АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело №А45-6220/2018
04 апреля 2018 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Остроумова Б.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агеевой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Новосибирской области, г. Новосибирск к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный учебный центр повышения квалификации» (ОГРН: <***>), г. Новосибирск, ФИО1, г. Новосибирск, о ликвидации ООО «Региональный учебный центр повышения квалификации», возложении процедуры ликвидации на ФИО1, об обязанности возложения по внесению в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации на регистрирующий орган, установлении предельных сроков для представления утвержденного ликвидационного баланса и процедуры ликвидации, не превышающего 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
третье лицо: Министерство образования Новосибирской области, г. Новосибирск
при участии в судебном заседании представителей:
истца: ФИО2, доверенность от 01.11.2017, удостоверение,
ответчиков, третьего лица-не явились,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Новосибирской области (далее-истец, Инспекция) обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации ООО «Региональный учебный центр повышения квалификации» (далее-ответчик, Общество), возложении процедуры ликвидации на ФИО1(далее-учредитель, ответчик), об обязанности возложения по внесению в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации на регистрирующий орган, установлении предельных сроков для представления утвержденного ликвидационного баланса и процедуры ликвидации, не превышающего 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку в нарушение действующего законодательства ответчик, являясь по своей организационно-правовой форме коммерческой организацией, не вправе указывать в качестве основного вида экономической деятельности «Образование дополнительное детей и взрослых» (Код по ОКВЭД 85.41). Несмотря на требования Инспекции о необходимости устранения допущенных нарушений, ответчик не совершил действий направленных на изменение данного кода ОКВЭД в Едином государственном реестре юридических лиц и подлежит ликвидации.
В судебном заседании представитель истца доводы искового заявления и исковые требования поддержала.
Ответчик и Учредитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом. Отзывов не представили.
Третье лицо Министерство образования Новосибирской области представило отзыв, в котором по существу поддержало требования истца, указало что в реестре выданных лицензий ответчик, как лицо получившее лицензию на право образовательной деятельности не числится. В судебное заседание представитель третьего лица не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Учитывая, что ответчики не представили своих возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие, арбитражный суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Арбитражный суд, принимая во внимание мнение представителя истца участвующего в судебном заседании, наличие в деле сведений о надлежащем извещении ответчика, учредителя и третьего лица о времени и месте судебного заседания по правилам ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), отсутствия от неявившихся лиц заявлений о рассмотрении дела без их участия либо отложения судебного разбирательства, руководствуясь п. 3 ст. 156 АПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие учредителя, ответчика и третьего лица.
Арбитражный суд, выслушав представителя истца, изучив доводы искового заявления, отзыва, исследовав представленные доказательства, которые стороны посчитали достаточным для рассмотрения дела по существу в соответствие со ст. 71 АПК РФ приходит к следующему.
В силу п.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее-государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом № 129-ФЗ.
При этом законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона № 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пп. б) и п) п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об организационно-правовой форме юридического лица, а также о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД).
Порядок государственной регистрации юридического лица при создании определяется ст. 12 Закона № 129-ФЗ.
Законом №129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации. В соответствии с п.4.1 ст.9 Закона №129-ФЗ, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о Государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом №129-ФЗ.
В заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании (форма 1 1001) заявитель подтверждает, что представленные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно - правовой формы и сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, достоверны.
В соответствии с пунктами 17, 18 и 19 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ; образовательная организация -некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
Из анализа указанных норм права следует, что коммерческая организация в силу п. 2 ст. 18 Федерального закона № 273-ФЗ может осуществлять на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность только в качестве дополнительного вида деятельности.
Согласно ст. 4 Закона № 129-ФЗ, ст.ст. 13, 14 Федерального Закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, который представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.
На основании п. 2 ст. 4 Закона № 129-ФЗ ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип законности и достоверности информации (ст. 3 Закона № 149-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах ведения и документы являются открытыми и общедоступными.
Таким образом, наличие в государственном реестре документов о создании юридического лица, не отвечающих требованиям законодательства РФ, а также принципам достоверности, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также государства в лице регистрирующего органа как держателя реестра, отвечающего за законность и достоверность, содержащихся в нем сведений.
Как следует из представленных доказательств, в Управление Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области поступило обращение Министерства образования Новосибирской области от 26.05.2017 № 4106-04/25, в котором указано, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено осуществление коммерческими организациями образовательной деятельности в качестве основного вида экономической деятельности и возможности осуществлять такими юридическими лицами образовательную деятельность только в качестве дополнительного вида экономической деятельности.
При проведении мониторинга Единого государственного реестра юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ, Реестр) регистрирующим органом установлено, что, согласно сведениям, содержащимся в Реестре в отношении общества с ограниченной ответственностью «Региональный учебный центр повышения квалификации», в сведениях о видах экономической деятельности, которыми занимается юридическое лицо в качестве основного вида экономической деятельности указано «Образование дополнительное детей и взрослых» (Код по ОКВЭД 85.41).
Государственная регистрация создания Общества осуществлена регистрирующим органом 26.12.2016г. на основании решения о регистрации № 57181А, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>. При постановке на учет в налоговом органе налогоплательщику присвоен идентификационный номер <***> (ИНН). При этом, указанное Общество создано в организационно-правовой форме «общество с ограниченной ответственностью», то есть является коммерческой организацией, и, следовательно, незаконно использует в качестве основного вида деятельности код 85.41, из чего следует, что создание Общества проведено с грубыми нарушениями требований закона, которые носят неустранимый характер, поскольку создать учреждение с основным кодом вида деятельности 85.41 возможно только как некоммерческую организацию.
Пунктом 2 статьи 25 Закона № 129-ФЗ предусмотрено право регистрирующего органа обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании щакого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 61 ГК РФ).
Учитывая, что использование такого вида экономической деятельности как «Образование дополнительное детей и взрослых» (Код по ОКВЭД 85.41), коммерческой организацией возможно в качестве дополнительного вида экономической деятельности, в рамках проведения мероприятий по досудебному урегулированию данного спора Инспекцией 27.07.2017 и 11.12.2017 в адрес Общества, его учредителя и директора направлены уведомления о необходимости внесения соответствующих изменений в сведения об основном виде экономической деятельности Общества.
Какой либо реакции со стороны Общества либо его учредителя, в ответ на направленное в их адрес инспекцией уведомление о необходимости внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, не последовало.
На момент рассмотрения дела, Общество, обязанность по внесению в ЕГРЮЛ соответствующих изменений в сведения об основном виде экономической деятельности Общества не исполнило, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Как указала в иске Инспекция, установить какие-либо иные контакты и способы связи с Обществом, учредителем, не представилось возможным.
Невозможность исключения Общества в порядке, предусмотренном ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ обусловлена тем, что общество не отвечает признакам недействующего юридического лица. Указанное обстоятельство подтверждается письмом ИФНС России по Центральному району от 29.01.2018 №18-15/00942дсп@ с расчетом первичного налога за 2017год (декларация по УСН) от 22.01.2018.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Таким образом, исходя из всех обстоятельств и характера нарушений, допущенных Обществом при его создании, ликвидация будет являться мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов лиц, чьи права и законные интересы нарушены, а так же восстановит в ЕГРЮЛ достоверность и законность, содержащихся в нем охраняемых законом сведений.
В силу п.2 ст. 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего организацию совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения может указать руководителя или иное лицо, на которых возлагается исполнение решения, а также срок исполнения.
В связи с указанным, учитывая положения законодательства обязывающего ликвидатора представить в налоговый орган для утверждения ликвидационный баланс, суд находит срок шесть месяцев для его предоставления обоснованным и разумным.
Согласно п.2 ст. 168 АПК РФ суд, при принятии решения распределяет судебные расходы. По правилам п.3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по искам неимущественного характера, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчиков в доход федерального бюджета.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Новосибирской области - удовлетворить.
Ликвидировать общество с ограниченной ответственностью «Региональный учебный центр повышения квалификации» (ОГРН <***>/ИНН <***> зарегистрированное по адресу: 630099, <...>).
Обязать ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г. Новосибирск) зарегистрированного по адресу: 630091, <...>) осуществить процедуру ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Региональный учебный центр повышения квалификации».
Обязанность по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц о начале процедуры ликвидации возложить на регистрирующий орган Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 16 по Новосибирской области.
Установить сроки для предоставления утвержденного ликвидационного баланса и завершения процедуры ликвидации не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Региональный учебный центр повышения квалификации» в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Исполнительные листы выдать после вступления решения суда законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Б.Б. Остроумов