НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Нижегородской области от 18.03.2014 № А43-22042/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-22042/2013

г. Нижний Новгород 02 апреля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 02 апреля 2014 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр 51-531),

при ведении протокола помощником судьи Ниязовой С.С., по окончанию перерыва секретарем судебного заседания Полуничевой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело:

- по заявлению администрации Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области (ОГРН1105229000271, ИНН5213005010), с.Ветошкино Гагинского района Нижегородской области, о признании незаконными решения управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 15.07.2013 по делу №155-ФАС52-04/2013 и предписания от 15.07.2013 по тому же делу;

- по заявлению открытого акционерного общества «Починковский хозрасчетный ремонтно-строительный участок» (ОГРН1025200914716, ИНН5227000163), с.Починки Нижегородской области, о признании незаконным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 15.07.2013 №155-ФАС52-04/2013 о нарушении антимонопольного законодательства в части признания ОАО «Починковский ХРСУ» нарушившим статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции» в виде заключения соглашения, которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов,

при привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области,

при участии представителей:

от администрации Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области – Гусева Е.А., доверенность от 02.04.2012;

от ОАО «Починковский хозрасчетный ремонтно-строительный участок» – Комарова С.В., доверенность от 02.10.2013;

от заинтересованного лица – Григорян Т.Н., доверенность от 26.03.2013;

от администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области - Гусева Е.А., доверенность от 26.08.2011,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратились: администрация Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области (далее – администрация сельсовета), с заявлением о признании незаконными решения управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 15.07.2013 по делу №155-ФАС52-04/2013 и предписания от 15.07.2013 по тому же делу; ОАО «Починковский хозрасчетный ремонтно-строительный участок» (далее – Общество), с заявлением о признании незаконным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 15.07.2013 №155-ФАС52-04/2013 о нарушении антимонопольного законодательства в части признания ОАО «Починковский ХРСУ» нарушившим статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции» в виде заключения соглашения, которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено, администрация Гагинского муниципального района Нижегородской области (далее – администрация района).

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв. В назначенное время судебное заседание продолжено.

В обоснование своих требований заявители пояснили, что администрация в заявке, представленной в Министерство социальной политики Нижегородской области, лишь высказала предположение, о том что застройщиком будет ОАО «Починковский ХРСУ».

Предположение было основано на том, что в ближайших районах области на начало 2012 не имелось фирм – застройщиков по строительству многоквартирных жилых домов.

Кроме того, по их мнению, вывод УФАС, что для направления сведений в Министерство социальной политики Нижегородской области Администрации требовалось получение предварительного согласия Общества на осуществление им строительства домов, что предполагало совместное обсуждение связанных с этим вопросов и выбор способа реализации достигнутой договоренности в рамках предъявленных действующим законодательством требований, является необоснованный и не подтвержден материалами дела, так как комиссия УФАС высказывает предположение о совместном обсуждении вопросов.

Между тем, комиссия УФАС не представила и в материалах дела не имеется доказательств совместного обсуждения вопросов по выбору способа реализации достигнутой договоренности между администрацией Гагинского муниципального района Нижегородской области, администрацией Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области и ОАО «Починковский ХРСУ». О какой именно договоренности идет речь, материалами далее не подтверждено.

Заявители также считают, что выводы решения комиссии УФАС о том, что количество земельных участков, которые определены для застройки, значительно больше количества земельных участков, выделяемых органом местного самоуправления из муниципальной собственности хозяйствующему субъекту, не могут свидетельствовать о наличии договоренности о том, что земельные участки, расположенные по адресам: с. Ветошкино, улица Кооперативная, дом 91, дом 71 и дом 97, участок вблизи дома 95 на той же улице, будут самостоятельно приобретены хозяйствующим субъектом для осуществления строительства. Об отсутствии указанной договоренности свидетельствует то, что ОАО «Починковский ХРСУ» приобрело в собственность земельные участки по адресам: село Ветошкино, улица кооперативная, дом 117 и дом 71, а земельные участки по адресам с.Ветошкино, улица Кооперативная, дом 91, 97, вблизи дома 95 так и не были приобретены в собственность ОАО «Починковский ХРСУ».

Также, по мнению администрации сельсовета, антимонопольный орган не указал, какими именно действиями администрация ограничила доступ к участию в торгах.

Представитель УФАС с заявленными требованиями не согласен, считает ОАО «Починковский ХРСУ» нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 -ФЗ «О защите конкуренции», и администрацию Ветошкинского сельского совета Гагинского муниципального района Нижегородской области нарушившей часть 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд пришел к мнению, что требования заявителя необоснованны и подлежат отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 27.02.2013 № 80 было возбужденно дело №155-ФАС52-04/2013.

По результатам мониторинга по делу УФАС вынесло решение от 15.07.2013, которым Общество было признано нарушившим статью 16 ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения, которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, а Администрация сельсовета признана нарушившей часть 2 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в совершении действий, которые привели к ограничению доступа хозяйствующих субъектов к участию в торгах на право заключить муниципальный контракт на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для переселения граждан Ветошкинского сельского совета Гагинского муниципального района Нижегородской области из аварийного жилищного фонда.

15.07.2013 Комиссией УФАС было выдано предписание по делу №155-ФАС52-04/2013 Администрации о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Не согласившись с оспариваемым решением и предписанием, считая их не соответствующими нормам действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы заявителей, Администрация сельсовета и Общество обратились в суд с рассматриваемыми заявлениями.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статья 4 Закона о защите конкуренции указывает, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения, в том числе, между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В части 2 статьи 17 названного Закона предусмотрено, что помимо установленных частью 1 этой статьи запретов, при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрения ресурсосберегающих технологий в Российской Федерации принят Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства». Указанный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры. В частности, законом предусмотрено создание государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), в функции которого входит, в том числе принятие решений о предоставлении субъектам Российской Федерации финансовой поддержки на перечисленные выше цели.

Одним из обязательных условий предоставления такой финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. На территории Нижегородской области такая программа утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 7 февраля 2012 года №60 (в настоящее время действует в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 13.02.2013 №82).

Согласно разделу 2 региональной адресной программы ее участниками могут стать муниципальные образования Нижегородской области, удовлетворяющие, в числе прочего, следующим условиям:

- на территории таких муниципальных образований находятся многоквартирные дома, признанные аварийными до 1 января 2010 года;

- на территории таких муниципальных образований осуществляется (будет осуществляться) строительство малоэтажных многоквартирных жилых домов, перечисленных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и планируемые сроки завершения строительства которых не превышают планируемые сроки завершения реализации региональной адресной программы.

Далее региональной адресной программой предусмотрено, что мероприятия по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований за счет предоставления жилых благоустроенных помещений во вновь построенных малоэтажных многоквартирных домах путем:

а) заключения договоров социального найма в связи с выселением в
 порядке, установленном статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской
 Федерации;

б) заключения договоров мены взамен изымаемых у собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному
 образованию) в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса
 Российской Федерации.

При этом органы местного самоуправления муниципальных образований для переселения граждан в рамках реализации региональной адресной программы осуществляют:

а) приобретение жилых помещений у застройщиков в малоэтажных
многоквартирных домах (в том числе в малоэтажных многоквартирных домах, и строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), на основании договоров участия в долевом строительстве, а также по договорам соинвестирования на основе законодательства Российской Федерации об инвестиционной деятельности;

б) строительство (возведение) малоэтажных многоквартирных домов с
 привлечением подрядных организаций, все помещения в которых будут
 переданы в муниципальную собственность.

Также региональной адресной программой определено, что органами местного самоуправления выполняется приобретение жилых помещений и строительство малоэтажных многоквартирных домов на средства местного бюджета, в том числе за счет субсидий, предусмотренных региональной адресной программой, по муниципальным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Как следует из материалов дела, 19.01.2012 Ветошкинский сельский совет Гагинского муниципального района Нижегородской области направил заявку на получение финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В частности, в Министерство социальной политики Нижегородской области направлены сведения относительно одного жилого дома, расположенного в селе Ветошкино на улице Молодежной, дом 2, состояние которого признано аварийным в 2009 году.

Данный дом включен в региональную адресную программу и на его расселение выделены денежные средства с учетом средств дополнительного финансирования улучшения жилищных условий переселяемых граждан в сумме 43 560 160 рублей.

06.04.2012 Министерство социальной политики Нижегородской области, администрация Гагинского муниципального района Нижегородской области и администрация Ветошкинского сельского совета Гагинского муниципального района Нижегородской области заключили соглашение о реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 год» №392 (далее - Соглашение).

В соответствии с Соглашением Министерство социальной политики Нижегородской области обязывалось в установленном порядке перечислить в бюджет администрации Гагинского района для администрации Ветошкинского сельского совета:

- денежные средства Фонда в объеме, рассчитанном в соответствии с региональной адресной программой;

- средства областного бюджета на обеспечение обязательной доли долевого финансирования, установленного региональной адресной программой;

- средства областного бюджета на улучшение жилищных условий граждан.

Администрация Гагинского района согласно пункту 2.3 Соглашения обязывалась перечислить данные субсидии в виде межбюджетных трансферов в бюджет администрации Ветошкинского сельского совета, и, кроме прочего, обеспечить контроль над исполнением администрацией Ветошкинского сельского совета обязательств, установленных данным Соглашением.

Соответственно, в обязанности администрации Ветошкинского сельского совета вменено расходование полученных субсидий, а также средств местного бюджета на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2010 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и включенных в адресный перечень региональной адресной программы.

Как пояснялось представителем Администрации в ходе рассмотрения настоящего и антимонопольного дела, на территории муниципального образования Ветошкинский сельский совет не имелось жилых помещений, которые могли бы быть использованы для расселения граждан из аварийного дома, кроме многоквартирного дома, строительство которого осуществлено ОАО «Починковскому ХРСУ».

В этой связи Администрации надлежало осуществить выбор подрядной организации для строительства малоэтажных многоквартирных домов, приобрести построенные помещения в муниципальную собственность и заключить договоры мены (социального найма) с расселяемыми гражданами.

Антимонопольным органом верно сделан вывод, что в сложившейся ситуации и во исполнение требований действующего законодательства администрации сельсовета надлежало разместить муниципальный заказ на выбор подрядной организации для строительства жилых помещений в целях расселения жителей аварийного дома и на конкурсной основе определить застройщика. По правилам пункта 5 части 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации лицу, с которым заключен муниципальный контракт на строительство объектов недвижимости, осуществляемых полностью за счет средств бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, земельные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование на срок строительства объекта недвижимости. В данном случае совершение действий по выделению земельных участков для строительства входило в компетенцию администрации района.

Иными словами, право на осуществление строительства жилых домов, которые в последующем будут приобретены в муниципальную собственность, может быть получено только на конкурсной основе, что обеспечивает равные условия для хозяйствующих субъектов, действующих на рынке строительства.

Однако, в настоящем случае фактические обстоятельства и материалы дела указывают на то, что подрядная организация для строительства жилых домов в Ветошкинском сельском совете (ОАО «Починковский ХРСУ») выбрана Администрацией, минуя конкурсные процедуры. ОАО «Починковскому ХРСУ» созданы преимущественные условия предпринимательской деятельности, а выход на рынок иных потенциальных застройщиков был невозможным. При этом в рассматриваемом случае имелась согласованность действий между администрацией Ветошкинского сельского совета, администрацией Гагинского района и ОАО «Починковский ХРСУ», которая привела к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции на товарном рынке.

Из материалов дела следует, что одновременно с заявкой на включение муниципального образования Ветошкинский сельский совет Гагинского района Нижегородской области в региональную адресную программу 19.01.2012 в Министерство социальной политики Нижегородской области направлена информация о предполагаемом застройщике (в качестве застройщика определено ОАО «Починковский ХРСУ»), а также сведения о месте нахождении домов, в которых возможно приобрести жилые помещения не позднее 31.12.2012 (с. Ветошкино, ул. Кооперативная, д.62, д.28, д.71, д.97, ул. Школьная, д.1 Б, ул. Молодежная, д. 14, д. 15, д. 16, д. 17). Между тем в январе 2012 года на территории Ветошкинского сельского совета не имелось построенных или строящихся жилых домов, которые можно было бы использовать для расселения граждан, кроме того, каких-либо публичных процедур (торгов) по выбору подрядной организации органами местного самоуправления также не проводилось, муниципальный контакт на строительство домов с ОАО «Починковкий ХРСУ» заключен не был.

В связи с этим для направления вышеуказанных сведений в Министерство социальной политики Нижегородской области органам местного самоуправления требовалось получение предварительного согласия ОАО «Починковский ХРСУ» на осуществление им строительства домов, что предполагало совместное обсуждение связанных с этим вопросов и выбор способа реализации достигнутой договоренности в рамках предъявляемых действующим законодательством требований. Как подтверждают материалы дела, Администрация и Общество пришли к выводу о возможности применения в рассматриваемой ситуации положений пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», то есть возможности размещения муниципального заказа у единственного поставщика.

Согласно положениям пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие обстоятельств непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Так, в целях реализации достигнутой договоренности администрация сельсовета не стала размещать муниципальный заказ на выбор строительной организации, соответственно аукцион, который бы обеспечил равный доступ на рынок хозяйствующих субъектов, не проводился.

28.04.2012 состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Гагинского района, которой надлежало разрешить единственный вопрос, сформулированный в повестке для следующим образом: «О  признании жилого многоквартирного дома по адресу: с. Ветошкино, ул. Молодежная, д.2 непригодным для проживания». Из содержания протокола комиссии следует, что обсуждался вопрос о возможности объявить сложившуюся ситуацию (аварийное состояние жилого дома) обстоятельством непреодолимой силы, требующим применения незамедлительных мер реагирования.

Председателем данной комиссии и единственным докладчиком стал глава администрации района, который доложил, что обследование несущих конструкций жилого дома выявило значительные дефекты, вследствие которых дальнейшая безопасная эксплуатация здания стала невозможной; плиты перекрытия, покрытия и лестничные конструкции находятся в аварийном состоянии вследствие чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

По итогам заседания комиссия решила:

1. Признать жилой многоквартирный дом по адресу: Нижегородская область, Гагинский район, с.Ветошкино, ул.Молодежная, д.2 непригодным для проживания и подлежащим сносу, вследствие факторов природного, техногенного характера, непреодолимой силы.

2. В связи с аварийно-техническим состоянием многоквартирного дома по адресу: Нижегородская область, Гагинский район, с.Ветошкино, ул.Молодежная, д.2 вследствие факторов техногенного характера, в связи с угрозой обрушения дома признать сложившуюся ситуацию чрезвычайной.

3. В целях безопасности жизни и здоровья граждан, ликвидации последствий непреодолимой силы принять срочные меры к расселению жильцов многоквартирного жилого дома по адресу: Нижегородская область, Гагинский район, с.Ветошкино, ул.Молодежная, д.2 - посредством срочного строительства жилых домов.

4. В связи с возникновением потребности в срочном строительстве жилых домов вследствие непреодолимой силы заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ на строительство жилых домов в селе Ветошкино с единственным подрядчиком – Общество зарекомендовавшим себя на рынке строительства жилых домов добросовестным подрядчиком в порядке, предусмотренном статьей 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» зарекомендовавшим себя на рынке строительства жилых домов добросовестным подрядчиком в порядке, предусмотренном статьей 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд».

5. На основании заключенного муниципального контракта на выполнение подрядных работ на строительство многоквартирных домов предоставить ОАО «Починковский ХРСУ» земельные участки в безвозмездное срочное пользование на срок строительства жилых домов.

Из протокола поименованной комиссии от 28.04.2012 №8 следует, что в своем выступлении глава администрации Гагинского района апеллировал к техническому отчету «Обследование и оценка технического состояния несущих строительных конструкций», и только на основании выводов данного документа комиссия пришла к указанному выше решению.

При этом установлено, что данный технический отчет подготовлен ООО «Стройэксперт» по заказу ОАО «Починковский ХРСУ» на основании договора от 16.03.2012 №22/03-12-0 стоимость работ составила 98500 рублей.

Из технического отчета следует, что он содержит детальную информацию о наличии дефектов в обследованном жилом доме, а также рекомендации по их устранению в случае осуществления капитального ремонта. Однако проведение капитального ремонта данного дома как такового не планировалось. Другим выводом, который отражен в техническом отчете, является вывод о том, что дальнейшее проживание граждан в аварийном доме небезопасно, и именно на это обстоятельство обратил внимание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций глава администрации Гагинского района.

Приведенные фактические обстоятельства указывают на то, что техническое обследование многоквартирного дома заказано ОАО «Починковский ХРСУ» с единственной целью использования полученных результатов главой администрации района в качестве обоснования своих действий по размещению муниципального заказа у единственного поставщика.

03.05.2012 администрация района издала постановление №412 «О заключении муниципального контракта на строительство жилых домов и предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование».

В пункте 1 данного документа администрация района постановила заключить с Обществом муниципальный контракт на выполнение подрядных работ на строительство жилых домов по следующим адресам: село Ветошкино, ул. Кооперативная, д.62, д.28, д.71, д. 91, д. 97, д. 117, вблизи дома 95, ул. Молодежная, д.14, д.15, д.16, д.17, ул. Школьная, д.1 «б».

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления на основании заключенного муниципального контракта на выполнение подрядных работ на строительство жилых домов требовалось предоставить Обществу в безвозмездное срочное пользование на срок строительства жилых домов земельные участки по адресам: с. Ветошкино, ул. Кооперативная, д.62, д.117,д. 28, ул. Молодежная, д. 14, д. 15, д. 16, д. 17, ул. Школьная, д.1 «б».

Из содержания данного документа следует, что количество земельных участков, которые определены для застройки значительно больше количества земельных участков выделяемых органом местного самоуправления из муниципальной собственности хозяйствующему субъекту.

Суд считает, что изложенная ситуация указывает на наличие договоренности о том, что земельные участки, расположенные по адресам: с. Ветошкино, ул. Кооперативная, д. 91, д.71, д.97, участок вблизи дома 95 на той же улице и не находящиеся в муниципальной собственности, будут самостоятельно приобретены хозяйствующим субъектом для осуществления строительства.

В дальнейшем, что подтверждает приведенный вывод, ОАО «Починковский ХРСУ» приобрело в собственность у физических лиц земельные участки по адресам: с . Ветошкино, ул. Кооперативная, д.117 и д.71.

Тем не менее, как следует из материалов дела, муниципальный контракт на выполнение подрядных работ на строительство жилых домов с Обществом не заключался и, соответственно, обозначенные в постановлении администрации района от 03.05.2012 №412 земельные участки указанному хозяйствующему субъекту в безвозмездное срочное пользование не переданы.

В такой ситуации органам местного самоуправления надлежало совершить предусмотренные законодательством действия и выбрать застройщика на конкурсной основе. Однако администрация сельсовета и администрация района поступили иначе.

Таким образом, комиссия антимонопольного органа правомерно пришла к выводу о том, что действия органов местного самоуправления не могли быть осуществлены без предварительной договоренности, в которой также принимало участие и Общество.

Аукцион по выбору подрядной организации для строительства жилых домов для расселения граждан администрацией сельсовета вновь не проводился. И при этом, как указывалось выше, Общество не получило искомые земельные участки для строительства.

Но, несмотря на отсутствие у Общества правоустанавливающих документов, администрация района 22.05.2012 года выдала ему разрешения на строительство трехквартирных жилых домов. Разрешения выданы в отношении земельных участков, располагающихся по следующим адресам: с. Ветошкино, ул. Кооперативная д.28, д.62, ул. Молодежная, д. 16, д. 18, д. 15, д. 14, ул. Школьная, д.1Б. Вместе с тем предоставление в орган местного самоуправления правоустанавливающих документов на земельные участки в соответствии с частью 7 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является обязательным условием для получения разрешений на строительство.

09.06.2012 земельные участки выделены в аренду ОАО «Починковский ХРСУ» для жилищного строительства, при этом торгов на право заключения договора аренды земельных участков в соответствии с частью 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации не проводилось.

Решением Нижегородского УФАС от 26.09.2012 года по делу № 1179-ФАС52-10/12 администрация Гагинского муниципального района Нижегородской области была признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части принятия акта, нарушающего антимонопольное законодательство, а именно, по изданию постановления от 03.05.2012 № 412 «О заключении муниципального контракта на строительство жилых домов и предоставлении земельных участков в безвозмездное строчное пользование» и по передаче земельных участков без проведения торгов.

В связи с вышеизложенным, администрация района расторгла договоры аренды земельных участков с ОАО «Починковский ХРСУ», однако заключила с данным хозяйствующим субъектом договоры безвозмездного срочного пользования в отношении тех же участков.

УФАС верно сделан вывод о наличии в действиях администрации района неоднократного нарушения положения действующего законодательства (Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О защите конкуренции»), при этом установленные нарушения явились следствием совершения органом местного самоуправления согласованных с ОАО «Починковский ХРСУ» действий, промежуточной целью которых было выделение земельных участков именно Обществу.

Антимонопольный орган провел анализ документов, подготовленных администрацией района при предоставлении хозяйствующему субъекту земельных участков, и пришел к выводу, что и в договорах аренды и в договорах безвозмездного срочного пользования имелись положения, непосредственно указывающие на цель выделения земельных участков «для строительства домов по расселению многоквартирного дома».

Таким образом, администрация района выделяла земельные участки Обществу с конкретной целью обеспечить строительство домов в рамках реализации региональной адресной программы. Такие действия предполагают уверенность в том, что Общество необходимые дома построит, а администрация сельсовета их приобретет в муниципальную собственность.

Что касается действий ОАО «Починковский ХРСУ», то согласно пояснениям его представителя с июля 2012 года Общество приступило к строительству жилых домов, удовлетворяющих требованиям региональной адресной программы. В частности ОАО «Починковское ХРСУ» построило именно такое количество домов, которое необходимо для расселения граждан, проживающих в 27 квартирах аварийного дома, соотношение однокомнатных, двухкомнатных и трехкомнатных строящихся квартир, а также их площади идентичны условиям региональной адресной программы.

Как указывалось выше, Общество самостоятельно осуществило поиск двух земельных участков для строительства жилых домов и приобрело их у физических лиц в собственность. Земельный участок, расположенный по адресу: с. Ветошкино, ул. Кооперативная, д. 117, - приобретен ОАО «Починковский ХРСУ» у Паничева Н.Ю. по договору купли-продажи от 16.07.2012.

Другой земельный участок, расположенный по адресу: с. Ветошкино, ул. Кооперативная, д. 71, - приобретен ОАО «Починковский ХРСУ» у Хорева В.А. по договору купли-продажи от 04.05.2012, и в отношении данного обстоятельства дополнительно требуется учесть следующее.

Антимонопольным органом установлено, что Хорев В.А. являлся одним из 72 жителей аварийного дома, которые подлежали расселению в 2012 году в рамках региональной адресной программы. Принадлежащий ему земельный участок определен в качестве места будущего строительства дома не позднее января 2012 года (сведения о данном земельном участке, на котором планировалось осуществить возведение жилого дома, направлены в Министерство социальной политики Нижегородской области 19.01.2012 вместе с заявкой на получение денежной субсидии). Подтверждается, что Хорев В.А. в последующем переселился в одну из квартир жилого дома, построенного именно по данному адресу.

Вышеизложенное также свидетельствует о наличии согласованных действий Общества и администрации района, в данном случае подтверждается, что указанные лица обсуждали вопросы о месте нахождения домов, которые будут построены в ходе участия в региональной адресной программе.

Однако поскольку именно администрация сельсовета выступала получателем бюджетных средств и именно в ее компетенцию входило их расходование (то есть заключение соответствующего муниципального контракта), без участия данного органа местного самоуправления согласованные действия администрации района и ОАО «Починковский ХРСУ» были бы невозможными.

31.10.2012 опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для переселения граждан Ветошкинского сельсовета Гагинского района Нижегородской области из аварийного жилищного фонда, заказчиком аукциона выступила администрация сельсовета.

Из документации открытого аукциона следовало, что администрация сельсовета намерена приобрести 27 благоустроенных квартир для расселения жителей аварийного дома. При этом один из критериев к приобретаемым помещениям администрация сельсовета определила как срок их постройки, обозначив при этом, что они должны быть введены в эксплуатацию не позднее 2012 года. Однако иных строительных работ по возведению многоквартирных жилых домов на территории Ветошкинского сельского совета помимо строительства, осуществляемого ОАО «Починковский ХРСУ», в 2012 году не велось.

Заказ на приобретение 27 квартир сформирован одним лотом, что означает, что участие в аукционе могло принять только лицо, в собственности которого одновременно находилось именно такое количество квартир, возможность участия в аукционе иных лиц (владеющих меньшим количеством квартир) была исключена.

В итоге заявку на участие в данные торгах направило только ОАО «Починковский ХРСУ».

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация сельсовета при проведении торгов имела намерение приобрести жилые помещения именно у ОАО «Починковский ХРСУ».

Частью 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления при проведение торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение допуска к участию в торгах.

Поскольку в рассматриваемом случае допуск к участию в торгах на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для переселения граждан Ветошкинского сельсовета Гагинского района Нижегородской области из аварийного жилищного фонда был ограничен для всех хозяйствующих субъектов за исключением ОАО «Починковский ХРСУ», комиссия антимонопольного органа верно пришла к выводу, что администрация сельсовета нарушила часть 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Вывод о том, что администрация сельсовета заранее знала о результатах электронного аукциона, также находит подтверждение в следующем.

15.10.2012, то есть до момента опубликования извещения о проведении аукциона и до момента заключения муниципального контракта с его победителем, глава Ветошкинского сельского совета созывает сход граждан - жителей аварийного дома. В соответствии с представленным в материалы дела протоколом данного схода обсуждению подлежали два вопроса:

1) о согласии на переселение из аварийного дома №2 ул. Молодежная с Ветошкино;

2) о распределении жилой площади». По обоим вопросам докладчиком стал глава администрации Ветошкинксого сельского совета.

В итоге сход решил:

1. Дать согласие на переселение из аварийного дома №2 ул. Молодежной, с. Ветошкино;

2. Распределить жилые помещения среди граждан, переселяемых из аварийного дома №2 ул. Молодежная с. Ветошкино согласно списку.

К протоколу схода прилагается таблица, содержащая следующую информацию: фамилия, имя, отчество расселяемых граждан, адрес принадлежащего им помещения и его общая площадь, адрес и площадь предоставляемого помещения.

Таким образом, следует вывод, что еще до проведения аукциона администрация сельсовета по согласованию с жителями аварийного дома распределила жилые помещения, построенные Обществом.

Довод Общества, что антимонопольным орган рассмотрен только один протокол от 15.10.2012, в то время как в материалы дела представлено два, в том числе и от 12.12.2012, суд считает несостоятельным.

В материалах дела действительно имеются два протокола, одинакового содержания и от одной даты 15.10.2012, единственное их различие в дате приложения (в одном от 15.10.2013, в другом от 12.12.2012) - списка граждан переселяемых из аварийного дома. Общество сообщило, что второй протокол с приложением от 12.12.2012, ошибочно датирован 15.10.2013, а не 12.12.2012, при этом иными доказательствами данный довод заявителем не подтвержден и суд относится критично к приложению от 12.12.2013.

Таким образом, суд считает, что протокол и приложение составлены именно 15.10.2013.

В силу статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, которые заранее известны каждому из участников в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий, при этом результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов, а также действия каждого из названных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Совокупность вышеизложенных фактических обстоятельств указывает на наличие антиконкурентного соглашения между администрацией района, администрацией сельсовета и Обществом, итогом которого стало ограничение допуска на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

Следовательно, администрация Гагинского муниципального района Нижегородской области, администрация Ветошкинского сельского совета Гагинского муниципального района Нижегородской области и ОАО «Починковский ХРСУ» нарушили статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд отказывает в удовлетворении заявленных Обществом требований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявленных требований администрации Ветошкинского сельсовета Гагинского муниципального района Нижегородской области (ОГРН1105229000271, ИНН5213005010), с.Ветошкино Гагинского района Нижегородской области, и открытому акционерному обществу "Починковский хозрасчетный ремонтно-строительный участок" (ОГРН1025200914716, ИНН5227000163), с.Починки Нижегородской области, отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья А.В.Леонов