22/2023-59674(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
http://novgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Великий Новгород Дело № А44-4211/2023 Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 октября 2023 года
Арбитражный суд Новгородской области в составе
судьи Н.В. Богаевой
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Т.А. Кротовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Центрального Банка Российской Федерации в лице Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020, адрес: 191038, Санкт – Петербург, наб. р. Фонтанки, д.68)
к публичному акционерному обществу "Контур" (ИНН 5321034434, ОГРН 1025300780295, адрес: 173021, Великий Новгород, ул. Нехинская, д.61, каб. 3211)
об исполнении предписания
при участии:
от истца: Полевщикова Инна Геннадьевна, доверенность от 10.03.2021 № 53АА 0764777, ДВР 21-Т2/98, диплом;
от ответчика: Ренкас Алексей Николаевич, доверенность от 10.01.2023 № 21-07/408, диплом
у с т а н о в и л:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации ( далее – Центральный Банк) обратился в арбитражный суд с заявлением к публичному акционерному обществу "Контур" ( далее – Общество) об обязании исполнить предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 17.10.2022 № Т2-50-3-12/30318 с установлением срока для совершения предписанных действий – 30 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца в судебном заседании требование поддержал.
Представитель ответчика заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39- ФЗ «О рынке ценных бумаг» эмитент обязан раскрыть информацию в форме консолидированной финансовой отчётности в случае, если эмитент вместе с другими организациями в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности не создает группу. В данном случае Общество совместно с учредителем АО «Корпорация «Сплав» образует группу компаний, в связи с чем консолидированную отчётность обязана
раскрыть материнская компания. Кроме того, поскольку акции ответчика не допущены к организованным торгам, Общество относится к эмитентам, которые освобождаются от предоставления консолидированной отчетности. Ответчик просил учесть, что в течение 30 дней невозможно подготовить консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами. Подготовка такой отчетности займет от 6 до 8 месяцев. Аудиторское заключение на финансовую отчетность может быть подготовлено в течение 6 месяцев после подготовки финансовой отчетности. Предписание банка не может быть выполнено ранее чем, через полтора года.
Представитель ответчика заявил ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участника Общества АО « Корпорация Сплав».
Истец против удовлетворения ходатайства возражал.
Рассмотрев ходатайство ответчика, суд не нашел оснований для его удовлетворения.
Частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее – АПК РФ) установлено, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Таким образом, привлечение к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, не является безусловной обязанностью арбитражного суда.
Из анализа указанных норм права следует, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекаются арбитражным судом к участию в деле, если судебным актом, которым закончится рассмотрение дела в суде первой инстанции, непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора. Суд должен установить характер правоотношений между лицами, участвующими в деле, правовой интерес лица, а также может ли конечный судебный акт по делу повлиять на права или обязанности третьего лица по отношению к одной из сторон.
Существенным признаком третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, является их материально-правовая связь с истцом либо с ответчиком.
Таким образом, лицо, чтобы быть привлеченным в процесс, должно иметь ярко выраженный материальный интерес на будущее, то есть после разрешения дела судом у такого лица должны возникнуть, измениться или прекратиться материально-правовые отношения с одной из сторон.
Истцом заявлено требования о понуждении Общества исполнить публичную обязанность. Общество является независимым субъектом права, обладает самостоятельной правоспособностью и деликтоспособностью. Ответственность Общества перед государством или третьими лицами не зависит от волеизъявления участников данного лица. Судебный акт не повлияет на права и обязанности АО « Корпорация Сплав» по отношению ни к одной из сторон.
Ответчик также заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения по существу административного дела Куйбышевским районным судом города Санкт-Петербурга по жалобе Общества на постановление о привлечение к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания.
В удовлетворении ходатайства судом отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п.1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.
В результате проведенного Центральным Банком контроля на рынке ценных бумаг, было установлено, что Общество в нарушение требований подпункта 2 пункта 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» ( далее – Закон о рынке ценных бумаг) не опубликовало на странице в сети Интернет годовую консолидированную финансовую отчетность (финансовую отчетность) за 2021 год, а также промежуточную консолидированную финансовую отчётность за 6 месяцев 2022 вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составленным по результатам ее проверки в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.
По факту проверки Центральный Банк выдал Обществу Предписание от 17.10.2022 № Т2-50-3-12/30318 с требованием в течение 60 дней устранить выявленные нарушения и опубликовать на странице в сети Интернет годовую консолидированную финансовую отчетность (финансовую отчетность) за 2021 год, а также промежуточную финансовую отчётность за 6 месяцев 2022 вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составленным по результатам ее проверки в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности Общества нарушений законодательства Российской Федерации, подобных указанным, представить в Главное управление отчет об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение, указанных в предписании требований.
В связи с тем, что Общество в добровольном порядке не исполнило предписание, Центральный Банк обратился в арбитражный суд с заявлением о его принудительном исполнении.
Как следует из пунктов 1,2,4 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о принудительном исполнении предписания.
Согласно пункту 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Согласно статье 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусмотрено, что Банк России вправе направлять эмитентам и
профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.
В силу ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" ( далее – Закон № 208-ФЗ) надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением организаций, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Как следует из пункта 4 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг в случае регистрации проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг) эмитент обязан осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг в форме:
Положение настоящего подпункта, касающееся консолидированной финансовой отчетности и финансовой отчетности эмитента, не применяется:
к специализированным обществам и ипотечным агентам;
к субъектам малого или среднего предпринимательства при условии, что эмиссионные ценные бумаги субъектов малого или среднего предпринимательства не включены в котировальный список;
к эмитентам, в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций (план приватизации, зарегистрированный в качестве проспекта эмиссии акций), при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам.
В пункте 12 указанной статьи Закона о рынке ценных бумаг определено, что консолидированная финансовая отчетность или финансовая отчетность эмитента составляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Годовая консолидированная финансовая отчетность или годовая финансовая отчетность эмитента за последний завершенный отчетный год вместе с аудиторским заключением в отношении такой отчетности раскрывается в течение трех дней, следующих за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания указанного отчетного года. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность или промежуточная финансовая отчетность эмитента за шесть месяцев отчетного года вместе с аудиторским заключением или иным документом, составляемым по результатам проверки такой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, раскрывается в течение трех дней, следующих за датой составления указанных аудиторского заключения или иного документа, но не позднее 60 дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена такая отчетность.
Пунктом 52.5 Положения Банка России от 27.03.2020 N 714-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" также установлено, что эмитенты, обязанные раскрывать информацию в форме консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), должны раскрывать:
годовую консолидированную финансовую отчетность (финансовую отчетность) вместе с аудиторским заключением о ней;
промежуточную консолидированную финансовую отчетность (финансовую отчетность), составленную за отчетный период, состоящий из 6 месяцев отчетного года, вместе с аудиторским заключением о ней или иным документом, составляемым по результатам ее проверки в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.
Как определено в пункте 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" ( далее – Закон № 208-ФЗ) в случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО) определяется как группа. ( ст. 1 Закона № 208-ФЗ)
Указанный Федеральный закон применяется также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности организациями, которые не создают группу, указанную в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением банков с базовой лицензией). В наименовании такой финансовой отчетности слово "консолидированная" не используется.
Как определено в статье 5 Закона № 208-ФЗ годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.
Консолидированная финансовая отчетность за первое полугодие отчетного года, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, представляется и раскрывается вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Великого Новгорода 04.06.1993 года. Уставной капитал Общества разделен на акции. В 2013 году Общество увеличило уставной капитал путем размещения дополнительных акций. Увеличение уставного капитала сопровождалось регистрацией проспекта ценных бумаг. Таким образом, Общество дважды размещало акции (первично при акционировании Общества при приватизации, вторично-при увеличении уставного капитала).
Соответственно, в силу пункта 4 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг Общество относится к эмитентам, которые обязаны осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг в форме консолидированной финансовой отчетности.
В связи с выпуском дополнительных акций, который сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, Общество не относится к исключениям, в отношении которых положение указанного подпункта, касающееся раскрытия консолидированной финансовой отчетности и финансовой отчетности эмитента, не применяется, поскольку от исполнения данной обязанности освобождены эмитенты, зарегистрировавшие только проспект эмиссии акций (план приватизации, зарегистрированный в качестве проспекта эмиссии акций), при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам.
В Главу 5, а также ст. 19 Закона О рынке ценных бумаг, регулирующие процедуру эмиссии ценных бумаг, неоднократно вносились изменения. В частности, Федеральным законом от 28.12.2002 N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в указанный закон были внесены существенные изменения. Термин «проспект эмиссии ценных бумаг» был заменен на «проспект ценных бумаг» с изменением порядка проведения эмиссии, ее регистрации. С 2003 года при выпуске ценных бумаг в определенных случаях регистрируется проспект ценных бумаг, вместо проспекта эмиссии.
Пункт 4 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг, определяя группу освобождаемых от предоставления консолидированной финансовой отчетности, устанавливает условие регистрации только проспекта эмиссии ценных бумаг в совокупности с условием отсутствия допуска ценных бумаг к организованным торгам. Такое условие может соблюдаться только в отношении эмитентов, разместивших акции с регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг до 2003 года.
Ответчик, зарегистрировав в 2013 году проспект ценных бумаг при дополнительном выпуске акций, перестал относиться к исключениям, установленным пунктом 4 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг
Также Общество не относится к иным лицам, освобожденным от исполнения данной обязанности в соответствии со ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, и не подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 04.07.2023 N 1102 "Об особенностях раскрытия и (или) предоставления информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг", что подтвердил представитель ответчика в судебном заседании.
Суд не может согласиться с доводом представителя ответчика о том, что в силу пункта 4 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг консолидированную финансовую отчетность предоставляет только материнская компания.
Как следует из анализируемой судом нормы, эмитент раскрывает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность или, если эмитент вместе с другими организациями в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности не создает группу, финансовую отчетность, то есть эмитент, образующий вместе с иными лицами группу, обязан раскрыть консолидированную финансовую отчетность, при отсутствии такой группы — только финансовую.
Представитель ответчика пояснял в судебном заседании, что Общество совместно с ЗАО «Сплав» образует группу компаний, что, по мнению суда, обязывает Общество раскрыть консолидированную финансовую отчетность.
При таких обстоятельствах, суд считает правомерным требование Центрального Банка о понуждении Общества исполнить предписание в части опубликования на странице в сети Интернет годовой консолидированной финансовой отчетности за 2021 год, а также промежуточной консолидированной финансовой отчётности за 6 месяцев 2022 вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составленным по результатам ее проверки в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, а также представить в Главное управление отчет об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение, указанных в предписании требований.
Кроме того, предписание обществом не оспаривалось.
В силу п. 1 ст. 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
При изложении резолютивной части судебного акта судом должны быть перечислены действия, которые надлежит совершить ответчику, а также срок их исполнения.
Суд предлагал истцу уточнить требование, указать перечень возлагаемых на ответчика обязанностей. Между тем, представитель истца отказался от уточнения требований, оставив их в заявленном виде.
Определяя перечень возлагаемых на ответчика обязанностей, суд не может согласиться с пунктом 2 предписания в части принудительного возложения на ответчика обязанности принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства Российской Федерации, подобных указанным в предписании.
В силу пункта 4 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" Центральный Банк вправе обращаться в суд с требованием о принудительном исполнении предписания.
Предписание предполагает возложение на субъект юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Предписание не выносится в отношении возможные будущих нарушений требований законодательства.
В целях профилактики и недопущения противоправных действий в будущем, административный орган вправе заранее проинформировать о возможных нарушениях со стороны субъекта проверки, чтобы он мог предпринимать меры для недопущения нарушений законодательства. Такой метод административного регулирования осуществляется в форме предостережения. Таким образом, пункт 2 Предписания Банка является предостережением, а не предписанием, и не подлежит принудительному исполнению в качестве предписывающей обязанности.
При определении срока исполнения обязанностей по раскрытию обязательной информации суд исходит из следующего.
Ответчик в судебное заседание предоставил письма аудиторских фирм, в соответствии с которыми консолидированная финансовая отчетность Общества может быть подготовлена в течение 6-8 месяцев. Аудиторское заключение на консолидированную финансовую отчетность — в течение 6 месяцев со дня предоставления документов.
Суд полагает, что заявленный представителем Центрального Банка срок — 30 дней для подготовки отчетности и аудиторского заключения является заранее невыполнимым для Общества.
Общество никогда ранее не осуществляло подготовку финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами. Данная обязанность будет осуществляться Обществом впервые. Вместе с тем, независимо от возможностей аудиторских компаний, законодатель установил срок раскрытия годовой консолидированной отчетности- не позднее 120 дней ( 4 месяца) со дня окончания отчетного периода. Общество обязано было выполнить указанную обязанность более года назад.
Однако, учитывая, что такая отчетность будет готовиться Обществом впервые, консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", также необходимо время для подготовки аудиторского заключения, суд устанавливает срок выполнения судебного акта — 120 дней со дня вступления его в законную силу. При определении данного срока суд также учитывает, что для подготовки отчетности необходимо проверить большой массив бухгалтерских документов, поскольку Общество является крупным производственным предприятием Великого Новгорода.
Нарушений прав инвесторов суд не установил, поскольку мажоритарным акционером Общества с долей участия 99,9 % является АО «Корпорация Сплав».
Указанный срок соразмерен сроку, установленному законом.
Суд не может согласиться с предложением ответчика на предоставление полутора лет на исполнение судебного акта, поскольку оно не соответствует законодательному регулированию.
При таких обстоятельствах, суд считает требование Центрального Банка подлежащим частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьей 110, статьями 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требование Центрального Банка Российской Федерации в лице Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (ИНН 7702235133 удовлетворить частично.
Обязать публичное акционерное общество "Контур" (ИНН 5321034434) в течение 120 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требование предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 17.10.2022 № Т2-50-3-12/30318, а именно: опубликовать на странице в сети Интернет годовую консолидированную финансовую отчетность за 2021 год вместе с аудиторским заключением о ней, а также промежуточную консолидированную финансовую отчётность за 6 месяцев 2022 вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составленным по результатам ее проверки в соответствии со стандартами аудиторской деятельности и представить в Северо-Западное Главное управление Центрального Банка России отчет об исполнении пункта 1 предписания с приложением документов, подтверждающих его исполнение — в течение пяти календарных дней со дня исполнения.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества "Контур" (ИНН 5321034434) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 6 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Н.В. Богаева