НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новгородской области от 21.03.2011 № А44-5512/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-5512/2010

25 марта 2011 года

  Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2011 года. Полный текст решения изготовлен 25 марта 2011 года.

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи Нестеровой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сушко С.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению:

Новгородского областного фонда обязательного медицинского страхования

к закрытому акционерному обществу «Медицинская страховая компания «Ганзамед»

третье лицо: Межрайонная инспекция ФНС России №9 по Новгородской области

о взыскании 142 789 руб.

при участии в заседании:

от истца: начальник юридического отдела ФИО1, доверенность от 19.01.2011 №11;

от ответчика: представитель ФИО2, доверенность от 24.01.2011, представитель ФИО3, доверенность от 15.03.2011;

от третьего лица: не явился,

установил:

Новгородский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее – Новгородский областной фонд ОМС, Фонд) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к закрытому акционерному обществу «Медицинская страховая компания «Ганзамед» (далее – Общество) об обязании восстановить средства в сумме 142 789 рублей на счете по учету средств обязательного медицинского страхования.

Истец обосновывает свои требования тем, что Общество, являясь страховой медицинской организацией, получало из Новгородского областного фонда ОМС денежные средства на осуществление деятельности по обязательному медицинскому страхованию граждан.

Из полученных средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) Общество обязано образовывать в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными актами, страховые резервы. Временно свободные средства страховых резервов Общество имеет право инвестировать в высоколиквидные государственные ценные бумаги, а доходы, полученные от их реализации, должны быть направлены на пополнение резервов медицинского страхования.

В ходе проведенной проверки использования финансовых средств Новгородским областным фондом ОМС, проведенной в период с 18 по 20 мая 2010 года Комиссией Федерального фонда ОМС, выявлено, что ответчик направил выручку, полученную от продажи в 2009 году ценных бумаг, вначале на уплату налога на прибыль в сумме 142 800 руб., а затем оставшиеся средства – на пополнение страховых резервов. По мнению истца, данные действия ответчика не соответствуют действующему законодательству, поскольку полученную выручку от продажи ценных бумаг он вначале должен был направить на формирование страховых резервов, и только из оставшихся у него средств (20%) заплатить налог на прибыль.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция ФНС России №9 по Новгородской области.

В судебном заседании представитель истца в связи с расторжением заключенного с ответчиком договора, на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об изменении предмета иска. Просил суд по основаниям, изложенным в исковом заявлении, взыскать с ответчика в его пользу 142 789 руб.

Изменение исковых требований судом принято.

Представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве на иск. Считает, что до пополнения страховых резервов он обязан из средств, полученных от реализации ценных бумаг, уплатить налог на прибыль. Заявил ходатайство о возмещении ему судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился при его надлежащем извещении о месте и времени проведения заседания, представил письменные пояснения на иск. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся в материалах дела доказательствам.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16 марта 2011 года объявлялся перерыв до 21 марта 2011 года до 14 час. 30 мин., о чем сделано публичное извещение и на доске объявлений Арбитражного суда Новгородской области и в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Новгородской области http://www.novgorod.arbitr.ru.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, арбитражный суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 25.03.2005 Фонд и Общество (Страховщик) заключили договор, по условиям которого Фонд принял на себя обязательство по финансированию деятельности Общества в объеме зачисленных финансовых средств по заключенным Обществом договорам обязательного медицинского страхования граждан, а Общество приняло на себя обязательство использовать полученные финансовые средства в соответствии с их целевым назначением и условиями договора (л.д.49-52).

В соответствии с пунктом 1.8 договора Страховщик осуществляет обязательное медицинское страхование граждан с соблюдением действующего законодательства, Правил обязательного медицинского страхования граждан, проживающих на территории Новгородской области, и других, утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Согласно пункту 1.14 договора Страховщик своевременно предоставляет Фонду сведения об использовании средств ОМС по утвержденным Федеральным Фондом отчетным формам, в том числе форме №10.

Сторонами не оспаривается тот факт, что в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 договора его действие было пролонгировано на 2009 год.

11.01.2010 Общество представило в Фонд Сведения о поступлении и расходовании денежных средств ОМС за январь – декабрь 2009 года (далее – Форма №10) (л.д.21-25). Обязанность ответчика предоставлять истцу указанные сведения предусмотрена также приказом Федерального фонда ОМС от 23.05.2005 №30.

Согласно строке 11 Формы №10 Общество в 2009 году получило доходы от использования временно свободных финансовых средств ОМС в сумме 713 945,22 руб. Из пояснений представителя ответчика следует, что данный доход был получен в результате операций с ценными бумагами.

С полученного дохода Обществом был уплачен налог на прибыль в сумме 142 789 руб. (строка 2002). Остаток средств в сумме 571 156,22 руб. был распределен следующим образом: 399 809,35 руб. (70%) направлено на пополнение резерва оплаты медицинских услуг, 57 115,63 руб. (10%) – на пополнение резерва финансирования предупредительных мероприятий, 114 231,24 руб. (20%) – составили доход Общества (л.д.78).

Возражений относительно правильности указания истцом размера полученной Обществом в 2009 году выручки от реализации ценных бумаг и направлений ее расходования ответчик не заявил. Суд считает данный факт установленным на основании части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 8 раздела 3 Устава Федерального фонда ОМС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 №857, и пунктом 3. 9 Положения о Новгородском областном фонде ОМС, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области и Новгородской областной Думы от 09.07.1996 №295/399, Фонд является органом, осуществляющим государственный контроль за поступлением и расходованием средств федерального фонда ОМС.

Согласно пункту 4 Правил организации деятельности территориальных фондов ОМС по установлению порядка и условий формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими ОМС, утвержденных Приказом Федерального фонда ОМС от 31.08.2007 №181, действовавшим в 2009 году (далее – Приказ №181), страховые медицинские организации отвечают перед территориальными фондами за соблюдение территориальных правил ОМС и обязательств по условиям договоров всеми средствами, полученными от фонда, сформированными резервами, предусмотренными на цели ОМС, другими доходами, связанными с проведением ОМС, в том числе от инвестирования временно свободных средств резервов.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Реализуя предоставленные ему полномочия, Федеральный фонд ОМС в период с 18 по 20 мая 2010 провел проверку использования Новгородским областным фондом ОМС полученных средств обязательного медицинского страхования, результаты которой отражены в справке от 20.05.2010 (л.д.40 -42).

В ходе проверки выявлено нецелевое использование Обществом средств ОМС на сумму 142 800 руб.

На основании указанной справки Фонд 27.05.2010 направил Обществу предписание, в котором предложил восстановить денежные средства в сумме 142 800 руб. на расчетный счет по учету средств ОМС и в срок до 01.07.2010 представить информацию об устранении выявленных нарушений (л.д.14). Факт получения указанного предписания ответчик не оспаривает.

Письмом от 28.06.2010 Общество сообщило Фонду об отказе в выполнении требований, содержащихся в предписании, что послужило поводом для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При этом Фонд указывает, что Общество должно было направить выручку, полученную от продажи ценных бумаг, сначала на пополнение страховых резервов, и только с 20%, остающихся в распоряжении Общества, уплатить налог на прибыль.

Суд считает данные доводы истца обоснованными по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 №1018 (далее – Положение №1018), страховая медицинская организация обязана создавать в установленном порядке страховые резервы.

В соответствии с пунктом 7 Приказа №181 страховые резервы формируются страховой медицинской организацией по окончании отчетного периода (квартал, полугодие, девять месяцев, год).

Согласно пункту 9 Положения №1018 временно свободные средства резерва оплаты медицинских услуг могут размещаться в банковских депозитах и инвестироваться в высоколиквидные государственные ценные бумаги.

В соответствии с пунктом 10 Положения №1018, доходы от инвестирования резервов относятся к доходам по ОМС и в случае их неиспользования на покрытие расходов по оплате медицинских услуг направляются на пополнение соответствующих резервов по нормативам, устанавливаемым территориальным фондом обязательного медицинского страхования, а оставшиеся средства являются доходом страховой медицинской организации.

При этом согласно пунктам 15 и 24 Приказа №181 70 процентов доходов, полученных от размещения в банковские депозиты и инвестирования в высоколиквидные государственные ценные бумаги временно свободных средств резервов, направляются на пополнение резерва оплаты медицинских услуг и 10 процентов - резерва финансирования предупредительных мероприятий.

К расходам по обязательному медицинскому страхованию относятся, в том числе отчисления в резерв оплаты медицинских услуг и запасной резерв и отчисления в резерв финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию.

Финансовые результаты проведения обязательного медицинского страхования определяются по окончании отчетного периода путем сопоставления доходов и расходов (пункт 10 Положения №1018).

Статьями 293 и 294.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения доходов и расходов страховых организаций (страховщиков), которые полностью согласуются с Положением №1018. При этом пункт 2 статьи 294.1 Налогового кодекса Российской Федерации также относит к расходам страховых организаций, осуществляющих ОМС, суммы отчислений в страховые резервы (резерв оплаты медицинских услуг, запасной резерв, резерв финансирования предупредительных мероприятий).

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Из приведенных нормативных положений следует, что денежные средства, направленные на формирование страховых резервов ОМС, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. Поскольку суммы, направленные на пополнение страховых резервов уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль, то формирование резервов должно происходить до определения налоговой базы по налогу на прибыль и соответственно уплаты налога.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Общество должно было направить выручку от реализации ценных бумаг, оставшуюся после оплаты медицинских услуг, в первую очередь, на пополнение страховых резервов, а после этого определять налоговую базу по налогу на прибыль.

В результате несвоевременного формирования Обществом страховых резервов ОМС, они не были пополнены на сумму 114 231,19 руб., в том числе резерв оплаты медицинских услуг на 99 952,30 руб. и резерв финансирования предупредительных мероприятий на 14 278,89 руб.

В связи с тем, что в настоящее время договор ОМС, заключенный между сторонами расторгнут, Общество обязано вернуть Фонду не только сформированные страховые резервы, но также и суммы, на которые эти резервы должны быть пополнены.

В связи с этим иск подлежит удовлетворению в части взыскания с ответчика 114 231,19 руб.

Суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что он возвратил истцу все суммы, указанные в акте сверки взаимных расчетов от 31.12.2010 (л.д. 83), так как сторонами не оспаривается, что спорная сумма в указанный акт не вошла, а право на ее истребование подтверждено материалами дела.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно статьям 101, 106 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. При этом к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей). Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При рассмотрении настоящего дела истец понес расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5283,67 руб. В связи с частичным удовлетворением иска указанные расходы суд распределяет следующим образом: 4226,94 руб. суд относит на ответчика, 1056,73 руб. – на истца.

Ответчик представил доказательства того, что он понес расходы на оплату услуг лица, представляющего его интересы в настоящем деле, в сумме 10 000 руб. Суд считает, что данная сумма не превышает разумных пределов. Однако, в связи тем, что в удовлетворении иска отказано только в части, ответчик имеет право на ее частичное возмещение, пропорционально сумме исковых требований, во взыскании которой отказано, а именно в сумме 2000 руб.

Таким образом, поскольку в силу статьи 110 АПК РФ ответчик должен возместить истцу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4226,94 руб., а истец ему расходы на оплату услуг представителя в сумме 2000 руб., взысканию с ответчика в пользу истца подлежит 2226,94 руб. судебных расходов.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с закрытого акционерного общества «Медицинская страховая компания «Ганзамед» в пользу Новгородского областного фонда обязательного медицинского страхования 114 231,19 руб. задолженности и 2226,94 руб. в возмещение судебных расходов.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения. Жалоба подается через Арбитражный суд Новгородской области.

Судья

И.В. Нестерова