АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
http://novgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Великий Новгород
Дело № А44-7548/2023
05 марта 2024 года
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 05 марта 2024 года, полный текст изготовлен 05 марта 2024 года.
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Куземы А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Барташевич Э.Д.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Кристалл-Строй» (ИНН 5300005111, ОГРН 1225300003037)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Новгородской области (ИНН 5321100630, ОГРН 1045300659986)
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя – не явился,
от заинтересованного лица – специалист-эксперт правового отдела Лаптев Г.А.,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Кристалл-Строй» (далее по тексту – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области (далее по тексту - Управление) от 10.01.2023 № 152 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
В судебное заседание заявитель не явился.
Представитель Управления в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
На основании статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) арбитражный суд считает заявителя надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела и согласно статье 156, части 2 статьи 200 АПК РФ возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося представителя Общества по имеющимся в деле материалам.
Заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что 27.07.2022 Общество обратилось в Управление с заявлением о его регистрации в качестве юридического лица.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, Общество зарегистрировано и поставлено на налоговый учет 01.08.2022.
Как указал заявитель, 27.07.2022 в Управление был представлен весь комплект документов для государственной регистрации создания юридического лица. При подаче документов сотрудником регистрирующего органа учредителям Общества было разъяснено, что для применения упрощенной системы налогообложения (далее по тексту - УСН) дополнительных уведомлений не требуется.
Ввиду непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством срок соответствующего уведомления о переходе заявителя на УСН, Управление пришло к выводу о наличии у Общества обязанностей налогоплательщика, применяющего общую систему налогообложения, представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС) за 3 квартал 2022 года.
Поскольку Обществом налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2022 года в срок установленный законодательством - 25.10.2022 представлена не была, данное обстоятельство явилось основанием для вынесения Управлением решения от 10.01.2023 № 152 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
Решение Управления от 10.01.2023 № 152 обжаловано Обществом в вышестоящий налоговый орган.
Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Северо-Западному федеральному округу от 15.08.2023 № 08-20/3288@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения. Позиция Межрегиональной инспекции мотивирована тем, что в налоговом периоде 2022 года заявитель не вправе применять УСН, поскольку являлся плательщиком, применяющим общую систему налогообложения, и обязан предоставлять в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2022 года.
Считая указанное выше решение Управления недействительным, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Статьей 71 АПК РФ регламентировано, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, в совокупности и взаимной связи с имеющимися в деле доказательствами, суд полагает требования Общества неподлежащими удовлетворению в силу следующего.
Порядок применения УСН определяется главой 26.2 НК РФ (статьи 346.11 - 346.25).
При этом НК РФ предусматривает заблаговременное (своевременное) уведомление налогового органа о намерении перейти на УСН (подпункт 19 пункта 3 статьи 346.12, пункты 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ). Данное процедурное условие связано с необходимостью обеспечения надлежащего администрирования налогов и сборов, а также полноты и своевременности их уплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Следовательно, законодатель предусмотрел специальные правила перехода на УСН для вновь созданной организации и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя, изъявивших желание использовать данный налоговый режим с момента начала своей деятельности, а именно путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
Согласно подпункту 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса.
В силу правовой позиции, сформулированной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2019 № 229-О, от 28.02.2019 № 279-О, пункте 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2019 № 310-ЭС19-1705 по делу № А62-5153/2017, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 563/10, при толковании и применении положений пункта 2 статьи 346.13, подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ судам следует исходить из того, что выбор режима налогообложения (общий или УСН) является правом субъекта малого или среднего предпринимательства; применение субъектами малого и среднего предпринимательства УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер; правовое значение уведомления, направляемого согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на УСН, состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты; волеизъявление хозяйствующего субъекта, соответствующего критериям применения УСН, на использование данного специального налогового режима может быть выражено не только в форме письменного уведомления, но и в форме фактического применения данного режима (уплате авансовых и налоговых платежей по УСН, представлении отчетности); функция налогового органа состоит в надлежащем администрировании поступающих налоговых платежей и не может быть использована для принудительного перевода налогоплательщика с УСН на общий режим вопреки волеизъявлению хозяйствующего субъекта (при условии соответствия последнего критериям применения УСН).
Иное толкование указанных законоположений противоречит смыслу и назначению специального режима налогообложения УСН, который в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлен в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в качестве меры, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.
При возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер.
В случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.
Суд установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства фактического применения Обществом УСН с даты регистрации: налогоплательщик не уплачивал авансовые и налоговые платежи по УСН, не представил в Управление налоговую декларацию по УСН с подтверждающими документами.
Налоговый орган указал, что до настоящего времени Общество не отчиталось ни по специальному режиму, ни по общей системе налогообложения; 16.01.2023 заявителем представлены расчеты по страховым взносам за 9 месяцев 2022 года (с нарушением установленного срока) и за 2022 год, в связи с этим контрольные мероприятия не проводились, выписки об операциях по счетам в банке не запрашивались. Общество не уплачивало со дня регистрации ни налогов (авансовых платежей), ни страховых взносов (карточки «Расчеты с бюджетом» не открыты, операции на едином налоговом счете отсутствуют (за исключением доначисления штрафа в размере 500 руб. по решению от 30.05.2023 № 2864 о привлечении к ответственности за нарушение срока представления расчета страховых взносов за 9 месяцев 2022 года). Контрольно-кассовая техника за Обществом не зарегистрирована.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии действий налогового органа, которые могли бы быть расценены как согласие, одобрение или хотя бы осведомление о применении налогоплательщиком УСН.
Поскольку налогоплательщиком не подтверждено наличие права на применение УСН, он обязан исполнять обязанности плательщиков по общей системе налогообложения, в том числе, в силу статьи 174 НК РФ подавать налоговую декларацию по НДС.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ налоговый орган может принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводах его электронных денежных средств в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ввиду непредставления Обществом декларации по НДС за 3 квартал 2022 года, Управлением в порядке статьи 76 НК РФ правомерно принято решение от 10.01.2023 № 152 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Таким образом, арбитражный суд находит обжалуемое решение Управления законным и обоснованным, а требования Общества неподлежащими удовлетворению.
На основании части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Кристалл-Строй» (ИНН 5300005111, ОГРН 1225300003037) о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области (ИНН 5321100630, ОГРН 1045300659986)о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств от 10.01.2023 № 152 - отказать.
2. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.Н. Кузема