НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Нижегородской области от 28.03.2013 № А43-32899/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-32899/2012

г. Нижний Новгород 28 марта 2013 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе: судьи Иванова А.В. (шифр 10-12),

без вызова сторон,

рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление

общества с ограниченной ответственностью «Пивовар НН», г. Нижний Новгород (ОГРН 1125260005122, ИНН 5260326564), к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, об оспаривании постановления № 294 от 05 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении № 08-08/329,

установил:

заявитель просит признать незаконным и отменить постановление от 5 декабря 2012 № 294 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 08-08/329, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пивовар НН» руководителем межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования) по Приволжскому федеральному округу.

Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) за несвоевременную подачу декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2012 года.

При обращении за судебной защитой заявитель исходил из того, что в деяниях общества с ограниченной ответственностью «Пивовар НН», отсутствует событие и состав вмененного ему административного правонарушения. В частности заявитель отмечает, что пивоварня осуществляет свою деятельность при заведении общественного питания и в период проверки кафе реализовывало только пивную продукцию приобретенную по договору поставки, что в свою очередь было надлежащим образом декларировано и представлялось в административный орган. На данные обстоятельства заявитель указал при составлении протокола по делу об административном правонарушении, однако должностные лица ответчика данные обстоятельства не приняли во внимание. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, могут быть оценены как основания для освобождения заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

В представленном отзыве ответчик требования заявителя не признает, а доводы полагает необоснованными и подлежащими отклонению. По мнению представителя ответчика, вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП. У заявителя имелась возможность для соблюдения требований законодательства, однако он не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению. Заявителем не представлена декларация № 3 за 3 квартал 2012 года ни на бумажном носителе ни в электронном форме в срок установленный Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года. Факт непредставления декларации № 3 за 3 квартал 2012 года доказан материалами дела и заявителем не оспорен.

Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.

Неприменение к спорной ситуации положений статьи 2.9 КоАП, представитель ответчика мотивирует тем, что государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей, а также публичных интересов в сфере налогообложения. При этом производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым контролем государства. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

К материалам настоящего дела приобщены копии материалов дела об административном правонарушении.

Определением от 21 января 2013 года заявление общества с ограниченной ответственностью «Пивовар НН» было принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам было предоставлено время для направления дополнительных доказательств (при их наличии), ответчику - отзыва на заявление в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок — не позднее 13 февраля 2013 года.

Копия данного определения была направлена сторонам по почте заказными (регистрируемыми) почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении. (Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу получено 24 января 2013 года).

В сроки, определенные судом, ответчик представил в суд отзыв и копии материалов дела об административном правонарушении.

Представленные сторонами документы размещены на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в разделе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).

На основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон по представленным сторонами доказательствам.

Проверив обстоятельства привлечения общества с ограниченной ответственностью «Пивовар НН» к административной ответственности, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого постановления в силу малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения.

8 ноября 2012 года в ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должностными лицами ответчика было обнаружено непредставление обществом с ограниченной ответственностью «Пивовар НН» декларации № 3 за 3 квартал 2012 года.

Обстоятельство непредставления заявителем декларации № 3 за 3 квартал 2012 года послужило основанием для возбуждения должностным лицом ответчика соответствующего дела об административном правонарушении № 08-08/330.

В соответствии с пунктом 5 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года, организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме № 3 ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (применительно к 3 кварталу - не позднее 10 октября соответственно).

Указанная декларация могут быть поданы как по почте, так и в электронном виде.

При проверке представления заявителем декларации № 3 за 3 квартал 2012 года, установлено, что декларация в Росалкогольрегулирование по почте и нарочно не поступала.

При представлении деклараций в электронном виде в силу правил пункта 1 Порядка представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 1 сентября 2010 года № 52н, декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представляются организациями в электронном виде в установленном формате посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой надписью (ЭЦП). В соответствии с пунктом 6 вышеуказанного Порядка датой подачи декларации в электронном виде считается дата подтверждения её получения Росалкогольрегулированием.

Принятые в электронном виде декларации отображаются в подсистеме декларирования, находящейся в автоматизированной информационной системе формирования и ведения электронных паспортов организаций, зарегистрированной в реестре федеральных государственных информационных систем в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных информационных систем».

При представлении деклараций на бумажном носителе согласно пункта 17 правил Порядка представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 1 сентября 2010 года № 52н, декларации на бумажных носителях представляются в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, указанные в лицензии, в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Пунктом 21 вышеназванных правил, декларации на бумажных носителях представляются организациями и индивидуальными предпринимателями в территориальные органы и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации через своего представителя или направляются почтовым отправлением с описью вложения. При отправке деклараций по почте датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. В случае представления декларации через представителя организации или индивидуального предпринимателя территориальный орган и (или) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проставляет на копии декларации отметку о дате принятия при представлении им документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего его полномочия.

В соответствии с абзацем 2 статьи 16 Федерального закона от 17 июля 1999 года «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.

Посчитав названные обстоятельства достаточными признаками состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП, должностным лицом ответчика 27 ноября 2012 года составлен соответствующий протокол об административном правонарушении № 320. При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель заявителя по доверенности Давыдкова А.В., законный представитель заявителя надлежащим образом извещенный о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не явился.

Рассмотрев вышеназванный протокол и приобщенные к материалам дела об административном правонарушении документы проверки, должностное лицо ответчика оспариваемым постановлением от 5 декабря 2012 года признало заявителя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.

При рассмотрении вопроса о соблюдении ответчиком процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, суд установил, что права общества с ограниченной ответственностью «Пивовар НН» на защиту и непосредственное участие в рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены.

Оценивая фактические обстоятельства дела и правильность квалификации деяния заявителя с учетом представленных сторонами в ходе судебного разбирательства письменных доказательств, арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 15.13 КоАП предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо за несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо за включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных. Применительно к настоящему делу, заявителю вменено уклонение от подачи декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Представленные ответчиком материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя подтверждают факты совершения заявителем данного деяния.

Заявитель располагая необходимой информацией и реальной возможностью (наличие первичных учетных документов на алкогольную продукцию, доступного программного обеспечения для формирования и представления деклараций в электронном виде и бумажном носителе) мог принять все меры по соблюдению законодательства и представить декларацию № 3 за 2012 год в установленный законодательством срок.

Соответственно деяние общества с ограниченной ответственностью «Пивовар НН» обладает признаками виновного деяния, поскольку при достаточной степени заботливости и осмотрительности заявитель мог осуществить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции и надлежащим образом выполнить обязательные требования, возложенные на участников указанного рынка, однако не выполнил таковых.

Таким образом, основания для вменения заявителю совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП, имелись.

Вместе с тем, исходя из обстоятельств данного дела, арбитражный суд считает возможным применить к названному правонарушению положения статьи 2.9 КоАП. Согласно этой статьи, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП, положения об освобождении от административной ответственности могут быть применены и при рассмотрении судом дела об оспаривании постановления органа административной юрисдикции.

Как разъяснено арбитражным судам в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. от 20 ноября 2008 года), при квалификации административного правонарушения как малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП.   Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Судам при разрешении вопроса о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы правоохраняемым общественным интересам.

Иными словами, положения о возможности признания административного правонарушения малозначительным направлено на обеспечения справедливости и соразмерности административного наказания за совершенное нарушение, исключения случаев назначения административных наказаний тогда, когда в этом не имеется необходимости.

В данном деле суд усматривает, что заявитель не имел намерения совершить действия в обход Закона.   Поскольку непредставление декларации, как указано в объяснительной генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Пивовар НН», произошло в результате утилизации 830 литров пива, изготовленных для прохождения сертификации продукции. Таким образом, ограничения установленных законом интересов государственного контроля в области оборота алкогольной продукции применительно к данному случаю, по мнению заявителя не имелось.

Исходя из обстоятельств совершенного правонарушения и вышеназванных факторов суд пришел к выводу о том, что назначение административного наказания обществу с ограниченной ответственностью «Пивовар НН», в данном деле не приведет к обеспечению целей административной ответственности в правовом государстве, установленным статьям 1.2, 3.1 КоАП. Согласно названным положениям федерального законодательства, административная ответственность как сложное правовое явление характеризуется не только своей карательной функцией, но и функцией стимулирования позитивного развития охраняемых отношений, раскрывающей социальную ценность административной ответственности как средства, обеспечивающего становление правопорядка и дисциплины. В силу части 1 статьи 3.1 КоАП административное наказание как мера административной ответственности применяется в целях предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. В данном же деле, исполнение назначенного оспариваемым постановлением наказания не отвечает целям превенции в правовом государстве.

В связи с чем, суд, пришел к выводу о возможности освобождения заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 167 — 170, 176, 180 — 182, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Постановление руководителя межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования) по Приволжскому федеральному округу от 05 декабря 2012 года № 294 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 08-08/329, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пивовар НН», г. Нижний Новгород (ОГРН 1125260005122, ИНН 5260326564), отменить. Освободить общество с ограниченной ответственностью «Пивовар НН г. Нижний Новгород (ОГРН 1125260005122, ИНН 5260326564), от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дней с момента его принятия.

Судья А.В. Иванов