НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Нижегородской области от 26.05.2022 № А43-8834/2022

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-8834/2022

г.Нижний Новгород                                                                                          14 июня 2022 года                         

Решение в виде резолютивной части вынесено                                               26 мая 2022 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Вочанской Ирины Сергеевны (шифр 54-191),

рассмотрев в порядке упрощенного производства

заявление общества с ограниченной ответственностью "Лига НН" (ОГРН 1025203030500, ИНН 5258012881)

о признании недействительным решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области от 03.03.2022 №062S19220005717 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 2500,00 руб.,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Лига НН" (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании недействительными решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) от 03.03.2022 №062S19220005717 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 2500,00 руб.

Заявитель отрицает факт совершения правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку считает, что Обществом самостоятельно установило, что отчет СЗВ-М за октябрь 2021 года по техническим причинам не был направлен в установленный законом срок.

В течении 5 календарных дней со дня
обнаружения данного нарушения (23.11.2021), Общество направило данный отчет,  что исключает применение финансовой санкции к страхователю.

По мнению заявителя вынесение оспариваемого решения с применением финансовой санкции к Обществу противоречит позиции Верховного суда РФ и приказу Минтруда России от 22.04.20 №211н.

В случае признания законным привлечение Общества к ответственности, заявитель просит снизить финансовой санкции до 500,00 руб., ввиду наличия смягчающих обстоятельств (незначительный период просрочки, совершение правонарушения впервые, отсутствие неблагоприятных последствий для государства и застрахованных лиц). 

Подробно позиция заявителя изложена в заявлении.

Определением от 05.04.2022 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам предоставлено время для направления доказательств и отзыва на заявление в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Данное определение направлено сторонам и вручено им, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями о вручении.

В установленный судом срок заинтересованное лицо представило материалы проверки и отзыв на заявление, в котором указало, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, а вина Общества в допущенном нарушении – установленной и подтверждается материалами дела.

Подробно доводы административного органа изложены в отзыве на заявление.

Заявитель представил письменные возражения на отзыв заинтересованного лица.

Представленные документы размещены на сайте Арбитражного суда Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru).

На основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.

26.05.2022 вынесено решение в виде резолютивной части.

02.06.2022 от заявителя поступило ходатайство об изготовлении полного текста решения.

Ходатайство заявителя рассмотрено и на основании части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит удовлетворению.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Общество 23.11.2021 представило в Управление отчет по форме СЗВ-М (тип формы "исходная") за октябрь 2021 года на 5 застрахованных лиц.

Управлением проведена проверка на предмет своевременности представления сведений по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2021 года, по результатам которой установлено, что сведения представлены страхователем несвоевременно с нарушением установленного законом срока, а именно позднее 15.11.2021.

Управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 31.01.2022 №062S18220002352 по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 03.03.2022 №062S19220005717, которым Общество за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2021 года привлечено к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ в виде штрафа в размере 2500,00 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием.

Нарушений процедуры вынесения оспариваемого решения, установленной Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Законом №27-ФЗ), не допущено.

В силу статьи 1 Закона №27-ФЗ страхователями являются, в том числе, юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Отчетными периодами, за которые страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

Согласно части 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается факт нарушения последним срока предоставления отчета о 5 застрахованных лицах за октябрь 2021 года.

В связи с этим оспариваемое решение принято Управлением в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Доводы заявителя о наличии обстоятельств, исключающих применение финансовой санкции к страхователю судом рассмотрены и отклонены, поскольку последние основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Так в обоснование своей позиции заявитель ссылается на положения пункта 40 Инструкции №211н, согласно которой страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Данные положения описывают условия, при которых страхователь не подвергается наказанию за допущенные ошибки в представленных и принятых Управлением сведений по форме СЗВ-М, в частности, при самостоятельном выявлении и уточнении сведений.

В рассматриваемому случае эти положение не применимы, поскольку страхователь не устранял никаких ошибок и не дополнял ранее представленные сведения, а представил Управлению исходную форму СЗВ-М за пределами срока, установленного законом.

Представление в Управление сведений по форме СЗВ-М за пределами срока не является исправлением указанных сведений, соответственно, оснований для неприменения финансовых санкций у Управления не было.

Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах предусматривалась статьей 44 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации". С 01.01.2015 указанная статья Федеральным законом от 28.06.2014 №188-ФЗ признана утратившей силу. Положениями статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств при определении размера штрафа также не предусмотрена.

Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 19.01.2016 №2-П признал подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 №188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" не соответствующими Конституции Российской Федерации, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом №212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов. Также в названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом №212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Так, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 №11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 №349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

В тоже время, представленные данные ежемесячной отчетности являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых органы ПФР ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений частей 1-3 ст.26.1 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Кроме того, эти сведения являются инструментом для контроля за правомерностью выплаты иных видов материального обеспечения пенсионного характера, осуществление которых связано с работой, то есть выплата пенсии в новых суммах будет производиться не сразу после увольнения, а по истечении времени, необходимого органам ПФР для совершения процедурных действий по обработке полученной от страхователя информации и ее отражению в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для вынесения в рамках пенсионного процесса решения о выплате сумм пенсии. Важно, что указанное решение процессуально оформляется в том случае, когда по итогам ежемесячного уточнения меняется статус пенсионера и, следовательно, корректируются суммы пенсии, подлежащие выплате.

Следовательно, при таком порядке установления факта работы в целях выплаты пенсий исключительное значение имеет своевременное и правильное представление работодателем ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М.

С другой стороны, несвоевременным представлением отчета по форме СЗВ-М страхователь создает условия для возникновения переплаты (недоплаты) пенсии, то есть реальную угрозу материального ущерба, как работающему пенсионеру, так и ОПФР по Нижегородской области.

Учитывая вышеизложенное, суд считает размер штрафа, назначенного за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2021 года, в сумме 2500,00 руб., соответствующим принципам соразмерности,  справедливости и тяжести содеянного нарушения и не усматривает чрезмерности примененной финансовой санкции.

В этой связи у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании недействительным решения Управления.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении 15 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Нижегородской области.

Судья                                                                                                            И.С.Волчанская