АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Нижний Новгород 13 сентября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 сентября 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 13 сентября 2023 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Леонова Андрея Владимировича,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Устименко А.Р.,
при участии представителя заинтересованного лица – Музычук А.О., доверенность от 29.12.2022, и в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителей, их представителей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Ардентовой Елены Валентиновны о признании незаконными действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Нижегородской области по начислению налога на имущество физического лица формализованные в налоговом уведомлении №42556337 от 01.09.2022 по объектам недвижимого имущества:
- нежилое помещение "Российская Федерация, Нижегородская область, р-н Сормовский, ул. Павла Мочалова, д.8А, пом. условный номер 8/1", площадью 61,4 (шестьдесят один целый и четыре десятых) кв.м., кад.№52:18:0010091:1065";
- нежилое помещение "Российская Федерация, Нижегородская область, р-н Сормовский, ул.Павла Мочалова, д.8А, пом. условный номер 8/1", площадью 58,7 (пятьдесят восемь целых и семь десятых) кв.м., кад.№52:18:0010091:1064",
и по заявлению Ардентова Ивана Дмитриевича, о признании незаконными действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Нижегородской области №42139177 от 01.09.2022 по начислению налога на имущества физического лица формализованные в налоговом уведомлении №42139177 от 01.09.2022 по объектам недвижимого имущества:
- нежилое помещение "Российская Федерация, Нижегородская область, р-н Сормовский, ул. Павла Мочалова, д.8А, пом. условный номер 8/1", площадью 61, 4 (шестьдесят один целый и четыре десятых) кв.м., кад.№52:18:0010091:1065",
- нежилое помещение "Российская Федерация, Нижегородская область, р-н Сормовский, ул. Павла Мочалова, д.8А, пом. условный номер 8/2", площадью 58,7 (пятьдесят восемь целых и семь десятых) кв.м., кад.№52:18:0010091:1064",
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратились Ардентова Елена Валентиновна и Ардентов Иван Дмитриевич (далее – заявители, налогоплательщики) с указанными заявлениями.
Определением от 13.07.2023 судебные дела №А43-10793/2023 и №А43-10670/2023 были объединены в одно производство и объединенному делу присвоен номер А43-10793/2023.
Заявители о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, не явились, явку представителя не обеспечили.
Налоговый орган возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям подробно изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.
Изучив материалы дела, арбитражный суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Ардентовой Е.В. 27.10.2022 в адрес межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Нижегородской области (далее - Инспекции) представлено письменное обращение о признании незаконными действий налогового органа по начислению налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению № 42556337 от 01.09.2022 в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 52:18:0010091:1064 и 52:18:0010091:1065. На указанное обращение Инспекцией дан ответ от 21.11.2022 о правомерности начисления налога на имущество физических лиц.
Не согласившись с ответом Инспекции, налогоплательщиком подана жалоба в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Нижегородской области от 16.01.2023 № 09-11-ЗГ/00092@ жалоба Ардентовой Е.В. от 21.11.2022 б/н на действия должностных лиц Инспекции оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением УФНС России по Нижегородской области, Ардентовой Е.В. подано заявление в Арбитражный суд Нижегородской области.
Кроме того, Ардентовым И.Д. 27.10.2022 в адрес Инспекции представлено письменное обращение о признании незаконными действий налогового органа по начислению налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению № 42139177 от 01.09.2022 в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 52:18:0010091:1064 и 52:18:0010091:1065. На указанное обращение Инспекцией дан ответ от 21.11.2022 о правомерности начисления налога на имущество физических лиц.
Не согласившись с ответом Инспекции, налогоплательщиком подана жалоба в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Нижегородской области от 16.01.2023 № 09-11-ЗГ/00085@ жалоба Ардентова И.Д. от 21.11.2022 б/н на действия должностных лиц Инспекции оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением УФНС России по Нижегородской области, Ардентовым И.Д. подано заявление в Арбитражный суд Нижегородской области.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрирование налога на имущество физических лиц осуществляется на основании главы 32 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ).
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1 ст. 403 НК РФ).
В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.409 НК РФ). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2 ст. 409 НК РФ).
В соответствии со сведениями, полученными в порядке ст.85 НК РФ, Ардентовой Е.В. 22.01.2020 зарегистрировано право собственности на 6/10 доли объекта недвижимости с кадастровым номером 52:18:0010091:1064 и 6/10 доли на объект недвижимости с кадастровым номером 52:18:0010091:1065, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Павла Мочалова, д. 8А, номер регистрации права 52:18:0010091:1064-52/124/2020-1 и 52:18:0010091:1065-52/124/2020-1 соответственно. Указанные объекты недвижимости имеют категорию объекта - «иные строения, помещения и сооружения».
До 22.01.2020 указанные объекты недвижимости по сведениям Росреестра имели единый кадастровый номер 52:18:0010091:1035.
Инспекцией в соответствии с п. 2 ст. 409 НК РФ Заявителю направлено налоговое уведомление от 01.09.2022 № 42556337 об уплате налога на имущество физических лиц в общей сумме 258 962 рубля.
Инспекцией произведен расчет налога на имущество физических лиц в отношении спорных объектов, принадлежащих Ардентовой Е.В. на праве собственности в 2021 году:
-иные строения, помещения и сооружения (доля в праве 6/10), 52:18:0010091:1064, 603003, 52, г. Нижний Новгород, ул. Павла Мочалова,8А в размере 15 889.00 руб.;
-иные строения, помещения и сооружения (доля в праве 6/10), 52:18:0010091:1065, 603003, 52, г.Нижний Новгород, ул.Павла Мочалова, 8А в размере 16 620.00 руб.
Кроме того, в соответствии со сведениями, полученными в порядке ст.85 НК РФ, Ардентовым И.Д. 22.01.2020 зарегистрировано право собственности на 4/10 доли объекта недвижимости с кадастровым номером 52:18:0010091:1064 и 4/10 доли на объект недвижимости с кадастровым номером 52:18:0010091:1065, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Павла Мочалова, д.8А, номер регистрации права 52:18:0010091:1064-52/124/2020-1 и 52:18:0010091:1065-52/124/2020-1 соответственно. Указанные объекты недвижимости имеют категорию объекта - «иные строения, помещения и сооружения».
До 22.01.2020 указанные объекты недвижимости по сведениям Росреестра имели единый кадастровый номер 52:18:0010091:1035.
Инспекцией в соответствии с п.2 ст.409 НК РФ Заявителю направлено налоговое уведомление от 01.09.2022 № 42139177 об уплате налога на имущество физических лиц с учетом переплаты в общей сумме 18 929,00 рубля.
Инспекцией произведен расчет налога на имущество физических лиц в отношении спорных объектов, принадлежащих Ардентову И.Д. на праве собственности в 2021 году:
-иные строения, помещения и сооружения (доля в праве 6/10), 52:18:0010091:1064, 603003, 52, г. Нижний Новгород, ул. Павла Мочалова,8А в размере 10 593.00 руб.;
-иные строения, помещения и сооружения (доля в праве 6/10), 52:18:0010091:1065, 603003, 52, г. Нижний Новгород, ул. Павла Мочалова, 8А в размере 11 080.00 руб.
В соответствии с п.п.1 п.7 ст.378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 06.02.2014 №61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 НК РФ" таким уполномоченным органом является Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год утвержден Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 №326-13-631667/20.
Для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, размер налоговой ставки составляет 2 процента (п. 2.2 Решения Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 19.11.2014 № 169 «О налоге на имущество физических лиц»).
Исходя из разъяснений Министерства финансов Российской Федерации, данных в письмах от 13.03.2017 № 03-05-04-01/13780, от 27.07.2021 № СД-4-21/10571, от 23.09.2021 №БС-4-21/13524, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в соответствующий перечень объектом недвижимого имущества, товсе помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости независимо от отсутствия этих помещений в перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного суда Российской Федерации от 17.08.2018 № 309-КГ18-11719, от 03.02.2020 № 304-ЭС19-26593.
Основанием для начисления заявителям налога на имущество физических лиц по ставке 2% за 2021 год в отношении объектов с кадастровыми номерами: 52:18:0010091:1064 и 52:18:0010091:1065 послужил факт включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 № 326-13-631667/20, здания с кадастровым номером 52:18:0010091:40, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Павла Мочалова, 8А, в котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителям на праве собственности, что отражено в пункте 746 указанного Перечня и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
До 22.01.2020 объекты недвижимости с кадастровыми номерами 52:18:0010091:1064 и 52:18:0010091:1065 по сведениям Росреестра имели единый кадастровый номер 52:18:0010091:1035.
Ссылка Заявителей на решение Нижегородского областного суда от 16.06.2021 № 3а-336/2021 не может быть принята в качестве основания для перерасчёта налоговых обязательств, так как не связана с изменением Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, и касается иных налоговых периодов.
В рассматриваемом случае налоговый орган не наделен полномочиями по оценке правомерности включения объектов недвижимости в соответствующий Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Ошибочно включенные уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации в перечень объекты недвижимого имущества, а также включенные в перечень объекты, в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости), должны быть исключены из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, с обязательным размещением соответствующей информации на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (соответственно, в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень) (Письмо ФНС России от 22.12.2015 № БС-4-11/22488@).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (www.gosim-nobl.ru) объект недвижимости с кадастровым номером 52:18:0010091:40, в котором расположены помещения с кадастровыми номерами 52:18:0010091:1064 и 52:18:0010091:1065, отсутствует в списке объектов недвижимости, исключенных из Перечня по решению суда либо решению межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Таким образом, налог на имущество физических лиц за налоговый период 2021 год по вышеуказанным объектам недвижимости исчислен правомерно в соответствии с законодательством РФ.
На основании изложенного, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180 - 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
требования, заявленные Ардентовым Иваном Дмитриевичем (ИНН526317143090), г.Н.Новгород, и Ардентовой Еленой Валентиновной (ИНН526300640552), г.Н.Новгород, оставить без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месячного срока со дня принятия.
Судья А.В.Леонов