НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Нижегородской области от 05.11.2014 № А43-18400/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-18400/2014

г. Нижний Новгород 06 ноября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 06 ноября 2014 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Садовской Галины Андреевны (шифр 1-506),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хохловой Е.В.,

при участии представителя  заявителя:  Назаровой Е.М. (доверенность от 26 мая 2014 года №24),

представителя заинтересованного лица:  Мошкова А.Ю. (доверенность от 31 января 2014 года №28),

рассмотрев в порядке пункта 2 части 3 и части 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Объединенный инженерный центр», г. Нижний Новгород (ОГРН 10752556005868; ИНН 5256070140) к Государственному учреждению - Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №25) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 17 июня 2014 года №115 ОСС/ВНМ/В,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Объединенный инженерный центр» (далее – общество) с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 17 июня 2014 года №115 ОСС/ВНМ/В о привлечении страхователя к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которым обществу доначислены 507,66 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование, 677 руб. 38 коп. пени за несвоевременную уплату страховых взносов, 101 руб. 54 коп. штрафа, начисленного на основании части 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ.

По мнению заявителя, доначисление сумм страховых взносов, пени, штрафов произведено фондом неправомерно, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами, носит характер государственной поддержки, так как направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход и имеет целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде и не должна облагаться страховыми взносами.

Фонд с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. По мнению фонда, оплата дополнительных выходных дней, представляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, производится в рамках трудовых отношений, в связи с чем, подлежит учету как объект обложения страховыми взносами и должна включаться в базу для начисления страховых взносов на общих основаниях.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлен перерыв, после перерыва заседание продолжено.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу следующего.

Из материалов дела следует, что должностными лицами фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ плательщиком страховых взносов - ООО «Объединенный инженерный центр» за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

По результатам проверки фонд пришел к выводам о занижении обществом базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) в результате невключения в базу для начисления страховых взносов оплаты работникам дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в сумме 17 505 руб. 24 коп.

По результатам выездной проверки общества Фондом вынесено решение №115 ОСС/ВНМ/В от 17 июня 2014 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым в отношении страховых взносов на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами была доначислена недоимка в размере 507 руб. 66 коп.

Кроме того, решением общество за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в результате занижения базы для начисления страховых взносов привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ в виде штрафа в сумме 101 руб. 54 коп.

Не согласившись с решением фонда, общество обратилось в суд с настоящим требованием.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ).

В силу части 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В статье 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 №101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» средства этого фонда направляются, в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Таким образом, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 №1798/10).

Таким образом, общество правомерно не включило в объект обложения страховыми взносами средства на оплату дополнительных выходных дней работникам по уходу за детьми-инвалидами, в связи с чем, у фонда отсутствовали основания для доначисления обществу страховых взносов, пени, штрафов.

Вступление с 01.01.2011 в законную силу изменений, внесенных в статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, по-новому определяющих содержание понятия "объект обложения страховыми взносами", не повлекло изменения правового смысла и правовой природы выплат, предусмотренных статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации.

Более того, изложенные выше выводы о характере выплат, предусмотренных статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, и о порядке применения статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ соответствуют судебной практике, складывающейся и после вступления в законную силу Федерального закона от 08.12.2010 №339-ФЗ, внесшего изменения в статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Следовательно, решение фонда подлежит признанию недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2000,00 руб., относятся на заинтересованное лицо и подлежат взысканию с последнего в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиала №25) от 17 июня 2014 года №115 ОСС/ВНМ/В о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Обязать Государственное учреждение региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал №25) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №25) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Объединенный инженерный центр», г. Нижний Новгород (ОГРН 10752556005868; ИНН 5256070140, дата регистрации 06 июня 2007 года инспекцией Федеральной налоговой службы по Автозаводскому району города Нижнего Новгорода; адрес: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, проспект Ленина, д.88) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. 00 коп.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

Судья Г.А. Садовская