АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-32370/2018
г.Нижний Новгород 18 февраля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2019 года
Арбитражный суд Нижегородской области
в составе судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-1250),
при ведении протокола судебного заседания помощником Садековой Г.У.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению индивидуального предпринимателя Насыбулина Ильяса Насыховича (ОГРНИП 318527500074000, ИНН 526100270551, зарегистрирован 09.06.2018)
к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области
о признании недействительными решений,
при участии представителей:
от заявителя: Кабальнов Н.Ю. (доверенность от 12.07.2018),
от заинтересованного лица: Николаева А.В. (доверенность от 02.10.2018 №02-16/9202),
установил:
индивидуальный предприниматель Насыбулин Ильяс Насыхович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области (далее - фонд) от 08.06.2018 №062F07180002107 и от 18.07.2018 №062F07180002751 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, а также об обязании фонда устранить допущенные нарушения прав предпринимателя путем возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за период с 2014 по 2016 год в общей сумме 137 614,37 руб.
Также заявитель просит взыскать с фонда судебные издержки в виде расходов по государственной пошлине в сумме 300,00 руб. и представительских расходов в сумме 10 000,00 руб.
В обоснование заявленных требований предприниматель указывает, что в период с 2014 по 2016 осуществлял предпринимательскую деятельность и применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы уменьшенные на расходы", а также систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При этом страховые взносы в размере 1% с суммы доходов превышающих 300 000,00 руб. в период с 2014 по 2016 годы исчислялись предпринимателем исходя из общей суммы полученного дохода, без учета расходов.
Предпринимателем производилась самостоятельная уплата страховых взносов, а также взыскание страховых взносов производилось фондом
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 №27-П, предприниматель 10.01.2018 обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Балахнинскому району Нижегородской области с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2016 годы.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Балахнинскому району Нижегородской области подтвердило факт наличия переплаты по страховым взносам и пени в сумме 138 594,90 руб. и порекомендовало обратиться с заявлением о возврате страховых взносов в Управление.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области частично возвратило переплату по страховым взносам, однако в возврате переплаты в сумме 137 614,37 руб. было необоснованно отказано.
Фонд требования заявителя отклонил, сославшись на то, что заявителем неверно определен размер суммы невозвращенных страховых взносов, фактически сумма невозвращенных страховых взносов составляет 126 216,37 руб.
Кроме того, фонд считает, что уплата страховых взносов произведена заявителем самостоятельно, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П вступило в силу 02.12.2016 и до указанной даты оснований для применения изложенных в нем разъяснений не имелось.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
В период с 2014 года по 2016 год заявитель осуществлял предпринимательскую деятельность и применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы уменьшенные на расходы", также заявителем применялась система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При этом страховые взносы в размере 1% с суммы доходов превышающих 300 000,00 руб. в период с 2014 по 2016 годы исчислялись предпринимателем исходя из общей суммы полученного дохода, без учета расходов. Предпринимателем производилась самостоятельная уплата страховых взносов, а также взыскание страховых взносов производилось фондом
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 №27-П, предприниматель 10.01.2018 обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Балахнинскому району Нижегородской области с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2016 годы.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Балахнинскому району Нижегородской области подтвердило факт наличия переплаты по страховым взносам и пени в сумме 138 594,90 руб. и порекомендовало обратиться с заявлением о возврате страховых взносов в Управление.
Предпринимателем 29.05.2018 в адрес Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области подано заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2016 годы.
Решением от 08.06.2018 №062F07180002109 Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области возвратило предпринимателю переплату по страховым взносам в сумме 949,22 руб.
Решением от 08.06.2018 №062F07180002107 Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области отказало предпринимателю в возврате переплаты по страховым взносам в сумме 126 216,37 руб.
Решением от 18.07.2018 №062F07180002751 Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области отказало предпринимателю в возврате переплаты по страховым взносам в сумме 11 398,00 руб., а впоследствии на основании решения от 25.09.2018 №062F07180003652 произвело возврат страховых взносов в сумме 11 398,00 руб.
Определением от 24.10.2018 суд обязал лиц участвующих в деле произвести совместную сверку расчетов в целях определения размера фактически начисленных, уплаченных (взысканных) и возвращенных предпринимателю страховых взносов за период с 2014 по 2016 годы.
Совместным актом сверки установлено, что по состоянию на 18.01.2018 предприниматель имеет переплату по страховым взносам за 2014 и 2015 годы в общей сумме 126 216,37 руб. (123 068,43 руб. - страховые взносы, 3 147,94 руб. пени).
С учетом произведенной сторонами сверки расчетов заявитель, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил заявленные требования и просит суд признать недействительным решение от 08.06.2018 №062F07180002107 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области об отказе в возврате переплаты по страховым взносам в сумме 126 216,37 руб., обязании Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области возвратить переплату по страховым взносам и пени в сумме 126 216,37 руб. с выплатой начисленных на них процентов в общей сумме 18 251,38 руб. за указанный заявителем период, а также процентов по день фактического возврата переплаты.
Проценты в размере 14 601,03 руб. начислены заявителем на излишне взысканные страховые взносы в сумме 62 918,95 руб., за период, начиная со дня, следующего за днем взыскания и по состоянию на 30.01.2019.
Проценты в размере 3 384,30 руб. начислены заявителем на излишне уплаченные страховые взносы в сумме 63 297,42 руб., которые не возвращены в установленный срок на основании заявления предпринимателя, за период, начиная со дня истечения срока принятия решения о возврате и по состоянию на 30.01.2019.
Проценты в размере 266,05 руб. начислены заявителем на излишне уплаченные страховые взносы в сумме 11 398,00 руб., которые возвращены заявителю с нарушением установленного срока, за период, начиная со дня истечения срока принятия решения о возврате и по день фактического возврата (03.10.2018).
Также заявитель просит взыскать с фонда судебные издержки в виде расходов по государственной пошлине в сумме 600,00 руб. и представительские расходы в сумме 29 000,00 руб.
Уточнение заявленных требований принято судом.
Заинтересованным лицом представлены возражения относительно требований о взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, в том числе со ссылкой на отсутствие в Федеральном законе от 03.07.2016 №250-ФЗ положений предусматривающих выплату процентов за несвоевременный возврат переплаты по страховым взносам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке существа возникшего спора суд считает необходимым отметить, что система обязательного пенсионного страхования охватывает в том числе индивидуальных предпринимателей, которые обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с начала предпринимательской деятельности и до ее прекращения (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, абзац третий пункта 1 статьи 7, статья 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; пункт 2 части 1 статьи 5, статья 14, часть 1 статьи 18 и пункт 1 части 2 статьи 28 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Индивидуальные предприниматели в данной системе выступают одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.11.2016 №27-П о необходимости учета в целях исчисления страховых взносов не только размера полученного дохода, но и расходов понесенных при осуществлении предпринимательской деятельности, предприниматель обратился к фонду с заявлением о перерасчете сумм страховых взносов за 2014 и 2015 годы и о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в сумме 111 613,27 руб. и за 2015 год в сумме 61 836,27 руб. (за минусом взносов исчисленных за 2016 год с суммы дохода превысившего 300 000,00 руб.), на которое фонд ответил отказом со ссылкой на то, что за 2014 год такой перерасчет будет произведен только на основании судебного решения, а за 2015 год предпринимателем исчисленные страховые взносы в полном объеме не уплачены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае заявленное предпринимателем требование об обязании фонда осуществить перерасчет сумм страховых взносов за 2014 и 2015 годы не соответствует предусмотренному частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ возможному способу защиты нарушенного права, и противоречит установленной нормами Закона №212-ФЗ обязанности предпринимателей самостоятельно исчислять подлежащие уплате суммы страховых взносов, в связи с чем, не может быть удовлетворено.
Между тем, в спорах связанных с рассмотрением требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов суд должен исходить из того, что такие требования в любом случае должны быть рассмотрены по существу путем оценки правомерности действий фонда выразившихся в отказе возвратить суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
При оценке существа возникшего спора суд считает необходимым отметить, что система обязательного пенсионного страхования охватывает в том числе индивидуальных предпринимателей, которые обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с начала предпринимательской деятельности и до ее прекращения (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, абзац третий пункта 1 статьи 7, статья 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; пункт 2 части 1 статьи 5, статья 14, часть 1 статьи 18 и пункт 1 части 2 статьи 28 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Индивидуальные предприниматели в данной системе выступают одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей.
С 1 января 2014 года федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня дохода предпринимателей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (подпункты 1, 2 пункта 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ)
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации изложенных в Постановлении от 30.11.2016 №27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" в пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Закона №212-ФЗ", указывалось, что устанавливая дифференцированный механизм определения размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, учитывающий величину получаемого дохода, федеральный законодатель преследовал цель нивелировать негативные последствия повышения размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для малого предпринимательства, и в особенности для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих низкодоходные виды деятельности, предоставить им возможность продолжать осуществлять хозяйственную деятельность в пределах правового поля, а представителям бизнеса с большим доходом - позволить формировать свои пенсионные права в большем объеме.
При этом размер облагаемого страховыми взносами дохода определяется в зависимости от установленного плательщику страховых взносов режима налогообложения, в том числе с учетом его волеизъявления (часть 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ)
Согласно пункту 3 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, которая, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает в том числе, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога с сумм доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подпункт 1 пункта 1).
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения при объекте налогообложения доходы уменьшенные на величину расходов федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов; состав расходов определяется по правилам статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, само указание в пункте 3 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи со статьей 346.16 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения при объекте налогообложения доходы уменьшенные на величину произведенных расходов и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Данный подход демонстрирует преемственность правового регулирования при определении размера страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от доходов.
Так, Федеральный закон от 20 ноября 1999 года N197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" предусматривал для индивидуальных предпринимателей уплату страхового взноса в размере 20,6 процента с дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением (пункт "б" статьи 1). Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2001 года) также устанавливал, что налоговая база единого социального налога (взноса), зачислявшегося в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации, для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 данного Кодекса (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), определяется как сумма доходов, полученных от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (пункт 3 статьи 237).
Кроме того, аналогичный по существу механизм определения базы для обложения страховыми взносами предусмотрен и главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2017 года согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 года N243-ФЗ, причем пункт 9 статьи 430 данного Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.
Такое понимание взаимосвязанных положений пункта 3 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ и статей 346.15 и 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации согласуется и с ранее выраженными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
Как следует из сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 февраля 1998 года N7-П правовой позиции, в соответствии с которой обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как налог на доходы физических лиц, - исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции Российской Федерации, - должно определяться таким образом, чтобы валовый доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход. Доходом применительно к налогу на доходы физических лиц Налоговый кодекс Российской Федерации признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (Постановление от 13 марта 2008 года N5-П).
Хотя Конституционный Суд Российской Федерации отметил отличительные признаки налогов и страховых взносов, обусловливающие их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяющие рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование, учитывающийся на индивидуально-возмездной основе, как налоговый платеж, который не имеет адресной основы и характеризуется признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности (Определение от 5 февраля 2004 года N 28-О), отдельные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающиеся налогообложения, применимы и в отношении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию (Определение от 15 января 2009 года N 242-О-П).
Это во всяком случае относится и к требованию экономической обоснованности установления расчетной базы для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию, зависящей от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагающей при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. В противном случае не исключена ситуация, когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет избыточное финансовое обременение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (статья 8; статья 34, часть 1; статья 35, часть 1).
Таким образом, исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации изложенных в Постановлении от 30.11.2016 №27-П положения пункта 3 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ и статей 346.15, 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации должны применяться во взаимосвязи и предполагают, что для цели исчисления страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения с объектом доходы уменьшенные на величину расходов и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты данного налога.
Указанное постановление Конституционного Суда Российской Федерации не ввело нового правового регулирования в сфере страхового и налогового законодательства, не установило новых норм права, а разъяснило порядок толкования и применения уже имеющихся правовых норм.
Предпринимателем в 2014 и 2015 году исчисление и уплата страховых взносов производилась без учета расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, также взыскание страховых взносов производилось фондом в принудительном порядке с начислением соответствующих пени, что привело к уплате (взысканию) страховых взносов за данный период в завышенном размере. Совместным актом сверки расчетов установлен размер излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, составляющий 126 216,37 руб. (123 068,43 руб. - страховые взносы, 3 147,94 руб. пени).
С учетом изложенного у фонда отсутствовали основания для отказа предпринимателю в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и пени, в связи с чем, решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области от 08.06.2018 №062F07180002107 об отказе в возврате переплаты по страховым взносам в сумме 126 216,37 руб. незаконно, требование заявителя о возврате переплаты по страховым взносам за 2014 и 2015 годы в сумме 126 216,37 руб. подлежит удовлетворению.
Также заявитель просит взыскать с фонда проценты за несвоевременный возврат страховых взносов.
Согласно положениям части 2 статьи 26 Закона №212-ФЗ (в редакции действовавшей до 01.01.2017) зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Частью 11 статьи 26 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (часть 17 статьи 26 Закона №212-ФЗ).
Частью 3 статьи 27 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.
Согласно части 7 статьи 27 Закона №212-ФЗ в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
Согласно части 9 статьи 27 Закона №212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Аналогичные положения относительно порядка начисления процентов установлены и нормами Налогового кодекса РФ, регулирующими порядок возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, налогов, пени, штрафов.
Проверив представленный заявителем расчет процентов суд признал его обоснованным и соответствующим вышеназванным нормам права.
Следовательно, требования заявителя об уплате процентов подлежит удовлетворению.
Оснований для взыскания с фонда представительских расходов в сумме 29 000,00 руб. суд не усматривает в силу следующего.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу положений части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Пунктами 10-13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
В рассматриваемом случае в обоснование требования о взыскании с фонда представительских расходов заявитель ссылается на наличие устной договоренности с представителем Кабальновым Н.Ю. об оказании юридических услуг в связи с рассмотрением дела №А43-32370/2018. Оплата за оказанные представителем услуги в соответствии с устной договоренностью заявителя и его представителя должна быть произведена в сумме 29 000,00 руб. в срок до 25.12.2019.
В материалы дела не представлено доказательств оплаты юридических услуг и возмещения представителю транспортных расходов в заявленной ко взысканию сумме, а представленные кассовые чеки заправочных станций не позволяют идентифицировать плательщика, соответственно с учетом вышеназванных норм права судебные расходы которые фактически не были понесены не могут быть взысканы.
Государственная пошлина в размере 300,00 руб. относится на заинтересованное лицо и подлежит взысканию с последнего в пользу заявителя.
Государственная пошлина в сумме 300,00 руб. подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования заявителя удовлетворить ч астично.
Признать недействительным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области от 08.06.2018 №062F07180002107 об отказе в возврате переплаты по страховым взносам в сумме 126 216,37 руб.
Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области возвратить индивидуальному предпринимателю Насыбулину Ильясу Насыховичу (ОГРНИП 318527500074000, ИНН 526100270551, зарегистрирован 09.06.2018) излишне взысканные и уплаченные страховые взносы и пени в сумме 126 216,37 руб. путем принятия соответствующего решения о возврате с выплатой процентов за несвоевременный возврат в сумме 18 251,38 руб., а также процентов в размере ставки рефинансирования начисляемых на сумму долга в размере 126 216,37 руб. начиная с 31.01.2019 по день фактического возврата.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области в пользу индивидуального предпринимателя Насыбулина Ильяса Насыховича (ОГРНИП 318527500074000, ИНН 526100270551, зарегистрирован 09.06.2018) расходы по государственной пошлине в сумме 300,00 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Вернуть индивидуальному предпринимателю Насыбулину Ильясу Насыховичу (ОГРНИП 318527500074000, ИНН 526100270551, зарегистрирован 09.06.2018) из федерального бюджета 300,00 руб. государственной пошлины уплаченной чеком-ордером ВВБ №9042 Филиал №49 от 21.08.2018 №32.
Настоящий судебный акт является основанием для возврата государственной пошлины.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.