г. Новосибирск Дело № А45-27135/2021
06 марта 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 06 марта 2022 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рыбиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санжиевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда дело по иску публичного акционерного общества «Сбербанк России» (ОГРН <***>), г. Москва в лице филиала Сибирского банка ПАО «Сбербанк», г. Новосибирск
к обществу с ограниченной ответственностью «Энергострой» (ОГРН <***>), г. Новосибирск
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Министерства экономики и развития Российской Федерации (123112, <...>); 2) Федеральной налоговой службы (ФНС России) (127381, Москва, ул. Неглинная, д. 23); 3) Пенсионного фонда Российской Федерации (119991, <...>, ГСП-1); 4) Государственной корпорации «ВЭБ.РФ» (107078, <...>)
о взыскании 33 854, 57 руб. просроченной задолженности по процентам, 326 108, 39 руб. просроченной ссудной задолженности, 2 031, 07 руб. неустойки за несвоевременную уплату процентов, 107 978, 11 руб. неустойки за несвоевременное погашение кредита по кредитному договору № 8047ВW5GG02RGQ0AQ0QZ3F от 19.06.2020 по состоянию на 28.09.2021
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1 (доверенность № СИБ/47-Д от 25.03.2021, диплом № 18/2-ю от 30.06.20211, паспорт)
от ответчика: не явился, извещён
от третьих лиц: 1) не явился, извещён, 2) не явился, извещён, 3) ФИО2 (доверенность № СЧ-09-22/16987 от 23.07.2021, диплом № УВ 94631 от 27.06.1993, служебное удостоверение) 4) не явился, извещён
установил:
публичное акционерное общество «Сбербанк России» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Энергострой» при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экономики и развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы (ФНС России), Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственной корпорации «ВЭБ.РФ» о взыскании 33 854, 57 руб. просроченной задолженности по процентам, 326 108, 39 руб. просроченной ссудной задолженности, 2 031, 07 руб. неустойки за несвоевременную уплату процентов, 107 978, 11 руб. неустойки за несвоевременное погашение кредита по кредитному договору № 8047ВW5GG02RGQ0AQ0QZ3F от 19.06.2020 по состоянию на 28.09.2021.
Ответчик, Министерство экономики и развития Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Государственная корпорация «ВЭБ.РФ», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили. Дело рассмотрено согласно статьям 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика, Министерства экономики и развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Государственной корпорации «ВЭБ.РФ», надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания.
Ответчик отзывом на иск относительно удовлетворения исковых требований возражает, подробно излагая свои доводы в отзыве.
Министерство экономики и развития Российской Федерации отзывом на иск указывает, что для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020, для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения) допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 года. В случае, если у таких заемщиков по итогам мая произошло снижение численности работников по сравнению с апрелем более, чем на 20 %, то мониторинг численности работников в течение базового периода и периода наблюдения для них будет осуществляться по отношению к численности работников в мае 2020 года. Списание кредита в такой ситуации будет осуществляться в пределах суммы кредитного договора, определенной исходя из численности работников за май.
В соответствии с пунктом 11 Правил кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 Правил.
Пенсионный фонд Российской Федерации отзывом на иск указывает, что информацию о количестве работающих в организациях застрахованных лицах, в отношении которых страхователем представленная отчетность по форме «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М), ПФР передает в ФНС России на федеральном уровне. Сведения о застрахованных лицах, представленные ООО «Энергострой», учтены в информационных ресурсах ПФР в полном объеме, и информация, сформированная на основании указанных отчетов, передана в ФНС России. B соответствии с пунктом 13(1) постановления Правительства РФ № 696 в качестве основания для перевода кредитного договора (соглашения) на период наблюдения или погашения учитываются уточненные сведения о численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе федеральной налоговой службы не позднее 25.12.2020. Таким образом, постановлением Правительства РФ № 696 был определен срок предоставления страхователем уточненных для целей реализации указанного постановления сведений. В этой связи сведения о численности ЗЛ, в том числе уточненные, представленные страхователями в ПФР после 25.12.2020, не подлежали передаче в ФНС России.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Истец, обосновывая иск, ссылается на то, что 19.06.2020 ПАО Сбербанк и ООО «ЭНЕРГОСТРОЙ» заключён кредитный договор №8047BW5GG02RGQ0AQ0QZ3F, согласно которому заемщику предоставлен лимит кредитной линии в сумме 2 157 199, 20 руб. сроком по 30.06.2021 мес. под 15% годовых.
Банк совершил зачисление кредита в сумме 2 157 199, 20 руб. в соответствии с договором на расчетный счет №407***9789 ответчика, что подтверждается выпиской по операциям на счете за период с 19.06.2020 по 26.05.2021, платежными поручениями № 352975 от 19.06.2020, № 352977 от 19.06.2020, № 244030 от 06.07.2020, № 111100 от 04.08.2020.
Согласно п.8 договора неустойка при несвоевременном перечислении платежа в погашение кредита, уплаты процентов, или иных плат и комиссий, предусмотренных договором, составляет 0,1% процентов от суммы просроченного платежа, начисляется Банком за каждый день просрочки с даты возникновения просроченной задолженности по дату полного погашения просроченной задолженности (включительно).
Согласно п. 9 договора в качестве обеспечения своевременного и полного возврата основного долга по кредиту, предоставляется поручительство Государственной Корпорации развития «ВЭБ.РФ» в соответствии с договором поручительства №07/1357 от 01.06.2020, которым обеспечивается возврат до 85 % (процентов) от суммы основного долга по кредиту.
26.05.2021 поручителем Государственной Корпорации развития «ВЭБ.РФ» погашена задолженность по договору в сумме 1 847 947,57 руб. Ответчиком обязательства по возврату кредита не исполнены, в связи с чем заявлен настоящий иск.
При рассмотрении спора суд исходит из того, что в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Суд, рассмотрев утверждения истца, проанализировав доводы ответчика, третьих лиц, сопоставив между собой представленные лицам, участвующими в деле, в материалы дела доказательства, обращает внимание на следующее.
Как установлено материалами дела, 19.06.2020 ПАО Сбербанк и ООО «ЭНЕРГОСТРОЙ» заключён кредитный договор №8047BW5GG02RGQ0AQ0QZ3F, согласно которому заемщику предоставлен лимит кредитной линии в сумме 2 157 199, 20 руб. сроком по 30.06.2021 мес. под 15% годовых.
Банк совершил зачисление кредита в сумме 2 157 199, 20 руб. в соответствии с Договором на расчетный счет №407***9789 ответчика, что подтверждается выпиской по операциям на счете за период с 19.06.2020 по 26.05.2021, платежными поручениями № 352975 от 19.06.2020, № 352977 от 19.06.2020, № 244030 от 06.07.2020, № 111100 от 04.08.2020.
Согласно п.8 договора неустойка при несвоевременном перечислении платежа в погашение кредита, уплаты процентов, или иных плат и комиссий, предусмотренных договором, составляет 0,1% процентов от суммы просроченного платежа, начисляется Банком за каждый день просрочки с даты возникновения просроченной задолженности по дату полного погашения просроченной задолженности (включительно).
Согласно п. 9 договора в качестве обеспечения своевременного и полного возврата основного долга по кредиту, предоставляется поручительство Государственной Корпорации развития «ВЭБ.РФ» в соответствии с договором поручительства №07/1357 от 01.06.2020, которым обеспечивается возврат до 85 % (процентов) от суммы основного долга по кредиту.
26.05.2021 поручителем Государственной Корпорации развития «ВЭБ.РФ» погашена задолженность по договору в сумме 1 847 947,57 руб., что подтверждается расчетом задолженности по договору по состоянию на 28.09.2021.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннего изменения его условий, за исключением случаев, установленных законом или предусмотренных договором.
В соответствии с п. 6.5 Общих условий кредитования Банк имеет право потребовать от заемщика досрочно возвратить часть или всю сумму кредита и уплатить проценты, и иные платежи, предусмотренные условиями договора, а также неустойки, начисленные на дату погашения в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком его обязательств по договору.
В силу ст.ст. 810, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщик обязан возвратить кредитору полученную сумму и уплатить проценты на нее в срок и порядке, предусмотренном законом или договором.
Заемщик свои обязательства по договору исполняет ненадлежащим образом: платежи в погашение задолженности по договору производились им не в полном объеме и с нарушением сроков, установленных договором, начиная с декабря 2020, последнее частичное погашение задолженности было 28.12.2020 в размере 623, 72 руб., то есть в сумме недостаточной для погашения задолженности по договору.
Таким образом, задолженность ООО «ЭНЕРГОСТРОЙ» по договору №8047BW5GG02RGQ0AQ0QZ3F от 19.06.2020 по состоянию на 28.09.2021 составила 469 972,14 руб., из которых: 33 854,57 руб. просроченной задолженности по процентам; 326 108,39 руб. - просроченной ссудной задолженности; 2 031, 07 руб. - неустойки за несвоевременную уплату процентов; 107 978, 11 руб. - неустойки за несвоевременное погашение кредита.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 16.05.2020 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее - Правила предоставления субсидий).
Ответчик обратился в Банк для получения кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий, заявка на кредитование 06.06.2020 отражена на информационном сервисе ФНС.
На основании предоставленных ФНС сведений о возможности участия заемщика в программе кредитования, Банк принял решение о выдаче кредита (порядок использования Платформы размещен на официальном сайте ФНС).
Согласно размещенным на Платформе ФНС сведениям (значение численности работников ответчика на дату подачи заявления по данным ФНС на 01.06.2020 составляло 19 человек, исходя из указанной численности работников рассчитан максимальный лимит льготного кредитования в размере 2 247 082, 50 руб.
После обработки заявки ответчика на Платформе ФНС и отражения данных по численности работников ответчика и установленного кредитного лимита, в соответствии с Правилами предоставления субсидий между Банком и Ответчиком был заключен кредитный договор №8047BW5GG02RGQ0AQ0QZ3F от 19.06.2020, в форме заявления истца о присоединении к общим условиям кредитования юридического лица и индивидуального предпринимателя (далее – кредитный договор).
В связи с тем, что согласно сведениям Платформы ФНС численность работников ответчика по итогам июля, августа, сентября 2020 года (15 человек) упала ниже 80% (снижение до 79%) от численности работников Заемщика, определенной по состоянию на 01.06.2020 при выдаче кредита (19 человек), кредитный договор, в силу п.11 Правил предоставления субсидий и п.7 кредитного договора был переведен с 01.12.2020 на период погашения.
Кредитный договор обоснованно переведен Банком на период погашения в связи с несоблюдением ответчиком требования о сохранении численности работников заемщика, установленных Правилами предоставления субсидий и кредитным договором.
Кредитные отношения регулируются кредитным договором и Правилами предоставления субсидий, которыми предусмотрено, что Банк не производит самостоятельный расчет численности работников заемщика, численность определяется автоматически на основании сведений ФНС.
Преамбулой кредитного договора установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий, при этом кредитный договор заключен в соответствии с Общими условиями кредитования (кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя №1 (далее – Общие условия кредитования).
При кредитовании заемщика в рамках государственных программ заемщик обязуется самостоятельно ознакомиться с условиями и требованиями программ и выполнять все требования и условия программ в полном объеме. При этом условия программ имеют приоритетное значение над условиями заключенного договора/Общими условиями кредитования.
Следовательно, положения Правил предоставления субсидий непосредственно регулируют правоотношения между Банком и заемщиком.
Пунктом 11 Правил предоставления субсидий установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25.06.2020, в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80 % численности работников заемщика, исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 указанных Правил.
Согласно п.24 Правил предоставления субсидий численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 01.06.20201, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы. Аналогичное правило определения численности работников заемщика установлено Кредитным договором.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Письме Минэкономразвития от 07.07.2020 №Д13и-21227, Письме Минэкономразвития от 13.11.2020 №37876-ТИ/Д13и, если снижение численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80 % численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, кредитный договор не может быть переведен на период наблюдения и, соответственно, по нему не может быть предоставлена субсидия по списанию.
Подпункт "м" п.18 Правил предоставления субсидий устанавливает обязательство получателя субсидии осуществить доступ к информационному сервису ФНС.
В силу абз.7 п.24 Правил предоставления субсидий проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется Банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС.
Абзац 3 п.24 Правил предоставления субсидий предусматривает, что численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 01.06.2020, размещенных в информационном сервисе ФНС.
Такой порядок определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается также в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 №Д13и-22474.
Пунктом 1.2 дополнительного соглашения к кредитному договору также закреплено, что в рамках исполнения обязательств по Договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно кредитору, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил предоставления субсидий.
Исходя из изложенных положений, Банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС. Иного порядка определения численности работников заемщика Кредитным договором и Правилами предоставления субсидий не предусмотрено.
Согласно сведениям Платформы ФНС, ввиду снижения численности работников ответчика в июле, августе, сентябре 2020 года (падение численности до 15 человек, 78%) ниже 80% от численности работников Заемщика, определенной при выдаче кредита (19 чел.), кредитный договор, в силу п.11 Правил предоставления субсидий и п.7 кредитного договора, был переведен с 01.12.2020 на период погашения.
Указание о снижении численности работников истца более 20% доведено до Банка путем размещения сведений на Платформе ФНС и является обязательным для Банка при определении возможности перевода Заемщика на период наблюдения по договору.
При этом у Банка отсутствуют какие-либо полномочия по изменению данных о численности работников истца на Платформе ФНС, в связи с чем Банк не несет ответственности за размещенные на Платформе ФНС сведения.
Таким образом, действия Банка полностью соответствовали требованиям Правил предоставления субсидий и положениям Кредитного договора.
Источником сведений о численности работников для информационного сервиса ФНС являются поданные заемщиком в ПФР отчеты о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, исходя их которых до Банка доведена информация о нарушении ответчиком требований Правил предоставления субсидий о сохранении численности работников.
В силу указания Правил предоставления субсидий определяющее значение для проверки соблюдения заемщиком условий о сохранении численности работников имеют сведения, размещенные на Платформе ФНС, при этом источником таких сведений являются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц (п.24 Правил предоставления субсидий).
Данные о численности работников заемщика поступают в ФНС на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в ПФР. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
Согласно разъяснениям Минэкономразвития Российской Федерации (письмо от 17.07.2020 № Д13и-22474, письмо от 07.12.2020 № Д13и-40820) для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России, сведения о численности работников по состоянию на 01.06.2020 на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
Для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020 на основании пункта 24 Правил, разъяснений Минэкономразвития РФ (письмо от 17.07.2020 № Д13и-22474), установлен следующий порядок определения численности работников Заемщика для целей расчета лимита кредита. Численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 01.06.2020. При этом данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 01.06.2020 и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года (п. 24 Правил, разъяснения Минэкономразвития РФ (письмо от 17.07.2020 № Д13и-22474)).
В Письме Минэкономразвития от 29.05.2020 №Д13и-16887 разъяснено, что для целей контроля выполнения требований п.24 Правил предоставления субсидий используются данные, размещенные в системе ФНС на 01.06.2020.
В многочисленных разъяснениях Минэкономразвития России и ФНС указывалось, что первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, а с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01.06.2020 в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд РФ до 15.06.2020. В связи с этим для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию. Данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 01.06.2020 и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
Для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении численности работников, предусмотренных п.п.11, 12 Правил предоставления субсидий, а также п.п.6, 7 кредитного договора, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 01.06.2020 на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
При этом для Платформы ФНС источником таких сведений являются поданные заемщиком отчеты по форме СЗВ-М за соответствующий месяц, сведения о которых отражены на Платформе ФНС до момента регистрации заявки клиента. В связи с изложенным доводы заемщика о том, что Банк при проверке соблюдения заемщиком требований Правил предоставления субсидий о сохранении численности работников должен был руководствоваться иным количеством сотрудников Заемщика, а не данными Платформы ФНС, являются необоснованными.
Кроме того, порядком направления ПФР информации в ФНС установлено, что ПФР представляет ФНС информацию, сформированную на основании сведений о застрахованных лицах (отчет по форме СЗВ-М) 15-го числа месяца, следующего за отчетным, далее - еженедельно не позднее четверга.
В размещенных на официальном сайте Минэкономразвития России разъяснениях относительно реализации программы льготного кредитования также указывается (ответ на вопрос 25), что для заемщиков, обратившихся в кредитные организации до 25.06.2020, для определения численности работников на 01.06.2020 учитывается численность работников по форме СЗВ-М по итогам апреля. Данная позиция соответствует положениям абз.5 п.24 Правил предоставления субсидий.
По заявкам, заведенным на Платформу ФНС до 25.06.2020, численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 определяется на основании поданного заемщиком отчета о застрахованных лицах по итогам апреля 2020 года.
Следовательно, на дату подачи ответчиком заявки на льготное кредитование и отражения ее на Платформе ФНС (06.06.2020) иные сведения о численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, помимо поданного ответчиком отчета по форме СЗВ-М по итогам апреля 2020 года, не могли быть отражены на Платформе ФНС и использоваться при определении базовой численности для мониторинга.
Данный вывод подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, которым рассматривались требования заемщиков об оспаривании условий Правил предоставления субсидий о порядке определения численности работников по состоянию на 01.06.2020 путем получения сведений Платформы ФНС, источником для которой являются поданные заемщиками отчеты о застрахованных лицах по итогам апреля 2020 года (решения Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2021 по делу №АКПИ21-474, от 06.10.2021 по делу №АКПИ21-580).
В соответствии с изложенным порядком Банк получил сведения из Платформы ФНС о численности работников заемщика для проверки соблюдения Заемщиком требований о сохранении численности работников и перевел договор на период погашения.
Довод ответчика о том, что положения абз.5 п.24 Правил предоставления субсидий позволяют кредитной организации произвольно определять месяц, на основании которого рассчитывается численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, рассмотрен судом.
В силу абз.3 п.24 и абз.5 п.24 Правил предоставления субсидий кредитная организация обязана руководствоваться численностью работников заемщика, размещенной на Платформе ФНС по состоянию на 01.06.2020, при этом положения абз.5 п.24 Правил предоставления субсидий лишь уточняют, что для заемщиков, обратившихся за субсидией до 25.06.2020, на Платформе ФНС могут быть размещены сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года (если сведения о численности работников по итогам мая 2020 года не были переданы от ПФР в ФНС до размещения заявки заемщика на Платформе ФНС). Следовательно, данная норма не предусматривает для Банка диспозиции в определении месяца, за на основании которого определяется численность работников по состоянию на 01.06.2020, а обязывает руководствоваться размещенными на Платформе ФНС сведениями, при этом с учетом даты обращения заемщика за льготным кредитованием на Платформе ФНС могли быть размещены исключительно сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года.
Таким образом, при выдаче кредита и мониторинге сохранения ответчиком занятости Банк руководствовался положениями Правил предоставления субсидий, нарушений при исполнении нормативно – правового акта со стороны Банка не допущено.
В связи с нарушением истцом требований о подаче корректной отчетности, подтверждающей сохранение численности работников, Банк лишился права на получение субсидии по предоставленному заемщику кредитованию, при этом предоставление льготного кредитования заемщика было обусловлено возможностью такого субсидирования.
Согласно положениям п.3.1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в бюджет Российской Федерации.
В соответствии с п.27(2) Правил предоставления субсидий основанием для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии по списанию может являться установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации. В силу п.33 Правил предоставления субсидий в случае нарушения получателем субсидии условий и порядка предоставления субсидии сумма полученных в рамках программы денежных средств подлежит возврату получателем субсидии, допустившим указанное нарушение, в доход федерального бюджета.
Представленными в материалы дела скриншотами с Платформы ФНС подтверждается, что ответчиком были нарушены требования Правил предоставления субсидий о сохранении численности работников в базовом периоде.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития от 03.07.2020 № Д13и-21082 при принятии решения Минэкономразвития о предоставлении субсидий по Программе 696 в соответствии с п. 27 Правил предоставления субсидий будет осуществляется проверка представленных кредитными организациями сведений на предмет соответствия информации, размещенной на соответствующей платформе ФНС России.
Обстоятельствами дела подтверждается, что Банк действовал в полном соответствии с требованиями Правил предоставления субсидий и положениями кредитного договора и не допускал каких-либо противоправных действий в отношении ответчика.
Банку не предоставлено право самостоятельно оценивать соблюдение Заемщиком требований о сохранении численности работников на основании представленных в Банк документов, оценка соблюдения Заемщиком требований о сохранении численности производится исключительно на основании сведений Платформы ФНС.
Более того, Банк не является уполномоченном лицом по внесению уточненных сведений о численности работников заемщика на Платформу ФНС.
Положениями п.13(1) Правил предоставления субсидий предусмотрена возможность перевода кредитного договора из периода погашения в период наблюдения, при условии размещения на Платформе ФНС в срок до 25.12.2020 уточненных сведений о численности работников заемщика по итогам месяцев базового периода, подтверждающих сохранение численности. Такие сведения на Платформе ФНС размещены не были, Заёмщик правом направления уточенных сведений о застрахованных лицах для их размещения на Платформе ФНС до 25.12.2020 не воспользовался.
Довод ответчика о том, что ответчиком надлежаще исполнены условия кредитного договора по сохранению численности сотрудников, а именно, за период с июня 2020 года по декабрь 2020 года, рассмотрен судом.
Позиция ответчика опровергается материалами дела, так как ответчик представил в суд документы – Сведения о застрахованных лицах за июнь - декабрь 2020 года, согласно которым численность работников по итогам июля, августа, сентября, октября 2020г. (15 сотрудников) упала ниже 80% (снижение до 79%) от численности работников Заемщика, определённого по состоянию на 01.06.2020 при выдаче кредита (19 сотрудников).
Также ответчиком в материалы дела предоставлены корректировки Сведений о застрахованных лицах за июнь 2020г. по октябрь 2020г., которые согласно отметке ОПФР по Новосибирской области были приняты 18.01.2021.
Таким образом, указанные документы не опровергают правильность перевода кредитного договора на период погашения с 01.12.2020. Напротив, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что по состоянию на 01.12.2020 ответчиком подана в ПФР отчетность, подтверждающая факт снижения численности работников Заемщика по итогам месяцев базового периода по сравнению с численностью, зафиксированной на 01.06.2020.
Необходимо отметить, что в силу прямого указания Правил предоставления субсидий определяющее значение для проверки соблюдения заемщиком условий о сохранении численности работников имеют сведения, размещенные на Платформе ФНС.
Так, данные о численности работников заемщика поступают в ФНС на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в ПФР. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
Таким образом, правомерность действий Банка по переводу Кредитного договора на период погашения с 01.12.2020 подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, при этом ответчиком не оспаривается, что на дату окончания базового периода кредитного договора иных сведений о численности, помимо использованных Банком, не существовало.
02.12.2020 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1976, которым Правила предоставления субсидий дополнены п.13(1) Правил предоставления субсидий, определяющим порядок уточнения заемщиками сведений о численности работников.
В силу п.13 (1) Правил предоставления субсидий кредитный договор, переведенный получателем субсидии в соответствии с п.11 настоящих Правил на период погашения, может быть переведен получателем субсидии на период наблюдения на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 25.12.2020.
Таким образом, указанными нормативными положениями установлен конкретный юридический факт, с наступлением которого у получателя субсидии (кредитной организации) возникает право перевести Кредитный договор из периода погашения на период наблюдения.
Таким юридическим фактом является размещение на Платформе ФНС России уточненных сведений о численности работников заемщика в срок до 25.12.2020.
Следовательно, уточнение численности работников по итогам месяцев базового может служить основанием для перевода Договора из периода погашения в период наблюдения только в случае, если такие сведения были размещены на Платформе ФНС до 25.12.2020, однако, на Платформе ФНС сведения об уточнениях численности в установленный срок размещены не были и объективно не могли быть размещены, т.к. поданы ответчиком в ПФР 13.01.2021.
Таким образом, предоставленная перечисленными пунктами возможность заемщикам, направлявшим в ПФР недостоверные сведения о численности своих работников по форме СЗВ-М по итогам месяцев базового периода, исправить подаваемые ранее сведения, имеет значение для перевода договора на период наблюдения исключительно в случае их фактического размещения на Платформе ФНС до 25.12.2020.
Сведения о количестве работников заемщика по итогам месяцев базового периода на Платформе ФНС, на которые ссылается Банк, являются актуальными, иные сведения по состоянию на 25.12.2020 размещены не были.
В связи с изложенным, правовые основания для перевода кредита с периода погашения на период наблюдения в соответствии с п. 13(1) Правил предоставления субсидий у Банка отсутствовали.
В соответствии с п.8.6 Общих условий кредитования заемщик обязался исполнять и соблюдать во всех существенных аспектах требования законодательства, требования и условия государственных программ, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в случае кредитования в рамках данных программ), неисполнение или несоблюдение которых могло бы привести заемщика и /или Банк к невозможности надлежащим образом исполнять свои обязательства по договору.
Ответственность за правильное и своевременное направление отчетности о численности своих работников в ПФР возложена на заемщика. Обстоятельствами дела подтверждается, что ответчик не предоставлял в установленные законом сроки (до 15 числа месяца, следующего за отчетным (п.2.2 ст.11 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования")) отчетность, которая в силу п. 24 Правил предоставления субсидий используется для определения численности работников в рамках государственной программы.
Правом направления уточненных сведений для их размещения на Платформе ФНС до 25.12.2020, предоставленным заемщикам п.13(1) Правил предоставления субсидий, заемщик также не воспользовался.
Учитывая то, что Банк не вправе получать сведения о численности работников заемщика из иных источников, кроме информационного сервиса ФНС, а в обозначенный срок сведения о численности работников заемщика по итогам месяцев базового периода на Платформе ФНС размещены не были, действия Банка по переводу кредитного договора на период погашения являются правомерными.
В судебном заседании истец указал, что поведение Заемщика, осведомленного о том, что он принимает участие в программе льготного кредитования, которая предполагает регулярный мониторинг соблюдения Заемщиком требования о сохранении численности работников, и, несмотря на это, нарушившего требования п.2.2 ст.11 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" о необходимости предоставления отчета о численности работников не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, а также не предпринимавшим до 18.01.2021 года (более 5 месяцев) никаких действий по направлению сведений о корректной численности своих работников в ПФР, является недобросовестным (ст.10 ГК РФ).
Ответчик не воспользовался правом заблаговременного предоставления уточненных сведений о численности своих сотрудников в ПФР для последующего их размещения на Платформе ФНС, а также не оспорил отраженную на Платформе ФНС информацию, при этом Банк, согласно Правил предоставления субсидий, не вправе получать сведения о численности работников Заемщика из иных источников. В случае перевода Банком ответчика на период наблюдения вопреки сведениям Платформы ФНС Банк лишается права на получение субсидий по предоставленному Ответчику кредиту.
Размещенными на Платформе ФНС сведениями подтверждается нарушение ответчиком требований Правил предоставления субсидий о сохранении численности, при этом указанные сведения являются для Банка обязательными при принятии решения о переводе договора на период погашения
Данная позиция Банка подтверждена ответом Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области от 14.12.2021 (далее – ответ Пенсионного фонда), в котором Пенсионный фонд сообщает следующее: сведения о застрахованных лицах, предоставленные ООО «Энергострой», учтены в информационных ресурсах ПФР в полном объеме, и информация, сформированная на основании указанных отчетов, передана в ФНС России, на апрель 2020 года численность работников ответчика составляла 19 человек.
На апрель 2020 года численность работников ответчика составляла 19 человек., которая и была размещена на Платформе ФНС на дату подачи заявления ответчиком - 01.06.2020, и исходя из данной численности был рассчитан максимальный лимит льготного кредитования. По итогам месяцев базового периода согласно поданным отчетам СЗВ-М у заемщика произошло снижение численности работников менее 80% от численности на 01.06.2020 согласно требованиям Правил предоставления субсидий, что подтверждается материалами дела.
Ответственность за правильное и своевременное направление отчетности законом возложена именно на Заемщика. Обстоятельствами дела подтверждается, что правом заблаговременного направления корректных сведений о численности работников для их размещения на Платформе ФНС до 25.12.2020, предоставленным заемщикам п.13(1) Правил предоставления субсидий, Заемщик не воспользовался, уточненные сведения поданы лишь 13.01.2021, а приняты ПФР лишь 18.01.2021.
Подпунктом п.13-14 Постановления Правления ПФ РФ от 11.03.2020 № 178п предусмотрено, что ПФР в течение одного рабочего дня с момента поступления сведений о застрахованных лицах направляет страхователю уведомление о доставке и в течение трех рабочих дней с момента направления уведомления о доставке осуществляет проверку предоставленных сведений. Следовательно, предоставляемая отчетность по форме СЗВ-М обрабатывается ПФР в течение четырех рабочих дней, после чего может быть направлена для отражения на Платформе ФНС.
Обстоятельствами дела подтверждается, что в срок до 25.12.2020 поданные ответчиком корректирующие отчеты СЗВ-М не были направлены ПФР для отражения на Платформе ФНС.
Обстоятельствами дела подтверждается, что перевод договора на период погашения связан исключительно с нарушением истцом возложенных на него законом и Правилом предоставления субсидий обязанностей по своевременной подаче корректной отчетности, истец не оспаривает факт подачи некорректной отчетности и наличие собственных ошибок при ее заполнении.
Довод ответчика со ссылкой на нормы Правил предоставления субсидий о списании задолженности рассмотрен судом.
Списание задолженности возможно только по результатам периода наблюдения, в то время как ответчиком не выполнены условия для перевода Кредитного договора в период наблюдения.
Преамбулой кредитного договора установлено следующее:
"Базовый период договора" – период с даты заключения договора до 01.12.2020;
"Период наблюдения по Договору" - период с 01.12.2020 по 01.04.2021,
период наблюдения по Договору начинается по окончании Базового периода Договора при соблюдении следующих условий:
- численность работников Заемщика в течение Базового периода Договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80 (восьмидесяти) процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.;
- в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик – индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
"Период погашения по Договору" - период продолжительностью 3 (Три) месяца по окончании Базового периода договора, либо по окончании Периода наблюдения по договору, в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заемщика, в который заемщиком осуществляется возврат кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, в сроки и на условиях Договора.
19.06.2020 заключен кредитный договор №8047BW5GG02RGQ0AQ0QZ3F между ПАО Сбербанк и ООО «Энергострой». Соответственно, к отчетным месяцам Базового периода относятся июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года.
Начиная с июля 2020 года Заемщиком было допущено снижение численности более чем на 20% по сравнению с численностью по состоянию на 01.06.2020, что является основанием для перевода Кредитного договора в период погашения в соответствии с п. 11 Правил предоставления субсидий.
Следовательно, мониторинг численности работников ответчика за период декабрь 2020 года – март 2021 года на Платформе ФНС не проводился.
Ссылки ответчика на право уточнения заемщиками численности до 15.04.2021 относятся к регулированию отношений по кредитному договору, переведенному в период наблюдения, по которому не было принято решение о списании задолженности в соответствии с п.13 Правил предоставления субсидий.
Согласно требованиям п.12 Правил предоставления субсидий субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии при условии, что численность работников заемщика по итогам месяцев периода наблюдения составила не менее 80 % от численности на 01.06.2020.
При этом Кредитный договор с 01.12.2020 переведен на период погашения в связи с нарушением требований о сохранении численности работников в базовом периоде договора, в связи с чем положения п.12 Правил предоставления субсидий не применимы к правоотношениям сторон (Кредитный договор не переводился в период наблюдения).
Согласно пункту 13 Правил предоставления субсидий кредитный договор (соглашение), в отношении которого получателем субсидии не принято решение о списании задолженности, с 01.04.2021 переводится получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению).
В силу абз.2 п. 13(1) Правил предоставления субсидий по кредитному договору (соглашению), переведенному получателем субсидии в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил на период погашения, получателем субсидии может быть принято решение о списании задолженности, а кредитный договор (соглашение), по которому принято получателем субсидии решение о списании задолженности, может быть переведен получателем субсидии на период погашения на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 15.04.2021.
Поскольку кредитный договор с ответчиком не был переведен в период наблюдения, и по нему не принималось решение о списании задолженности либо о переводе в период погашения после периода наблюдения, указанная норма абз.2 п. 13(1) Правил предоставления субсидий не применяется к правоотношениям сторон.
Как указывалось ранее, уточненные сведения о численности работников заемщика за отчетные месяцы Базового периода должны были быть размещены на Платформе ФНС не позднее 25.12.2020.
Так, в силу п.13 (1) Правил предоставления субсидий кредитный договор, переведенный получателем субсидии в соответствии с п.11 настоящих Правил на период погашения, может быть переведен получателем субсидии на период наблюдения на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 25.12.2020.
Таким образом, указанными нормативными положениями установлен конкретный юридический факт, с наступлением которого у получателя субсидии (кредитной организации) возникает право перевести Кредитный договор из периода погашения на период наблюдения.
Таким юридическим фактом является размещение на Платформе ФНС России уточненных сведений о численности работников заемщика в срок до 25.12.2020.
Следовательно, уточнение численности работников по итогам месяцев базового может служить основанием для перевода кредитного договора из периода погашения в период наблюдения только в случае, если такие сведения были размещены на Платформе ФНС до 25.12.2020, однако, на Платформе ФНС сведения об уточнениях численности в установленный срок размещены не были и объективно не могли быть размещены, т.к. поданы ответчиком в ПФР 18.01.2021.
Таким образом, предоставленная перечисленными пунктами возможность заемщикам, направлявшим в ПФР недостоверные сведения о численности своих работников по форме СЗВ-М по итогам месяцев базового периода, исправить подаваемые ранее сведения имеет значение для перевода договора на период наблюдения исключительно в случае их фактического размещения на Платформе ФНС до 25.12.2020.
Сведения о количестве работников заемщика по итогам месяцев базового периода на Платформе ФНС, на которые ссылается Банк, являются актуальными, иные сведения по состоянию на 25.12.2020 размещены не были.
В связи с изложенным правовые основания для перевода кредита с периода погашения на период наблюдения в соответствии с п. 13(1) Правил предоставления субсидий у Банка отсутствовали.
Довод ответчика, со ссылкой на сервисное уведомление Банка о списании задолженности по кредитному договору, что ответчиком были выполнены все обязательства по Кредитному договору в полном объёме надлежащим образом, рассмотрен судом.
В материалы дела представлена переписка с клиентом, свидетельствующая, что 26.04.2021 ответчик был уведомлен, что 29.03.2021 ему ошибочно пришло уведомление о списании задолженности по кредиту. При этом направление данного уведомления не опровергает правильность перевода кредитного договора на период погашения в соответствии с Правилами предоставления субсидий с 01.12.2020 и не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований Банка о списании задолженности.
К пояснениям Банка приложена таблица, представляющая собой выгрузку из автоматизированной системы Банка, содержащая сведения о направленных сервисных уведомлениях Банка в рамках кредитного договора, а также сведения о просмотре заемщиком данных уведомлений.
29.11.2020, 09.12.2020, 24.12.2020, 27.12.2020 заемщику было направлено уведомление о переводе Договора в период погашения.
Текст сообщений представлен истцом в материалы дела в скриншотах из программы Сбербанк Бизнес Онлайн.
Согласно Уведомлению от 29.11.2020 Банка заемщику « … кредитный договор с 01.12.2020 переводится на период погашения ставкой 15% годовых. По данным из сервиса Федеральной налоговой службы, ваша организация не выполнила условия по сохранению штатной численности в одном из месяцев базового периода по договору, которое было необходимо для перевода кредита на период наблюдения. Поэтому ваш кредитный договор переходит на период погашения. Вам необходимо оплатить задолженность тремя долями по следующему графику: 28.12.2020, 28.01.2021, 01.03.2021 на этот период устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15% …».
Согласно уведомлению от 09.12.2020 Банка заемщику « … кредитный договор с 01.12.2020 переведен на период погашения ставкой 15% годовых. По данным из сервиса Федеральной налоговой службы, ваша организация не выполнила условия по сохранению штатной численности в одном из месяцев базового периода по договору, которое было необходимо для перевода кредита на период наблюдения. Поэтому ваш кредитный договор переходит на период погашения с 01.12.2020. Вам необходимо оплатить задолженность тремя долями по следующему графику: 28.12.2020, 28.01.2021, 01.03.2021 на этот период устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15%. …».
12.01.2021 пользователь (заемщик) открывал данные уведомления, следовательно, не мог не знать о переводе кредитного договора в период погашения после Базового периода.
29.03.2021 по технической ошибке заемщику было направлено уведомление о списании задолженности.
26.04.2021 заемщику было направлено уведомление об ошибочном уведомлении от 29.03.2020 о списании задолженности.
Уведомлений о переводе кредитного договора в период наблюдения Заемщик не получал, поэтому не может обоснованно ссылаться на Правила предоставлений субсидий в части права уточнения численности по отчетным месяцам периода наблюдения.
Согласно п.11 Правил предоставления субсидии кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора.
В п. 7 Кредитного договора установлено, что по окончании Базового периода договора, договор переводится на период наблюдения по Договору при соблюдении следующих случаев: - численность работников заемщика в течение Базового периода договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80 % численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020; - в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик – индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
При невыполнении любого из вышеуказанных условий договор переходит на Период погашения договора.
Кредитор направляет заемщику в срок до 30.11.2020 уведомление о наступлении Периода погашения договора с даты, следующей за датой окончания Базового периода договора.
Следовательно, Кредитный договор при несоблюдении численности работников в базовом периоде переводится с 01.12.2020 на период погашения.
Согласно под. «б» п. 12. Правил предоставления субсидии субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии при соблюдении численности работников заемщика, за исключением заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020, в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец каждого отчетного месяца по состоянию на 25.03.2021 составила не менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
Таким образом, списание задолженности по кредитному договору допустимо для заемщиков, кредитный договор которых был переведен на период наблюдения.
Как следует из материалов дела, кредитный договор, заключённый с ответчиком, не переводился на период наблюдения, а с 01.12.2020 кредитный договор был переведен на период погашения, о чем ответчику было известно.
Согласно п. 7 Кредитного договора в случае наступления периода погашения по договору с даты, следующей за датой окончания Базового периода договора, при не переходе договора в соответствии с условиями договора на период наблюдения по договору, погашение кредита производится в валюте кредита по графику погашения кредита.
Также согласно подп. «е» п. 9 Правил предоставления субсидии, оплата заемщиком основного долга, включая перенесенные платежи процентов по кредитному договору (соглашению), осуществляется ежемесячно равными долями в течение периода погашения по кредитному договору (соглашению): 28.12.2020, 28.01.2021, 01.03.2021 в случае, если по кредитному договору (соглашению) не был осуществлен переход на период наблюдения по кредитному договору (соглашению).
Однако условия по погашению задолженности по кредитному договору, установленные Правилами предоставления субсидии и условиями кредитного договора, ответчиком не исполнялось.
Исходя из расчета задолженности по кредитному договору по состоянию на 05.08.2021, видно, что только 28.12.2020 была проведена операция по погашению задолженности в размере 623,72 руб.
Однако сумма задолженности по кредитному договору должна была быть полностью погашена ответчиком 01.03.2021 в соответствии с п. 7 кредитного договора и подп. «е» п. 9 Правил предоставления субсидии, что ответчиком не выполнено надлежащим образом.
Также в материалы дела представлены доказательства нарушения ответчиком требований о сохранении численности работников и ошибочности направления Банком уведомления о списании задолженности от 29.03.2021, о чем сообщено ответчику 26.04.2021. При этом направление такого уведомления не может служить основанием для списания задолженности и отказа в удовлетворении требований Банка.
Ответчик неверно толкует положения п.11 и п.24 Правил предоставления субсидий в редакции Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 №1976, указывая, что численность работников всегда должна определяться на основании поданных сведений о застрахованных лицах по итогам мая 2020 года, т.к. данное положение применяется исключительно в случаях снижения численности работников по итогам мая 2020 года менее 80% от численности, использованной при расчете максимальной суммы кредитования, при этом у истца такого снижения не произошло.
Численность работников ответчика по состоянию на 01.06.2020 правомерно определена в количестве 19 человек на основании имеющихся на Платформе ФНС на дату подачи заявки в соответствии с п.п.11, 24 Правил предоставления субсидий.
Абзацем 3 п.11 Правил предоставления субсидий предусмотрено две ситуации, при которых при расчете численности работников заемщика могут учитываться как сведения о количестве сотрудников, определенной в соответствии с п.24 Правил предоставления субсидий, так и сведения о численности работников заемщика по итогам мая 2020 года.
В соответствии с обозначенным пунктом сведения о численности работников заемщика, поданные в ПФР по итогам мая 2020 года, учитываются исключительно в случае, когда численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с п.24 Правил предоставления субсидий.
При этом если численность работников заемщика составила 80 или более процентов численности, определенной в соответствии с п.24 Правил предоставления субсидий, то за основу проверки соблюдения требований о численности принимается численность, определенная на основании п.24 Правил предоставления субсидий (размещенные на Платформе ФНС сведения о численности работников по состоянию на 01.06.2020).
Исходя из фактических обстоятельств дела, в соответствии с п.24 Правил предоставления субсидий, численность работников заемщика определена по состоянию на 01.06.2020 в количестве 19 человек, при этом по итогам мая 2020 года численность работников истца составила 18 человек (т.е. 94,7% от численности, определенной по состоянию на 01.06.2020 в соответствии с п.24 Правил предоставления субсидий). Следовательно, снижение численности по итогам мая 2020 года по сравнению с численностью, зафиксированной Платформой ФНС по состоянию на 01.06.2020, менее 80% не произошло.
Таким образом, в силу изложенных положений п. 11 Правил предоставления субсидий для проверки соответствия численности работников истца требованиям перевода договора на период наблюдения, определение изначальной численности должно производиться в соответствии с п.24 Правил предоставления субсидий, т.е. на основании зафиксированных на Платформе ФНС сведений о численности работников по состоянию на 01.06.2020, использованной для расчета максимальной суммы льготного кредитования. Данная численность для истца составляет 19 человек, что подтверждается представленными в материалы дела сведениями Платформы ФНС.
Суд обращает внимание на аналогичные пояснения по данному вопросу от привлеченного третьим лицом Минэкономразвития РФ. Так, Минэкономразвития РФ указало, что для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020, для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения) допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 года. В случае, если у таких заемщиков по итогам мая произошло снижение численности работников по сравнению с апрелем более, чем на 20%, то мониторинг численности работников в течение базового периода и периода наблюдения для них будет осуществляться по отношению к численности работников в мае 2020 года. Списание кредита в такой ситуации будет осуществляться в пределах суммы кредитного договора, определенной исходя из численности работников за май.
Таким образом, ответчиком сделан неверный вывод из положений п. 11 и п. 24 Правила предоставления субсидий – если по итогам мая 2020 не произошло снижение численности работников заемщика более чем на 20% по сравнению с апрелем 2020 года, то численность по состоянию на 01.06.2020 определяется исходя из сведений СЗВ-М за апрель 2020 года в императивном порядке. Иное не предусмотрено Правилами предоставления субсидий.
Суд обращает внимание на то, что Банк обязан руководствоваться данными Платформы ФНС при принятии решения о переводе Кредитного договора в период погашения; Банк не принимает участия в формировании сведений Платформы ФНС о численности.
Максимальный размер льготного кредитования рассчитан на Платформе ФНС исходя из численности работников ответчика 19 человек.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий одобренная заемщику сумма кредита определяется исходя из численности его работников по состоянию на 01.06.2020, в связи с чем довод истца о том, что предоставленная сумма соответствует численности 18 человек, является необоснованным.
В соответствии с положениями Правил предоставления субсидий (п.п. 11, 12, 24) установленный порядок определения численности работников заемщика используется как для мониторинга соблюдения заемщиком численности в базовом периоде/периоде наблюдения, так и для определения максимальной суммы кредитного договора.
В соответствии с абз.1 п.24 Правил предоставления субсидий максимальная сумма кредитного договора определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и количества полных месяцев, считая с 1-го числа месяца, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился до 15-го числа включительно, и считая с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился после 15-го числа.
Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30 процентов.
Численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 01.06.2020, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
В соответствии с условиями кредитного договора (п.1) лимит кредитной линии для заемщика составил 2 157 199, 20 руб. исходя из заявки истца. При этом, исходя из данных ФНС максимальный кредитный лимит для Заемщика составил 2 247 082,50 руб., рассчитываемый по формуле: 12 130 х 1,3 х 1,25 х (19) х (6), где "12 130" – расчетный размер оплаты труда, "1,3" – коэффициент страховых выплат, "1,25" – региональный коэффициент, "(19)" – численность работников Истца по данным ФНС по состоянию на 01.06.2020, "(6)" – количество месяцев базового периода договора (июнь – ноябрь 2020).
Довод истца о том, что кредит был предоставлен на 18 человек, рассмотрен судом.
Если бы численность работников, взятая за основу расчета максимальной суммы кредита на Платформе ФНС, составила 18 человек, то сумма максимального кредитного лимита составила бы сумму, меньшую, чем получил ответчик: 12 130 х 1,3 х 1,25 х (18) х (6) = 2 128 815 руб.
Таким образом, заемщику на момент получения кредита было известно о том, что численность его сотрудников при предоставлении кредита в соответствии с п.24 Правил предоставления субсидий составляет более 18 человек.
Новая редакция Правил предоставления субсидий по существу не изменяет порядок определения численности работников Заемщика для проверки соблюдения требований о сохранении численности, в связи с чем доводы ответчика о неприменении новой редакции являются необоснованными.
Довод ответчика о неправомерности ссылки истца на нормы права, которые на момент заключения Договора и перевода договора на период погашения не вступили в законную силу, рассмотрен судом.
Правила предоставления субсидий в редакции Постановления Правительства Российской Федерации №1976 от 30.11.2020 не ухудшают правовое положение ответчика, т.к. редакция Правил предоставления субсидий, действовавшая на момент заключения Договора, предусматривала аналогичный порядок определения численности работников заемщика.
Так, в силу п.11 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей на дату заключения кредитного договора с заемщиком) кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в любом из следующих случаев: ? численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020.; - в отношении заемщика по состоянию на 25.112020 введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик – индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Банком во исполнение Правил предоставления субсидий включены идентичные условия в кредитный договор (п.7).
Согласно абз.7 п.24 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей на дату заключения кредитного договора с заемщиком) численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.06.2020.
Согласно п.3.9 Общих условия кредитования при кредитовании Заемщика в рамках программ заемщик обязуется самостоятельно ознакомиться с условиями и требованиями программ и выполнять все требования и условия программ в полном объеме. При этом условия программ имеют приоритетное значение над условиями заключенного Договора/Условиями кредитования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 №1976 в Правила предоставления субсидий внесены уточнения, разъясняющие порядок определения численности работников заемщика для целей мониторинга соблюдения условий для перевода заемщика на период наблюдения.
Так, в п.11 действующих Правил предоставления субсидий установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в любом из следующих случаев: ? численность работников заемщика, за исключением заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020, в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с п. 24 настоящих Правил; - численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25.06.2020, в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с п.24 настоящих Правил, либо исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с п.24 настоящих Правил, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года. составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с п.24 настоящих Правил.
Согласно п.24 действующей редакции Правил предоставления субсидий численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 01.06.2020, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
Согласно п.3.8 Общих условий кредитования при кредитовании Заемщика в рамках государственных программ, утвержденных постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, условия кредитования/договора могут быть изменены/дополнены Банком в одностороннем порядке, с целью их соответствия программам, а также в случае внесения изменений в течение срока кредитования в соответствующие постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты исполнительной власти субъектов Российской Федерации или получения официальных разъяснений от соответствующих министерств и ведомств. Уведомление заемщика об указанных изменениях договора производится в порядке, предусмотренном п.9.1 Условий кредитования.
В соответствии с положениями п.9.1 Общих условий кредитования стороны договора соглашаются и подтверждают, что электронное уведомление считается направленным надлежащим образом, если оно доставлено стороне договора посредством системы дистанционного Банковского обслуживания "Сбербанк Бизнес Онлайн" (АС СББОЛ), с использованием сервиса "Электронный документооборот с Банком и (или) программного обеспечения компании ООО "КОРУС Консалтинг СНГ" – программного модуля "СФЕРА-Курьер" системы "СФЕРА" и подписано уполномоченными на подписание лицами в соответствии с требованиями к указанным документам, условиями договора и требованиями указанных системы, с использованием простой (для АС СББОЛ) или квалифицированной (для АС "СФЕРА-Курьер") электронной подписи.
После вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 №1976, которым изменены Правила предоставления субсидий, соответствующие изменения внесены в положения кредитного договора, о чем Заемщик был уведомлен.
С учетом разъяснений, содержащихся в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №49, при толковании условий договора должно учитываться в том числе существо законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Таким образом, при толковании п.7 кредитного договора должны приниматься во внимание положения Правил предоставления субсидий с учетом вносимых в них Правительством Российской Федерации изменений.
Новая редакция Правил предоставления субсидий по существу не изменяет порядок определения численности работников заемщика для проверки соблюдения требований о сохранении численности, в связи с чем доводы ответчика о неприменении новой редакции являются необоснованными.
Пунктом 11 Правил предоставления субсидии (редакция, действовавшая на момент заключения Кредитного договора) установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020.
При этом в силу п.24 Правил предоставления субсидий (редакция, действовавшая на момент заключения Кредитного договора) численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.06.2020. В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил.
Таким образом, действовавшая на момент заключения кредитного договора редакция Правил предоставления субсидий предусматривала идентичный порядок определения Банком численности работников Заемщика на основании сведений Платформы ФНС, данный порядок был лишь уточнен в новой редакции Правил предоставления субсидий и такое изменение не ухудшает правовое положение ответчика.
Суд обращает внимание на равное положение Банка и Заемщика в вопросе соблюдения Правил предоставления субсидии в редакции постановления Правительства РФ от 30.11.2020.
Внесенные изменения обязательны для всех участников правоотношений (в т. ч. Минэкономразвития РФ и получателей субсидий), а не только для заемщика.
Отступление Банка от Правил предоставления субсидий в действующей редакции повлечет отказ в предоставлении субсидий со стороны Минэкономразвития Российской Федерации.
Довод ответчика по существу сводится к несогласию с нормативным регулированием вопроса определения численности работников заемщиков в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 КАС РФ, главой 23 АПК РФ (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50).
Подписывая договор, заемщик выразил согласие на применение к правоотношениям между заемщиком и кредитором Правил предоставления субсидий, в т.ч. в случае их изменения.
Преамбулой Кредитного договора установлено, что кредитование Заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 1.2 кредитного договора (в редакции дополнительного соглашения) в рамках исполнения обязательств по договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службы непосредственно кредитору, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил.
Таким образом, заемщик был уведомлен об использовании информационного сервиса ФНС для проверки численности, а также согласился с применением к кредитному договору положений Правил предоставления субсидий, в т.ч. в случае их изменения.
Суд обращает внимание на позицию Верховного Суда Российской Федерации в решениях от 01.09.2021 по делу №АКПИ21-474, от 06.10.2021 по делу №АКПИ21-580 по заявлению о признании частично недействующими изменений в Правила предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1976. Заявители в данных делах ссылались на то, что оспариваемые положения постановления Правительства РФ № 1976 не соответствуют пункту 2 статьи 422 ГК РФ, поскольку меняют условия кредитного договора и нарушают права административного истца на государственную поддержку.
Верховный Суд Российской Федерации в данных делах установил, что внесенные в Правила изменения не изменили условия расчета максимальной суммы кредитного договора и мониторинга сохранения занятости работников, поскольку в отношении заемщиков, обратившихся в кредитную организацию до 25.06.2020, в информационном сервисе ФНС изначально была доступна информация о численности работников только по итогам апреля.
Верховный суд Российской Федерации указал: « … С учетом сроков подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ежемесячной отчетности о численности работников по форме СЗВ-М в Пенсионный фонд Российской Федерации для заемщиков, обратившихся в кредитную организацию до 25.06.2020, максимальная сумма кредитного договора рассчитывалась в соответствии с пунктом 24 Правил исходя из численности работников по итогам апреля 2020 года. Указанная информация фиксировалась в информационном сервисе Федеральной налоговой службы и не изменялась. …».
Таким образом, довод ответчика о том, что действия Банка в соответствии с Правилами предоставления субсидий не соответствуют закону, опровергается также указанной позицией Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, ответчик в обоснование своей позиции ссылается на пункт 13(1) Правил предоставления субсидий, который был введен новой редакцией Правил предоставления субсидий. Данная норма позволила Заемщикам представить уточненные сведения СЗВ-М после окончания базового периода и периода наблюдения для выполнения условий кредитования.
В соответствии с положениями ст.68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону, должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В положениях п.п.11, 24 Правил предоставления субсидий, которые подлежат применению при рассмотрении настоящего дела, прямо указывается, что правовое значение в рамках льготного кредитования имеют сведения, размещенные на Платформе ФНС. Следовательно, суду необходимо установить существенные для дела обстоятельства на основании документов, подтверждающих размещение сведений о численности работников на Платформе ФНС.
Оценивая законность действий Банка, необходимо учитывать особенности кредитования заемщика в рамках государственной программы, не допускающей отклонения от установленных Правил предоставления субсидий и не предоставляющей полномочий кредитной организации самостоятельно анализировать подаваемые заемщиками отчеты о численности работников и принимать решения по кредитному договору вопреки сведениям информационного сервиса ФНС.
Банк не вправе принимать решения о распоряжении средствами государственной субсидии и оценивать корректность и сроки предоставления подаваемойз отчетности в государственные органы.
Обстоятельствами дела подтверждается правомерность действий Банка по переводу договора на период погашения.
Доводы Банка подтверждаются позицией Верховного Суда Российской Федерации по делу, в рамках которого заемщики оспаривали законность определения в рамках Правил предоставления субсидий численности работников заемщика на основании сведений информационного сервиса ФНС, источником для которого являются поданные отчеты по форме СЗВ-М (решение Верховного Суда РФ от 06.10.2021 по делу №АКПИ21-580), которым отказано в удовлетворении требований заемщиков, и дополнительно указано, что « … соблюдение российскими кредитными организациями установленных условий и порядка предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных ими доходов по выданным кредитам не может рассматриваться как нарушение принципа обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению мер государственной поддержки … ».
Ответчиком не заявлено доводов, свидетельствующих о неправомерности действий Банка и которые бы могли служить основанием для удовлетворения требований истца о переводе договора на период наблюдения и списания суммы задолженности, т.к. на Банк не может быть возложена ответственность (в виде предоставления безвозвратного кредита в отсутствие субсидирования) за неправомерные действия ответчика по сдаче отчетности или за порядок работы уполномоченных органов по сбору и анализу сведений о численности работников (ПФР и ФНС).
На основании изложенного, Банк, осуществив перевод кредитного договора на период погашения, действовал в полном соответствии с положениями законодательства, Правил предоставления субсидий и условиями кредитного договора.
Банк не допускал нарушений каких-либо положений Правил предоставления субсидий либо условий кредитного договора, а также не допускал противоправных действий в отношении ответчика.
Банк в рамках определения возможности перевода договора на период погашения обязан руководствоваться данными информационного сервиса ФНС.
Согласно п. 9 договора в качестве обеспечения своевременного и полного возврата основного долга по кредиту, предоставляется поручительство Государственной Корпорации развития «ВЭБ.РФ» в соответствии с договором поручительства №07/1357 от 01.06.2020, которым обеспечивается возврат до 85 % (процентов) от суммы основного долга по кредиту.
26.05.2021 поручителем Государственной Корпорации развития «ВЭБ.РФ» погашена задолженность по договору в сумме 1 847 947,57 руб.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 65, ч. 1 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.
Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
При этом одной из основных задач арбитражного судопроизводства (ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность.
В силу статьи 2, части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, создает условия для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела, что необходимо для достижения такой задачи судопроизводства в арбитражных судах, как защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов других участников гражданских и иных правоотношений.
При рассмотрении настоящего дела судом в порядке части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств, ответчик извещен надлежащим образом о рассмотрении дела, что позволяло ответчику совершить процессуальные действия (в том числе ознакомиться с материалами дела; ходатайствовать о фальсификации доказательств либо подать иные процессуальные заявления; предоставить дополнительные доказательства, опровергающие доводы истца).
Исходя из принципа состязательности судопроизводства риск наступления последствий несовершения ответчиком процессуальных обязанностей по доказыванию своих доводов лежит на нем (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив все имеющиеся в материалы дела доказательства и пояснения лиц, участвующих в деле, в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая положения статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Распределение судебных расходов производится по правилам статей 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-171, 176, 110, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Энергострой» (ОГРН <***>) в пользу публичного акционерного общества «Сбербанк России» (ОГРН <***>) 33 854, 57 руб. просроченной задолженности по процентам, 326 108, 39 руб. просроченной ссудной задолженности, 2 031, 07 руб. неустойки за несвоевременную уплату процентов, 107 978, 11 руб. неустойки за несвоевременное погашение кредита по кредитному договору № 8047ВW5GG02RGQ0AQ0QZ3F от 19.06.2020 по состоянию на 28.09.2021, 12 399 руб. государственной пошлины.
Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.А.Рыбина