АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск
11 июля 2019 г. Дело № А45-17844/2019
Резолютивная часть решения объявлена 04.07.2019.
Полный текст решения изготовлен 11.07.2019.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Пахомовой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Левшиной О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск,
при участии в деле третьего лица: Индивидуального предпринимателя Малюкова Вячеслава Михайловича,
о признании незаконным решения от 05.04.2019 №054/01/18.1-624/2019 и предписания от 05.04.2019 №054/01/18.1-624/2019,
в судебном заседании приняли участие представители:
заявителя: Беляева Е.Г., доверенность от 04.12.2018, служебное удостоверение,
антимонопольного органа: Максимейко Е.В., доверенность № СГ/17 от 09.01.2019, служебное удостоверение,
третьего лица: не явился, извещен,
установил:
Мэрия города Новосибирска (далее по тексту – заявитель, мэрия) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее по тексту – антимонопольный орган, Новосибирской УФАС России) о признании незаконным решения от 05.04.2019 №054/01/18.1-624/2019 и предписания от 05.04.2019 №054/01/18.1-624/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Индивидуальный предприниматель Малюков Вячеслав Михайлович.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, мэрия ссылается на нарушение антимонопольным органом прав и законных интересов заявителя, в том числе, право департамента как организатора торгов, на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска. Более подробно доводы мэрии изложены в заявлении (л.д. 5-11).
Антимонопольный орган отзывом и в судебном заседании возражает против удовлетворения требований заявителя, указывая, что организатором торгов допущено нарушение при проведении конкурса, в связи с чем, организатору торгов Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов. Более подробно доводы антимонопольного органа изложены в отзыве (л.д. 93-99).
Индивидуальный предприниматель Малюков В.М. правовую позициюотносительно рассматриваемого спора не высказал, в судебное заседание явку полномочного представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 27.02.2019 начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска утверждена конкурсная документация на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска.
27.02.2019 на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://novo-sibirsk.ru) (далее - официальный сайт) департаментом размещено извещение о проведении конкурса, а также конкурсная документация, разработанная в соответствии с требованиями Федерального закона № 220-ФЗ, Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 30.08.2016 № 3940 (далее - Положение), Шкалы для оценки критериев, по которым осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах города Новосибирска, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 06.02.2019 № 398 (далее - Шкала).
В антимонопольный орган поступила жалоба ООО «СД-Регион 54» на действия департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска при организации и проведении конкурса, которая была отозвана подателем жалобы, о чем антимонопольный орган письмом от 28.03.2019 (исх. № 05-3597) сообщил организатору торгов.
Также в антимонопольный орган поступила жалоба ИП Малюкова В.М. на действия департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска при организации и проведении конкурса.
Уведомлениями от 26.03.2019 (исх. №№ 05-3470, 05-3471) антимонопольный орган сообщил заказчику и подателю жалобы о поступлении жалобы и приостановлении торгов.
Решением Новосибирского УФАС России от 05.04.2019 № 054/01/18.1-624/2019 жалоба ИП Малюкова Вячеслава Михайловича на действия организатора торгов - департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска признана обоснованной. Заказчику - департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска выдано предписание № 054/01/18.1-624/2019 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Предписание предусматривает, что с целью исполнения настоящего предписания организатору торгов - департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска необходимо в срок до 29.04.2019 аннулировать открытый конкурс на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска. При проведении конкурса внести изменения в положения конкурсной документации, а именно, исключить из в п.п.5 п.6.2 конкурсной документации требование о представлении гарантийного обязательства о заключении договора с оператором системы безналичной оплаты проезда в городе Новосибирске
Не согласившись с решением и предписание антимонопольного органа, мэрия города Новосибирска обратилась в арбитражный суд.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, арбитражный суд не находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
Порядок проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок регулируется Федеральным Законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 220-ФЗ), Постановлением мэрии города Новосибирска от 30.08.2016 №3940 «О Положении об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска» (далее - Постановление № 3940).
В соответствии с частью 2 статьи 24 ФЗ № 220-ФЗ форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе, к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно частью 4.1 статьи 24 ФЗ № 220-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна, в том числе, содержать следующие сведения:
1)количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
2)среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
3) государственные регистрационные знаки транспортных средств,
предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.
В пункте 3.2.11 Постановления № 3940 установлено, что к заявке прилагаются следующие документы:
копии документов, удостоверяющих личность заявителя, либо копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя заявителя (в случае если с заявкой обращается представитель заявителя);
копии документов, подтверждающих полномочия уполномоченного участника договора простого товарищества, в том числе копия договора простого товарищества (в случае подачи заявки уполномоченным участником договора простого товарищества);
копии документов, подтверждающих право собственности на указанные в заявке транспортные средства или право владения ими на ином законном основании (паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств, диагностических карт, одобрений типа транспортного средства), и (или) документов, подтверждающих принятие на себя обязательств по приобретению таких транспортных средств в сроки, установленные в конкурсной документации;
сведения о составе водителей, работавших у заявителя в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, приложением копий водительских удостоверений, трудовых договоров), а также сведения об имевшихся у заявителя в указанный период транспортных средствах;
информация о неосуществлении заявителем деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса (в случае обращения заявителя, не имеющего опыта осуществления регулярных перевозок);
копия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек;
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за 14 дней до дня подачи заявки, или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), полученная не ранее чем за 14 дней до дня подачи заявки;
сведения об опыте осуществления заявителем регулярных перевозок с приложением копий договоров, заключенных заявителем с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, и (или) государственных, муниципальных контрактов и (или) свидетельств, а также иных документов, выдаваемых в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;
гарантийное обязательство об обеспечении регистрации транспортных средств и учета выполненных рейсов в автоматизированной навигационной системе диспетчерского управления перевозками «АСУ-Навигация», позволяющей осуществлять контроль за соблюдением перевозчиком расписания и пути следования (последовательности остановочных пунктов по маршруту, улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между ними, в соответствии с Реестром), а также отображение информации о работе пассажирского транспорта на маршруте и о прибытии (отправлении) транспортных средств на остановочные пункты в реальном времени в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Соответственно, ни Федеральный закон № 220-ФЗ, ни Постановление № 3940 не предъявляет обязательное требование о представлении в составе заявки гарантийного обязательства о заключении договора с оператором системы безналичной оплаты проезда в городе Новосибирске на обслуживание в системе безналичной оплаты проезда (с подключением технических средств к указанной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 23 ФЗ № 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
1)наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2)принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;
3)непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
4)отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
5)наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);
6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Согласно частью 3 статьи 24 ФЗ № 220-ФЗ, оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой
человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом,
индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального
предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником;
3)влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок;
4)максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В пункте 28 части 1 статьи 3 ФЗ № 220-ФЗ раскрывается понятие «характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок», а именно к таковым относятся, наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
Таким образом, наличие системы безналичной оплаты труда относится к критериям оценки и сопоставления заявок, а не к условиям допуска к участию в конкурсе.
В соответствии с частью 4 статьи 24 ФЗ № 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Согласно пункту 3.2.14 Постановления № 3940 комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям конкурсной документации. По результатам рассмотрения заявок комиссией принимается решение:
о признании заявки соответствующей требованиям конкурсной документации и допуске заявителя к участию в открытом конкурсе;
об отказе в допуске заявителя к участию в открытом конкурсе в связи с несоответствием заявки требованиям конкурсной документации, в том числе при выявлении в ней и (или) иных представленных заявителем документах недостоверных сведений, подчисток, приписок, текста, не поддающегося прочтению, с указанием причины отказа.
На основании пункта 3.2.16 Постановления № 3940 оценка и сопоставление заявок участников конкурса, допущенных для участия в нем, осуществляются по балльной системе в соответствии со шкалой для оценки критериев, по которым осуществляется оценка и сопоставление заявок на право получения свидетельства, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска.
Таким образом, шкала для оценки критериев, а соответственно и Постановление мэрии города Новосибирска от 06.02.2019 № 398 применяется комиссией на стадии оценки и сопоставления заявок, а не на стадии рассмотрения заявок.
В подпункте 12 пункта 3 Постановления мэрии города Новосибирска от 06.02.2019 № 398 «О шкале для оценки критериев, по которым осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах города Новосибирска» установлено, что за характеристику транспортного средства «Наличие системы безналичной оплаты проезда» участнику начисляется + 1 балл. При этом начисление дополнительного балла транспортному средству за указанную характеристику производится при наличии гарантийного обязательства о заключении договора с оператором системы безналичной оплаты проезда в городе Новосибирске на обслуживание в системе безналичной оплаты проезда (с подключением технических средств к указанной системе).
Таким образом, суд соглашается с позицией антимонопольного органа, что такой документ, как гарантийное обязательство о заключении договора с оператором системы безналичной оплаты проезда в городе Новосибирске на обслуживание в системе безналичной оплаты проезда (с подключением технических средств к указанной системе) учитывается исключительно при начислении дополнительного балла по критерию оценки «Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок». Соответственно, в случае отсутствия такого документа дополнительный балл по указанному критерию участнику не начисляется.
Вместе с тем, непредставление гарантийного обязательства не может являться основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
В рассматриваемой правовой ситуации 27.02.2019 утверждена конкурсная документация открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска, утвержденная начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска Р.В. Дроновым 27.02.2019 (с изменениями от 22.03.2019).
Подпунктом 5 пункта 6.2 конкурсной документации предусмотрено, что для участия в конкурсе претендент прилагает к заявке, в том числе, документы, подтверждающие принятие на себя обязательств в случае предоставления участнику конкурса права на получение свидетельства подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, в том числе гарантийное обязательство о заключении договора с оператором системы безналичной оплаты проезда в городе Новосибирске на обслуживание в системе безналичной оплаты проезда (с подключением технических средств к указанной системе).
Из подпункта 4 пункта 8.3 конкурсной документации следует, что непредставление в составе заявки документа (документов), предусмотренного (ных) п. 6.2 конкурсной документации, является основанием для отказа претенденту в допуске на участие в конкурсе.
При этом, как указано выше, в пункте 2 части 1 статьи 23 ФЗ № 220-ФЗ установлено, что к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие требованиям о принятии на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Представление участником каких-либо иных обязательство, в том числе, гарантийного обязательства о заключении договора с оператором системы безналичной оплаты проезда, ни Федеральным законом № 220-ФЗ, ни Постановлением № 3940 не предусмотрено.
Следовательно, не предусмотренное законодательством требование к участникам конкурса о представлении в составе заявки гарантийного обязательства о заключении договора с оператором системы безналичной оплаты проезда в городе Новосибирске на обслуживание в системе безналичной оплаты проезда необоснованно ограничивает круг участников конкурса, поскольку заявка, не содержащая указанного документа, не будет допущена к участию в силу подпункта 4 пункта 8.3 конкурсной документации.
Исходя из анализа действующего законодательства, суд пришел к выводу, что департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска неправомерно включено в конкурсную документацию требование об обязательном представлении в составе заявки гарантийного обязательства о заключении договора с оператором системы безналичной оплаты проезда в городе Новосибирске.
Установление в Конкурсной документации требования о представлении в составе заявки излишних, несоответствующих документов, способно повлиять на результаты конкурса, может привести к нарушению порядка допуска к торгам и определения победителя и, тем самым, к ограничению конкуренции при проведении конкурса, что является нарушением части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, судом установлено и не опровергнуто заявителем по делу, что в действиях организатора торгов - департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новосибирска содержится нарушения порядка организации и проведения торгов.
Следовательно, оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа вынесены законно и обоснованно, следовательно, не подлежат отмене.
Вместе с тем, заявитель не доказал, что оспариваемыми решением и предписанием антимонопольного органа нарушены права и интересы мэрии, в то время, как Новосибирское УФАС России обосновало и подтвердило законность оспариваемого решения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку решение признано законным, следовательно, выданное на его основании предписание суд также признает соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и интересы мэрии.
Довод заявителя о том, что антимонопольный орган должен был указать в предписании о внесении изменений не в пункт 6.2 конкурсной документации, а в пункт 8.3, суд находит несостоятельным, при этом исходит из следующего.
По смыслу статей 22, 41 и 50 Федерального закона «О защите конкуренции», предписания должны выдаваться антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Перечень возможных предписаний, выдаваемых хозяйствующим субъектам и обязательных для исполнения, содержится в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции. Исходя из этой нормы, у антимонопольного органа отсутствует право возлагать на юридические лица дополнительные обязанности, не предусмотренные законом, вмешиваться без надлежащих на то оснований в его хозяйственную деятельность.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.
Как разъяснено в пункте 16 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, выдаваемые антимонопольным органом предписания должны быть направлены на устранение выявленных нарушений, отраженных в решении антимонопольного органа.
При этом суд отмечает, что оспариваемое предписание в полной мере основано на решении антимонопольного органа, обязывает организатора торгов совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, которые в свою очередь, были признаны нарушением антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах, требования заявителя в данной части суд также находит необоснованными.
Остальные доводы сторон правового значения не имеют и на исход рассматриваемого дела не влияют.
Какие-либо доказательства, опровергающие выводы суда, в материалы дела заявителем не представлены.
Судебные расходы по уплате государственной пошлине суд распределяет по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ) отсутствуют.
Данная позиция суда согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».
руководствуясь статьями 110, 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Ю.А. Пахомова