НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Нижегородской области от 12.02.2024 № А43-37094/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-37094/2021

г. Нижний Новгород 11 марта 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2024 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-1000),

при ведении протокола судебного заседания помощником Леонтьевой А.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива (артель) "Весна" (ОГРН 1155246000832, ИНН 5246047657)

- о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира по Нижегородской области, выразившегося в неисключении из Государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино",

- об обязании Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия необходимых мер направленных на исключение из Государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино",

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального агентства лесного хозяйства, Управления Росреестра по Нижегородской области, Администрации городского округа город Бор Нижегородской области

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Даньшина Т.В. (доверенность от 09.01.2024),

от заинтересованного лица: Сперанская Е.С. (доверенность от 30.04.2021 №271),

от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской обратился сельскохозяйственный производственный кооператив (артель) "Весна" (далее - заявитель, СПК (артель) "Весна") с заявлением к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира по Нижегородской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство), содержащим требования, указанные выше, с учетом уточнения заявленных требований.

В обосновании заявленных требований СПК (артель) "Весна" указало, что ему с 23.07.2021 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748 (дата присвоения кадастрового номера 29.12.2012), расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства".

Указанный земельный участок имеет пересечение границ с земельными участками с кадастровыми номерами 52:20:0000000:2, 52:20:0000000:3, 52:20:0000000:230, 52:20:0000000:223, 52:20:0000000:1274, 52:20:0000000:1276в отношении которых границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены и отнесенных к землям лесного фонда.

СПК (артель) "Весна" 28.09.2021 направило в адрес Министерства письмо с просьбой исключить из ГЛР сведения о пересечении границ принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 с землями лесного фонда, полагая, что спорный земельный участок к землям лесного фонда никогда не относился и использовался только в целях сельскохозяйственного производства.

Письмом от 25.10.2021 №Исх-331-495020/21 в удовлетворении заявления отказано, что послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.

Представитель Министерства в представленном отзыве на заявление и в судебном заседании возразил против удовлетворения требований заявителя пояснив, что названный земельный участок статус земель сельскохозяйственного назначения впервые получил при постановке на кадастровый учет в 2012 году, а право собственности истца на названный земельный участок зарегистрировано 23.07.2021, то есть после 01.01.2016. До регистрации прав СПК (артель) "Весна" на спорный участок, на земли лесного фонда в ЕГРН было зарегистрировано право федеральной собственности (земельные участки с кадастровыми номерами 52:20:0000000:2, 52:20:0000000:3, 52:20:0000000:230, 52:20:0000000:223, 52:20:0000000:1274, 52:20:0000000:1276). Указанные сведения из ЕГРН не исключены, как того требует статья 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Исключение сведений из ГЛР нарушит права Российской Федерации – собственника указанных участков. При этом Министерство отмечает, что границы земельного участка 52:20:0000000:748 и категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" были определены только при постановке на кадастровый учет, до указанной даты в отношении спорного участка, как и лесных участков не были установлены границы. Спорный земельный участок частично расположен на землях сельскохозяйственного назначения, а частично на землях лесного фонда, имеет пересечение с земельными участками лесного фонда с кадастровыми номерами 52:20:0000000:2, 52:20:0000000:3, 52:20:0000000:230, 52:20:0000000:223, 52:20:0000000:1274, 52:20:0000000:1276 (в границах Останкинского участкового лесничества кварталы 91-143, 145, 150-173, 183-187, 200, части кварталов 174, 179-182, 188-199, 201, Завражновского участкового лесничества кварталы 10, части кварталов 1, 11, 21, Затонского участкового лесничества кварталы 14, 22, 32, 42, части кварталов 21, 29, 47-49, 201-204, 207, Борского участкового лесничества кварталы 217, 218, 220, 226). Указанные обстоятельства, по мнению Министерства, означают, что в нарушение требований законодательства земельный участок был фактически сформирован из земель лесного фонда, без согласования с собственником - Российской Федерацией.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства по делу, явку представителей в суд не обеспечили, представили письменные позиции по делу.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории включающие в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.

Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, агролесомелиоративными насаждениями, агрофитомелиоративными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.

Согласно статье 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно статье 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Согласно части 2 статьи 6.1 Лесного кодекса РФ к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).

Согласно части 3 статьи 6.1 Лесного кодекса РФ к нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).

Согласно части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

В силу части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса могут располагаться также на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно статьям 7, 8 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно части 1 статьи 91 Лесного кодекса РФ ГЛР представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

Согласно части 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ в ГЛР содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.07.2020 №491 утвержден Порядок ведения ГЛР (далее - Порядок №491).

Согласно пункту 2 Порядка №491 ГЛР представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, ведение которого осуществляется для организации рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесов и обеспечения достоверными сведениями о лесах органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, заинтересованных граждан и юридических лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Согласно пункту 4 Порядка №491 ведение ГЛР, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса (далее - уполномоченные органы, осуществляющие ведение ГЛР).

Согласно пункту 5 Порядка №491 ведение ГЛР осуществляется непрерывно путем внесения в него документированной информации, отражающей сведения о лесах, а также все документально подтвержденные изменения сведений о лесах, установленные при проведении лесоустройства и государственной инвентаризации лесов, в результате осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, использования лесов, стихийных бедствий, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на лесные участки, на основании документов, предусмотренных частью 2.1. статьи 91 Лесного кодекса РФ.

Согласно части 2.1 статьи 91 Лесного кодекса РФ внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 №496 (далее - Перечень №496).

Согласно пункту 2.1 Перечня №496 документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в ГЛР и ее изменения, являются следующие Акты: Акт о внесении документированной информации в ГЛР (Форма 1); Акт об изменении документированной информации ГЛР (Форма 2); Акт несоответствия данных ГЛР натурному обследованию (Форма 3).

Согласно пункту 2.2.10 Перечня №496 судебные акты являются основанием для внесения документированной информации в Акты.

Согласно частям 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон №218-ФЗ) в случае, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

В частях 3, 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее – Закон №172-ФЗ) определено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 этой статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Данные положения не распространяются на земельные участки: 1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; 2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; 3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно частям 5, 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН; сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям ЕГРН, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Законом №218-ФЗ, в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений. Указанные положения введены Федеральным законом от 29.07.2017 №280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее – Закон №280-ФЗ).

Согласно частям 6, 7 Закона №280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН недвижимости в порядке, установленном Законом №218-ФЗ и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 №1795-О указал, что данный закон был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР.

Из изложенного следует, что положения этого закона, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Данная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 №302-ЭС20-13098.

Судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона №172-ФЗ в редакции Закона №280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но также исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя. Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами. Такой правовой подход изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 №301-ЭС21-25438.

При этом, как отметила Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 17.06.2022 №301-ЭС21-25438, Федеральным законом от 27.12.2018 №538-ФЗ Лесной кодекс РФ дополнен, в том числе статьей 123, предусматривающей, что на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие особенности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 №1509, которым допускается использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях, предусмотренных пунктами 1-8, 10, 10.1, 13-15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ. Данные положения направлены на стимулирование вовлечения в оборот земель, которые исторически предназначались для ведения сельскохозяйственной деятельности, но по какой-то причине были заброшены и заросли лесом. Собственникам таких земель предоставляется право выбора дальнейшей судьбы этих участков путем осуществления действий по их расчистке с целью возврата данных участков в сельскохозяйственный оборот, а если это экономически нецелесообразно, предусмотрена возможность организации ведения на них полноценного лесного хозяйства с соблюдением всех необходимых требований. Постановление Правительства №1509 не может применяться к землям лесного фонда, учтенных в качестве таких земель в ГЛР, которые никогда не использовались и не предназначались для сельскохозяйственного производства, но сведения о которых вследствие ошибочных действий были внесены в ЕГРН в качестве земель сельскохозяйственного назначения.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

СПК (артель) "Весна" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748, расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", дата присвоения кадастрового номера 29.12.2012, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства", запись государственной регистрации от 23.07.2021 №52:20:0000000:748-52/156/2021-1.

Право собственности на названный земельный участок возникло у СПК (артель) "Весна" на основании договора купли-продажи, заключенного между Администрацией городского округа город Бор Нижегородской области и СПК (артель) "Весна" на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от 05.04.2021 по делу №А43-38012/2021 года, которым были удовлетворены требования СПК (артель) "Весна" к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области и признаны недействительными постановления Главы администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 05.02.2018 №569 и от 10.11.2020 №5137 об отказе СПК (артель) "Весна" в предоставлении земельного участка без проведения торгов, на Администрацию городского округа город Бор Нижегородской области возложена обязанность осуществить подготовку и подписание проектов договоров купли-продажи земельного участка и направления их в адрес СПК (артель) "Весна".

Ранее земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748 принадлежал СПК (артель) "Весна" и его правопредшественникам (СОАО "Останкино С", ТСОО "Останкино", совхозу "Останкинский") на праве постоянного бессрочного пользования, что также установлено решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2020 по делу №А43-32590/2019, которым Федеральному агентству лесного хозяйства отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 и об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ данного земельного участка, имеющего область пересечения с землями лесного фонда площадью 36 515 279 кв.м. в каталоге координат поворотных точек, указанных в Заключении Филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский лесопроект" от 09.07.2019 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий года. СПК (артель) "Весна" и Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (правопредшественник Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области) были привлечены к участию в деле №А43-32590/2019 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

СПК (артель) "Весна" 28.09.2021 года направило в Министерство письмо, в котором просило исключить земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748 из состава земель лесного фонда, в который данный земельный участок был включен в качестве земель лесного фонда.

Письмом от 25.10.2021 №Исх-331-495020/21 Министерство отказало СПК (артель) "Весна" в исключении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 из состава земель лесного фонда на основании пункта 11.8. Порядка рассмотрения заявлений о приведении в соответствие со сведениями ЕГРН в связи с наличием судебного спора в отношении указанного в заявлении участка.

Считая отказ Министерства незаконным, СПК (артель) "Весна" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Министерства выразившегося в не исключении (отказе в исключении) из ГЛР территории в границах земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 и обязании Министерства исключить из ГЛР часть территории в границах земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.05.2022 по делу №А43-37094/2021 требования СПК (артель) "Весна" удовлетворены. Бездействие Министерства, выразившееся в неисключении из ГЛР сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино" удовлетворены.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу №А43 -37094/2021 решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.05.2022 по делу №А43-37094/2021 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.10.2022 по делу №А43-37094/2021 решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.05.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу №А43-37094/2021 отменены, дело №А43-37094/2021 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.

В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.10.2022 по делу №А43-37094/2021 указано на необходимость исследования обстоятельств соотношения спорного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 с лесными участками, поскольку как следует из имеющихся в деле документов (государственного акта ННО-07-08 №000110) из общей площади земельного участка в 5557 га, 3809 га - леса и кустарники. В границах указанных земель земплепользователями являлись Останкинское лесничество (274,09 гектара) и Завражное лесничество (378,72 гектара), что фактически подтверждает частичное вхождение лесных земель в земли, находящиеся в пользовании Кооператива. Также указано на необходимость оценки представленных Министерством доказательств, подтверждающих наложение спорного участка на лесные участки и отнесение его части к участкам лесного фонда, и обстоятельств, связанных с пересечением земельных участков с кадастровыми номерами 52:20:0000000:2, 52:20:0000000:3, 52:20:0000000:230, 52:20:0000000:223, 52:20:0000000:1274, 52:20:0000000:1276 и установления качества и назначения имеющихся на спорном земельном участке лесных насаждений.

В качестве доказательств, подтверждающих наложение спорного участка заявителя на лесные участки и отнесение его части к участкам лесного фонда Министерством в материалы настоящего дела представлены: Проект организации лесного хозяйства 1967 года с картой Борского лесхоза 1967 года; План лесонасаждений совхоза "Останкинский" 1987 года; Проект организации и ведения лесного хозяйства ГУ "Борский сельских лесхоз" ГУ "Нижегородсельлес" Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ за 1998-2000 годы; свидетельство от 30.04.2004 №52-АА №997814 на земли лесного фона 1 группы; Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 09.10.2008 №289 об утверждении границ лесничеств на территории Нижегородской области; Приказ Рослесхоза от 26.04.2010 №151 "Об отнесении лесов на территории Нижегородской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ"; выписки из ЕГРН на земельные участки лесного фонда с кадастровыми номерами 52:20:0000000:2, 52:20:0000000:3, 52:20:0000000:223, 52:20:0000000:230, 52:20:0000000:1274, 52:20:0000000:1276.

Оценив представленные документы, суд пришел к выводу о том, что они не свидетельствуют об отнесении части спорного земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 к землям лесного фонда в силу следующего.

В период с 2023 по 1976 годы порядок ведения лесного хозяйства определялся Лесным кодексом, утвержденным постановлением Президиума всероссийского центрального исполнительного комитета от 25.07.1923.

В соответствии с пунктом 1 Лесного кодекса 2023 года все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины и для нужд лесного хозяйства, ограниченные в установленном для того порядке и земель иного назначения, составляют собственность Рабоче-Крестьянского Государства и образуют единый государственный лесной фонд.

В 1926 году Управлением лесами Народного комиссариата земледелия РСФСР издана и утверждена 01.07.1926 первая советская лесоустроительная инструкция - Инструкция для устройства, ревизии устройства и лесоэкономического обследования общегосударственных лесов РСФСР.

В 1952 году издана Инструкция по устройству и обследованию лесов государственного значения Союза ССР.

Указанные инструкции устанавливали требования к устройству и обследованию лесов государственного значения Союза ССР, предусматривая определение (отображение) территории земель лесного фонда в виде кварталов лесного фонда, отображаемых в виде клеток.

В материалы дела представлены: письмо Архивного отдела администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 16.03.2023 №518 о предоставлении плана лесонасаждений Борской хозчасти Борского леспромхоза Борского района Горьковского края за 1933 год из которого следует, что земли совхоза "Останкинский" не имеют наложений на земли лесного фонда, площадь земель лесного фонда составляет 23781 га; письмо Архивного отдела администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 16.03.2023 №507 о предоставлении годового отчета Борского лесхоза за 1937 год в соответствии с которым площадь земель лесного фонда составляет 84888 га, из которых на Борской части находятся 77 429 га; письмо Архивного отдела администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 16.03.2023 №506 о предоставлении книг учета лесного фонда Останкинского лесничества за 1959-1960 годы в соответствии с которыми площадь Останкинского лесничества составила 12154 га, к лесам 1 группы была отнесена зеленая зона вдоль реки Волга, иные земли площадью 77085 га относились к лесам 2 группы; письмо Архивного отдела администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 16.03.2023 №516 о предоставлении плана создания зеленой зоны городов Горького и Бора по Борскому леспромхозу за 1963 год из которого также следует, что земли совхоза "Останкинский" и спорный земельный участок не входили в состав зеленой зоны реки Волга; письмо Архивного отдела администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 16.03.2023 №509 о предоставлении Проекта организации лесного хозяйства 1960 года из которого следует, что к лесам 1 группы отнесена зеленая зона (квартала 1-124 Борского лесничества площадью 12911 га и квартал 73 Останкинского лесничества площадью 34 га), к лесам 2 группы "эксплуатационные" отнесены остальные леса в кварталах 1-90, 73а, 73б, 73в, 73г, 73е Останкинского лесничества площадью 12120 га; письма Архивного отдела администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 16.03.2023 №520 и от 16.03.2023 №523 о предоставлении плана лесонасаждений Останкинского лесничества Борского лесхоза за 1959-1960 годы и планшеты Останкинского лесничества за 1959-1960 годы из которых следует, что спорный земельный участок не налагается на земли лесного фонда (т.7 л.д. 121-133).

Письмом Архивного отдела администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 16.03.2023 №502 предоставлены Проект организации лесного хозяйства 1967 года и карта Борского лесхоза 1967 года с нанесением спорного земельного участка. Согласно данным документам общая площадь Останкинского лесничества разделена на 90 кварталов общей площадью 12147 га, пользователи землями лесного фонда, иные пользователи, торфофонд не указаны. Проект организации лесного хозяйства 1967 года и карта Борского лесхоза 1967 года не подтверждается наложение спорного земельного участка заявителя на земли лесного фонда, что Министерством в судебном заседании и не оспаривалось.

Письмами Архивного отдела администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 16.03.2023 №517, от 16.03.2023 №513, от 16.03.2023 №524, от 16.03.2023 №514, от 16.03.2023 №515, от 16.03.2023 №519, от 16.03.2023 №522 также предоставлены обзор плана проектируемых мероприятий по Борскому лесхозу за 1968 год, планы лесонасаждений Останкинского лесничества 1968 года и 1973 года, планшеты Останкинского лесничества 1968 года и 1973 года, схемы Останкинского лесничества за 1974 год из которых также не усматривается наложение спорного земельного участка на земли лесного фонда.

Письмами Архивного отдела администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 16.03.2023 №505, от 16.03.2023 №511, от 16.03.2023 №512, представлены Приложение к годовым отчетам по совхозу "Останкинский" за 1965-1968 годы, книги учета лесных культур за 1951-1982 годы из которых следует, что Борский лесхоз никогда не осуществлял высадку лесных культур на землях совхоза "Останкинский" и его правопредшественников - колхозов "Свердлова", "Завражский", "Красное знамя", "Родина", "Ямновский", "Белкино".

Как уже говорилось выше земельный участок принадлежащий заявителю и имеющий на настоящий момент кадастровый номер 52:20:0000000:748, ранее принадлежал правопредшественникам СПК (артель) "Весна".

В частности решением Исполнительного комитета Борского городского совета народных депутатов от 09.03.1987 №97 "О замене государственных актов на право пользования землей", государственный акт на право пользования землей старого образца, выданный совхозу "Останкинский", заменен на новый акт от 09.03.1987 серии А-I №227302 с закреплением за совхозом "Останкинский" на праве постоянного (бессрочного) пользования в целях сельскохозяйственного использования 18836 га земли в границах землепользования 20813 га, из которых площадь земель совхоза "Останкинский" покрытых древесно-кустарниковой растительностью составляет 6298 га.

Согласно приложению к Государственному акту "Посторонние землепользователи" в границах земель совхоза "Останкинский" находились земли Борского Мехлесхоза площадью 681 га не входящие в состав земель совхоза "Останкинский".

В 1987 году оформлен План лесонасаждений совхоза "Останкинский". Данный план выполнен в отношении лесной растительности расположенной на землях сельскохозяйственного назначения совхоза "Останкинский" площадью 6298 га и не имеют наложения на земли лесного фонда Борского Межлесхоза площадью 681 га.

При этом согласно Письму Архивного отдела администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 16.03.2023 №539 за 1987 год материалов лесоустройства не поступало, что свидетельствует о том, что лесоустройство в 1987 году не производилось.

При этом План лесонасаждений совхоза "Останкинский" за 1987 год, вопреки утверждениям Министерства, не является лесоустроительным документом, поскольку отсутствует проект лесоустройства, планшеты, материалы таксации и прочая лесоустроительная документация, а соответственно данный документ не может рассматриваться в качестве доказательства отнесения отраженных в нем земель к землям лесного фонда, тем более, что из него не усматривается факт отнесения земель совхоза "Останкинский" к землям лесного фонда.

Кроме того, План лесонасаждений совхоза "Останкинский" за 1987 год оформлен органами сельскохозяйственного управления исключительно в целях разработки мероприятий по организации содержания земель сельскохозяйственного назначения, заросших древесно-кустарниковой растительностью, в соответствии с требованиями пожарной и др. безопасности Агропромышленным комитетом Горьковской области входящим в структуру Государственного агропромышленного комитета РСФСР, который в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 12.06.1986 №265, является центральным союзно-республиканским органом государственного управления агропромышленным комплексом РСФСР.

В 1992 году совхоз "Останкинский" был реорганизован в ТСОО "Останкино".

Письмами Архивного отдела администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 16.03.2023 №537, от 16.03.2023 №597, от 16.03.2023 №538 предоставлены Годовые государственные балансы земель Борского района Нижегородской области за 1991, 1992, 1993 годы согласно которым площади земель распределялись следующим образом: 1991 год - площадь земель ТСОО "Останкино" 16760 га, площадь земель ТСОО "Останкино" под лесами 6016 га, площадь земель лесного фонда 185864 га; 1992 год - площадь земель ТСОО "Останкино" 10419 га, площадь земель ТСОО "Останкино" под лесами 3228 га, площадь земель лесного фонда 185664 га; 1993 год - площадь земель ТСОО "Останкино" 9497 га, площадь земель ТСОО "Останкино" под лесами 2939 га, площадь земель лесного фонда 166799 га. Изменение площадей ТСОО "Останкино" происходит в связи с изменением фактических объемов. Площадь земель лесного фонда изменяется в связи с перераспределением земель.

Впоследствии уполномоченным государственным органом - Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Нижегородской области, входящим в состав Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации и в соответствии с Положением утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.05.1992 №346 являвшегося органом государственного управления по использованию земельных ресурсов, осуществлению земельной политики и земельной реформы в Российской Федерации произведено перераспределение земель ТСОО "Останкино" и разработан проект перераспределения земель ТСОО "Останкино" 1994 года.

В соответствии с данным проектом за ТСОО "Останкино" закреплено 6083 га земель сельскохозяйственного назначения из которых в долевую собственность ТСОО "Останкино" передано 4288 га, в постоянное бессрочное пользование передано 6083 га угодий (леса, кустарники, болота и пр.)

При этом согласно карте проекта перераспределения земель ТСОО "Останкино" 1994 года спорный земельный участок находился внутри внешних границ земель ТСОО "Останкино" и не имел наложений на земли посторонних пользователей в границах земель ТСОО "Останкино", в том числе с землями лесного фонда Затонского лесхоза (378,72 га) и Борского лесхоза (172,03 га).

Администрация Борского района Нижегородской области на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 №86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" утвердила разработанный Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Нижегородской области проект землеустройства (перераспределения земель) ТСОО "Останкино", выдав Государственный акт от 25.05.1994 серии 000110 о предоставлении ТСОО "Останкино" в постоянное бессрочное пользование земель сельскохозяйственного назначения площадью 5557 га.

В указанном Государственном акте от 25.05.1994 серии 000110 описан состав переданных земель сельскохозяйственного назначения: земли покрытые древесно-кустарниковой растительностью (леса на землях сельхозназначения) - 3809 га, земли под водой - 90 га, иные земли - 1658 га.

В приложении к Государственному акту от 25.05.1994 серии 000110 указаны земли иных собственников, владельцев, расположенных в границах земель предоставленных по государственному акту - внутри внешних границ земель ТСОО "Останкино" находятся земли Затонского опытного лесхоза Завражного лесничества (378,72 га) и Борского лесхоза Останкинского лесничества (274,00 га). Данные земельные участки территориально обособлены и не входят в состав земель, переданных ТСОО "Останкино".

Письмами Архивного отдела администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 16.03.2023 №536, от 16.03.2023 №598, от 16.03.2023 №596 предоставлены Годовые государственные балансы земель Борского района Нижегородской области за 1994, 1995, 1996 годы, согласно которым площади земель распределялись следующим образом: 1994 год - площадь земель ТСОО "Останкино" 9497 га, площадь земель ТСОО "Останкино" под лесами 3847 га, площадь земель лесного фонда 168796 га; 1995 год - площадь земель ТСОО "Останкино" 10336 га, площадь земель ТСОО "Останкино" под лесами 4442 га, площадь земель лесного фонда 167916 га; 1996 год - площадь земель ТСОО "Останкино" 10481 га, площадь земель ТСОО "Останкино" под лесами 4704 га, площадь земель лесного фонда 167876 га. Площадь земель ТСОО "Останкино" под лесами менялась исходя из фактических объемов произрастания древесно-кустарниковой растительности и до 1996 года не была равна площади 4704 га.

Таким образом, спорный земельный участок изначально был предоставлен совхозу "Останкинский" и ТСОО "Останкино" для сельскохозяйственного использования, что исключает возможность его отнесения к категории земель лесного фонда, поскольку к землям лесного фонда относятся земли, предоставленные для ведения лесного хозяйства.

В состав земель переданных ТСОО "Останкино" в постоянное бессрочное пользование по Государственному акту от 25.05.1994 серии 000110 земли лесного фонда также не были включены по той же причине, по какой они не были включены в состав земель совхоза "Останкинский" проектом землеустройства (перераспределения) земель.

Указание в Государственном акте от 25.05.1994 серии 000110 на передачу ТСОО "Останкино" земель покрытых лесом, болотами и пр., не свидетельствует о передаче земель лесного фонда и земель водного фонда, а лишь является описанием состава передаваемых земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, в соответствии с Планом лесонасаждений совхоза "Останкинский" 1987 года площадь земель под древесно-кустарниковой растительностью определена в размере 6296 га.

При этом ссылаясь на План лесонасаждений совхоза "Останкинский" 1987 года, свидетельство от 30.04.2004 №52-АА №997814 и государственные отчеты об использовании земель за период с 1998 года по 2009 год, Министерство указывает, что на территории земель совхоза "Останкинский" находились лесные насаждения площадью 4 704 га и при этом не указывает по какому признаку из 6 296 га подлежат вычленению 4 704 га, подлежащие отнесению, по мнению Министерства, к землям лесного фонда.

Указанные обстоятельства исключает возможность определения состава земель лесного фонда по Плану лесонасаждений совхоза "Останкинский" 1987 года.

В 1998 году велась разработка проектируемой схемы лесничества путем образования мастерских участков на всей территории Останкинского сельсовета (в том числе на территории населенных пунктов) в виде проектируемых кварталов земель лесного фонда. Новые квартала формировались из земель сельхозпредприятий, в том числе ТСОО "Останкино" в целях перевода земель сельскохозяйственного назначения на которых произрастала древесно-кустарниковая растительность, находящихся в пользовании сельскохозяйственных предприятий в земли лесного фонда

Соответственно пунктом 10 Протокола первого лесоустроительного совещания по устройству совхозных лесов Борского муниципального предприятия "Борский лесхоз" от 12.11.1998 Борскому лесхозу было поручено подготовить и представить в администрацию района информацию о площадях лесных культур лесоустройство которых произведено на сельхозугодьях в целях перевода этих земель из земель сельскохозяйственного назначения в лесные земли и предоставить соответствующее постановление администрации в срок до 01.12.1998. После указанной даты площади лесных культур не будут учтены в составе лесных площадей и не войду в площади лесхоза.

Таким образом, Протокол технического совещания от 12.11.1998 является доказательством того, что земли сельскохозяйственного назначения, в отношении которых осуществлялось лесоустройство в соответствии с Проектом организации и ведения лесного хозяйства ГУ "Борский сельский лесхоз", в том числе спорные земельные участки, в состав земель лесного фонда в 1998 году не входили, а относились к землям сельскохозяйственного назначения.

При этом фактически Проект организации лесного хозяйства 1998-2000 годов в проектируемом виде реализован не был. Перевод земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в состав земель лесного фонда не произошел, о чем свидетельствуют отсутствие доказательств вынесения администрацией города Бор Нижегородской области постановления о переводе земель сельскохозяйственного назначения ТСОО "Останкино" в земли лесного фонда; Экспликация земель сельскохозяйственного производства по состоянию на 01.01.1999 в соответствии с которой за ТСОО "Останкино" продолжали учитываться на праве постоянного бессрочного пользования 6367 га, в том числе 4704 га под лесами; Годовые государственные отчеты об использовании земель за период с 1998 по 2010 годы, согласованные с органами лесного хозяйства, согласно которым площади земель ТСОО "Останкино" и площади земель лесного фонда не менялись.

Также в материалах дела отсутствуют доказательства утверждения Проекта организации и ведения лесного хозяйства органами управления лесным хозяйством за 1998 - 2000 годы и доказательства отнесения земель (в том числе населенных пунктов к землям лесного фонда согласно проекту 1998 -2000 годов).

В этой связи ссылка Министерства на протокол от 21.07.2000 представляется необоснованной, поскольку он не является документом об утверждении Проекта организации и ведения лесного хозяйства, так как все должностные лица, присутствующие на совещании являлись работниками Борского сельского лесхоза, который был создан и подчинялся Министерству и сельского хозяйства и органом управления лесным хозяйством не являлся.

Так в соответствии со статьей 75 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993, статьи 73 Лесного кодекса РФ 1997 года проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйством являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.

В соответствии с положениями Лесного кодекса РФ 1997 года Министерство сельского хозяйства не относилось к органам, осуществляющим, деятельность, связанную с ведением лесного хозяйства на землях, используемых для сельскохозяйственного производства, а также на землях лесного фонда, в отношении которых отсутствовали заключенные лесхозом с сельскохозяйственными организациями в соответствии со статьей 130 Лесного кодекса РФ договоры безвозмездного пользования.

В соответствии с проектом организации и ведения лесного хозяйства АЛХ НО 2004-2005 лесоустройство производилось в границах Борского лесхоза Нижегородской области на площади 124453 га, в том числе в границах Останкинского лесничества площадью 9870 га. На иных площадях, в том числе на землях СОАО "Останкино С", лесоустройство не производилось. Согласно акта согласования площадей с 1995 по 1999 годы перевод земель из состава земель сельскохозяйственного назначения ТСОО "Останкино" в земли лесного фонда не производился. На страницах 15,16,19 проекта имеется ссылка на проведение предыдущего лесоустройства в 1993 году, что противоречит утверждению Министерства об утверждении материалов лесоустройства в 1999-2000 годах, поскольку эти материалы не применялись в качестве основы и предыдущих материалов при лесоустройстве произведенном в 2004-2005 годах. Согласно таблиц 1.1.1, 1.1.3 земли Министерства сельского хозяйства (Борского сельского лесхоза) площадью 41467 га в состав Борского лесхоза не входили.

Согласно Государственных отчетов об использовании земель за период с 1998 года по 2009 год за ТСОО "Останкино" продолжали числиться земли сельхозназначения "под лесами" площадью 4704 га.

По утверждению Министерства указанному земельному участку площадью 4704 га учитываемому в соответствии с Государственными отчетами об использовании земель за период с 1998 года по 2009 год за ТСОО "Останкино" в качестве земель сельскохозяйственного назначения "под лесами" присвоен кадастровый номер 52:20:0000000:1276. Данный участок учтен в качестве земель лесного фонда и на него оформлено свидетельство от 30.04.2004 №52-АА №997814 на земли лесного фона 1 группы.

Также Министерство изначально указывало на наложение спорного земельного участка заявителя на участки лесного фонда с кадастровыми номерами 52:20:0000000:2, 52:20:0000000:3, 52:20:0000000:223, 52:20:0000000:230, 52:20:0000000:1274.

Однако факт наложения участка заявителя на земельные участки с кадастровыми номерами 52:20:0000000:2, 52:20:0000000:3, 52:20:0000000:223, 52:20:0000000:230, 52:20:0000000:1274 опровергается материалами дела, а также письменными и устными пояснениями Министерства о том, что земли ТСОО "Останкино" (СОАО "Останкино С" вошли в полном объеме в состав земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:1276 площадью 4704 га, на который оформлено свидетельство от 30.04.2004 №52-АА № 997814 года на земли лесного фона 1 группы.

Что касается пересечения границ земельных участков 52:20:0000000:748 и 52:20:0000000:1276, то земельный участок 52:20:0000000:748 согласно Государственным отчетам об использовании земель за период с 1998 года по 2009 год числился за ТСОО "Останкино" в качестве земель сельскохозяйственного назначения "под лесами" и не учитывался в качестве земель лесного фонда.

Таким образом описание земельного участка лесного фонда от 24.04.2004 и приложенный к нему план участка лесного фонда ФГУ "Нижегородсельлес", на которые ссылается Министерство, составлены в отношении земель СОАО "Останкино С" и противоречат материалам лесоустройства 2004-2005 годов в соответствии с которыми спорные земли СОАО "Останкино С" в составе земель лесного фонда Борского лесхоза не учитывались. Кроме того, Министерство сельского хозяйства Нижегородской области никогда не осуществляло полномочия учредителя в отношении ФГУ "Нижегородсельлес".

Доказательств изъятия у СОАО "Останкино С" земель и передачи их ФГУ "Нижегородсельлес" не имеется.

Отнесение земель СОАО "Останкино С" к землям лесного фонда в отсутствие материалов лесоустройства и соблюдения процедуры перевода земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда не может рассматриваться в качестве законного и обоснованного.

Согласно пояснениям Министерства квартала, по которым установлено наложение, земельного участка заявителя с земельными участками лесного фонда включены в состав земель лесного фонда Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.10.2008 №289 "Об утверждении границ лесничеств на территории Нижегородской области" и Приказом Рослесхоза от 26.04.2010 №151 "Об отнесении лесов на территории Нижегородской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ".

Между тем, данный довод не может быть признан обоснованным также в силу отсутствия доказательств перевода спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

При этом согласно Лесному плану Нижегородской области за 2008 год лесоустройство проводилось в 2004 году на площади 209550 га, что не соответствует Проекту организации и ведения лесного хозяйства Борского лесхоза АЛХ НО 2004-2005 годов в соответствии с которым лесоустройство осуществлялось в отношении площади в 124453 га. Положения Лесного плана Нижегородской области за 2008 год также противоречат землеустроительному делу Борского лесхоза 2008 года, согласно которому площадь Борского лесхоза в 2008 году составляла 167797 га, в том числе по Останкинскому лесничеству 9883 га.

Как следует из информации о лесном участке №158 по состоянию на 25.03.2019 в его границах расположены земельные участки с кадастровыми номерами 52:20:0000000:2, 52:20:0000000:3, 52:20:0000000:223, 52:20:0000000:230, 52:20:0000000:1274, 52:20:0000000:1276. Площадь лесного участка определена в размере 6690 га.

Также определено местоположение лесного участка: Нижегородская область, г.о.г Бор, Борское Районное лесничество, Завражновское участковое лесничество кварталы 1, 10, 11, 22, Затонское участковое лесничество кварталы 48, 42, 47, l99, 21, 22, 14, 15, 17, 203, 204, 207, 26, 25, 27, 32, 29, Останкинское участковое лесничество кварталы 170, 171, 172, 173, 174, 179, 180, 181, 183-201, 159, 160, 161, 152, 1,53, 140-145, 139, 73, 91-103, 105-113, Борское участковое лесничество кварталы 226, 220, 218, 217.

По запросу СПК (артель) "Весна" Росреестр предоставил выкопировку из Землеустроительного дела Борского лесхоза 2008 года в части Останкинского лесничества (поскольку земли СПК (артель) "Весна" находятся на территории Останкинского сельсовета).

Согласно Землеустроительного дела Борского лесхоза 2008 года земли СОАО "Останкино С" не имели наложения на земли лесного фонда, о чем между СОАО "Останкино С" и Борским лесничеством подписаны акты согласования границ смежных земельных участков.

Согласно таблице "Распределение общей площади лесных участков по участковым лесничествам Борского района" Землеустроительного дела 2008 года кварталы Останкинского участкового лесничества, по которым Министерство в своих дополнениях от 01.03.2023 (т.7 л.д. 23-86) указывает на наложение со спорным земельным участком заявителя, в составе Борского лесхоза в 2008 году отсутствовали (за исключением квартала №73, который согласован путем оформления актов согласования и не имеет наложения).

Нумерация кварталов с 2008 года по 2018 год не менялась. Таким образом данное наложение имеет давность не ранее 2008 года, что соответствует позиции Министерства о включении земель СОАО "Останкино С" в земли лесного фонда в 2009 году, в связи с состоявшимся, по его мнению, переводом земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.

Указанные обстоятельства также подтверждаются Государственными отчетами о наличии использовании земель за 2008 и 2009 годы. Так из Государственного отчета о наличии использовании земель за 2008 год следует, что площадь земель лесного фонда и площадь земель СОАО "Останкино С" (104727 га) не менялась. Однако из Государственного отчета о наличии использовании земель за 2009 год усматривается, что площадь земель лесного фонда увеличилась за счет земель сельскохозяйственного назначения на 32386 га и составила 200379 га; площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась на 32606 га за счет перевода в земли лесного фонда; площадь земель СОАО "Останкино С" находящихся в долевой собственности уменьшилась на 9434 га за счет уменьшения долевой собственности и составила 95293 га; площадь земель СОАО "Останкино С" находящихся в постоянном бессрочном пользовании не изменилась и составила 6298 га.

Отнесение земельных участков к 1 группе лесов "Защитные леса" подтверждается Министерством в Информации о земельном участке №158.

Так спорные квартала земель лесного фонда отнесены к лесам 1 группы "Эксплуатационные леса" на основании Приложения №2 к Приказу Рослесхоза от 26.04.2010 №151 "Об отнесении
лесов на территории Нижегородской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и
установлении их границ".

К Останкинскому участковому лесничеству отнесены 17005 га (Борский лесхоз, Останкинское лесничество, кварталы 1-8, 10-19, 22-65, 72, 75-82, 87-90, части кварталов 9, 20, 21, 65-71, 73, 74, 83-86 - 9493 га; Филиал "Центр инновационного развития" ГУ "Нижегородсельлес", кварталы 91-143, 145-148, 150-173, 175-178, 183-187, 200, части кварталов 144, 174, 179-182, 188-199, 201 - 7512 га).

К Завражновскому участковому лесничеству отнесены 10286 га (Затонский опытный лесхоз, Завражновское лесничество, кварталы 2, 10, 18-20, 24-28, 31-40, 44-62, 65-96, части кварталов 1, 3-9, 11-17, 21-23. 29, 30, 41-43, 63, 64 - 10286 га).

К Затонскому участковому лесничеству отнесены 13127 га (Затонский опытный лесхоз, Затонское лесничество, кварталы 12, 14-18, 20, 22, 25-27, 31, 32, 36, 40, 42, 45, 45, 55, 60-64, 69, 70, 76-78, 83-85, 90-94, 96-99, 104-106, 108-113, 116-118, 120-125, 128-133, 136-138, 143-148, 151, 154, 158-160, 167, 170, 171, 174, 175, 179, 180, 183, 188, 194, части кварталов 10, 13, 21, 28, 29, 33, 34, 37, 41, 47-49, 51-54, 57-59, 66-68, 72-74, 79, 80, 86-89, 100-103, 114, 115, 126, 127, 139-142, 152, 153, 155-157, 163-166, 168, 169, 173, 176-178, 184-187 - 12636 га; Филиал "Центр инновационного развития" ГУ "Нижегородсельлес", кварталы 201-204, 207-209 - 491 га).

К Борскому участковому лесничеству отнесены 1399 га (Филиал "Лесосеменная станция и Филиал "Центр инновационного развития" ГУ "Нижегородсельлес", кварталы 126-131, 135, 136, 138, 139, 143, 144, 157, части кварталов 132-134, 137, 141, 145, 150, 151 - 1399 га).

Согласно Государственным отчетам о наличии использования земель за 2009 год и Годовому отчету за 2010 год в состав земель лесного фонда в связи с переводом земель в 2009 году были включены следующие земли сельскохозяйственного назначения: СПК "Красная Рамень" Ямновского сельсовета (земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:223 площадью 3160 га); СПК "Борский" Краснослободского сельсовета (земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:224 площадью 1853 га); ЗАО СХП "Кантаурово" Кантауровского сельсовета (земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:225 площадью 3329 га); ОАО "Линдовская птицефабрика-племзавод" Линдовского сельсовета (земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:226 площадью 4246 га); СПК "Чистопольский" Линдовского сельсовета (земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:227 площадью 3810 га); СПК "Сормовский" Линдовского сельсовета (земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:228 площадью 2330 га); СПК "Луговской" Линдовского сельсовета (земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:229 площадью 6328 га); СПК "Редькинский" Редькинского сельсовета (земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:230 площадью 3303 га); СПК "Ямновский" Ямновского сельсовета (земельный участок с кадастровым номером 52:20:2200008:462 площадью 1808 га); СПК "Ивановский" Ямновского сельсовета (земельный участок с кадастровым номером 52:20:2200009:706 площадью 2219 га); ФГУ "Затонский опытный лесхоз Затонского лесничества кварталы 1-197.

Земли СПК (артель) "Весна" (СОАО "Останкино С", ТСОО "Останкино", совхоза "Останкинский") в данном перечне не поименованы.

Также в составе земель лесного фонда указаны ранее учтенные земли лесного фонда - ФГУ Затонский опытный лесхоз Затонское лесничество кварталы 1-197, Завражное лесничество кварталы 1-96, Плотинковское лесничество кварталы 4, 5, 11-15, 19, 24, 29-34, 39-45, 50-58, 63-71, 76-84, 88-96, 100-173 (земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000009:3 площадью 43540 га); ФГУ Борский лесхоз (земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:2 площадью 124453 га).

Таким образом, всего в составе земель лесного фонда указано 200379,5 га, что соответствует площадям земель сельскохозяйственного назначения переведенных в земли лесного фонда в 2009 году, в которых земли СПК (артель) "Весна" не учитывались, что исключает возможность учета принадлежащего СПК (артель) "Весна" земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 в составе земельных участков с кадастровыми номерами 52:20:0000000:2, 52:20:0000000:3, 52:20:0000000:230, 52:20:0000000:223, 52:20:0000000:1274, 52:20:0000000:1276.

При этом в границах Затонского участкового лесничества отсутствует квартал 199, а в границах Борского участкового лесничества отсутствуют кварталы 217, 218, 220, 226 о наложении с которыми указывает Министерство.

Следует также отметить, что из данных Государственного отчета о наличии использовании земель за 2010 год следует, что площадь земель СОАО "Останкино С" находящихся в постоянном бессрочном пользовании в 2010 году не изменилась и составила 6298 га, как и в 2009 году.

В 2012 году принадлежащий СПК (артель) "Весна" земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 52:20:0000000:748. В 2013 году оформлен кадастровый паспорт на данный земельный участок в соответствии с которым он отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Информация о согласовании границ названного земельного участка опубликована в газете "Бор сегодня" №7 от 18.02.2016.

Федеральное агентство лесного хозяйства не согласившись с результатами межевания обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением о признании результатов межевания недействительными и об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2020 по делу №А43-32590/2021 в удовлетворении исковых требований было отказано.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.12.2021 №1230 утверждены изменения в Генеральный план городского округа город Бор Нижегородской области, утвержденный Решением Совета депутатов городского округа город Бор Нижегородской области от 25.12.2012 №113 в соответствии с которыми принадлежащий СПК (артель) "Весна" земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748 отнесен к зоне лесного фонда.

СПК (артель) "Весна" направило замечания на проект Генерального плана городского округа город Бор Нижегородской области. однако ответа на данное обращение не получило. Изменения внесенные в Генеральный план городского округа город Бор Нижегородской области СПК (артель) "Весна" не обжаловало, руководствуясь судебной практикой, согласно которой утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменения правового режима земель, находящихся в границах указанных зон и не нарушает права собственника земельного участка.

Также СПК (артель) "Весна" в материалы дела представлена интерактивная карта "Леса России" из которой следует, что принадлежащий СПК (артель) "Весна" земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748 не имеет наложений на земли лесного фонда. Росреестр Нижегородской области письмом от 27.05.2020 №37-8423/20 указал, что земельный участок лесного фонда в части наложения границ на земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748 исключен из ЕГРН в части наложения на следующие контуры спорного земельного участка: страница 15 - 17, 25, 26-30, 41-43, 45-48, 54-56, 58-62; страница 18 - 68-76, 83, 84, 87-92, 96-97, 99-103; страница 21 - 1, 3-5, 10, 12-15; страница 22 - 7, 11; страница 25 - 18, 19, 21-24, 31, 39-40, 49, 53, 63; страница 26 - 6, 65-67, 78-79, 81, 93, 104, 105; страница 27 - 38, в связи с чем, довод Министерства о том, что пересечения со спорным земельным участком не могут быть исключены из ГЛР в связи с их регистрацией в ЕГРН не могут быть признаны обоснованными.

Таким образом из вышеописанного следует, что документы на которые Министерство ссылается в подтверждение отнесения земельного участка заявителя к землям лесного фонда имеют период образования начиная с 2004 года - свидетельство ФГУ "Нижегородсельлес" от 30.04.2004 №52-АА №997814. Начиная с 2009 года принадлежащий заявителю земельный участок начал учитываться в составе земель лесного фонда.

Однако как уже указывалось выше свидетельство ФГУ "Нижегородсельлес" от 30.04.2004 №52-АА №997814 к лесоустроительной документации не относится, а материалами лесоустройства 2008-2010 годов земли СПК (артель) "Весна" в составе земель лесного фонда не учитывались, документов свидетельствующих о переводе принадлежащего СПК (артель) "Весна" земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда не имеется.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности со стороны Министерства акта произрастания лесов на землях СПК (артель) "Весна" и его правопредшественников.

Произрастание же древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе лесов на землях сельскохозяйственного назначения допускалось действующим ранее законодательством и не являлось основанием для отнесения земель сельскохозяйственного назначения, заросших лесными насаждениями, к землям лесного фонда.

В соответствии со статьей 5 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденного Законом СССР от 17.06.1977 №5906-IХ в государственный лесной фонд не входят: деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 №4613-1 в лесной фонд не входят защитные лесные насаждения и другая древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 №22-ФЗ в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства.

В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №201-ФЗ леса, располагающиеся на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом РФ, не относятся к землям лесного фонда. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120-123 Лесного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 123 Лесного кодекса РФ на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

На основании вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что доказательств свидетельствующих о законности учета спорного земельного участка в составе земель лесного фонда и в ГЛР не представлено, соответственно бездействие Министерства, выразившееся в неисключении из ГЛР сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя, что в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Подпункт 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

При изложенных обстоятельствах, суд в качестве правовосстановительной меры считает необходимым обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу в установленном действующим законодательством порядке устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия необходимых мер направленных на исключение из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино".

Поскольку заявленные требования подлежат удовлетворению, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на Министерство.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

требования заявителя удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира по Нижегородской области выразившееся в неисключении из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино".

Обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу в установленном действующим законодательством порядке устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия необходимых мер направленных на исключение из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино".

Взыскать с Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (ОГРН 1115260001449, ИНН 5260294552, зарегистрировано 25.01.2011) в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива (артель) "Весна" (ОГРН 1155246000832, ИНН 5246047657, зарегистрировано 19.06.2015) расходы по госпошлине в сумме 3000,00 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа и направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Судья И.С.Волчанская