НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Нижегородской области от 23.12.2014 № А43-20855/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А43-20855/2014

г. Нижний Новгород 29 декабря 2014 года

резолютивная часть объявлена 23 декабря 2014 года

в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Назаровой Елены Алексеевны (шифр 31-457),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волошиной О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «В.Ф. Танкер» (ОГРН 1025203015584, ИНН 5260092210)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода

о признании недействительным решения от 13.05.2014 №062 054 14 РК 0003691,

о признании недействительным требования от 10.06.2014 №06205440139083,
 о признании недействительным решения от 07.07.2014 №062 054 14 ВД 0040842,

при участии:

от заявителя: Орлова Е.В. (доверенность от 23.06.2014), Туманова О.Н. (доверенность от 23.06.2014),

от ответчика: Долгополова Г.В. (доверенность от 09.06.2014 №01/12).

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «В.Ф. Танкер» (далее-ООО «В.Ф. Танкер») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода (далее - Пенсионный Фонд) о признании недействительным решения от 13.05.2014 №062 054 14 РК 0003691, о признании недействительным требования от 10.06.2014 №06205440139083, о признании недействительным решения от 07.07.2014 №062 054 14 ВД 0040842.

Заявитель просит решение от 13.05.2014. № 062 054 14 РК 0003691, а также требование от 10.06.2014 № 06205440139083 и решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов от 07.07.2014г. № 062 054 14 ВД 0040842 отменить, в связи с наличием обстоятельств, исключающих вину Общества в совершении правонарушения (п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона № 212-ФЗ), а именно выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений, данных органом контроля за уплатой страховых взносов, о порядке исчисления и уплаты страховых взносов.

Пенсионный Фонд заявленные требования отклонил, сославшись на законность и обоснованность принятого фондом решения

Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода проведена камеральная проверка ООО «В.Ф. Танкер», по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов. В ходе проверки Пенсионный Фонд пришел к выводу, что обществом допущено нарушение законодательства о страховых взносах, о чем составлен акт от 01.04.2014 №06205430002773, по результатам рассмотрения которого принято решение от 13.05.14 №06205414 РК 0003691 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В адрес истца направлено требование, в котором истцу в срок до 01.07.2014 предлагалось уплатить в Пенсионный Фонд сумму 25416 рублей 16 копеек, составляющих недоимку по страховым взносам, пени и штрафным санкциям.

Страхователь сумму недоимки, пени, штрафные санкции не уплатил, Пенсионный фонд 07.07.2014 принял решение №062 054 14 ВД 0040842 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.

Не согласившись с решениями и требованием страхователь обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным требования от 10.06.2014 №06205440139083, о признании недействительными решений от 07.07.2014 №062 054 14 ВД 0040842, от 13.05.2014 №062 054 14 РК 0003691

Суд, рассмотрев заявленные исковые требования. пришел к выводу ,что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, Общество является плательщиком страховых взносов, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 .. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (а именно подп. 9 - работы на судах морского, речного флота).

С 01 января 2013 года введены дополнительные тарифы страховых взносов, которые для данной категории плательщиков страховых взносов составили 2 %.

При исчислении дополнительных страховых взносов у Общества возник вопрос об определении налоговой базы в связи со спецификой отрасли (плавсостав), а именно включаются ли в льготный стаж и облагаются ли дополнительными страховыми взносами периоды отпусков без сохранения заработной платы (межнавигационный отпуск), учебного отпуска и времени обучения на курсах повышения квалификации, иные периоды.

28 февраля 2013 года Общество обратилось в Управление ПФР за письменными разъяснениями пункта 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ и подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ.

Письмом от 14.03.2013 № 12-07/1491 Управление ПФР направило в адрес заявителя ответ, содержащий рекомендации до получения соответствующего ответа от ПФР России, во избежание начисления пени и штрафов в связи с занижением базы для начисления дополнительных страховых взносов, производить начисление и уплату страховых взносов по дополнительным тарифам в полном объеме (т.е. на все выплаты ).

Общество выполнило данную рекомендацию и начислило дополнительные страховые взносы на все выплаты работникам, письмом от 21.05.2013 № 724/01-01/7 направив в Управление ПФР отчет за 1 квартал 2013 года.

Однако был выдан отрицательный протокол, в связи с чем Управление ПФР письмами от 29.05.2013 № 12-10/4799 и от 03.06.2013 № 12-10/4911 со ссылкой на разъяснения Министерства труда и социальной защиты населения РФ сообщило , что начисление дополнительных страховых взносов следует производить не в полном объеме, а пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ с вредными условиями труда, а также указало еще на ряд особенностей исчисления дополнительных страховых взносов (например, не производится начисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат (в т.ч. премии за прошлые периоды), начисленных в месяце, когда работник не был занят на работах с вредными условиями труда), а также дало рекомендации по отражению сведений в форме СЗВ-6-4.

Этим же письмом Пенсионным Фондом был установлен срок для внесения корректировок в соответствии с новыми указаниями в отчетность по индивидуальным сведениям за 1 квартал 2013 года - до 10.06.2013 г.

В установленный срок Общество письмом от 06.06.2013 № 789/01-01/7 представило отчетность за 1 квартал 2013 года с внесенными соответственно разъяснениям Управления ПФР корректировками. Проверочные программы еще раз выдали ошибку отсутствия льготного стажа при начислении дополнительных страховых взносов по ставке 2%, однако на этот раз Управление ПФР приняло отчет без замечаний.

С учетом требований, изложенных в письме от 06.06.2013 № 789/01-01/7 (т.е. с расчетом на пропорциональной основе и иными особенностями), в последующем были составлены и сданы в Управление ПФР также отчеты за полугодие и за 9 месяцев. Расчет за 9 месяцев был сдан 15.11.2013, никаких замечаний по данным расчетам из Управления ПФР Общество не получало, более того 10.07.2013 письмом № 1000/01-01/04 Общество еще раз обратилось в Управление ПФР за разъяснением по вопросу включения или не включения отдельных периодов работы плавсостава в льготный стаж, на которое ответом от 15.0713 № 62-10/6000 получило разъяснения, аналогичные изложенным в письме ПФР от 06.06.2013 № 789/01-01/7 (согласно которому и производились расчеты).

Однако через 12 дней после сдачи отчета за 9 месяцев, 27.11.2013 Управление ПФР своим письмом № 05-14/613 (которое Общество получило 04.12.2013 ) довело до сведения Общества разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.10.2013 № 17-3/10/2-5998 о том, что начисление дополнительных страховых взносов следует производить на все выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу работников плавсостава (включая суммы за период оплачиваемых дней отдыха, оплату учебного отпуска, основного отпуска) с момента возникновения с работниками трудовых отношений, вне зависимости от навигационного периода работы судов.

В соответствии с данными разъяснениями был сделан перерасчет и 11.02.2014 в Управление ПФР был представлен уточненный расчет за 9 месяцев, в котором сумма страховых взносов, подлежащих начислению по дополнительному тарифу, увеличилась по сравнению с первоначальным расчетом на 116 473,24 рублей,при этом на момент сдачи уточненного расчета за 9 месяцев у Общества образовалась переплата, что подтверждается Управлением ПФР.

Данное увеличение суммы страховых взносов вызвано тем, что вышеуказанным письмом Управления ПФР от 27.11.2013 № 05-14/613 расширена база для начисления дополнительных страховых взносов. Несмотря на возражения Общества о том, что оно неукоснительно выполняло разъяснения Управления ПФР, оно было привлечено к ответственности за указанные действия решением от 13.05.2014 № 062 054 14 РК 0003691.

Суд считает, что привлечение к ответственности и начисление пеней является неправомерным в силу следующих обстоятельств.

Вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в настоящее время регулируются вступившим в силу с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонда обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам (а в редакции, действующей с 01.01.2011, - в рамках трудовых отношений) и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.

В силу п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 5 и 7 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В ч. 9 Закона N 212-ФЗ также установлено правило, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения, признается: выполнение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных конкретному лицу или неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Таким образом, в силу прямого указания закона, при выполнении плательщиком взносов письменных разъяснений контролирующего органа, по смыслу и содержанию относящихся к периодам, в которых совершено правонарушение, требование о начислении пени и санкций не подлежит применению.

Учитывая изложенное исковые требования заявителя подлежат удовлетворению.

Расходы по делу на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода от 13.05.2014 №062 054 14 РК 0003691 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, требование об уплате недоимки от 10.06.2014 №06205440139083, решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов от 07.07.2014 №062 054 14 ВД 0040842.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода в пользу общества с ограниченной ответственностью «В.Ф. Танкер» (ОГРН 1025203015584, ИНН 5260092210) 6 000 рублей государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд г.Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа г.Н.Новгород в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда г.Владимир или Первый арбитражный апелляционный суд г.Владимир отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.А. Назарова