимает наличные денежные средства с выдачей квитанции без использования контрольно-кассовой техники. Заявители считают, что их права и интересы нарушены, поскольку за счет членских взносов оплачивается работа кассира. Подробно изложено в заявлении, уточнении к нему и озвучено в судебном заседании.

Представитель заинтересованного лица возразил против удовлетворения заявленных требований, по мотивам, изложенным в отзыве, при этом считают, что настоящий спор не подведомственен арбитражному суду. По существую заявления считают, что нарушений прав и интересов заявителей не имеется, СНТ «Виктория» с учетом своего статуса и вида деятельности не обязано осуществлять расчеты через ККТ.

Третье лицо возразило против удовлетворения заявленных требований, поддержало позицию заинтересованного лица, указывает на то, что расчеты по членским взносам ведутся как через расчетный счет в банке, так и по желанию граждан через кассу в правлении, при принятии денежных средств выдается приходный кассовый ордер, дается дополнительно квитанция с расшифровкой вида взноса и платы за него, денежные средства, полученные наличными, вносятся на расчетный счет в банке, а не хранятся у председателя, вопреки доводам заявителей. Непосредственно заявители все расчеты осуществляют только через расчетный счет в банке.  Подробно изложено в отзыве.

ФИО1, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, извещена надлежащим образом. Дело рассмотрено по правилу ст.123, 156 АПК РФ.

Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.  

Как следует из материалов дела, 16.07.2019 ФИО1, ФИО2 и ФИО3 обратились в Межрайонную ИФНС России №6 по Новосибирской области с заявлением о возбуждении дела, об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 КоАП РФ в отношении СНТ «Виктория», указали, что в СНТ «Виктория» членские и целевые взносы принимаются в кассу товарищества, выдаются квитанции не установленного образца.

07.08.2019        Межрайонная ИФНС России №6 по Новосибирской области отказала заявителям в возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ст. 14.5 КоАП РФ в отношении СНТ «Виктория» на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (отказ изложен в письме №08-06/008218 от 07.08.2019).

Не согласившись с решением об отказе, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 обратились в Коченевский районный  суд Новосибирской области с жалобой, просили отменить решение об отказе в привлечении к административной ответственности. Жалоба была возвращена судом. Определением Новосибирского областного суда от 19.05.2020 года определение о возвращении жалобы отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Определением Коченевского районного суда Новосибирской области от 19.06.2020 года дело направлено по подсудности в Арбитражный суд Новосибирской области. Указанное определение вступило в законную силу.

Споры между судами о подсудности не допускаются, в связи с чем, доводы налогового органа о неподсудности настоящего спора арбитражному суду суд находит несостоятельными, основания для прекращения производства по делу отсутствуют.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу о необоснованности требований заявителей, об отсутствии нарушений прав и интересов заявителей оспариваемым отказом в возбуждении дела об административном правонарушении.  

Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:

-непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

-сообщения и заявления физических и юридических лиц, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 28.1 КоАП РФ поступившие сообщения и заявления физических и юридических лиц подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Налоговые органы в соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ уполномочены рассматривать дела (в части своих полномочий) об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 2, 4-15 ст. 14.5 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники».

Объективную сторону образуют деяние в форме действий (бездействия), которые содержатся в диспозициях статьи 14.5 КоАП РФ, выразившееся в неприменении в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"  (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее-ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.

Согласно статье 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов: расчеты - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Согласно статье 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 217-ФЗ) садоводческое некоммерческое товарищество создается собственниками садовых земельных участков для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах территории садоводства.

Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:

1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);

2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;

3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов (статья 7 Закона № 217-ФЗ).

Как закреплено в статье 14 Закона № 217-ФЗ взносы членов товарищества могут быть следующих видов:

1) членские взносы;

2) целевые взносы.

Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества.  Членские взносы вносятся членами товарищества в порядке, установленном уставом товарищества, на расчетный счет товарищества.

Периодичность (не может быть чаще одного раза в месяц) и срок внесения членских взносов определяются уставом товарищества.

Членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные:

1) с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество;

2) с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями;

3) с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями;

4) с благоустройством земельных участков общего назначения;

5) с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности;

6) с проведением аудиторских проверок товарищества;

7) с выплатой заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;

8) с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, выполнением решений этих собраний;

9) с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Целевые взносы вносятся членами товарищества на расчетный счет товарищества по решению общего собрания членов товарищества, определяющему их размер и срок внесения, в порядке, установленном уставом товарищества, и могут быть направлены на расходы, исключительно связанные:

1) с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;

2) с подготовкой документации по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества;

3) с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования;

4) с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;

5) с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.

В соответствии со статьей 1.1 Закона № 54-ФЗ, используются следующие основные понятия:

Пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов;

Расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

В целях Федерального закона № 54-ФЗ под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Из анализа указанных положений законодательства следует, что Закон № 54-ФЗ распространяет свое действие на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью, продающих товары, выполняющих работы или оказывающих услуги, то есть извлекающих прибыль из своей деятельности.

Вместе с тем, СНТ «Виктория»  является некоммерческим юридическим лицом, которое не продает товары, не выполняет работы и не оказывает услуги (в том числе коммунальные) за плату.

Таким образом, получение садоводческим некоммерческим товариществом членских и целевых взносов не является приемом денежных средств за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.

В этой связи при получении денежных средств в виде членских и целевых взносов, а также членских взносов в виде компенсационной платы за потребленную электроэнергию, воду садоводческое некоммерческое товарищество не обязано применять ККТ.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При этом указанные положения п. 13 ст. 2 Закона № 54-ФЗ не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем контрольно-кассовой техники.

С 01.07.2019 закончилась отсрочка по применению контрольно- кассовой техники при оказании услуг населению в соответствии с п. 1 ст. 1.2, ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ и п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то п. 13 ст. 2 Закона № 54-ФЗ применяется только с 01.07.2019 года.

В свою очередь, как следует из материалов дела, прилагаемые к жалобе документы, а именно платежные квитанции от участников Товарищества за период с мая 2019 по июнь 2019 года, подтверждают прием денежных средств СНТ «Виктория» до 01.07.2019, то есть в период действия отсрочки.

В данной ситуации следует так же отметить, что налоговому органу к заявлению были приложены квитанции к приходным кассовым ордерам, что не противоречит закону № 217-ФЗ. Доказательства того, что указанные средства не были зачислены Товариществом на расчетный счет, после получения их в кассу отсутствуют.

Заявителями не опровергнут тот факт, что ими вносятся средства через расчетный счет Товарищества, на что было указано председателем правления Товарищества в судебном заседании, доказательства, что ими вносились средства наличными в кассу, отсутствуют, представлены в дело только квитанции, выданные иным членам товарищества в период май и июнь 2019 года. ФИО2 04.05.2019 года выдана квитанция на 56 рублей за электрическую энергию, однако, такая квитанция носит лишь информативный характер, сколько начислено и сколько надо и за что уплатить, но не указывает на то, что денежные средства уплачены, что не исключает, что они были уплачены через расчетный счет. В связи с чем, доказательства нарушений прав и интересов заявителей и того, что они являются потерпевшими, отсутствуют.

Доказательства наличия события правонарушения, которое могло быть квалифицировано по статье 14.5 КоАП РФ, налоговому органу предоставлены не были, в связи с чем, с учетом положений ст. 24.5 КоАП РФ обосновано отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по представленным документам.

Заявители считают, что их права и интересы нарушены, поскольку за счет членских взносов оплачивается работа кассира, однако, такой довод не может быть принят во внимание, поскольку вопросы оплаты работы сотрудников, размер членских взносов утверждаются в порядке, установленном Законом № 217-ФЗ, и не подпадают под действие ст. 14.5 КоАП РФ, контроль за размером установленных взносов не входит в компетенцию налогового органа.

Иные доказательства в материалы дела не предоставлены.

На основании изложенного, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 АПК РФ, в именно в суд кассационной инстанции решение суда может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу при условии апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

СУДЬЯ                                                                                Т.А. Наумова