НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Нижегородской области от 13.10.2015 № А43-18758/15

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-18758/2015

г. Н. Новгород                                                                                        13 октября 2015 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-402),

без вызова сторон,

рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества с ограниченной ответственностью «Авенир» (ОГРН 1115250000360, ИНН 5250052794) г.Кстово Нижегородской области, о признании незаконным и отмене постановления Министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области №000308 от 16.05.2015,

установил:

заявитель просит отменить постановление Министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области №000308 от 16.05.2015, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В обоснование заявленного требования заявитель указывает на существенные процессуальные нарушения со  стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе не извещение законного представителя обществе о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составление протокола в отсутствие представителя общества, не представление обществу протокола об административном правонарушении. Также заявитель считает, что административным органом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности.

Кроме того, общество отмечает, что выявленное правонарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, заявителем нарушение добровольно устранено, ранее ООО «Авенир» к административной ответственности не привлекалось. В связи с чем полагает возможным признать выявленное правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.

Определением от 24 июля 2014 года заявление было принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам было предоставлено время для направления дополнительных доказательств (при их наличии) и отзыва на заявление в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок — не позднее 14 сентября 2015 года.

Данное определение было направлено сторонам по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В сроки, определенные судом, ответчик 18 августа 2015 года представил отзыв и копии материалов дела об административном правонарушении.

По мнению административного органа при производстве по делу об административном правонарушении событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина общества, в его совершении установлены правильно, надлежащими средствами доказывания. Существенных процессуальных нарушений, влекущих нарушение прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Также Министерство отмечает, что оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного закона срока привлечения к административной ответственности.

Представленные сторонами документы размещены на сайте арбитражного суда в разделе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).

На основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей Соколовой Л.В. в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Представитель административного органа представил суду материалы дела об административном правонарушении в отношении общества и отзыв. Проверив обстоятельства привлечения общества к административной ответственности, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления в силу следующего.

Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) за нарушение Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Правил предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года №815, а именно: непредставление декларации №11 за 1 квартал 2015 года в электронном виде в установленные сроки, наличие недостоверных (искаженных) сведений в декларации.

По результатам проверки административным органом установлено, что декларация № 11 за 1 квартал 2015 года в форме электронного документа представлены обществом 06.05.2015 с нарушением срока ее подачи – после 20.04.2015.

Усмотрев в деянии общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, должностное лицо административного органа в отсутствие законного представителя общества 16.06.2015 составило протокол об административном правонарушении №000334.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель общества извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует извещение от 27.05.2015, направленное по юридическому адресу общества и полученное директором Сюбаевой Л.Р. 10.06.2015 (почтовое уведомление № 603134 86 01007 7), а так же извещение, направленное по электронной почте.

16 июля 2015 года, в отсутствие законного представителя общества, должностное лицо административного органа вынесло оспариваемое постановление №000308, которым привлекло общество к административной ответственности по указанной выше норме в виде штрафа в минимальном размере - 50000рублей.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель общества извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 16.06.2015, направленное по юридическому адресу общества и полученное директором Сюбаевой Л.Р. 03.07.2015 (почтовое уведомление № 603134 87 01117 2).

Кроме того, факт надлежащего извещения законного представителя общества о совершении названных процессуальных действиях подтверждается объяснениями директора Сюбаевой Л.Р. от 10.06.2015, поступившими в административный орган 16.06.2015 (в день составления протокола), ходатайством о признании выявленного правонарушения малозначительным от 15.07.2015, поступившим в административный орган 16.07.2015 (в день вынесения оспариваемого постановления).

Таким образом, процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления в рассматриваемом случае судом не установлено.

Доводы заявителя об обратном судом отклоняются как противоречащие материалам дела.

Статьей 15.13 КоАП установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (пункт 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ).

Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции подразумевается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

Порядок объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года №815 утверждены «Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее - Правила).

Перечень деклараций, подлежащих представлению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, утвержден пунктом 1 Правил. В данный перечень включена декларация об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению №№ 11.

Согласно пунктам 15, 16 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».

Декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя) - п.18 Правил.

ООО «Авенир» осуществляет деятельность по обороту алкогольной продукции (розничная продажа алкогольной продукции).

Таким образом, ООО «Авенир» обязано представлять соответствующие декларации в установленные сроки.

Исходя из указанных выше норм, последний срок подачи декларации №11 за 1 квартал 2015 года по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа – 20.04.2015.

Декларация №11 об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2015 года представлены заявителем в электронном виде лишь 06 мая 2015 года.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Однако заявителем не представило в материалы дела доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению сроков представления декларации, а также доказательств, свидетельствующих о том, что соблюдение Правил в части предоставления декларации было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Перезаключение договора на оказание бухгалтерских услуг с новой организацией не освобождает общество от соблюдения сроков представления декларации. Кроме того, из объяснений генерального директора общества и материалов дела следует, что договор с ООО «Феникс» на оказание бухгалтерских услуг заключен 20 апреля 2015 года, то есть в последний срок подачи декларации. В ООО «Компания «Тензор» заявитель обратился по вопросу изготовления ключа ЭЦП только 28.04.2015.

Доказательств невозможности своевременного совершения названных действий в материалы дела обществом не представлено.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП, объективную сторону которого составляет, в том числе, несвоевременная подача деклараций.

Довод заявителя о пропуске административным органом срока привлечения к административной ответственности судом отклоняется в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

На основании изложенного, поскольку последний срок подачи декларации №11 за 1 квартал 2015 года – 20.04.2015, датой совершения правонарушения следует считать 21.04.2015. Именно с этой даты начинает исчисляться годичный срок привлечения общества к административной ответственности.

Оспариваемое постановление в отношении ООО «Авенир» вынесено административным органом 16 июля 2015 года, то есть в пределах установленного законодательством срока привлечения к административной ответственности за данное правонарушение.

В связи с чем, довод заявителя о пропуске административным органом срока привлечения к административной ответственности признается судом несостоятельным.

Заявитель полагает, что поскольку выявленное правонарушение не представляет опасной угрозы охраняемым общественным интересам, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, может быть признано малозначительным.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Следовательно, совершение правонарушения впервые, отсутствие вреда, устранение нарушений являются смягчающими ответственность обстоятельствами, но не освобождают заявителя от административной ответственности за совершенное правонарушение.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным и для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.

Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Оценив  конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, учитывая, что общество является профессиональным участником на рынке производства и оборота алкогольной продукции уже более 10 лет, суд не находит исключительности в характере совершенного административного правонарушения, поскольку оно посягает на установленный законодательными и нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, затрагивает экономические интересы государства.

Штраф назначен Обществу по правилам статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП, в минимальном размере, предусмотренной статьей 15.13 КоАП.

Таким образом, на основании вышеизложенного, учитывая, что оспариваемое постановление вынесено Министерством обоснованно, нарушений прав и законных интересов заявителя в рассматриваемом деле судом не установлено, при указанных обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения ООО «Авенир» заявленных требований.

Вопрос о государственной пошлине не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 — 170, 180 — 182, 211, 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью «Авенир» (ОГРН 1115250000360, ИНН 5250052794) г.Кстово Нижегородской области, об отмене постановления Министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области №000308 от 16.05.2015 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия.

Судья                                                                                                     Л.В. Соколова