НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Нижегородской области от 15.05.2018 № А43-1066/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-1066/2018

г. Нижний Новгород 22 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 22 мая 2018 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-26),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Н.С.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Юркина В.Н. (доверенность в деле);

от общества: Авериной А.Ю. (доверенность в деле);

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

Центрального банка Российской Федерации о привлечении публичного акционерного общества страховая компания "Росгосстрах", г. Люберцы Московской области (ОГРН 1027739049689 ИНН 7707067683), к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Вороновой О.Л., г. Павлово Нижегородской области.

В ходе судебного разбирательства заявитель настаивал на привлечении ответчика к административной ответственности.

Общество по существу заявленных требований не возражает и поясняет, что длительность рассмотрения заявления о страховой выплате произошла по ошибке ответственного сотрудника.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении общества, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости отказа в привлечении общества к административной ответственности ввиду следующих обстоятельств.

Как усматривается из материалов дела, в адрес административного органа поступило обращение Вороновой О.Л. о нарушении обществом требований страхового законодательства.

В результате проверки фактов, изложенных в обращении указанного лица, проведенной в ходе административного расследования заявителем установлены следующие обстоятельства.

Между обществом и страхователем Вороновой О.Л. (страхователь) - собственником транспортного средства BMW X5, 2003 г.в., государственный регистрационный знак О 917 ОУ 152 25.09.2015 заключён договор обязательного страхования гражданской ответственности (далее - ОСАГО), в подтверждение чего страхователю выдан полис ОСАГО серии ЕЕЕ № 1006511791 сроком действия с 06.04.2017 по 05.04.2018. Договор заключён на основании Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых постановлением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила ОСАГО).

07.04.2017 произошло дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) с участием транспортного средства под управлением Вороновой О.Л. и транспортного средства Citroen C-Elysee, государственный регистрационный знак М 695 МК 152, под управлением Колюшева Г.С., автогражданская ответственность которого также застрахована Страховщиком (полис серии ЕЕЕ 0377004337 от 01.06.2016 со сроком действия с 06.06.2016 по 05.06.2017) и транспортного средства Mercedes-Benz R350, государственный регистрационный знак Х 398 ХК 77, под управлением Курикова А.М. (автогражданская ответственность не застрахована, полис отсутствует). В результате ДТП был причинён вред транспортному средству Страхователя.

В соответствии с частью 1 статьи Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причинённого его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путём предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.

На основании части 1 статьи 12 Закон об ОСАГО, потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.

Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда жизни или здоровью потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред. Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.

Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков в связи с причинением вреда его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, направляется страховщику по месту нахождения страховщика или представителя страховщика, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страхового возмещения или прямого возмещения убытков.

Руководствуясь положениями пункта 1 статьи 12 Закона об ОСАГО Воронова О.Л. 20.04.2017 обратилась в Филиал Страховщика в Нижегородской области с заявлением о страховом возмещении в связи с причинением ущерба транспортному средству с приложенными документами. Данное заявление зарегистрировано у страховщика и заведено выплатное дело №0015135390.

В силу пункта 10 статьи 12 Закона об ОСАГО при причинении вреда имуществу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховом возмещении и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Федерального закона, иное имущество для осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки), проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Страховщиком с помощью АО «Технэкспро» 19.04.2017 произведен осмотр транспортного средства, о чем свидетельствует акт №15135390 от 19.04.2017 и экспертное заключение (калькуляция) №0015135390, содержащие сведения о стоимости ремонта транспортного средства и стоимости ремонта транспортного средства с учетом износа и округления.

В связи с тем, что договор ОСАГО виновника ДТП был заключен до 28.04.2017, к правоотношениям, возникшим между Потерпевшим и Страховщиком, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 28.03.2017 №49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подлежат применению нормы пункта 15 статьи 12 Закона об ОСАГО в редакции, действовавшей до 28.04.2017.

В силу пункта 15 статьи 12 Закона об ОСАГО в редакции, действовавшей до 28.04.2017, страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего (за исключением легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации), может осуществляться по выбору потерпевшего: путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта (возмещение причиненного вреда в натуре); путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).

В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении (пункт 21 статьи 12 Закона об ОСАГО).

В заявлении о страховой выплате от 20.04.2017 Воронова О.Л. просила осуществить страховое возмещение путем перечисления причитающейся ей суммы страховой выплаты на расчетный счет по представленным банковским реквизитам.

Принимая во внимание факт предоставления Страхователем для осмотра ТС 19.04.2017 и подачи заявления о страховом возмещении 20.04.2017, Страховщик обязан принять решение по заявлению Потерпевшего о страховом возмещении в срок не позднее 12.05.2017.

Между тем, как следует из представленных в ходе проверки Страховщиком документов, 02.05.2017 Страховщик направил в адрес Страхователя уведомление №15135390/7083 от 27.04.2017 об увеличении срока рассмотрения заявления, согласно которому в целях полного и объективного исследования обстоятельств страхового события у Страховщика возникла необходимость по проверке представленных документов и направлении дополнительного запроса в компетентные органы.

Однако пункты 10, 11 статьи 12 Закона об ОСАГО, пункты 3, 6, 3.11, 4.26 Правил ОСАГО содержат исчерпывающий перечень оснований для продления срока рассмотрения заявления о страховом возмещении.

Так, в силу пункта 10 статьи 12 Закона об ОСАГО, в случае, если осмотр и (или) независимая техническая экспертиза, независимая экспертиза (оценка) представленных потерпевшим поврежденного транспортного средства, иного имущества или его остатков не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и определить размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования, для выяснения указанных обстоятельств страховщик в течение 10 рабочих дней с момента представления потерпевшим заявления о страховом возмещении вправе осмотреть транспортное средство, при использовании которого имуществу потерпевшего был причинен вред, и (или) за свой счет организовать и оплатить проведение независимой технической экспертизы в отношении этого транспортного средства в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Федерального закона. Владелец транспортного средства, при использовании которого имуществу потерпевшего был причинен вред, обязан представить это транспортное средство по требованию страховщика.

Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Независимая техническая экспертиза или независимая экспертиза (оценка) организуется страховщиком в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия.

В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованную со страховщиком дату страховщик согласовывает с потерпевшим новую дату осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков. При этом в случае неисполнения потерпевшим установленной пунктами 10 и 13 настоящей статьи обязанности представить поврежденное имущество или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) срок принятия страховщиком решения о страховом возмещении, определенный в соответствии с пунктом 21 настоящей статьи, может быть продлен на период, не превышающий количества дней между датой представления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков и согласованной с потерпевшим датой осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), но не более чем на 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней (пункт 11 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Согласно пунктам 3.6, 3.11 Правил ОСАГО, по требования Страховщика владельцы причастных к ДТП транспортных средств, оформившие документы о ДТП, обязаны предоставить указанные транспортные средства для проведения осмотра и независимой экспертизы Страховщику в течение 5 рабочих дней со дня получения такого требования, если стороны не договорились об ином сроке.

Если страховое возмещение, отказ в страховом возмещении или изменении его размера зависят от результатов производства по уголовному или гражданскому делу либо делу об административном правонарушении, срок осуществления страхового возмещения или его части может быть продлен до окончания указанного производства и вступления в силу решения суда (пункт 4.26 Правил ОСАГО).

Как следует из материалов дела, Страховщик составил акт о страховом случае №0015135390-001 04.12.2017, на основании которого 05.12.2017 Страхователю была произведена выплата страхового возмещения, нарушив тем самым требование пункта 21 статьи 12 Закона об ОСАГО и допустив просрочку принятия решения по заявлению о страховом возмещении на 207 календарных дня.

Усмотрев в действиях общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа в пределах предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, 11.01.2018 составил протокол об административном правонарушении №ТУ-22ЮЛ-17-17389/2010-1. Указанный протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.

Указанный протокол и другие материалы административного дела в отношении Предпринимателя переданы заявителем в Арбитражный суд Нижегородской области на рассмотрение по подведомственности.

В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В качестве объективной стороны административного правонарушения обществу вменяется осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением законодательства о страховой деятельности.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования страховой деятельности.

Лицензирование страховой деятельности в силу части 3 статьи 1 Закона о лицензировании осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в этой сфере деятельности.

Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон об организации страхового дела).

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона об организации страхового дела лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Таким образом, из совокупного толкования упомянутых норм права следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.

Факт допущенных обществом выше указанных требований Закона об организации страхового дела, Гражданского кодекса Российской Федерации и договора страхования подтверждается выше указанными материалами дела.

Доказательств обратного общество в нарушение требований статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела.

Между тем суд усматривает основания для отказа в привлечении общества к административной ответственности на основании следующего.

В силу пункта 6 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 04.02.2014 №13004/13 по делу №А75-1180/2013, при определении срока давности привлечения к административной ответственности необходимо исходить из непосредственного объекта посягательства правонарушения.

Объектом вменяемого обществу правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии), а объективная сторона состоит в нарушении при такой деятельности предусмотренных специальным разрешением (лицензией) условий.

При этом нарушение лицензиатом принятых в публичном порядке дополнительных частно-правовых по своей природе обязательств является не только нарушением гражданско-правового обязательства страховщиком, но и должно рассматриваться как публично-правовое нарушение режима лицензирования.

В соответствии с лицензионными требованиями (условиями) страховщики обязаны соблюдать требования страхового законодательства и правила страхования, что рассматривается как необходимое условие осуществления данного вида лицензируемой деятельности, сохранения лицензии.

Как установлено выше, в рассматриваемом случае зафиксирован факт нарушения обществом лицензионных требований при рассмотрении заявления Страхователя о возмещении убытков.

Соответственно, в данном случае непосредственным объектом посягательства является установленный и охраняемый порядок в сфере страхового законодательства, поскольку вменяемое субъекту страхового дела правонарушение в сфере предпринимательской деятельности одновременно нарушает условия осуществления страховой деятельности.

В силу изложенного с учетом положений части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к рассматриваемому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 следует, что установленные в статье 4.5 Кодекса сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении требования Центрального банка Российской Федерации о привлечении публичного акционерного общества страховая компания "Росгосстрах", г. Люберцы Московской области (ОГРН 1027739049689 ИНН 7707067683), к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья И.Ю. Мукабенов