НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Нижегородской области от 29.07.2008 № А43-11487/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-11487/2008

16-248

г. Нижний Новгород 01 августа 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2008 года.

Решение изготовлено в полном объеме 01 августа 2008 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича

при ведении протокола судебного заседания судьей Мукабеновым И.Ю.,

ïðè ó÷àñòèè â çàñåäàíèè ïðåäñòàâèòåëåé:

îò çàÿâèòåëÿ: èíäèâèäóàëüíûé ïðåäïðèíèìàòåëü Ìàõîâà È.À., ñâèäåòåëüñòâî î ãîñóäàðñòâåííîé ðåãèñòðàöèè ñåðèè 52 ¹ 001515462;

îò ÈÔÍÑ ïî Ëåíèíñêîìó ðàéîíó ã. Íèæíåãî Íîâãîðîäà: Çàõàðîâ Ñ.Ã., äîâåðåííîñòü ¹ 02-07/009 îò 09.01.2008; Ñóèòèí Ñ.À., äîâåðåííîñòü ¹ 13-10/152 îò 22.07.2008;

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Нижний Новгород, (далее – предприниматель, заявитель) об отмене постановления № 13-24/11812 от 10.06.2008, вынесенного инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Нижнего Новгорода (далее – инспекция, налоговый орган) по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Предприниматель в судебном заседании поддержал заявленное требование, указав, что акт снятия денежных средств в кассе не имеет юридической силы, так как не был составлен на месте, что подтверждается объяснительной продавца. Кроме того, предприниматель поясняет, что им принимались все необходимые меры для соблюдения требований законодательства: торговая точка оснащена контрольно-кассовой техникой, зарегистрированной в ИФНС по Советскому району, на момент проверки находилась в исправном состоянии, имеется договор на техническое обслуживание, ведется вся документация по кассе; с продавцом ФИО2 заключен трудовой договор, согласно которому она несет ответственность за неприменение ККМ, проведен инструктаж по работе ККМ.

Представители налогового органа в судебном заседании и в отзыве на заявление отклонили требование заявителя, поскольку считают оспариваемое постановление законным и обоснованным.

В судебном заседании, проводившемся 22.07.2008, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 29.07.2008, после чего рассмотрение дела продолжено.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления ввиду следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника налогового органа № 526 от 13.05.2008 сотрудниками инспекции 13.05.2008 проведена проверка соблюдения заявителем при осуществлении денежных расчетов с населением в принадлежащем предпринимателю контейнере № 69 ярмарки «Молитовка», расположенной по адресу: <...> Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Факт проведенного проверочного мероприятия зафиксирован сотрудниками налогового органа в акте проверки № 014258/1088 от 13.05.2008 (л.д. 21, 22), акте о проверке наличных денежных средств кассы от 13.05.2008 № 526 (л.д. 19).

В ходе проверки 13.05.2008 в 16 час. 34 мин. установлено, что при реализации инспекторам налогового органа за наличный расчет сока по цене 21 рубль продавцом ФИО2 не была применена контрольно-кассовая техника Микро 103Ф, 1999 года выпуска, зав. № 0117487.

По результатам проведенной проверки должностным лицом налогового органа в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, 27.05.2008 составлен протокол № 13-24/1088 об административном правонарушении (л.д. 17). Данный протокол составлен без участия индивидуального предпринимателя ФИО1, надлежащим образом уведомленной о месте и времени его составления письмом от 14.05.2008 № 13-10/9347 (л.д. 18), полученным предпринимателем 22.05.2008 (уведомление о вручении почтового отправления, л.д. 20).

Усматривая в действиях заявителя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальником инспекции 10.06.2008 вынесено постановление № 13-24/11812 о привлечении предпринимателя к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей (л.д. 14).

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Между тем, в ходе производства по делу об административном правонарушении при вынесении постановления о привлечении предпринимателя к административной ответственности налоговым органом были допущены существенные нарушения, повлекшие ущемление прав лица, привлеченного к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Любые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают непременное участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав и обязанностей.

В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Однако постановление о привлечении к административной ответственности вынесено налоговым органом без участия предпринимателя и в отсутствие сведений о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

В доказательство извещения заявителя о рассмотрения административного дела налоговым органом представлено суду определение № 13-24/1088 от 27.05.2008 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 16).

Как видно из содержания представленного определения, предприниматель был вызван для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении 10.06.2008 в 09 час. 00 мин. Согласно почтовой квитанции № 11885 (л.д. 15) данное определение направлено в адрес предпринимателя заказным письмом с уведомлением 28.05.2008. При этом почтовое отправление с определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получено ФИО1 лишь 12.06.2008. Данный факт подтверждается представленным предпринимателем ответом почты России от 28.07.2008 № 52-48-02.2-05/М-2055 (л.д. 17) на запрос заявителя, где указано, что заказное письмо № 11885 от 28.02.2008 на имя ФИО1 поступило в отделение связи 30.05.2008 и выдано адресату 12.06.2008.

Соответственно определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получено предпринимателем после рассмотрения административного дела и вынесения налоговым органом оспариваемого постановления.

Таким образом, указанное определение не может являться доказательством надлежащего уведомления заявителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Какие-либо иные документы, свидетельствующие об извещении предпринимателя о времени и месте рассмотрения административного дела, в материалах дела отсутствуют.

Следовательно, постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности вынесено налоговой инспекцией по результатам рассмотрения без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, в отсутствие доказательств его надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела, то есть с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.

В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных названным кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне и объективно рассмотреть дело.

Согласно статье 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным кодексом.

Несоблюдение при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований повлекло нарушение прав лица, привлеченного к административной ответственности, и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть материалы административного дела, в частности, установить конкретные обстоятельства, имеющие существенное значение для установления его вины, из чего следует, что заявитель был лишен прав, предоставленных ему частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ - возможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, устранение их не представляется возможным.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание наличие существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, не позволяющих полно и объективно рассмотреть дело, суд находит постановление налогового органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить  .

Постановление № 13-24/11812 от 10.06.2008, вынесенное инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Нижнего Новгорода по делу об административном правонарушении о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: г. Горловка Донецкой области, проживающей по адресу: <...> «А», к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить полностью  .

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Ñóäüÿ È.Þ. Ìóêàáåíîâ

Ëîáàíîâà

411-87-89