АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-5911/2015
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2015 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-90),
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кабановой О.М.,
рассмотрев в открытом в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Строитель-П», г. Нижний Новгород, об отмене постановления Министерства строительства Нижегородской области от 18.02.2015г. по делу об административном правонарушении, совершенном в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости №16,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Дудкина Н.И. (по доверенности от 19 сентября 2014 года);
от административного органа: Масленковой Т.В. (по доверенности от 29 августа 2014 года),
установил:
заявитель просит отменить постановление по делу об административном правонарушении от 18.02.2015г. №16, вынесенное Министерством строительства Нижегородской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Строитель-П» Министерством строительства Нижегородской области по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.
В ходе судебного заседания представитель Общества поддержал заявленное требование по доводам, изложенным в заявлении. В обоснование заявленного требования общество указывает, что не указание в проектной декларации 14-15-16 этажного дома жилого дома №3 по адресу: г.Н.Новгород, Приокский район, на пересечении улиц Голованова и Вятской, информации о помещении общественного назначения допущено в связи с технической ошибкой. Также, заявитель отмечает, что совершенное правонарушение является формальным, не повлекло никаких неблагоприятных последствий, не причинило никакого вреда третьим лицам, нарушение на момент вынесения оспариваемого устранено и размер назначенного штрафа не соразмерен совершенному правонарушению. В связи с чем, просит признать совершенное правонарушение малозначительным.
Кроме того, заявитель указывает, что в отношении директора Общества по факту совершения этого же административного правонарушения также вынесено постановление (№22 от 18.02.2015г.), согласно которому данное правонарушение признано малозначительным.
Подробно позиция заявителя изложена в заявлении, дополнении к заявлению и поддержана представителем в ходе судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица с заявленным требованием не согласилась, считает, что в рассматриваемом случае отсутствуют исключительные основания для признания правонарушения малозначительным.
Подробно позиция заинтересованного лица изложена в отзыве на заявление и поддержана представителем в судебном заседании.
Изучив материалы дела, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению в силу малозначительности правонарушения.
Министерством строительства Нижегородской области на основании приказа от 17.11.2014г. №71/од проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО «Фирма «Строитель-П» обязательных требований, установленных Федеральным законом №214-ФЗ от 30.12.2004г. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также документов Общества, используемых при осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников строительства (создания) 6 этажного жилого дома, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Приокский район, на пересечении улиц Голованова и Вятской, 6-10 этажного 6-секционного жилого дома по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Приокский район, ул.Голованова (Объект №1) и 14-15-16 этажного жилого дома №3 по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Приокский район, на пересечении улиц Голованова и Вятской (Объект №2).
В ходе проверки установлено, что в проектной декларации Общества по Объекту №2 и изменениях к ней, размещенной застройщиком (ООО «Фирма «Строитель») на сайте www.domostroynn.ru 30.07.2014г. отсутствует информация о помещении общественного назначения.
Усматривая в действии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, должностным лицом Министерства строительства Нижегородской области 05 февраля 2015 года, в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление №60300082519035), в присутствии представителя Общества по доверенности от 04.02.2015г. Гусевой С.В. составлен протокол об административном правонарушении, совершенном в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости №9.
18 февраля 2015 года, Первым заместителем министра строительства Нижегородской области, в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте вынесения постановления (Протокол №9 от 05.02.2015г.), вынесено Постановление №16 по делу об административном правонарушении, совершенном в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Данным постановлением Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным Постановлением от 18 февраля 2015 года, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.
Согласно частям 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 21 марта 2014 года № 185 «О передаче функций контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Нижегородской области, по предоставлению мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) заказчиков (застройщиков) на территории Нижегородской области, а также обеспечения переселения граждан из признанных в установленном порядке непригодными для проживания жилых помещений, аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домов жилищного фонда Нижегородской области» функция контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Нижегородской области передана Министерству строительства Нижегородской области.
Согласно части 11 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе, поступление в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, о фактах нарушения требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа, актов органов местного самоуправления.
В силу пункта 4 части 6 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство, вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в определенный статьей 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует и подтверждено заявителем в ходе судебного заседания, что внеплановая документарная проверка проведена административным органом в связи с поступлением в Министерство жалобы.
Таким образом, Проверка проведена уполномоченным лицом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) предусмотрено, что застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с названным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В силу части 1 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства.
Согласно части 2 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") не позднее чем за 14 дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона контролирующий орган. Застройщик вправе не опубликовывать в средствах массовой информации и (или) не размещать в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что 30 июля 2014 года застройщиком (ООО «Фирма «Строитель-П») на сайте www.domostroynn.ru размещена проектная декларация по Объекту №2 (14-15-16 этажный жилой дом №3 по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Приокский район, на пересечении улиц Голованова и Вятской).
Вместе с тем, размещенная проектная декларация не содержала информации о помещении общественного назначения (офис №1 площадью 130,13кв.м. в цокольном этаже 4 секции).
Следовательно, опубликованная проектная декларация содержала не полную информацию об объекте строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверной информации.
При этом субъектом правонарушения является застройщик многоквартирного дома.
Довод заявителя о том, что Общество не обязано было размещать в сети «Интернет» проектную декларацию судом отклоняется, поскольку в любом случае опубликованная застройщиком в средствах массовой информации проектная декларация должна содержать полную и достоверную информацию, вне зависимости от того, опубликована она в силу возложенной законом на застройщика обязанности или по желанию самого застройщика.
На основании изложенного, суд находит правомерным вывод Министерства строительства Нижегородской области о совершении Обществом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.28 КоАП.
Вместе с тем, исходя из обстоятельств данного конкретного дела, арбитражный суд считает возможным применить к спорной ситуации положения ст.2.9 КоАП РФ.
Согласно названной статье, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Положения о возможности признания административного правонарушения малозначительным направлено на обеспечения справедливости административной ответственности, исключения случаев назначения административных наказаний тогда, когда в этом не имеется необходимости.
Назначение административного наказания заявителю в данном конкретном деле не приведет к обеспечению целей административной ответственности в правовом государстве, установленным ст. 1.2, 3.1 КоАП РФ. Согласно названным положениям федерального законодательства, административная ответственность как сложное правовое явление характеризуется не только своей карательной функцией, но и функцией стимулирования позитивного развития охраняемых отношений, раскрывающей социальную ценность административной ответственности как средства, обеспечивающего становление правопорядка и дисциплины. В силу ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание как мера административной ответственности применяется в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании изложенного, исходя из целей и общих правил назначения наказания, оценив обстоятельства и характер совершенного нарушения, в том числе степень вины правонарушителя, учитывая, что нарушение в кратчайшие сроки устранено (о чем указано в оспариваемом постановлении), отсутствие негативных последствий, ущерба третьим лицам и государству, принимая во внимание, что ранее Общество за однородные правонарушения к административной ответственности не привлекалось, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации возможно применить понятие малозначительности, отменив при этом оспариваемое постановление.
При этом суд отмечает, что и при освобождении ответчика от административной ответственности ввиду применения статьи 2.9 КоАП РФ достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности, поскольку к нарушителю применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобного нарушения впредь.
Вопрос о государственной пошлине не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 167 — 170, 180 — 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
постановление Министерства строительства Нижегородской области от 18.02.2015г. по делу об административном правонарушении, совершенном в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости №16, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Строитель-П», г. Нижний Новгород (ИНН 5261025464), отменить.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дней с момента его принятия.
Судья Л.В. Соколова