НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Нижегородской области от 13.01.2014 № А43-11674/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-11674/2011

г. Нижний Новгород 13 января 2014 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мустафаева Г.И. (шифр 1-369)  ,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии представителей сторон:

от заявителя: ФИО2, по доверенности от 10.01.2014; ФИО3 по доверенности от 10.01.2014;

от заинтересованного лица: ФИО4 по доверенности от 09.01.2014;

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области (ОГРН <***>), г. Нижний Новгород (далее – заявитель, Управление службы занятости населения), о признании недействительными представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 06.05.2011 № 32-07-01-04/3219 и предписания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации от 06.05.2011 № 32-07-01-05/3218, вынесенных Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области, г. Нижний Новгород (ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области, ответчик), в отношении заявителя.

Представители заявителя поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика требования отклонил по основаниям изложенным в отзыве и в ходе судебного заседания

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в силу следующих обстоятельств.

В ходе проведенной должностными лицами ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области проверки использования государственным учреждением «Центр занятости населения города Нижнего Новгорода» бюджетных средств, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, за 2010 год выявлены факты нарушения бюджетного законодательства, а именно:

- в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации; пункта 13 Правил предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011; абз. 5,7,12 письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» от 18.02.2010 №23-3/10/1-570 «О реализации региональных программ в части содействия трудоустройству инвалидов в 20-10 году»; пункта 6 Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» Центром занятости населения города Нижнего Новгорода в 2010 году за счет средств субсидии из федерального бюджета, выделенных бюджету Нижегородской области на реализацию дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов – оснащение специального рабочего места, – возмещены затраты по ведомству 151 «Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области» (областной бюджет); подразделу 0401 «Общеэкономические вопросы»; целевой статье 510 0300 «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»; виду расходов 006 «Субсидии юридическим лицам»; коду КОСГУ 242 «Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций» восьми организациям- работодателям в сумме 1 770 000 руб. на приобритение (оснащение) рабочих мест для трудоустройства 59 инвалидов 3 группы с 1 степенью способности к трудовой деятельности, которая характеризуется способностью выполнять трудовую деятельность в обычных условиях труда и не предполагает создания специального рабочего места, что в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств. Управлением не приняты меры по возврату субсидии в федеральный бюджет.

- в нарушение статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации; пункта 13 Правил предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011; пункта 4.2 Областной целевой программы «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2010 году», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 18.01.2010 № 10, пункта 7 Положения о порядке финансирования и расходования субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета на реализацию мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26.01.2010 № 34, в 2010 году Центром занятости населения города Нижнего Новгорода за счет средств субсидии из федерального бюджета, выделенной бюджету Нижегородской области на реализацию дополнительных мероприятий по организации общественных работ, излишне возмещены затраты работодателю –ООО «Велстроч» на заработную плату работников, участвовавших в общественных работах, при условии неотработанной ими нормы рабочего времени, на общую сумму 2 828 138 рублей. Управлением не приняты меры по возврату субсидии в федеральный бюджет.

- В нарушение п.30 раздела VII «Контроль за расходованием субсидий» Положения о порядке финансирования и расходования субсидий из средств федерального бюджета и средств областного бюджета на реализацию мероприятий по содействию самозанятости, безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26.01.2010 №34 «Об утверждении Положений о порядке финансирования и расходования субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета на реализацию мероприятий областной целевой программы «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2010 году», п.2.2.4 Договоров о предоставлении финансовых средств на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости, заключенных между Управлением и гражданами – получателями Субсидии, Управлением не осуществлялся текущий контроль исполнения гражданами условий договоров. В результате отсутствия текущего контроля не установлены факты ненадлежащего исполнения гражданами условий п.2.1.6, п.2.1.8 Договоров, выразившиеся в непредставлении Гражданами в Центр занятости документов, подтверждающих расходы на осуществление заявленного вида деятельности и выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП по истечении года на сумму 6 232 800 рублей. Управлением не приняты меры по возврату средств Субсидии.

Рассмотрев материалы проверки, временно исполняющий обязанности руководителя ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области выдал руководителю Управление службы занятости населения Нижегородской области представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 06.05.2011 № 32-07-01-04/3219, а также предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации от 06.05.2011 № 32-07-01-05/3218.

Не согласившись с оспариваемыми представлением и предписанием, считая их вынесенными с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации и ущемляющим права и законные интересы Управления службы занятости населения в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании правоположений пунктов 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ оспариваемые ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны недействительными (незаконными) при совокупности двух условий: 1. если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и 2. нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.

Исходя из статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

Деятельность Государственной службы по расходованию выделенных бюджетных средств по существу является экономической.

Принимая во внимание объяснения представителей лиц, участвующих в деле, положения статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации и содержание представления и предписания, суд пришел к выводу о том, что они приняты уполномоченным органом по результатам проведенной проверки, являются ненормативными правовым актами, содержат обязательные предписания, неисполнение которых может повлечь для проверяемого правовые последствия, и, следовательно, могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Положениями статьи 224 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан, в том числе, создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Статьями 22, 23, 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) предусмотрены дополнительные гарантии трудоустройства, создания особых условий труда и соблюдения трудовых прав инвалидов, которые включают в себя создание рабочих мест, в том числе специальных рабочих мест, для инвалидов.

Пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 1032-1) предусмотрена разработка и реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных, в том числе на оказание содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 утверждены Правила предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Указанными Правилами предусмотрено, в порядке софинансирования, предоставление субъектам Российской Федерации федеральных субсидий для реализации региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающим, в том числе, содействие трудоустройству незанятых инвалидов.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 18.01.2010 № 10 утверждена Нижегородская областная целевая программа «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2010 году» (далее – Программа).

Пункт 4.4 Программы предусматривает мероприятия по содействию трудоустройства инвалидов на специальные рабочие места, либо в специально созданные условия.

Согласно областной целевой Программе финансирование мероприятий по содействию занятости инвалидов в Нижегородской области предполагалось осуществлять за счет субсидий федерального бюджета. Планируемый объем финансирования данных мероприятий составлял 4 320 000 рублей, из расчета 30 000 рублей – для содействия в трудоустройстве одного инвалида. Средства, планируемые на реализацию мероприятий, предполагалось направлять на возмещение работодателям затрат на приобретение специального оборудования для оснащения рабочего места инвалида.

Указанная областная целевая Программа принята в установленном законом порядке, вследствие чего бюджету Нижегородской области в 2010 году предоставлена федеральная субсидия.

В рассматриваемом случае качестве нецелевого использования бюджетных средств ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области указано на возмещение Управлением службы занятости населения в федеральный бюджет денежных средств в сумме 60 000 рублей одному работодателю за счет средств субсидии затрат на создание двух рабочих мест с нормальными условиями труда при отсутствии дополнительного технического оснащения для трудоустройства инвалидов 3 группы с первой степенью способности к трудовой деятельности, не предполагающей создания специального рабочего места.

Указанные денежные средства Центр занятости населения г.Нижнего Новгорода направил на возмещение затрат работодателю за оснащение рабочих мест для трудоустройства инвалидов третьей группы инвалидности (по 30 000 рублей за каждое рабочее место).

Согласно индивидуальным программам реабилитации трудоустроенных инвалидов им противопоказаны интенсивные физические и нервно-эмоциональные нагрузки, а также постоянное пребывание на ногах, либо трудовая деятельность, связанная с необходимостью участия обеих рук. Таким образом, указанным инвалидам следовало обеспечить особые условия труда.

Довод ответчика о том, что возмещение затрат на создание специальных рабочих мест для инвалидов 3 группы является нецелевым расходованием бюджетных средств, в то время как согласно Приказу Минздравсоцразвития от 23.12.2009 № 1013н заявитель должен был возмещать затраты работодателям не за каждое созданное ими для инвалидов рабочее место, а лишь для определенной группы инвалидов и с определенной степенью способности к трудовой деятельности, признается судом несостоятельным, основанным на неверном толковании фактических обстоятельств дела и положений бюджетного законодательства.

На основании изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя нарушения бюджетного законодательства в части целевого расходования бюджетных средств применительно к предоставлению работодателю субсидий (возмещения затрат) по оснащению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Наряду с этим суд находит необоснованным и вменяемое Управлению службы занятости населения нарушение установленного порядка возмещения затрат организациям – участникам мероприятий по организации общественных работ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 утверждены Правила предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Указанным правовым актом регулируется порядок предоставления субсидий на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке. При этом механизм реализации дополнительных мероприятий и значения целевых показателей эффективности их реализации устанавливаются региональной программой и правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 15 вышеназванных Правил оценка эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нарушение условий, установленных названными Правилами, и недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных в Федеральную службу по труду и занятости (пункт 18 Правил).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 и Законом Нижегородской области от 03.10.2007 № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», в целях принятия превентивных мер по обеспечению государственных гарантий гражданам Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы в условиях экономического кризиса, сохранения занятости населения, удержания уровня регистрируемой безработицы в Нижегородской области от резкого роста Правительство Нижегородской области постановлением от 18.01.2010 № 10 утвердило областную целевую программу «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2010 году» (далее – Программа).

На основании пункта 7 Положения о порядке финансирования и расходования субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета на реализацию мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26.01.2010 № 34, организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, осуществляется на основании договоров, заключенных Центрами занятости населения с предприятиями и организациями различной формы собственности, индивидуальными предпринимателями, кроме государственных и муниципальных предприятий и организаций. Договоры предусматривают возмещение работодателю затрат на заработную плату работников в размере фактически выплаченной заработной платы с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, компенсацию за неиспользованный отпуск участникам общественных работ, временного трудоустройства (но не выше минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с федеральным законодательством) за счет субсидий. Субсидии перечисляются на лицевые счета Центров занятости населения, открытые для них в управлении областного казначейства министерства финансов Нижегородской области либо территориальном органе Федерального казначейства Нижегородской области, в объемах, определенных Программой.

Таким образом, учитывая, что порядок и условия финансирования мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, регулируются соответствующими региональными правовыми актами, постановлением Правительства Нижегородской области от 26.01.2010 № 34 и Областной целевой программой «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2010 году», размер компенсаций, выплачиваемых работодателям Центрами занятости, должен определяться из расчета минимального размера оплаты труда с учетом начислений на фонд оплаты труда и средняя продолжительность таких выплат не должна превышать трех месяцев (период, на который гражданин может быть привлечен к выполнению временных работ).

Как следует из материалов дела, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Областной целевой программой «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2010 году», в порядке пункта 7 Положения о порядке финансирования и расходования субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета на реализацию мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, Центром занятости населения города Нижнего Новгорода в 2010 году было произведено возмещение затрат работодателя на заработную плату работникам – участникам общественных работ в размере 2 828 138 рублей.

Как полагает ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области, в нарушение положений статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации указанные денежные средства являются излишне возмещенными затратами одному работодателю на заработную плату работников, участвовавших в общественных работах, при условии неотработанной ими нормы рабочего времени, предусмотренного за счет средств субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу. Установив факт превышения названных показателей при осуществлении компенсаций, ответчик пришел к выводу о нецелевом использовании заявителем средств бюджета в указанном размере.

Однако между работниками и были заключены срочные трудовые договоры на осуществление работы по совместительству, то есть в порядке статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, Управление службы занятости населения на основании представленных работодателем соответствующих документов учета обязалось компенсировать последнему затраты по организации временных работ из расчета минимального размера оплаты труда на одного работающего с учетом начислений на фонд оплаты труда.

В статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство определено как выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Согласно статье 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

В соответствии с частью 1 статьи 284 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Ограничения продолжительности рабочего времени при работе по совместительству, установленные частью первой статьи 284 Трудового кодекса Российской Федерации, не применяются в случаях, когда по основному месту работы работник приостановил работу в соответствии с частью второй статьи 142 названного Кодекса (часть 2 статьи 284 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 285 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Принимая во внимание приведенные правовые нормы трудового законодательства, заработная плата работникам была установлена в размере 4 330 рублей за половину месячной нормы рабочего времени, то есть не превышала минимального размера оплаты труда.

Учитывая изложенное, оспариваемые представление и предписание органа бюджетного надзора в части вмененного заявителю излишнего возмещения затраты работодателю на заработную плату работников, участвовавших в общественных работах, при условии неотработанной ими нормы рабочего времени, на общую сумму 2 828 138 рублей за счет средств субсидии из федерального бюджета, выделенной бюджету Нижегородской области на реализацию дополнительных мероприятий по организации общественных работ, признаются судом необоснованными

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

При этом доказательств, свидетельствующих о неэффективном расходовании Управлением службы занятости населения в 2010 году бюджетных средств на возмещение затрат по заработной плате работникам – участникам общественных работ, ответчиком суду не представлено.

Кроме того, механизм реализации дополнительных мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства работников регламентирован правовыми актами субъекта Российской Федерации, а оценка эффективности расходов регионального бюджета, источником которого являются, в том числе субсидии из федерального бюджета, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости.

Между тем материалы дела не содержит сведений о выявлении вышеназванными уполномоченными органами нарушений порядка реализации указанных дополнительных мероприятий, а также неэффективного расходования бюджетных средств.

Соответственно во исполнение правоположения пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области не представило достаточных доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность оспариваемых представления и предписания

Реализуя мероприятия Программы, в соответствии с Положением в 2010 году ГУ ЦЗН заключал с гражданами, желающими открыть собственное дело, договоры на предоставление финансовых средств (далее Субсидии). По условиям договора граждане, получившие Субсидию, обязаны осуществлять заявленный вид предпринимательской деятельности в течение года, а по истечении года обязаны предоставить в ГУ ЦЗН документы, подтверждающие их целевое расходование.

В соответствии с п. 30 раздела 7 Положения управление через подведомственные ему ГУ ЦЗН осуществляло текущий контроль за соблюдением гражданами условий договора и целевого расходования ими бюджетных средств. Такой контроль осуществлялся в следующих формах:

1. Осуществление мониторинга, в том числе путем направления
 письменных запросов в ИМНС о том, не прекратил ли предпринимательскую
 деятельность гражданин, получивший субсидию, в срок ранее, чем это
 предусмотрено договором (подтверждающие документы прилагаются).

2. Осуществление мониторинга своевременности предоставления всеми участниками программы документов, подтверждающих целевое расходование полученных ими бюджетных средств (письма прилагаются).

3. В случае непредставления указанных документов, направление
 гражданам писем с требованием представить указанные документы, с этой же целью граждане вызывались в ГУ ЦЗН. Также специалистами ГУ ЦЗН
осуществлялись выезды по месту осуществления предпринимательской
 деятельности с целью проверки осуществления гражданами деятельности,
 заявленной в бизнес-плане.

4. В отношении граждан, которые, несмотря на принятые меры, не представили доказательств исполнения ими условий договора с ГУ ЦЗН, сведения об этом направлялись в органы внутренних дел для проведения дальнейшей проверки, а также принимались меры к взысканию полученных денежных средств в досудебном порядке).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ГУ Ц3Н были произведены проверочные (контрольные) мероприятия в отношении индивидуальных предпринимателей, получивших субсидии на организацию собственного дела в г.Н.Новгороде в 2010 году. Работа по возврату с них денежных средств велась в плановом порядке, никакие сроки, установленные законодательством, при этом нарушены не были.

Факт проведения соответствующих проверочных мероприятий, подтверждается имеющимися в материалах дела документами.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представление и предписание Территориального Управления Росфиннадзора в Нижегородской области приняты уполномоченным органом, однако не соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации, Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и

нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно устанавливают факты нарушения со стороны Управления службы занятости населения положений бюджетного законодательства Российской Федерации и необоснованно возлагают на него обязанность по устранению нарушений.

При таких условиях заявленные требования Управления службы занятости подлежит удовлетворению, а оспариваемые представление и предписание – признанию недействительными.

Уплаченная за рассмотрение данного заявления государственная пошлина в сумме 4 000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета, так как в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации последний освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области (ОГРН <***>), г. Нижний Новгород, удовлетворить.

Признать недействительными  представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 06.05.2011 № 32-07-01-04/3219 и предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации от 06.05.2011 № 32-07-01-05/3218, вынесенные Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области, г. Нижний Новгород, в отношении Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области.

Возвратить Управлению государственной службы занятости населения Нижегородской области (ОГРН <***>), г. Нижний Новгород, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 рублей, перечисленную по платежному поручению № 717293 от 03.06.2011.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда апелляционной инстанции или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Г.И. Мустафаев