НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новгородской области от 28.01.2011 № А44-5608/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-5608/2010

02 февраля 2011 года

  Резолютивная часть объявлена 28 января 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 февраля 2011 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи Киселевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Управления государственного автодорожного надзора по Новгородской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к обществу с ограниченной ответственностью "Автопрокат"

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии

от истца : Амбарцумяна Игоря Георгиевича, старшего государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора, доверенность пост. от 10.12.2010 № 1505, служебное удостоверение № 12059 от 18.06.2009;

от ответчика: Анисимова Олега Владимировича, директора, протокол № 31 общего собрания от 03.08.2009, паспорт 4902 № 435351 выдан УВД Великого Новгорода 05.03.2003;

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Новгородской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее- Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Автопрокат» (далее- Общества) к административной ответственности по части 3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).

Представитель Управления заявление о привлечении Общества к административной ответственности поддержал. Считал, что Обществом не в соответствии с приказом Минтранса РФ от 26.04.90 № 49 составлен акт служебного расследования; четыре сотрудника Общества, должности которых связаны с обеспечением безопасности дорожного движения, не прошли аттестацию и специальную подготовку; Обществом нарушается режим труда и отдыха водителей в части предоставления ежедневного (междусменного) отдыха и еженедельного непрерывного отдыха; работа трех водителей не нашла отражение в графике учета рабочего времени за ноябрь 2010 года; нарушен порядок проведения занятий и повышения профессионального мастерства водителей, выразившийся в присутствии на занятиях водителей, находящихся на больничном.

Представитель Общества требование о привлечении к административной ответственности признал частично. Полагал, что: акт служебного расследования по результатам аварии составлен в соответствии с приказом от 26.04.90 № 49, за исключением неотражения соблюдения режима труда и отдыха водителя в предшествующий происшествию период; аттестация Козырева А.В. и Оркина Р.В. будет проведена в январе 2011 года, Андреева Е.Н. в сентябре 2010 года прошла обучение по соответствующей программе. Представитель Общества согласился с наличием нарушения режима и отдыха водителей, связанного с продолжительностью ежедневного (междусменного) отдыха, за исключением нарушения еженедельного непрерывного отдыха, поскольку в соответствии с пунктом 27 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, при суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. С нарушением в виде отсутствия табеля учета рабочего времени водителей Васильева Н.Г., Потемина Ю.Л. и Сидорова В.А. не согласился, так как указанные лица были привлечена для работы в Обществе в ноябре 2010 года в соответствии с договором на оказание услуг по предоставлению работников, заключенному между Обществом и ООО Автотранспортное предприятие № 3». Считал, что Обществом не нарушен порядок проведения ежегодных занятий и повышения профессионального мастерства водителей, поскольку перечисленные в протоколе об административном правонарушении водители, посещали указанные занятия, находясь на выходных, в отпуске и даже на больничном, что свидетельствует о добросовестности работающих водителей.

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд установил следующее.

Приказом зам.начальника Управления, главного государственного инспектора госавтодорнадзора от 24.11.2010 № 495 поручено провести проверку в отношении ООО «Автопрокат» с целью государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, предотвращения возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан (л.д.11-12).

По результатам проведенной проверки составлен акт проверки № 495 от 14.12.2010, которым установлено, что:

на предприятии отсутствует планирование мероприятий на устранение причин и условий совершении ДТП, а именно при проведении служебного расследования по факту дорожно-транспортного происшествия, совершенного 20.11.2010 по вине водителя ООО «Автопрокат» Егорова В.Н., комиссей предприятия в актах не проведен анализ происшествия с выяснением обстоятельств, причинной связи возникновения происшествия и упущениями в работе по безопасности движения. В служебном расследовании не выявлены причины, способствующие совершению ДТП и не представлены мероприятия по устранению причин и условий совершения ДТП. В представленном акте служебного расследования по факту ДТП 20.11.2010 не отражено: в результате каких нарушений Правил дорожного движения, инструкций и приказов возникло ДТП и конкретные нарушения каждого из должностных лиц, не отражено соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествующий происшествию период. В акте не указано как ведется учет данных о квалификации водителя, сроках проведения медицинского переосвидетельствования, стажировке водителя, перерывах в водительской деятельности, работах по совместительству, а также не отражено, обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автобусов и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков, как организовано обучение водителей по повышению их профессионального мастерства. По фактам совершенных ДТП внеплановые инструктажи не проводились, не представлено информации о принятых мерах к водителям за нарушение ПДД, информации о принятых мерах по устранению двух водителей от работы в связи с остаточными явлениями не представлено, что является нарушением п.2.2.,3.1.2.,3.4.3. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организацией, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.95 № 27, пунктов 3 и 4 Положения о порядке проведения служебного расследования ДТП, утвержденного приказом Минтранса РФ от 26.04.90 № 49, пунктов 2.2. и 2.3.5. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97 № 2, пунктов 2.3.6., 2.6.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движении, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автотранспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.94 № 15;

на должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, назначены лица, не прошедшие в установленном порядке специальную подготовку (повышение квалификации) и аттестацию на право занятия должностей, а именно Козырев А.В.- зам.директора по производству, Законнова Ж.А. – помощник директора, Оркин Р.В.- механик, Андреева Е.Н. – диспетчер, чем нарушены пункт 9 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 30.08.93 № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта», приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.94 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов транспорта», пункт 2.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организацией, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.95 № 27;.

на предприятии нарушается режим труда и отдыха водителей, а именно водители: Попов С.Н. с 03 на 04 ноября 2010 года и с 14 на 15 ноября 2010 года; Зяблицев Е.П. с 12 на 13 ноября; Демидов М.С. с 04 на 05 ноября 2010 года; Васильев С.А. с 07 на 08 ноября 2010, Андреев В.В. с 04 на 05 ноября, Сидоров В.А. с 13 на 14 ноября 2010 года имели продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) или менее 12 часов при суммированном учете рабочего времени, введенном на предприятии. Водителям Попову С.Н., Иванову Ю.И., Корневу П.Г., Смирнову А.В., Порфиридову Д.Ю., Теленину В.В. еженедельный непрерывный отдых не предоставлялся, чем не выполнены пункты 6,7,25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15;

на предприятии нарушается планирование работы (сменности) водителей на линии и ведении документации по учету рабочего времени, выразившееся в неустановлении в графике работы (сменности) водителей на ноябрь 2010 года времени начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) отдыха. В графике работы, табели учета рабочего времени на ноябрь нет водителей Васильева Н.Г., Потемина Ю.Л. и Сидорова В.А., которым выдавались путевые листы предприятия, чем нарушены пункты 1-4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, пункты 3.1.2. и 3.3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организацией, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.95 № 27, пунктов 2.3.6. и 2.6.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движении, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автотранспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.94 № 15;

на предприятии нарушается порядок проведения ежегодных занятий и повышения профессионального мастерства водителей, а именно водители Александров А.И., Красильников С.Б., Смирнов А.В., Петров В.Н. посещали занятия в марте 2010 года в дни, когда они были больны, водители Ждановиченко М.Б., Шведов А.П., Павлов В.Н. в дни, когда они были в отпуске или в выходной день в нарушение пункта 3.4.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организацией, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.95 № 27, пунктов 2.2. и 2.3.5. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97 № 2.

На основании проведенной проверки и её результатов 14 декабря 2010 года начальником отдела – государственным транспортным инспектором составлен протокол об административном правонарушении серии НО № 000139 о нарушении ООО «Автопрокат» обязательных требований, лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров.

Управление обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет для юридических лиц административное наказание в виде штрафа в размере от 30000 до 40000 рублей.

Субъектом правонарушения является лицо, имеющее лицензию.

Как следует из материалов дела, ООО «Автопрокат» имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на территории РФ (л.д.103).

Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено, что перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.

Обязанность соблюдать условия лицензирования закреплена в статье 2 Закона о лицензировании, где понятие "лицензионные требования и условия" определено как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования указанной деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления такой деятельности определены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров.

В соответствии с подпунктами "б", "в" и "г" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Закона № 196-ФЗ основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В соответствии с пунктами 2.2., 3.1.2 и 3.4.3. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организацией, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.95 № 27, основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются, в том числе:

проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению.

Организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно - транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству (п.3.1.2).

С целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация:

- организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации;

- оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации (3.4.3).

В соответствии с пунктом 5.2 Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного приказом Минтранса РСФСР от 26.04.90 № 49, акт служебного расследования должен состоять их семи разделов, которые должны содержать сведения о: соблюдении режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествующий происшествию период, учете данных о квалификации водителя, сроках проведения медицинского переосвидетельствования, стажировке водителя, перерывах в водительской деятельности, работах по совместительству, а также обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автобусов и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков, как организовано обучение водителей по повышению их профессионального мастерства.

Материалами дела подтверждается, что по результатам совершенного 20.11.2010 ДТП, комиссией составлен акт служебного расследования (л.д.25-26), который не содержит всех вышеперечисленных сведений. В организации не проводятся внеплановые инструктажи водителей по фактам ДТП, отсутствует информация о принятых мерах к водителям за нарушение Правил дорожного движения.

В силу пункта 9 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 30.08.93 № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта» установлено, что на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.

Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

Согласно приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.94 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов транспорта» аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации, который включает в себя руководителей или заместителей руководителей, отвечающих за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности, начальников: отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта; колонн (маршрутов), отрядов; специалистов: диспетчеров, механиков ОТК, механиков (мастеров) колонн, отрядов.

Аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций независимо от форм собственности проводится в аттестационных комиссиях региональных (бассейновых, морских администрациях портов) или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия в органах, выдающих соответствующие лицензии организациям.

В соответствии с пунктом 2.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организацией, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.95 № 27, к основным требованиям по организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, относится и назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей.

Как следует из материалов дела, Козырев А.В., назначенный на должность заместителя директора по производству с 01.09.2009, должностные обязанности которого связаны с обеспечением безопасности, а именно повседневное руководство деятельностью цехов, отвечающих за ремонт и техническое обслуживание подвижного состава предприятия (л.д.48-50), специальную подготовку и аттестацию не прошел.

Законнова Ж.А., принятая на работу помощником директора с 01.12.2009, исполняет обязанности по ведению учета режима труда и отдыха водителей, осуществлению технической помощи заместителю директора по эксплуатации при организации сменного планирования перевозок (л.д.47-49) без специальной подготовки и прохождения аттестации.

Оркин Р.В., назначенный на должность механика с 01.10.2010, исполняет функции по организации и контролю работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и прицепных средств, по выпуску в рейс технически исправного автомобильного транспорта (л.д.42-46) в отсутствии документов, свидетельствующих о прохождении специальной подготовки и аттестации.

Андреева Е.Н., являясь диспетчером в соответствии с приказом от 08.01.2010 (л.д.41), прошла обучение по программе «квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ», что подтверждается удостоверением о профессиональной компетентности от 23.09.2010 (л.д.126), но не имеет аттестации.

Пунктом 2 приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.94 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов транспорта» установлено, что в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.

В соответствии с пунктами 6,7 и 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 (далее- Положение № 15), в течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Согласно выписки из протокола № 3 общего собрания коллектива водителей от 07.04.2009 в организации введен суммированный учет рабочего времени (л.д.134).

Как подтверждается материалами дела, а именно путевыми листами (л.д.54-68) и не отрицалось представителем Общества в судебном заседании, водители Попов С.Н.с 03 на 04 ноября 2010 года и с 14 на 15 ноября 2010 года; Зяблицев Е.П. с 12 на 13 ноября; Демидов М.С. с 04 на 05 ноября 2010 года; Васильев С.А. с 07 на 08 ноября 2010, Андреев В.В. с 04 на 05 ноября, Сидоров В.А. с 13 на 14 ноября 2010 года имели продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания менее 12 часов при суммированном учете рабочего времени, введенном на предприятии

Протоколом об административном правонарушении Обществу вменяется в нарушение непредоставление водителям еженедельного непрерывного отдыха, а именно Попову С.Н. в период с 08 по 19 ноября 2010 года (в течение 12 дней), Иванову Ю.И. с 17 по 26 ноября 2010 года, Корневу П.Г. с 06 по 14 ноября 2010 года, Смирнову А.В. с 09 по 17 и с 19 по 26 ноября 2010 года, Порфиридову Д.Ю. с 06 по 13 ноября 2010 года и Теленину В.В. с 06 по 13 ноября 2010 года, что подтверждается табелем учета рабочего времени за ноябрь 2010 года (л.д.69-73).

Согласно Положению № 15 нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц (пункт 8 Положения).

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

В соответствии с пунктом 9 Положения № 15 при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

Так, согласно пункту 11 Положения при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Пунктами 26 и 27 Положения № 15 установлено, что еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

Статьей 104 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что если по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

Таким образом, при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть меньше чем 42 часа.

Продолжительность рабочего времени за учетный период – ноябрь 2010 года у водителей Попова С.Н., Иванова Ю.И. составила 167 часов, Корнева П.Г. - 164 часа, Смирнова – 148 часов, Порфиридова Д.Ю. – 165 часов, Теленина – 166 часов, что не превышает нормальное число рабочих часов в ноябре 2010 года, равного 167.

На основании изложенного, выявленный факт не является нарушением.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 14.12.2010 Обществу вменяется не выполнение пунктов 1-4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, пунктов 3.1.2. и 3.3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организацией, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.95 № 27, пунктов 2.3.6. и 2.6.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движении, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автотранспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.94 № 15.

Нарушение, по мнению Управления, выражается в отсутствии в графике работы (сменности) водителей за ноябрь 2010 года водителей Васильева Н.Г., Потемина Ю.Л. и Сидорова В.А., а также несоответствия графика работы установленной форме.

Согласно пункту 4 Положения № 15 графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В силу пунктов 3.1.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организацией, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.95 № 27, организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно - транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.

Режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха (пнут 3.3.2).

Согласно пунктам 2.3.6. и 2.6.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движении, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автотранспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.94 № 15, владельцы лицензий обязаны соблюдать установленные режимы труда и отдыха водителей; вести учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.

График работы водителей ООО «Автопрокат» на ноябрь 2010 года (л.д.74-75) не содержит сведений о времени начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Как следует из материалов дела, Васильев Н.Г., Потемин Ю.Л. и Сидоров В.А. отработали на линии в период с 01 по 18 ноября 2010 года, о чем свидетельствуют выданные им путевые листы за указанный период и журнал выдачи путевых листов (л.д.76-93). В графике работы водителей на ноябрь 2010 года и в табели учета рабочего времени за ноябрь 2010 года данные водители отсутствуют.

В материалы дела представлен договор № 10/01 на оказание услуг по предоставлению работников от 01.01.2010 (л.д.111-116), в соответствии с условиями которого ООО «Автопрокат» (далее- Заказчик) поручает ООО «Автотранспортное предприятие № 3» (далее- Исполнитель) оказывать по заявке Заказчика услуги по предоставлению работников исполнителя для участия в производственном процессе либо для выполнения иных функций, связанных с производством на условиях, определенных договором.

Согласно пунктам 3.1.,3.1.1.,3.1.2. указанного договора Исполнитель осуществляет подбор и направление в распоряжение Заказчика квалифицированных работников с представлением документов, подтверждающих такую квалификацию. Исполнитель несет ответственность за выплату предоставленным работникам заработной платы и иных вознаграждений.

Пунктом 4.1. договора предусмотрено, что ни один из работников предоставленных исполнителем не является работников Заказчика и не состоит с последним в гражданско-правовых или трудовых отношениях в связи с заключением данного договора.

Поскольку в силу статьи 11 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, то в табель рабочего времени и график сменности не включаются лица, работающие на основании гражданско-правовых договоров.

Проверяющим органом при проверке установлено формальное прохождение водителями обучения по 20-ти часовой программе, что выражается в посещении занятий водителями, находящимися на больничном, в отпуске или выходном дне.

В соответствии с пунктом 3.4.2. 3.4.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организацией, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.95 № 27, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя

В соответствии со статьями 106, 107, 111 Трудового кодекса РФ время отдыха, в том числе отпуска и выходные, это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Посещение занятий не относится к исполнению трудовой обязанности, поэтому присутствие на занятиях в дни отпуска и выходные дни нарушением не является и не доказывает факт формального отношения к обучению.

Прохождение водителями обучения во время нахождения на больничном не может служить доказательством отрицания факта посещения занятий.

Кроме того, установления нарушения в виде формального проведения обучения является субъективным мнением должностного лица, и не является нарушением требования, установленного нормой права.

В силу статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд полагает, что Общество имело возможность по соблюдению правил и норм, но не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.

На основании вышеизложенного, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившийся в осуществление Обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а именно п.2.2.,3.1.2.,3.4.3. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организацией, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.95 № 27, пунктов 3 и 4 Положения о порядке проведения служебного расследования ДТП, утвержденного приказом Минтранса РФ от 26.04.90 № 49, пунктов 2.2. и 2.3.5. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97 № 2; пунктов 2.3.6, 2.6.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движении, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автотранспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.94 № 15; пункта 9 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 30.08.93 № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта», приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.94 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов транспорта», пунктов 6,7,25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15.

Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ и Положения об управлении государственного автодорожного надзора по Новгородской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 № ВП-881фс (л.д.106-109), должностные лица Управления государственного автодорожного надзора по Новгородской области имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нарушений Управлением процедуры составления протокола об административном правонарушении судом не установлено.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность суд признает совершение Обществом административного правонарушения впервые и частичное признание вины.

На основании изложенного, суд признает ООО «Автопрокат» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначает административное наказание в виде штрафа в минимальном размере равном 30000 рублей.

В силу части 4.2. статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Привлечь ООО «Автопрокат», местонахождение: 173015, Новгородская область, Великий Новгород, ул.Октябрьская,д.1, ОГРН 1035300277000, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

2. Предложить ООО «Автопрокат» добровольно уплатить административный штраф в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Новгородской области (УГАДН по новгородской области), ИНН 5321101095, КПП 532101001, БИК 044959001, ОКАТО 49401000000, р/ счет 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области г.Великий Новгород, КБК 10611690020020000140.

3. Настоящее решение является основанием для принудительного исполнения.

4. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

М.С. Киселева