НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Новгородской области от 12.02.2024 № А44-6799/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-6799/2023

15 февраля 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2024 года

Решение в полном объеме изготовлено 15 февраля 2024 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи Киселевой М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровой В.А.

рассмотрев в судебном заседании с использованием веб-конференции

дело по исковому заявлению:

Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ИНН 5321114249; ОГРН 1075321000105)

к ПАО "Россети Северо-Запад" в лице Новгородского филиала (ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785)

о взыскании 219 245 руб. 51 коп.

при участии

от истца: Оськина Д.В., доверенность от 15.12.2022;

от ответчика: не явился;

установил:

Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» в лице Новгородского филиала (далее - ответчик, Общество) о взыскании ущерба в виде расходов на тушение пожара в размере 219 245 руб. 51 коп.

Определением суда от 09.11.2023 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

20 декабря 2023 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В судебном заседании, назначенном на 07.02.2024 с использованием веб-конференции, представитель ответчика не осуществил подключение.

Представитель истца требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях. Полагал, что представленные ответчиком доказательства о пожаре, имеющим место 19 мая 2021 года, касаются д.Перелучи, в то время как в настоящем споре предметом взыскания являются расходы на тушение пожара, произошедшего 19 мая 2021 года в Перелучском участковом лесничестве, в 1 км от населенного пункта Ивашево.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 12.02.2024.

После перерыва представитель ответчика к проведению судебного заседания посредством веб-конференции не подключился, ходатайств и заявлений до начала судебного заседания в суд не направил.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд провел судебное заседание в отсутствии ответчика.

Как установлено судом, 19 и 20 мая 2021 года силами лесопожарной бригады ЛПС-3 НОАУ «Боровичский лесхоз» произведено тушение лесного пожара в Перелучском участковом лесничестве на расстоянии 1 км до населенного пункта Ивашево, в подтверждение чего представлен акт № 2 о лесном пожаре.

Согласно заключению эксперта ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Новгородской области от 29.06.2021 № 24-21, наиболее вероятной технической причиной пожара является загорания слоя мха с опадом от попадания горящих и (или) расплавленных капель проводникового металла, образовавшихся в результате аварийного режима работа на линии электропередач.

Объектом пожара явился участок лесного массива, расположенный в квартале 43 выделах 5,9,12; в квартале 44 выделах 1,2,15,13,17,18,19,21,22,23,25,26,27,29,30,33; в квартале 45 выделах 1,2,3,5,9,10 и в квартале 166 выделах 22,24,25.

Считая, что причиной пожара явилось ненадлежащее содержание Новгородским филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» линии электропередачи, истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно части 5 статьи 36 АПК РФ иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по адресу юридического лица или его филиала, представительства.

В соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее- ЛК РФ) использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.

Согласно пункту 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (далее- Правила № 160), для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Как указано в пунктах 22-24 Правил № 160, необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе настоящих Правил.

Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;

б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Рубка деревьев в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящих Правил, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков.

Охранная зона линии электропередач мощностью до 20 кВт составляет 10 метров согласно Приложению к Правилам № 160.

Согласно Таблице 2.5.20 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, наименьшее расстояние от проводов ВЛ выше 1 кВ до поверхности земли в ненаселенной и труднодоступной местности составляет 6 м.

В силу пункта 45 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.

Материалами дела подтверждается, что 19 мая 2021 года в квартале 44 Перелучского участкового лесничества на расстоянии 1 км до населенного пункта Ивашево обнаружен лесной пожар, на месте возникновения пожара обнаружены характерные признаки, указывающие на причину возникновения лесного пожара, а именно провисание проводов, нависание крон деревьев над линией ВЛ -10 кВт Ивашево, что подтверждается актом о лесном пожаре №2 от 25.05.2021 (л.д.15-16).

Факт принадлежности линии электропередач ВЛ-10кВт Ивашево ответчиком не оспаривается.

Актом о лесном пожаре №2 от 25.05.2021 установлено, что площадь пожара составила 89,3 га эксплуатационных лесов, вид пожара – низовой, беглый, средней интенсивности; пожар локализован 19.05.2021 в 21 час.30 мин., ликвидирован 20.05.2021 в 17 час. 30 мин. лесопожарной командой ЛПС-3 НОАУ «Боровичский лесхоз» с использованием мотопомп и пожарных рукавов, заливания водой из ранцевых огнетушителей, засыпания кромки низового пожара грунтом при помощи лопат, прокладки минерализованной полосы бульдозером Б-10М.

Стоимость потерь при лесном пожаре составила 715 188,04 руб., в том числе 219 245,51 руб. стоимость работ по тушению пожара.

Как следует из постановления отделения АПиД отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам от 21.06.2021 об отказе в возбуждении уголовного дела, в ходе осмотра места происшествия установлено, что объектом пожара являлся лесной участок, расположенный между двумя лесными дорогами. С западной стороны в 500 м расположено оз. Шабодро, с восточной стороны участка лесной местности на расстоянии 1,5-2 км расположена деревня Ивашево. В 200 метрах от дороги вглубь лесного массива обнаружена линия электропередач, проходящая с запада на восток. При прохождении линии электропередач обнаружена просека. На расстоянии между крайними проводами по 1,5 м в каждую сторону от крайних проводов находятся лесные насаждения хвойных пород, на стволах которых на высоте 0,3-1,7 м имеются термические повреждения в виде обугливания древесины. Лесная подстилка – мох под линией электропередач имеет термические повреждения. Продвигаясь с запада на восток на участке линии обнаружен участок с провисанием проводов на расстоянии около 2,5 м от земли. Изолятор на одной из бетонных опор наклонен к земле. Под линией электропередач обнаружены обугленные ветки деревьев. Разрывов проводов на линии электропередач не обнаружено. При осмотре места пожара и прилегающей территории следов пребывания людей (стеклянных бутылок, стекла, костровищ, окурков) не обнаружено (л.д.22-23).

Согласно заключению эксперта ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Новгородской области от 29.06.2021 № 24-21, наиболее вероятной технической причиной пожара является загорания слоя мха с опадом от попадания горящих и (или) расплавленных капель проводникового металла, образовавшихся в результате аварийного режима работа на линии электропередач (л.д.17-21).

Объектом пожара явился участок лесного массива, расположенный в квартале 43 выделах 5,9,12; в квартале 44 выделах 1,2,15,13,17,18,19,21,22,23,25,26,27,29,30,33; в квартале 45 выделах 1,2,3,5,9,10 и в квартале 166 выделах 22,24,25.

Учитывая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что причиной пожара стало ненадлежащее содержание ответчиком линии электропередачи ВЛ-10 кВт Ивашево и охранной зоны данного объекта.

Представленные ответчиком постановление следователя Боровичского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Новгородской области от 18.06.2021 и постановление дознавателя отделения АПиД отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам от 17.09.2021 об отказе в возбуждении уголовного дела, не принимаются судом, поскольку касаются пожара, происшедшего 19 мая 2021 года в деревне Перелучи Боровичского района, в ходе которого сгорело 20 жилых домов (л.д.107-129).

Как указано в данных постановлениях объектом осмотра являлся участок местности, расположенный в границах д.Перелучи Боровичского района от дома № 9 по ул.Набережная до дома № 6 по ул.Набережная, а также с восточной стороны от проезжей части ул.Центральная и с южной её стороны. Здесь же установлен факт принадлежности линии электропередач мощностью 0,4 кВт, проходящей по ул.Набережная в д.Перелучи, на балансе Новгородского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада».

Таким образом, место пожара и линия электропередач в представленных ответчиком доказательствах иные. В рассматриваемом деле речь идет о лесном пожаре в Перелучском участковом лесничестве в 1 км от населенного пункта Ивашево и линии электропередач ВЛ-10 кВт Ивашево.

Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее- ЛК РФ) предусмотрено, что тушение лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Согласно части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе установления зон контроля лесных пожаров, выполнения мер пожарной безопасности в лесах, тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, а также осуществления мер экстренного реагирования), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Пунктом 3.3.1 Положения о министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 № 466, к полномочиям Министерства отнесено осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения, в том числе организация тушения лесных пожаров в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 70-72 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313, действующих до 01.03.2023, в течение пяти дней после ликвидации лесного пожара руководителем лесничества или лесопарка составляется акт о лесном пожаре. Данные о ходе тушения лесного пожара предоставляются специализированной лесопожарной организацией. В акте о лесном пожаре (далее - акт) указываются:

- дата, время составления акта;

- фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего акт;

- фамилии, имена и отчества присутствующих при составлении акта лиц;

- дата, время и место обнаружения лесного пожара, расстояние от ближайшего населенного пункта или дороги, реки на лесосеке или на месте работы предприятия, организации;

- кем обнаружен лесной пожар, с помощью каких средств (если пожар был обнаружен работником лесопожарной организации);

- общая площадь лесного пожара в момент обнаружения в гектарах (с точностью до 0,01);

- дата и время получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (региональной диспетчерской службой или лесничеством);

- что обнаружено на месте возникновения лесного пожара (остатки костра, признаки сельскохозяйственного пала), что может способствовать установлению причин лесного пожара. Если имело место нарушение правил пожарной безопасности в лесах, указать вид нарушения и предполагаемое время его совершения;

- лица, причастные к возникновению лесного пожара (указать фамилию, имя, отчество, место работы, должность и их местожительство). В тех случаях, когда указанные лица не установлены, указываются данные, необходимые для расследования;

- дата и время начала тушения;

- площадь, пройденная огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах (с точностью до 0,01);

- дата и время локализации лесного пожара с указанием, какими силами локализован;

- дата и время ликвидации лесного пожара с указанием, какими силами ликвидирован;

- трудозатраты выполнения работ, связанных с тушением лесного пожара (в том числе доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, поиск и эвакуация лиц, пострадавших от лесного пожара);

- применявшиеся способы и средства тушения лесного пожара;

- принятые меры к окарауливанию лесного пожара;

- ответственное за окарауливание лицо;

- предварительная оценка потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках (древесины на корню, заготовленной лесопродукции, зданий, сооружений, машин, оборудования и другого имущества, стоимость работ по очистке территории, стоимость лесовосстановительных работ, стоимость работ по тушению лесного пожара, общая предварительная сумма ущерба);

- должность, фамилия, имя и отчество лица, руководившего тушением пожара;

- перечень документов, прилагаемых к акту, включая схематический план пройденной огнем площади, расчеты и обоснования размеров предварительного ущерба от потерь древесины на корню, уничтожения огнем культур, молодняков, от потерь готовой продукции, стоимости работ по очистке территории, расходов на тушение пожаров;

- должность, место работы, фамилия, имя, отчество и подпись лица, составившего акт;

- объем и породный состав вырубаемой древесины при создании противопожарных барьеров и временных посадочных площадок для вертолета.

К акту о лесном пожаре прилагается схематический план пройденной огнем площади, а также докладная записка руководителя тушения лесного пожара о ходе тушения лесного пожара, применявшихся методах и средствах тушения лесного пожара, их эффективности (представляется только в случаях крупных лесных пожаров).

Аналогичные положения о содержании акта о лесном пожаре предусмотрены и Правилами тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 01.04.2022 № 244.

В материалы дела представлен акт о лесном пожаре № 2 от 25.05.2021, который содержит вышеперечисленные требования к акту о лесном пожаре, а также справка о затратах на тушение пожара, докладная записка руководителя тушением пожара, затраты на тушение пожара, схематический чертеж пройденной огнем площади (л.д.40-87, 155-156).

Статьей 53.4 ЛК РФ устанавливается перечень мероприятий, включаемых в понятие тушения лесного пожара: обследование лесного пожара, доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, локализация лесного пожара, ликвидация лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание, предотвращение возобновления лесного пожара.

Согласно пунктам 20, 21 Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, утвержденной Приказом Рослесхоза от 03.04.1998 № 53, расходы на тушение лесного пожара включают:

- заработную плату (с начислениями) занятых тушением пожара рабочих лесхоза, баз авиационной охраны лесов (мехотрядов, авиаотделений), привлеченных на тушение пожара работников из других организаций и предприятий, иных категорий населения;

- стоимость услуг машин, тракторов, других механизмов, в том числе собственных, использованных при тушении лесного пожара, рассчитанная исходя из отработанных смен, а также налета часов воздушных судов (самолетов, вертолетов) на доставке людей, средств пожаротушения и других грузов, используемых при тушении лесного пожара;

- стоимость израсходованных при тушении пожара материалов, средств тушения и другого имущества, используемого при тушении пожара;

- расходы на питание работников, занятых на тушении лесного пожара, почтово - телеграфные и другие расходы на тушение лесного пожара, предусмотренные действующим законодательством.

В материалы дела представлены: справка о затратах на тушение лесного пожара, табели учета использования рабочего времени за период с 19 по 20 мая 2021 года, справка о фонде оплаты труда и начислениях, наряды-акты на производство работ, связанных с тушением пожара, расчеты оплаты за переработку на тушении лесного пожара, расчет тарифных ставок на тушение лесного пожара, приказы о привлечении к работе в ночное время, сверхурочным работам, выплате премии, карты специальной оценки условий труда, акты о списании материальных запасов, запчастей на автотранспортную технику, путевые листы на автотранспорт, акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря, ведомость на выдачу перчаток и продуктов питания, товарный чек на приобретение продуктов питания, приказ о нормах расхода топлива (л.д.40-87), подтверждающие расходы на оплату труда и уплату налогов и обязательных платежей в размере 108 244,23 руб., материальные расходы на сумму 111 001,28 руб., в том числе горюче-смазочные материалы в размере 50 912,25 руб., инструмент, инвентарь в размере 12 476,46 руб., запасные части в размере 43 960,57 руб., продукты питания в размере 3498 руб., прочие материалы в размере 154 руб., всего 219 245,51 руб.

Факт несения Министерством расходов подтверждается платежным поручением от 07.12.2021 № 833101 на сумму 509 023,63 руб. и справкой о перечислении НОАУ «Боровичский лесхоз» субсидии на выполнение государственного задания, в состав которой вошли расходы в сумме 219 245,51 руб. на тушение пожара (л.д.99-100).

Как указано в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

Пунктом 3.3.1 Положения о министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 № 466, к полномочиям Министерства отнесено осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения, в том числе организация тушения лесных пожаров в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в результате тушения пожара истец понес расходы, связанные с тушением пожара в виде финансирования областного автономного учреждения, наделенного полномочиями по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Боровичского района Новгородской области за счет средств субвенций (субсидий), выделяемых из федерального бюджета.

Ответчиком арифметический расчет затрат на тушение пожара не оспорен, возражений по стоимости и составу затрат суду не представлено.

Суд признает представленные доказательства несения расходов соответствующими вышеуказанным нормам права по составу и размеру.

Согласно статье 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 № 14 "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем" разъяснено, что вред, причиненный пожарами личности и имуществу гражданина либо юридического лица, подлежит возмещению по правилам, изложенным в статье 1064 ГК РФ, в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом необходимо исходить из того, что возмещению подлежит стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

По общему правилу, указанному в части 2 статьи 1064 ГК РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство в силу пункта 2 статьи 401 ГК РФ. Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Ответчиком не представлено доказательств, указывающих на отсутствие его вины.

На основании приведенных норм права и представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и наличии оснований для взыскания с ответчика расходов на тушение лесного пожара в размере 219 245 руб. 51 коп.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ, принимая во внимание освобождение истца от уплаты госпошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина по результатам рассмотрения дела подлежит взысканию с ответчика в размере 7385 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Взыскать с публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ИНН 7802312751) в пользу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ИНН 5321114249) 219 245 руб. 51 коп.

Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу.

2. Взыскать с ПАО «Россети Северо-Запад» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 7385 руб.

Исполнительный лист выдать по истечение десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

3. Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья

М.С. Киселева