АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-10532/2015
06 ноября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2015 года
Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2015 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Юшиной В.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буряк Л.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вуд мастер», г. Новосибирск
к Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области
третье лицо: инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Новосибирска, г. Новосибирск
о признании недействительным решения № 724 от 16.03.2015
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Котина Е.А., по доверенности от 10.11.2014от заинтересованного лица: Костенко О.А. по доверенности №55 от 11.06.2013
от третьего лица: Сенечко Н.Я. по доверенности от 07.07.2015
УСТАНОВИЛ:
Заявитель – Общество с ограниченной ответственностью «Вуд мастер» (далее по тексту Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее по тексту УФНС РФ по НСО, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения налогового органа № 724 от 16.03.2015, принятого по апелляционной жалобе Общества на решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска от 28.10.2014 за № 3235 «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и № 1276 «об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению», принятые по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2013.
В ходе рассмотрения дела была привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Заинтересованное лицо иск не признало, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд установил следующее.
Инспекцией ФНС России по Ленинскому району (далее по тексту также – Инспекция) проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2013 года, представленной ООО «Вуд мастер» в налоговый орган 05.03.2014, согласно которой налогоплательщиком заявлен к возмещению из бюджета налог в размере 1152259 рублей.
По результатам камеральной проверки составлен акт проверки № 32069 от 23.06.2014. Материалы акта камеральной проверки рассмотрены начальником инспекции и с учетом письменных возражений на акт 28.10.2014 приняты решения № 3235 «об отказе привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и № 1276 «об отказе в возмещении полностью налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», согласно которым налогоплательщику было отказано в подтверждении правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по реализации товаров в сумме 7508556 рублей; в применении налоговых вычетов в сумме 1152259 рублей и отказано в возмещении налога на добавленную стоимость полностью в сумме 1152259 рублей.
Не согласившись с принятыми налоговым органом решениями, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области.
Решением УФНС России по Новосибирской области от 16.03.2015 № 724 решения налоговой инспекции от 28.10.2014 за № 3235 и № 1276 отменены полностью в связи с тем, что Инспекцией при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки были допущены нарушения существенных условий рассмотрения материалов проверки. При этом Управлением в присутствии представителя Общества рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2013года, представленную в Инспекцию 05.03.2014, принято решение об отказе в привлечении ООО «Вуд мастер» к налоговой ответственности и отказе полностью Обществу в возмещении НДС в сумме 1152259 рублей.
Не согласившись с решением УФНС РФ по НСО от 16.03.2015 № 724, налогоплательщик обратился с заявлением в Арбитражный суд Новосибирской области в порядке статьи 198 АПК РФ, в котором просит признать недействительным вышеуказанное решение УФНС РФ по НСО.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 165 НК РФ установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % в налоговые органы, представляются следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы единой таможенной территории Таможенного союза;
- таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией. А при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу РФ с государством – членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны – таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.
Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей. При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу РФ с государством – членом Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров. По подтверждению налоговой ставки 0 процентов.
Из материалов дела следует, что заявитель 05.03.2014 представил в налоговый орган уточненную (номер корректировки 3) налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2013 года. В указанной декларации заявлены:
- в разделе 4 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена»: налоговая база по реализации товаров по коду 1010401 "Реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта" в размере 7508556 рублей; налоговые вычеты в размере 1152259 рублей
- в разделе 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета): сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, в размере 1152259 рублей.
В подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по операциям по реализации товаров на общую сумму 7508556 рублей представлены:
- внешнеторговый контракт № 1 от 31.07.2013 и дополнительные соглашения к контракту, заключенный ООО «Вуд мастер» с иностранным покупателем Частным предпринимателем Шамсудлиновым Сирожиддин Бахтияровичем (Узбекистан), грузовые таможенные декларации, дубликаты железнодорожных накладных, платежные поручения на оплату экспортного товара, счета-фактуры и другие документы, подтверждающие приобретение товара, отгруженного на экспорт.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы на решения Инспекции и оценки материалов, представленных в ходе камеральной налоговой проверки, Управлением установлено, что налогоплательщиком представлены дубликаты железнодорожных накладных, на которых отсутствуют отметки таможенных органов РФ, производивших таможенное оформление выпуска товаров, в связи с чем, Управлением сделан вывод, что налогоплательщиком не представлены документы, отвечающие требованиям статьи 165 НК РФ.
Кроме того, Управление указывает на то, что согласно информации, полученной налогоплательщиком из таможенного органа (от 25.02.2015 № 22-48/00016), в ТД 10607060/060913/00004023,10607060/100913/0004106, 10607060/170913/0004205, 06070/270913/0004394,106060/260913/0004387, 10607060/260913/0004385, 106070/180913/0004237 указаны даты вывоза товара 10.10.2013, 14.10.2013, 09.10.2013, 09.10.2013, 25.10.2013, 19.10.2013, 08.10.2013, т. е. приходящие на 4 квартал 2013 года. Вместе с тем, налоговая база по указанным ТД была заявлена налогоплательщиком в декларации за 3 квартал 2013 года, то есть за ненадлежащий налоговый период.
На основании изложенного, Управлением со ссылкой на то, что дубликаты железнодорожных накладных не содержат отметки «Выпуск разрешен» российского таможенного органа, а также то, что налогоплательщиком в налоговую базу за 3 квартал 2013 годы включены суммы по декларациям товара, по которым даты вывоза товара относятся к 4 кварталу 2013 года, сделан вывод, что заявителем не подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по НДС.
Иных нарушений со стороны налогоплательщика в отношении заявленных налоговых вычетов, Управлением при рассмотрении материалов камеральной проверки не установлено.
Оспаривая решение налогового орган в части отказа в применения налоговой ставки 0 процентов, заявитель в обоснование своих доводов указывает, что оспариваемое решение не соответствует нормам НК РФ, противоречит фактическим обстоятельствам, а также нарушает законные права и интересы налогоплательщика.
В ходе рассмотрения дела в суде Заявитель пояснил, что сделка по реализации товаров, по которой им применена налоговая ставка 0 процентов, совершена с иностранным покупателем – резидентом республики Узбекистан, а доставка этих товаров осуществлялась железнодорожным транспортом через республику Казахстан, то есть, через государство, являющееся членом Таможенного Союза, на границе с которым таможенный режим отменен.
Поэтому в обоснование вывоза товаров в таможенной процедуре «экспорт» и в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговый орган представлены таможенные декларации (декларации на товары) с отметками «Выпуск разрешен» российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, с указанием даты выпуска, заверенными оттиском личных номерных печатей должностных лиц таможенного органа и их подписями.
По мнению заявителя, вывод налогового органа о нарушении положений ст. 165 НК РФ в части представления железнодорожных накладных без отметок таможенных органов, подтверждающих вывоз товара за пределы территории РФ, является неправомерным. Поясняет, что неоднократно обращался в таможенные органы с просьбой проставить на копиях железнодорожных накладных отметку «Выпуск разрешен», однако таможенным органом в этом было отказано.
Общество, ссылаясь на письмо ГТК России от 30.06.2004 № 01-06/24123, приказ ГТК России от 01.06.2011 № 1157, настаивает на том, что не имеет возможности представить на проверку копии железнодорожных накладных с отметкой «Выпуск разрешен».
Суд считает доводы налогоплательщика обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:
- контракты (копии контрактов) налогоплательщика с иностранными лицами на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- выписки банка (копии выписок), подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;
- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В силу п. 10 ст. 165 НК РФ документы, указанные в данной статье, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации. Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Соответственно, предоставление налогоплательщиками налоговому органу документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, является необходимым условием для подтверждения обоснованности применения ими налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспортных операциях.
В отношении экспортных операций налогоплательщик в силу положений ст. 171 НК РФ имеет право применить вычеты.
Как установлено пунктом 1 ст. 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам по налогу на добавленную стоимость подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по этому налогу (п. п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных в ст. 171 Кодекса, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Названной нормой права, п. 5 и 6 установлен обязательный перечень сведений, содержащихся в счетах-фактурах, и являющихся исключительным основанием, представляющим право предъявить также счета-фактуры в качестве оснований для возмещения (вычета) указанных в них сумм налога. При этом, согласно п. 5 указанной статьи в счете-фактуре должен быть указан адрес налогоплательщика (продавца товара) и грузополучателя.
При этом, документы, в том числе счета-фактуры, представляемые налогоплательщиком в обоснование права на вычет должны содержать достоверную и полную информацию, позволяющую установить все фактические условия и обстоятельства приобретения товара, хозяйственные взаимоотношения с поставщиком.
Требования о достоверности первичных учетных документов содержится в статье 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", что означает необходимость проверки достоверности сведений, содержащихся в счете-фактуре.
Перечисленные в статье 172 НК РФ документы в совокупности должны достоверно подтверждать реальность операций и иные обстоятельства, с которыми Налоговый кодекс связывает право налогоплательщика на получение права на налоговый вычет на НДС.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы; налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Установленный ст. 176 НК РФ порядок возмещения налога на добавленную стоимость предусматривает принятие решения только после проведения налоговым органом проверки, в том числе обоснованности применения налоговых вычетов.
Из материалов дела следует, что налоговый орган в оспариваемом решении ссылается на отсутствие отметок таможенных органов на копиях товаросопроводительных документов о вывозе товара с таможенной территории Таможенного союза.
В силу пункта 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Суд первой инстанции правомерно указал, что из абзаца 5 подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ определенно не следует, какая именно отметка таможенного органа, и на каком конкретно (транспортном или товаросопроводительном) документе должна быть проставлена таможенным органом и представлена налогоплательщиком налоговому органу, равно как и определенно не следует название транспортного и товаросопроводительного документа, подлежащих представлению налогоплательщиком.
Кроме того, из сформулированного абзаца прямо не следует, что слова "...с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров" относятся не только к товаросопроводительным документам, но и транспортным документам. И хотя транспортный документ, каким является железнодорожная накладная, также является товаросопроводительным документом (поскольку следует вместе с товаром), законодатель отделил транспортные документы от товаросопроводительных, указав в абзаце 5 подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ на их совместное представление, на что указывает предлог "и" в словосочетании "копии транспортных и товаросопроводительных документов".
В оспариваемом решении N 724 Управление утверждает о необходимости наличия отметки о вывозе товаров на копиях железнодорожных накладных.
Однако в пункте 1 Письма ГТК РФ от 30.06.2004 г. N 01-06/24123 установлено, что при таможенном оформлении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и вывозимых железнодорожным транспортом с таможенной территории Российской Федерации по международным железнодорожным накладным через железнодорожные пункты пропуска, решение таможенного органа о выпуске товаров оформляется путем проставления штампа установленной формы на оригинале железнодорожной накладной, на дополнительном экземпляре дорожной ведомости, предназначенном для дороги отправления.
Из совокупности приведенных выше норм следует, что таможенный орган проставляет только штамп "Выпуск разрешен" и только на оригинале железнодорожной накладной и дополнительном экземпляре дорожной ведомости. Заявителем в налоговый орган в качестве транспортных документов были представлены дубликаты железнодорожных накладных.
Однако на дубликатах железнодорожных накладных таможенные органы не проставляют штамп "Выпуск разрешен".
По указанному вопросу заявитель обратился в Иркутскую таможню с запросом, на который получил ответ таможенного органа из которого следует, что отсутствует нормативное регламентирование проставления штампов "Выпуск разрешен" на дубликатах железнодорожных накладных.
Таким образом, заявитель, располагая только дубликатами железнодорожных накладных, не имеет правовой и фактической возможности получить у таможенных органов штамп "Выпуск разрешен" на дубликатах таможенных накладных, следовательно, заявитель не имел объективной возможности снять копии с оригиналов железнодорожных накладных, на которых согласно Письму ГТК РФ от 30.06.2004 N 01-06/24123 проставляется штамп "Выпуск разрешен", ввиду следующих обстоятельств и норм законодательства РФ.
В соответствии со статьей 25 Устава железнодорожного транспорта РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта утверждает единые формы перевозочных документов на перевозки грузов. Эти формы публикуются в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом.
При приеме груза для перевозки перевозчик обязан проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Перевозчик, грузоотправитель (отправитель) или грузополучатель (получатель) обеспечивает в установленном порядке сохранность перевозочных и других документов, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1.3 "Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 года N 39, транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная) состоит из четырех листов: лист 1 - оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю); лист 2 - дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, - для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры - один экземпляр для входной железнодорожной станции (далее - станция), находящейся в данной инфраструктуре, второй - для выходной станции из инфраструктуры); лист 3 - корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика); лист 4 - квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).
В силу пункта 1.14. "Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" при перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения. Оригинал накладной выдается грузополучателю под роспись в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.
Таким образом, согласно указанным нормам оригинал железнодорожной накладной составляется перевозчиком в единственном экземпляре, следует с товаром и выдается вместе с грузом грузополучателю, а грузоотправителю перевозчиком выдается квитанция о приеме груза. Не обладая оригиналом накладной, снять с нее копии объективно не может не только заявитель, но и грузоотправитель.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, суд считает неправомерным формального подхода к решению вопроса об условиях реализации налогоплательщиком его прав на возмещение НДС.
Заявитель не может быть лишен права на применение вычетов по НДС по причине формального отказа таможенного органа в оформлении документов, а налогового органа в принятии этих документов, являющихся в силу статьи 165 НК РФ основанием для подтверждения обоснованности применения ставки 0%.
Требование налогового органа о наличии отметки таможенного органа на товаросопроводительном документе является формальным, так как штамп таможенного органа "Выпуск разрешен" присутствует на представленных налоговому органу ГТД, номера которых, в свою очередь, указаны в дубликатах накладных, так же как и номера вагонов, в которых следует товар. Таким образом, можно документально идентифицировать товар, в отношении которого таможенным органом принято решение о разрешении выпуска.
Как следует из представленных заявителем таможенных деклараций, а также дубликатов железнодорожных накладных к этим таможенным декларациям, реализация товаров в таможенной процедуре экспорта осуществлялась Налогоплательщиком в Республику Узбекистан через Республику Казахстан, являющуюся членом Таможенного Союза. Перевозка этих товаров осуществлялась железнодорожным транспортом и перевозки оформлялись с использованием железнодорожной накладной СМГС в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 18.04.2007 №333 «Об использовании транспортного документа единого образца (накладной СМГС) в качестве таможенного документа при транзитных перевозках грузов».
Как следует из представленных в материалы дела запроса общества от 27.05.2014 №11-05 в таможенный орган, осуществлявший таможенное оформление товаров - Иркутскую таможню Сибирского таможенного управления ФТС России, и ответа указанного таможенного органа от 05.06.2014 №20-38/00495, в просьбе о проставлении отметок «Выпуск разрешен» на дубликатах железнодорожных накладных Налогоплательщику было отказано со ссылкой на то, что проставление таких отметок на этих документах не предусмотрено таможенным законодательством.
В материалы дела представлены ответы Иркутской таможни Сибирского таможенного управления ФТС России (от 25.02.2015 № 22-48/00016), в котором указано, что на основании информации, полученной из Саянского таможенного поста, груз за пределы таможенной территории Таможенного союза вывезен полностью.
Таким образом, представленные в дело документы, в том числе ответы таможенных органов, подтверждают, что все указанные обществом таможенные декларации, включая спорные, получены из Саянского таможенного поста. Согласно ответу Иркутской таможни № 24-01-45/00051 от 20.02.2015 требование о представлении налогоплательщиком в налоговые органы таможенных деклараций с отметками таможенного органа места убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы, статьей 165 НК РФ не установлено; что информация о дате и количестве вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта товаров из РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза существует в единой автоматизированной системе таможенных органов, которая на плановой основе передается в ФНС России, и используется региональными органами ФНС России для подтверждения нулевой ставки по НДС при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта из РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза; подтверждение вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта из РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза производится таможенными органами только по запросам налоговых органов; подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза путем проставления отметок на копиях железнодорожных накладных не предусмотрено пунктом 16 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №330.
Из материалов дела следует, что на всех таможенных декларациях, представленных заявителем в Инспекцию и в материалы дела, отметки «Выпуск разрешен» с указанием даты их проставления, заверенные подписью и ЛНП должностных лиц таможенных органов, имеются.
На каждом экземпляре таможенной декларации указан номер соответствующей железнодорожной накладной, а на каждом экземпляре дубликата железнодорожной накладной указан номер грузовой таможенной декларации. В каждом экземпляре дубликата железнодорожной накладной в составе документов, приложенных отправителем (графа 23 накладной), указаны таможенные декларации.
В соответствии со статьей 11 СМГС «Сопроводительные документы по выполнению таможенных и других правил» - «отправитель обязан приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других правил на всем пути следования груза, а также в случае необходимости сертификат и спецификацию. Эти документы должны относиться только к тем грузам, которые значатся в данной накладной.
Все сопроводительные документы, прикладываемые отправителем к накладной, должны быть им поименованы в накладной в графе «Документы, приложенные отправителем» и прикреплены к накладной так прочно, чтобы они не могли разъединиться в пути следования. Если отправитель не приложит к накладной документа, дающего право на вывоз груза за границу, то он обязан в накладной в графе «Особые заявления отправителя» указать название документа, его номер и дату выдачи, а также таможню, в которую он направил этот документ.
Если отправитель не приложил к накладной сертификата или спецификации, он должен сделать в накладной в графе «Документы, приложенные отправителем» отметку о том, что приложение таких документов не требуется. Если отправитель не выполнит предписаний настоящего параграфа, то станция отправления должна отказать в приеме груза к перевозке». Все указанные правила налогоплательщиком соблюдены, налоговым органом не доказано иное.
Учитывая изложенное, заявитель не может быть лишен права на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС в связи с отсутствием отметок «Выпуск разрешен» на дубликатах железнодорожных накладных, которые (отметки) в соответствии с действующими на железных дорогах и в таможенных органах не проставляются на указанных листах железнодорожных накладных, при условии наличия соответствующих отметок на таможенных декларациях, приложенных к этим железнодорожным накладным, и при условии подтверждения таможенными органами факта действительного вывоза товаров в таможенном режиме экспорта.
Данная позиция согласуется со сложившейся судебной практикой по аналогичным делам: постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.12.2012 по делу № А67-2491/2012, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу № А45-128/2013, судебные акты по делам № № А45-2995/2013, А45-2319/2013, А45-2643/2013, А45-28998/12, и др., в которых отмечается, что в соответствии с действующим законодательством отметки «Выпуск разрешен» таможенными органами на дубликатах железнодорожных накладных не проставляются, что, однако, не умаляет право налогоплательщиков на применение налоговой ставки 0 процентов при подтверждении факта действительного вывоза ими товаров в таможенной процедуре экспорт.
В отношении указания Управлением на то, что налогоплательщиком неправомерно завышена налоговая база по реализации товара на экспорт в 3 квартале 2013 года в результате включения стоимости товара отгруженного по ТД 10607060/060913/00004023,10607060/100913/0004106, 10607060/170913/0004205, 06070/270913/0004394,106060/260913/0004387, 10607060/260913/0004385, 106070/180913/0004237, в которых указаны даты вывоза товара 10.10.2013, 14.10.2013, 09.10.2013, 09.10.2013, 25.10.2013, 19.10.2013, 08.10.2013, т. е. приходящие на 4 квартал 2013 года.
С данным доводом суд не может согласиться. При этом исходит из следующего.
В соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по экспортным операциям является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
При этом максимально возможный срок, который отводит экспортеру закон на сбор документов, составляет 180 календарных дней именно с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (п. 9 ст. 165 НК РФ).
Налоговый орган, без ссылки на норму права, указывает на то, что право на нулевую ставку должно быть заявлено в том периоде, в котором товар фактически был вывезен за пределы таможенной территории, однако законодатель не устанавливает такового требования. Ни налоговый кодекс , ни иной нормативный/ненормативный акт не связывает момент определения налоговой базы по экспортным операциям с моментом фактического вывоза товара
Налогоплательщик без обращения в таможенный орган с заявлением о фактическом подтверждении вывоза товара не может знать, когда товар фактически вывезен за пределы таможенной территории и, соответственно, не может связывать момент определения налоговой базы по экспортным операциям с датой фактического вывоза.
Поскольку полный пакет документов (контракт, декларации на товары, дубликаты ж/д накладных) налогоплательщиком был собран именно в сентябре 2013 года, то налоговая база и была определена в соответствии со ст. 167 НК РФ - третий квартал 2013годаЕсли же исходить из позиции налогового органа, что полный пакет документов согласно ст. 165 НК РФ налогоплательщиком не собран, то моментом определения налоговой базы является день отгрузки – то есть третий квартал 2013 года.
Таким образом, налогоплательщиком в любом случае заявлено право на применение ставки ноль процентов в соответствующем надлежащем периоде.
Более того, Минфин России в своем Письме от 30.06.2015 N 03-07-08/37574 указал буквально следующее:
«... в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, -на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны в налоговый орган представляется в том числе таможенная декларация (ее копия), а также копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Таким образом, требование о представлении в налоговый орган документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Таможенного союза, то есть с территории государства - члена Таможенного союза на территорию иностранного
в соответствии с пунктом 9 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по экспортным операциям является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Учитывая изложенное, при реализации товаров на экспорт в случае их вывоза из Российской Федерации в иностранное государство через территорию государства - члена Таможенного союза моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является последний день квартала, в котором собран пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, независимо от даты фактического вывоза товаров с территории государства - члена Таможенного союза на территорию иностранного государства».
Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина России от 04.02.2015 N 03-07-08/4343. Вместе с тем, заявитель и третье лицо, вопреки позиции Минфина России связывает момент определения налоговой базы с датой фактического вывоза.
Следует указать, что указанная позиция налогоплательщика подтверждена не только Письма Минфина России, но и судебной практикой - Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2014 по делу N А56-64515/2013.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о несоответствии решения Инспекции ФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска № 73343 от 08.07.2014 г. в рассматриваемой части и наличии оснований для признания его недействительным.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области № 724 от 16.03.2015 по апелляционной жалобе ООО «Вуд мастер».
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Вуд мастер» г. Новосибирск (ИНН 54044487854) расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Вуд мастер» г. Новосибирск (ИНН 54044487854) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение заявления об обеспечении иска в сумме 3000 руб.
Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья
В.Н. Юшина