АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Великий Новгород
Дело № А44-3907/2011
21 ноября 2011 года
14 ноября 2011 года – оглашена резолютивная часть решения
21 ноября 2011 года – решение изготовлено в полном объеме
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Лариной И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Ивановой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
к ГУ- Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
о признании незаконным решения от 05.05.2011 г. №59
при участии
от истца (заявителя): зам. начальника отдела Лапонина И.В., доверенность от 27.12.2010 года № 02-1/378, представитель Грыжебовская Т.В., доверенность от 05.10.2011 года №02-1/181, представитель Шелехова Т.А., доверенность от 24.12.2010 года №02-1/363
от ответчика: представитель Иванова Н.В., доверенность от 07.11.2011 года №41
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – фонд) от 05.05.2011 года № 59 в части непринятия к зачёту расходов в сумме 29583 руб. 17 коп.
В судебном заседании заявитель уточнил свои требования и просит признать указанное решение незаконным в части непринятия к зачёту расходов в сумме 29197 руб. 18 коп.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что при назначении и выплате пособий по уходу за ребенком обществом обоснованно включены в средний заработок застрахованных лиц премии, выплаченные в период нахождения этих лиц в очередном отпуске или в отпуске по беременности и родам.
При этом общество руководствовалось ст.14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ), ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), п.14 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. № 375 (далее – Положение № 375).
Кроме того, при проведении проверки фондом нарушены пункты 2, 3 и 12 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальные выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования РФ от 07.04.2008 г. № 81 (далее – Методические указания), так как по одной выездной проверке фонд принял три решения за одним номером, от одной даты и составил три акта.
Фонд заявленное требование не признал, мотивируя это тем, что при проверке расходов страхователя на цели обязательного страхования за 2008-2010 годы было составлено два акта от 08.04.2011 г. № 223 (за период 2008-2009 г. и за период 2010 г.). Это произошло в связи с изменением с 01.01.2010 года статуса страхователя, который перестал быть плательщиком единого социального налога. В связи с изменение законодательства изменились требования и утвержденные формы актов и решений фонда. В связи с этим фонд был вынужден составить два акта проверки и два решения по проверке расходов страхователя в соответствии с требованиями законодательства, действующего в указанные периоды.
Включение страхователем в средний заработок для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанных премий противоречит п.8 Положения № 375, так как в средний заработок включены суммы выплат, произведенных за пределами расчетного периода.
В связи с этим, оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает права заявителя.
Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со ст.163 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
При рассмотрении дела установлено, что на основании трёх решений от 21.03.2011 г. № 198 (л.д. 20-22) фондом проведена выездная проверка филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Валдайское линейное производственное управление магистральных газопроводов по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременной уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, расходов на цели обязательного страхования, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога в счет начисления единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд, а также расходов, произведенных страхователем – работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных отделением фонда.
Кроме того, проверена правильность расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Проверка проводилась за период 2008, 2009, 2010 годы.
В связи с тем, что проверка проводилась по разным вопросам, регулируемым различными нормами, а также, в связи с тем, что в проверяемый период (с 01.01.2010 г.) страхователь перестал быть плательщиком единого социального налога, фондом составлено три акта проверки (по расходам за 2008-2009 годы, по расходам за 2010 год, и по уплате страховых взносов за весь период).
Установив, что в 2008 и в 2009 годах страхователем – плательщиком единого социального налога часть расходов произведена с нарушением требований законодательства и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, фонд принял решение от 05.05.2011 г. № 59 (л.д. 5) о непринятии к зачету расходов в сумме 36690 руб. 12 коп.
Обществу предложено отразить указанную сумму в бухгалтерском учете и перечислить на лицевой счет МИ ФНС в УФК по Новгородской области.
Не согласившись с указанным решением в части непринятия к зачету расходов, произведенных в 2008-2009 годах в общей сумме 29197 руб. 18 коп., общество обжаловало его в суд в порядке ст. 198 АПК РФ.
Из акта от 08.04.2011 г. № 233 (л.д. 15-16) следует, что фондом не приняты к зачету суммы расходов на выплату пособий по уходу за ребенком, выплаченных работницам Долженковой Е.В., Ильясовой Л.С., Мартынюк О.В., Смуровой Н.В., Злочевской О.Г. на сумму 29197 руб. 18 коп., в связи с тем, что в расчет их среднего заработка за 12 месяцев, предшествовавших месяцу наступления нетрудоспособности, включены премии, начисленные в период нахождения этих работниц в очередном отпуске, отпуске по беременности и родам.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, в редакции, действовавшей в период начисления и выплаты пособий, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 7 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 в редакции, действовавшей до 01.01.2011 г., было установлено, что при определении среднего заработка исключаются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, периоды сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также начисленные за этот период суммы.
В связи с изложенным, суммы премий, выплаченные в период нахождения работниц в отпуске по беременности и родам и в ежегодном отпуске, неправомерно включены страхователем в расчет среднего заработка. Ссылка заявителя на ст. 129 ТК РФ и коллективный договор в подтверждение того, что выплаченные работницам премии входят в систему оплаты труда, следовательно, должны включаться в средний заработок (п. 14 Положения № 375) несостоятельна, поскольку эти премии исключены фондом из расчета среднего заработка по иным основаниям (выплачены в период, исключаемый из расчетного).
Акт выездной проверки от 08.04.2011 г. № 223 (л.д. 13-16), в котором отражены итоги проверки расходов на цели обязательного социального страхования, произведенные обществом в 2008-2009 годах, когда оно являлось плательщиком единого социального налога, а также решение от 05.05.2011 г. № 59 (л.д. 5) по форме и содержанию не противоречит требованиям к документам по результатам выездной проверки, изложенным в Методических указаниях.
То, что количество решений о проведении выездной проверки и актов по её результатам превышает допускаемое пунктами 2, 3, 12 Методических указаний, не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого решения, поскольку это вызвано изменением законодательства и тем, что в проверяемый период изменился статус страхователя ввиду отмены с 01.01.2010 года единого социального налога.
В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», а также с принятием приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 г. № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» изменились также требования к составлению актов и решений по выездной проверке.
Указанная ситуация не предусмотрена Методическими указаниями, утвержденными в апреле 2008 года.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, проверив обжалуемое решение на соответствие статье 14 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», пунктам 8 и 14 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 года №375, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт – Петербург» о признании незаконным решения Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 05.05.2011 года № 59 в части непринятия к зачету расходов в сумме 29197 руб. 18 коп., произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного страхования, отказать.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья И.Г. Ларина