НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Нижегородской области от 26.01.2024 № А43-19996/2023

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-19996/2023

г.Нижний Новгород                                                                                      26 января 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена                                                   20 декабря 2023 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-337),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Леонтьевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская военно-ритуальная компания" (ОГРН 1195275062718, ИНН 5256185600) о признании незаконным и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 05.05.2023 по делу №052/01/14.4-3647/2022,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО "Военно-ритуальная компания" (ИНН 5250042281),

при участии представителей:

от заявителя: Кустов А.А. (директор, выписка ЕГРЮЛ), Кемарова О.П. (доверенность от 07.07.2023),

от заинтересованного лица: Ванюшина О.А. (доверенность от 17.07.20236 №лш/13947/23),

от третьего лица: Журавлева Е.А. (доверенность от 23.10.2023), Селезнев Р.Ю. (доверенность от 16.01.2023),

в судебном заседании 13.12.2023 объявлялся перерыв до 20.12.2023,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Нижегородская военно-ритуальная компания" (далее - заявитель, общество, ООО "НВРК") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, Нижегородское УФАС России) от 05.05.2023 по делу №052/01/14.4-3647/2022.

Заявитель указывает на незаконность действий антимонопольного органа по проведению заседания комиссии после оглашения резолютивной части решения комиссии, расценивая проведение такого заседания без надлежащего извещения общества о времени и месте его проведения.

Помимо нарушений процессуального характера при рассмотрении дела, заявитель указывает на нарушения материальных норм. Считает, что комиссией не правильно применены статьи 4 и 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", а выводы комиссии не соответствуют материалам дела.

ООО "НВРК" полагает, что в его действиях отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции, поскольку на момент создания общества, ООО "ВРК" на территории г.Н.Новгорода не оказывало услуги аналогичные услугам оказываемым ООО "НВРК", поскольку ООО "ВРК" в  2019-2022 годах не оказывало ритуальные услуги и в целом предпринимательскую деятельность не осуществляло.  Фирменное наименование общества было выбрано с целью наиболее полного отражения сферы деятельности общества, является описательным и различительную способность в результате использования не приобрело. Так же общество отмечает, что его деятельность не привела к наступлению негативных последствий для ООО "ВРК" и убытков ему не причинила.

Заявитель в ходе судебного заседания поддержал свои требования подробно изложенные в заявлении.

Нижегородское УФАС России возразило против удовлетворения заявленных требований, позиция изложена в отзыве на заявление и так же поддержана представителем в судебном заседании.

ООО "ВРК" поддержало позицию антимонопольного органа.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя необоснованны и удовлетворению не подлежат в силу следующего.

Как следует из материалов дела, в Нижегородское УФАС России поступило обращение ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) от 17.11.2022, о наличии в действиях ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) признаков недобросовестной конкуренции.

В своем обращении ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) сообщило о незаконной регистрации ООО "ВРК" (ИНН 5256185600), а так же о незаконном использовании последним исключительного права на средство индивидуализации ООО "ВРК"  - его фирменного наименования ООО "Военно-ритуальная компания", сходного до степени смешения (фактически полностью совпадающего) с фирменным наименованием заявителя  при оказании аналогичного вида услуг. При этом ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) зарегистрировано на 11 лет позднее. За эти 11 лет существования фирменное наименование ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) приобрело различительную способность и ассоциируется у потребителей с ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) как с компанией по оказанию ритуальных услуг.

При этом на сайте https://yandex.ru/ при запросе "ВРК Нижний Новгород"  и "Военно-ритуальная компания Нижний Новгород" в поисковой строке появляется ссылка на сайт ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) - https://vrk-nmk.ru/vrk/, а также на сайт ООО "ВРК" (ИНН 5256185600)  - https://ritualvrk.ru.

По утверждению заявителя, действия ООО "ВРК" (ИНН 5256185600)  по использованию фирменного наименования ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) привели к необоснованному получению ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на товарном рынке оказания ритуальных услуг (организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, а также реализации товаров культового и религиозного назначения, похоронных принадлежностей) на территории Нижегородской области, что содержит признаки нарушения статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

По факту поступившего обращения Нижегородским УФАС России в отношении ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) возбуждено дело №052/01/14.4-3647/2022 по признакам нарушения статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

В рамках рассмотрения дела Нижегородским УФАС России установлены следующие обстоятельства.

ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) зарегистрировано 13.02.2008 по адресу: 607651, Нижегородская область, Кстовский район, г.Кстово, ул.Талалушкина, д.8. Основной вид деятельности - Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03).

Указанное общество  является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по оказанию ритуальных услуг на территории Нижегородской области, для осуществления предпринимательской деятельности использует сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://vrk-nmk.ru/vrk/.

ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) зарегистрировано 11.12.2019 по адресу: 603004, Нижегородская область, г.Нижний Новгород, ул.Челюскинцев, д.4, кв.20. Основной вид деятельности - Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03). С 14.02.2023 наименование организации изменено на ООО "НВРК".

Указанное общество также является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по оказанию ритуальных услуг на территории Нижегородской области, для осуществления предпринимательской деятельности использует сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://ritualvrk.ru.

Возражая против предъявленных к нему претензий ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства указало, что ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) не  осуществляет предпринимательскую деятельности по оказанию ритуальных услуг. От имени и под вывеской ООО "ВРК", указанный вид деятельности осуществляет ИП Кочетов В.Ю. и ИП Вавилова Ю.В. Данные предприниматели используют коммерческое обозначение ООО "ВРК" в отсутствие возражений правообладателя. При этом по мнению ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) заявитель не подтвердил фактическое осуществление деятельности по оказанию ритуальных услуг начиная с 2021 года, в то время как ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) начало оказывать данный вид услуг с 2022 года и только на территории города Нижнего Новгорода. Указанные обстоятельства, по мнению ООО "ВРК" (ИНН 5256185600), свидетельствуют о том, что ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) и ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) не являются конкурентами и действия ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) не способны нанести ущерб ООО "ВРК" (ИНН 5250042281). Убытки и ущерб заявителю наносят иные хозяйствующие субъекты - ИП Кочетов В.Ю. и ИП Вавилова Ю.В., которые под вывеской заявителя осуществляют свою предпринимательскую деятельность и к которым  ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) надлежит предъявлять соответствующие претензии.

С учетом данных возражений ИП Кочетов В.Ю. и ИП Вавилова Ю.В. были привлечены к участию в деле в качестве лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела.

В ответ на данные возражения ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) сообщило, что помимо  оказания ритуальных услуг, занимается также деятельностью по изготовлению ритуальной продукции, которая поставляется ИП Кочетову В.Ю. (осуществляет деятельность в городах Кстово и Дзержинск) и ИП Вавиловой Ю.В. (осуществляет деятельность в городе Нижнем Новгороде). Данные лица используют коммерческое наименование ООО "ВРК" с согласия правообладателя. Сайт  https://vrk-nmk.ru/vrk/ используется как ООО "ВРК", так и данными предпринимателями. При этом потребители в заблуждение не вводятся, поскольку на данном информационном ресурсе указано, что ритуальная продукция поставляется ИП Кочетовым В.Ю. и ИП Вавиловой Ю.В. Согласно выписке из ЕГРЮЛ Кочетов В.Ю. является одним из учредителей ООО "ВРК" (ИНН 5250042281), в качестве предпринимателя прекратил осуществление деятельности 13.03.2023. При этом данные обстоятельства по своей сути не имеют значения в целях установления наличия нарушения со стороны ООО "ВРК" (ИНН 5256185600), поскольку ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) свою деятельность на рынке оказания ритуальных услуг на территории Нижегородской области начало осуществлять задолго до создания ООО "ВРК" (ИНН 5256185600), соответственно регистрируя организацию с аналогичным наименованием, с аналогичным видом деятельности, с аналогичной территориальной принадлежностью  ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) нарушило положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

В ходе рассмотрения дела ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) в подтверждение факта оказания ритуальных услуг и реализации товаров культового, религиозного значения, похоронных принадлежностей также представило следующие документы:

- соглашения о сотрудничестве заключенные с МОО "Союз десантников России" (соглашение от 23.01.2015), с ООО "Совет ветеранов" (соглашение от  15.01.2015), с НОО "Российский Союз ветеранов" (соглашение от 15.01.2015), с НОО "Российский Союз ветеранов Афганистана" (соглашение от 01.12.2014), протокол собрания совета ветеранов Нижегородской области от 28.04.2022 предметом которых является  сотрудничество и взаимодействие при организации и проведении ритуально-похоронного обеспечения умерших Ветеранов (организация погребения, изготовление и предоставление на возложение к памятникам защитникам Отечества, ветеранам боевых действий траурных венков, изготовление надгробных памятников, участие в создании на муниципальных кладбищах воинских участков и пр.);

- заказ-наряды и квитанции от 11.02.2018 №047200 (заказчик Кислаева Г.В.), от 29.12.2019 №049001 (заказчик Творогова Л.В.), от 02.12.2020 №018653 (заказчик Бондаренко А.Л.), от 05.02.2023 №049003 (заказчик Фокин А.В.), от 05.02.2023 №049005 (заказчик Орлова А.А.) на реализацию похоронных принадлежностей и услуг связанных с погребением и документы об оплате оказанных услуг;

- товарные накладные от 11.01.2021 №69, от 21.01.2021 №94, от 08.02.2021 №154, от 17.02.2021 №137, от 04.03.2021 №173, от 08.04.2021 №237, от 12.04.2021 №223, от 04.05.2021 №272, от 13.05.2021 №283, от 03.06.2021 №329, от 04.06.2021 №339, от 21.07.2021 №422, от 22.07.2021 №452, от 06.08.2021 №473, от 26.08.2021 №483, от 16.09.2021 №533, от 16.09.2021 №551, от 01.10.2021 №631, от 14.10.2021 №600, от 17.11.2021 №736, от 18.11.2021 №715, от 22.12.2021 №805, от 22.11.2021 №809, от 12.01.2022 №УУ-1., от 27.01.2022 №УУ-9, от 15.02.2022 №УУ-43, от 24.02.2022 №УУ-51, от 26.02.2022 №УУ-56, от 03.03.2022 №УУ-120, от 23.03.2022 №УУ-124, от 14.04.2022 №УУ-161, от 25.04.2022 №УУ-182, от 24.05.2022 №УУ-220, от 09.06.2022 №УУ-233, от 22.07.2022 №УУ-259, от 26.07.2022 №УУ-275, от 25.08.2022 №УУ-281, от 12.09.2022 №УУ-307, от 22.09.2022 №УУ-308, от 05.10.2022 №УУ-334, от 11.11.2022 №УУ-364, от 22.12.2022 №УУ-399 на реализацию похоронных принадлежностей ИП Вавиловой Ю.В., от 22.01.2021 №УУ-67, от 15.10.2022 №УУ-370, от 19.04.2022 №УУ-178 на реализацию похоронных принадлежностей и услуг связанных с погребением  в адрес Минфина Нижегородской области, у ООО "Капитал Лайф Страхование Жизни", кассовые чеки об оплате поставленных товаров, оказанных услуг.

Нижегородским УФАС России осуществлен осмотр сайта ООО "ВРК" (ИНН 5256185600), размещенного в сети "Интернет" по адресу: https://ritualvrk.ru. По данному факту составлен акт наблюдения от 13.12.2022.

В ходе проведенного осмотра установлено, что в левом верхнем углу главной страницы сайта https://ritualvrk.ru размещено словосочетание "Военно-ритуальная компания" с использованием графического изображения "Вечного огня", исполненного в сером и красном цвете. В центре указана следующая информация: "ООО "Военно-ритуальная компания", ИНН 5256185600, КПП 525601001, 603057 г.Н.Новгород, ул.Нартова, дом 6, корп.2". Также на сайте указан телефонный номер 423-72-71.

ООО "ВРК" представило в Нижегородское УФАС России  скриншоты сайта uslugi.yandex.ru от 06.04.2023, на которых указана информация: "Андрей Кустов. Нижегородская область. В сети 1 нед. назад. Мы подходим к работе очень ответственно, оформляем всю документацию (договор, заказ-наряд, кассовый чек)...услуги по захоронению тела - 11983 р.  Организация похорон - 11983 р... телефон +7 831 423-72-71".

В ходе рассмотрения дела директор ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) Кустов А.А. сообщил, что на дату регистрации общества под фирменным наименованием ООО "ВРК"  ему было известно о том, что на территории Нижегородской области осуществляет деятельность иная организация с таким же фирменным наименованием - ООО "ВРК" (ИНН 5250042281).

Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ООО "ВРК" (ИНН 5250042281)  и ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) осуществляют деятельность на одном товарном рынке оказания ритуальных услуг на территории Нижегородской области и являются конкурентами. Действия ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) при регистрации общества с фирменным наименованием ООО "Военно-ритуальная компания" направлены на получение необоснованного преимущества за счет уже известного конечному потребителю фирменного наименования ООО "Военно-ритуальная компания".

При этом изменение наименования (14.02.2023) с ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) на ООО "НВРК" (ИНН 5256185600) не свидетельствует о прекращении ответчиком нарушения положений статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку новое фирменное наименование также сходно до степени смешения с наименованием ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) .

Указанные выводы отражены в заключении об обстоятельствах дела от 13.04.2023 №052/01/14.4-3647/2022.

Оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства Нижегородским УФАС России принято решение от 05.05.2023 по делу №052/01/14.4-3647/2022 (резолютивная часть решения оглашена 03.03.2023) о признании действий ООО "НВРК" по регистрации и использованию фирменного наименования ООО "Военно-ритуальная компания" недобросовестной конкуренцией, противоречащей требованиям части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" и о выдаче ООО "НВРК" предписания о прекращении недобросовестной конкуренции.

На основании решения от 05.05.2023 по делу №052/01/14.4-3647/2022 Нижегородским УФАС России выдано предписание от 05.05.2023, в соответствии с которым ООО "НВРК" в срок до 05.08.2023 следует прекратить нарушение части 1  статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в приобретении и использовании исключительного права  на фирменное наименование ООО "Военно-ритуальная компания" при осуществлении деятельности на рынке оказания ритуальных услуг на территории Нижегородской области, для чего: исключить из своего фирменного наименования словосочетание "Военно-ритуальная компания" при осуществлении деятельности на рынке оказания ритуальных услуг на территории Нижегородской области, либо прекратить осуществление предпринимательской деятельности под фирменным наименованием ООО "Нижегородская военно-ритуальная компания" (до 14.02.2023 - ООО "Военно-ритуальная компания") на рынке оказания ритуальных услуг. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Полагая, что решение и предписание противоречат требованиям нормативных актов и нарушают права, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии со статьей 123 Конституции РФ, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является УФАС.

Согласно части 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон №135-ФЗ) под недобросовестной конкуренцией понимаются действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Частью 1 статьи 3 Закона №135-ФЗ установлено, что его действия распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона №135-ФЗ хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Из пункта 7 статьи 4 Закона №135-ФЗ  следует, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона №135-ФЗ недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В части 1 статьи 14.4 Закона №135-ФЗ установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица.

В соответствии со статьями 8 и 10-bis Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в Париже 20.03.1883, ратифицированной СССР 19.09.1968, правопреемником которого является Российская Федерация, установлено, что фирменное наименование охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака, при этом подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

В силу пункта 1 статьи 1225 ГК РФ фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица, которому предоставляется правовая охрана.

Пунктом 1 статьи 1473 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

В силу части 4 статьи 1474 ГК РФ юридическое лицо, нарушившее правила части 3 статьи 1474 ГК РФ, по требованию правообладателя обязано по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки.

В силу пункта 2 статьи 1475 ГК РФ исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (в силу запрета недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты вне зависимости от их положения на рынке при ведении экономической деятельности обязаны воздерживаться от поведения, противоречащего законодательству и (или) сложившимся в гражданском обороте представлениям о добропорядочном, разумном и справедливом поведении.

Нарушение хозяйствующим субъектом при ведении своей деятельности норм гражданского и иного законодательства, в том числе в случае неправомерного использования охраняемого результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, само по себе не означает совершение акта недобросовестной конкуренции.

При рассмотрении спора о нарушении запрета недобросовестной конкуренции должны быть установлены в совокупности: факт осуществления хозяйствующим субъектом действий, способных оказать влияние на состояние конкуренции; отличие избранного хозяйствующим субъектом способа конкуренции на рынке от поведения, которое в подобной ситуации ожидалось бы от любого субъекта, преследующего свой имущественный интерес, но не выходящего за пределы осуществления гражданских прав и честной деловой практики; направленность поведения хозяйствующего субъекта на получение преимущества, в частности имущественной выгоды или возможности ее извлечения, при осуществлении экономической деятельности за счет иных участников рынка, в том числе посредством оказания влияния на выбор покупателей (потребителей), на возможность иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих добросовестно, извлекать преимущество из предложения товаров на рынке, на причинение вреда хозяйствующим субъектам-конкурентам иными подобными способами (например, в результате использования (умаления) чужой деловой репутации).

Для доказывания факта недобросовестной конкуренции необходимо установление как специальных признаков, определенных нормами статей 14.1 - 14.7 Закона №135-ФЗ, так и общих признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 Закона №135-ФЗ, статьей 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Для выявления акта недобросовестной конкуренции необходимо наличие в действиях хозяйствующего субъекта всех признаков недобросовестной конкуренции, установленных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона №135-ФЗ, однако указанный признак не предполагает обязательного доказывания наличия убытков и (или) вреда деловой репутации, достаточно доказать способность причинить убытки и (или) вред деловой репутации.

Как следует из материалов дела, ООО "НВРК" и ООО "ВРК" являются конкурентами на рынке оказания ритуальных услуг на территории Нижегородской области.

Обе организации фактически осуществляют аналогичный вид деятельности по коду ОКВЭД 96.03 на указанном рынке.

В восприятии потенциальных потребителей деятельность ООО "НВРК" и ООО "ВРК" также является аналогичной.

Географические границы определены антимонопольным органом как территория Нижегородской области, что с учетом специфики оказываемых услуг  и отсутствия информации о том, что услуги подлежат оказанию исключительно в границах отдельных субъектов Нижегородской области признается судом обоснованным.

При этом ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) зарегистрировано с фирменным наименованием ООО "ВРК" 13.02.2008 и деятельность на рынке оказания ритуальных услуг на территории Нижегородской области начало осуществлять с 2018 года.

ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) зарегистрировано с фирменным наименованием ООО "ВРК" 11.12.2019 и деятельность на рынке оказания ритуальных услуг на территории Нижегородской области начало осуществлять с 2022 года.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на рынок оказания ритуальных услуг на территории Нижегородской области ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) вошло позднее ООО "ВРК" (ИНН 5250042281).

Кроме того, в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом директор ООО "ВРК" (ИНН 5256185600) Кустов А.А. фактически подтвердил, что на дату регистрации общества под фирменным наименованием ООО "ВРК" ему было известно о том, что на территории Нижегородской области осуществляет деятельность иная организация с с таким же фирменным наименованием.

С учетом изложенного антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "НВРК" (ИНН 5256185600) признаков недобросовестной конкуренции.

Довод заявителя об отсутствии у ООО "ВРК" (ИНН 5250042281) убытков и иных негативных последствий судом не может быть принят во внимание, поскольку в силу прямого указания пункта 9 статьи 4 Закона №135-ФЗ для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления негативных последствий и доказательств нанесения реального ущерба не требуется.

Остальные доводы, приведенные заявителем по существу оспариваемых решения и предписания судом также  рассмотрены и отклонены за необоснованностью.

Что касается доводов заявителя о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения, то суд считает необходимым отметить следующее.

Частью 1 статьи 48.1 Закона №135-ФЗ установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу о нарушении антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с пунктом 3.144 Приказа ФАС России от 25.05.2012 №339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации", заключение об обстоятельствах оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем комиссии и членами комиссии.

Частью 2 статьи 49 Закона №135-ФЗ установлено, что резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела, должна быть подписана всеми членами комиссии, участвовавшими в принятии решения, и приобщена к делу. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Согласно пункту 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 "О некоторых вопросах возникающих в связи с применением антимонопольного законодательства" несоблюдение установленного порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства может являться основанием для признания недействительными решения и (или) предписания антимонопольного органа, вынесенных по результатам рассмотрения дела, если допущенные нарушения являлись существенными, а существенность нарушений оценивается исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны для лица, обратившегося в суд, а также возможного влияния допущенных нарушений на исход дела.

Действительно, 13.04.2023 Комиссией Нижегородского УФАС России оглашена резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства №052/01/14.4-3647/2022 которым ООО "НВРК" признано нарушившим положения части 1 статьи 14.4 №135-ФЗ.

Однако по состоянию на указанную дату Комиссией Нижегородского УФАС России не было исследовано заключение об обстоятельствах дела от 13.04.2023 и лица участвующие в деле, возбужденном по признакам нарушения антимонопольного законодательства, не были ознакомлены с его содержанием.

Соответственно в порядке самоконтроля антимонопольным органом исправлена допущенная ошибка и сторонам была предоставлена возможность ознакомления, после чего, состоялось заседание комиссии Нижегородского УФАС России от 03.05.2023 по результатам которого оглашена резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 03.05.2023 №052/01/14.4-3647/2022 которым ООО "НВРК" признано нарушившим положения части 1 статьи 14.4 №135-ФЗ.

Полный текст решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготовлен Нижегородским УФАС России 05.05.2023.

Выводы изложенные в решении от 05.05.2023 по делу №052/01/14.4-3647/2022, совпадают с выводами, изложенными в заключении.

 Заявитель указывает, что после принятия заключения в материалы антимонопольного дела были представлены дополнительные доказательства.

Однако, вина общества была установлена заключением и представленные дополнительные доказательства на квалификацию правонарушения, изложенную в решении, не повлияли.

Таким образом преждевременное оглашение резолютивной части решения 13.04.2023 не являлось существенным нарушением и не повлекло для заявителя негативных последствий исходя из того, что позиция антимонопольного органа относительно имеющихся в действиях ООО "НВРК" нарушений осталась неизменной, а в заседании Комиссии состоявшемся 03.05.2023 представители ООО "НВРК" принимали участие.

При этом исходя из положений части 2 статьи 49 Закона №135-ФЗ датой принятия  решения является 05.05.2023.

 Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ  в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, в рассматриваемой ситуации основания для признания оспариваемых решения и предписания недействительными отсутствуют.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья                                                                                                            И.С.Волчанская