АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-27138/2020
г. Нижний Новгород 12 февраля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Леонова Андрея Владимировича,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гарасевой Е.О.,
при участии представителей заявителя – Гильмановой А.А., доверенность от 30.09.2020, и лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, - Грачевой А.Н., доверенность от 29.06.2020, Красавина А.Н., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
управления Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Нижегородстройдиагностика" (ОГРН1085260016192, ИНН5260239270), г.Н.Новгород, к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось управление Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому федеральному округу (далее – заявитель, административный орган, Управление) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Нижегородстройдиагностика" (далее – Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям подробно изложенным в заявлении и возражениях на отзыв. Кроме того, заявитель настаивает на том, что состав административного правонарушения доказан, процедурных нарушений со стороны административного органа допущено не было. С момента аккредитации юридического лица отношения между Россакредитацией, ее территориальными органами и аккредитованными лицами регулируются именно законодательством об аккредитации, а не законодательством о техническом регулировании. Относительно сроков привлечения к административной ответственности Управление указывает, что в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации об аккредитации составляет три года.
Общество возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям подробно изложенным в отзыве, что так же поддержано в ходе судебных заседаний. Общество ссылается на то, что со стороны административного органа были допущены процедурные нарушения. Так же по мнению ответчика в его действиях отсутствует состав вменяемого нарушения. Общество указывает, что Управление вольно трактует действующее законодательство. Отношения, возникающие при оценке о подтверждении соответствия, регулирует Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании». Кроме того, ответчик ссылается на отсутствие вины в совершении административного правонарушения, истечение сроков давности. Так же Общество просит суд в случае признания его виновным в совершении административного правонарушения рассмотреть вопрос о применении положений ст.2.9 и ст.4.1.1 КоАП РФ.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Общества, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Управлением на основании приказа от 17.06.2020 № ПФО/93-П-ВД проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества.
По результатам проверки составлен акт проверки от 17.07.2020 № ПФО/113-АДП.
Усматривая в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.48 КоАП РФ, должностным лицом Управления 25.08.2020 в отношении Общества, составлен протокол об административном правонарушении №ПФО/105.
На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанный протокол и проложенные к нему материалы административного дела переданы в Арбитражный суд Нижегородской области на рассмотрение по подведомственности.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Ст.14.48 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24.01.2011 № 86 «О единой национальной системе аккредитации» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» 01.11.2011 образована Федеральная служба по аккредитации, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе полномочия по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными настоящим Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия.
На основании указанного, с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 1, пунктов 1, 5, 9 статьи 4 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» следует, что деятельность аккредитованного лица в своей области аккредитации представляет собой деятельность по оценке соответствия.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8, пунктом 2 части 2 статьи 27
Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной
системе аккредитации» и пунктом 5 приложения № 11 постановления Правительства
Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и
иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (с
изменениями и дополнениями в ред. постановления Правительства Российской
Федерации от 22.04.2020 № 557) на основании приказа от 17.06.2020 №ПФО/93-П-ВД
Управлением проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества, аккредитованного в качестве испытательной лаборатории (далее - ИЛ), уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц РОСС RU.0001.21АЛ31.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 17.07.2020 № ПФО/113-АДП и выдано Предписание об устранении выявленных нарушений от 17.07.2020 № ПФО/3-Прд.
Законодательство об аккредитации в части установления требований, которыми должно удовлетворять аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в своей области аккредитации, включает в себя Критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее - Критерии аккредитации), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 №326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации», а также иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к аккредитованным лицам при осуществлении ими деятельности в области оценки соответствия.
В силу пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» Критерии аккредитации могут включать в себя ссылки на национальные стандарты Российской Федерации и документы международных организаций в области аккредитации, обязательные для выполнения заявителями, аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации. Национальный орган по аккредитации принимает руководства по аккредитации, обязательные для соблюдения заявителями, аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации.
В соответствии с Приложением № 2 к приказу Минэкономразвития России от 30.05. 2014 № 326 в Перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации включен ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», утвержденный и введенный в действие с 01.09.2019 приказом Росстандарта от 15.07.2019 №385-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» взамен ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (далее - ГОСТ ИСО/МЭК 17025).
ИЛ Общества выдан протокол испытаний № ПБ-02/19 от 29.08.2019, заказчик ООО «Бизон», наименование объекта: причал № 66А, расположенный в морском порту Ростов-на-Дону в период действия ГОСТ ИСО/МЭК 17025.
Пунктом 17 Критериев аккредитации, установлено, что необходимо наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 Критериев аккредитации.
Пунктом 23 Критериев аккредитации, установлено, что необходимо наличие разработанного лабораторией руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, которое оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем лаборатории, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).
В рамках проверки Общества рассмотрено Руководство по качеству ИЛ Общества Вн.-1/19 редакция № 06 от 19.03.2019 (далее - РК).
В соответствии с пунктом 23.9 Критериев аккредитации, испытательной лабораторией должны быть установлены и соблюдены правила управления оборудованием для проведения исследований (испытаний) и измерений, предусматривающие:
г) указание сведений об измерениях, установленных к ним обязательных
метрологических требованиях, в том числе показателях точности измерений, а также
об утверждении типа средств измерений;
д) указание на даты, результаты и копии свидетельств о поверке и (или)
сертификатов калибровки, планируемую дату очередной поверки и (или) калибровки.
Согласно пункту 5.5.1 РК, ИЛ в полном объёме обеспечена СИ и ВО, необходимым для отбора образцов, проведения испытаний и измерений в соответствии с утвержденной областью аккредитации. Ответственность за реализацию процедуры управления СИ возложена на заместителя руководителя ИЛ, ответственного за метрологическое обеспечение.
Из пункта 5.5.7 РК следует, что ответственность за обеспечение единства СИ возложена на заместителя руководителя ИЛ, ответственного за метрологическое обеспечение.
Согласно пункту 4 Должностной инструкции заместителя руководителя испытательной лаборатории, ответственного за метрологическое обеспечение Вн.-6/18 (редакция 01, дата введения 01.03.3018) (далее - ДИ) Заместитель руководителя ИЛ, ответственный за метрологическое обеспечение, должен знать:
Руководящие, нормативные и справочные материалы, касающиеся метрологического обеспечения в области аккредитации ИЛ;
- Постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по метрологическому обеспечению производства работ;
- Организацию метрологического обеспечения ИЛ;
- Стандарты и другие нормативные документы метрологического обеспечения ИЛ, эксплуатации, ремонту, наладке, поверке, юстировке и хранению средств измерений;
- Технические характеристики, конструктивные особенности, назначение принципы работы средств измерений, технологию их ремонта;
- Основы организации труда и производства;
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Согласно пункту 5.5.4 РК техническое обслуживание измерительного оборудования включает в себя:
- регламентные работы (чистка, смазка);
- периодические работы по поверке СИ;
- хранение исправных и поверенных СИ;
- сбор информации о качестве работы средств измерений при проведении испытаний и информации о современных СИ.
В соответствии с пунктом 5.5.7 РК в эксплуатации находятся СИ, прошедшие поверку, подтвержденную наличием свидетельства о поверке. Поверка СИ проводится в аккредитованных Росаккредитацией аккредитованных поверочных центрах согласно плану поверки и калибровки СИ. Периодичность поверки и калибровки составляет 1 год.
Между тем, в соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025, правильность и надежность испытаний, проводимых лабораторией, определяются совокупностью факторов, среди которых в качестве самостоятельных названы оборудование (пункт 5.5), прослеживаемость измерений (пункт 5.6).
При этом в силу пункта 5.5.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025 лаборатория должна располагать оборудованием всех видов для отбора образцов, измерений и испытаний, требуемым для правильного проведения испытаний и/или калибровки (включая отбор проб, подготовку объектов испытаний и/или калибровки, обработку и анализ данных испытаний и/или калибровки).
Пунктом 21 Критериев аккредитации предусмотрено наличие у испытательной лаборатории по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
В силу пункта 14 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» сфера действия данного закона (то есть, сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений) распространяется, в том числе, на выполнение работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Следовательно, положения Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» распространяются и на деятельность испытательных лабораторий, аккредитованных в национальной системе аккредитации на выполнение работ в области оценки соответствия в своей области аккредитации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» одной из целей данного закона является обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Согласно частям 1, 4 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что компетентность испытательной лаборатории в своей области аккредитации обеспечивается ее соответствием Критериям аккредитации, что предполагает неукоснительное соблюдение предписаний законодательства об обеспечении единства измерений и ГОСТ ИСО/МЭК 17025.
При этом правильность и надежность проводимых испытательной лабораторией испытаний гарантирует, в частности, наличием по месту осуществления деятельности испытательной лаборатории оборудования всех видов для отбора образцов, измерений и испытаний, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и приведенным положениям ГОСТ ИСО/МЭК 17025.
Согласно протоколу испытаний № ПБ-02/19 от 29.08.2019 методика проведения испытаний пункт 5.4 ГОСТ Р 54523.
Согласно пункту 4.4 ГОСТ Р 54523 для выполнения обследований должны привлекаться специализированные организации, имеющие опыт проведения работ по комплексному обследованию сооружений, квалифицированных специалистов в области технического контроля сооружений, необходимую нормативно-методическую и материально-техническую базу.
Пунктом 5.3.1. ГОСТ Р 54523 установлено, что контроль технического состояния сооружений осуществляется с использованием методик, регламентированных настоящим стандартом.
Методики получения информации о техническом состоянии сооружения приведены в п. 5.4 – 5.11 ГОСТ Р 54523 и Приложениях X, Щ - Я, 1 - 7 к ГОСТ Р 54523.
Согласно пункту 5.4.2. ГОСТ Р 54523 контроль планово-высотного положения сооружений проводится геодезическими инструментальными методами и включает в себя:
- определение положения и размеров сооружений и его элементов;
- измерения деформаций (горизонтальные и вертикальные перемещения, наклоны);
- определение соответствия технического состояния элементов сооружения эксплуатационным характеристикам.
Технические средства контроля планово-высотного положения конструкций сооружений должны соответствовать требованиям ГОСТ 21830, ГОСТ Р 53340, ГОСТ 10528, ГОСТ 10529, ГОСТ 19223, ГОСТ 7502 (пункт 5.4.3. ГОСТ Р 54523).
В протоколе испытаний № ПБ-02/19 от 29.08.2019 указаны результаты испытаний планово-высотного положения и средства измерений, используемые при испытаниях, а именно:
- прибор комбинированный «Testo-606-2», зав. № 38727704/012;
- рулетка измерительная UM5M, зав. № 772;
- GNSS-приемник South Galaxy G1, зав. № SG108С117277949.
Согласно пункту 5.5.1 РК оснащённость СИ представлена в Паспорте (форма 2) с указанием фирмы-изготовителя, метрологических характеристик, даты проведенной государственной поверки т.д. На каждое СИ имеется техническая документация.
В форме 2 «Оснащенность ИЛ средствами измерения (СИ) для испытаний продукции» для определения «плановое положение» указан, в том числе GNSS-приемник спутниковый геодезический South Galaxy Gl, зав. № SG108C117277949 (свидетельство о поверке № 09508199 со сроком действия до 30.07.2020) со следующими метрологическими характеристиками СИ:
Наименование СИ, тип (марка) | Метрологические характеристики СИ | |
Диапазон измерений | Класс точности (разряд), погрешность | |
GNSS-приемник спутниковый геодезический SouthGalaxyGl, зав. №SG108C 117277949 | 0,07 - 50000 м | В плане ±3·(2.5+0.5·1 0-6·D). По высоте ±3·(5.0+0.5·1 0-6·D). Где D - измеренная длина базиса в миллиметрах |
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся поверка средств измерений.
ИЛ Общества в протоколе испытаний № ПБ-02/19 от 29.08.2019 указаны результаты испытаний планово-высотного положения с применением средства измерения GNSS-приемника спутникового геодезического многочастотного South Galaxy Gl, зав. № SG108C117277949.
Согласно пункту 4.6.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025 в лаборатории должны быть установлены политика и процедура(ы) по выбору и приобретению необходимых услуг и запасов, влияющих на качество испытаний и/или калибровки.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.6.4 ГОСТ ИСО/МЭК 17025 лаборатория должна проводить оценку поставщиков важнейших расходных материалов, запасов и услуг, оказывающих влияние на качество испытаний и калибровки, хранить записи об этой оценке и перечень утвержденных ею поставщиков.
Следовательно, ИЛ Общества должна проводить оценку поставщиков по оказанию услуг по обеспечению единства измерений по поверке средств измерений.
Сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерений и их области аккредитации, являются открытыми для ознакомления с ними в общем доступе, размещенном на официальном сайте Росаккредитации (https://pub.fsa.gov.ru/ral).
Средство измерений GNSS-приемник спутниковый геодезический многочастотный South Galaxy G1, зав. № SG108C117277949 поверено Обществом с ограниченной ответственностью «Центр испытаний и поверки средств измерений Навгеотех - Диагностика» (далее - ООО «ЦИПСИ НАВГЕОТЕХ-ДИАГНОСТИКА»), аккредитованным в области обеспечения единства измерений (далее - МС), уникальный номер записи в реестре аккредитованных лиц РОСС RU.ООО 1.310380 и на основании результатом периодической поверки признано пригодным к применению и выдано свидетельство о поверке № 09508199 от 31.07.2019.
В свидетельстве о поверке № 09508199 от 31.07.2019 указан регистрационный номер 68310-17 в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, присвоенный при утверждении типа СИ.
Согласно сведениям Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений (https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4/items/382358) тип GNSS-приемника спутникового геодезического South Galaxy Gl - многочастотный.
Однако, МС ООО «ЦИПСИ НАВГЕОТЕХ-ДИАГНОСТИКА» аккредитована на следующее:
Измерения, тип (группа) средств измерений | Метрологические требования | |
Диапазон измерений | Погрешность и (или) неопределенность(класс, разряд) | |
Геометрические измерения Аппаратура геодезическая спутниковая одночастотная | (0,5 - 20000) м | ПГ±(2-10) мм |
Геометрические измерения Аппаратура геодезическая спутниковая двухчастотная | (0,5- 100000) м | ПГ ±2 мм |
Следовательно, GNSS-приемник спутниковый геодезический многочастотный South Galaxy G1, зав. № SG108C117277949 поверен ООО «ЦИПСИ НАВГЕОТЕХ-ДИАГНОСТИКА» вне области аккредитации.
Таким образом, МС ООО «ЦИПСИ НАВГЕОТЕХ-ДИАГНОСТИКА» (уникальный номер записи в реестре аккредитованных лиц РОСС RU.ООО 1.310380) не аккредитована на тип (группу) «Аппаратура геодезическая спутниковая многочастотная», а соответственно, не подтверждена компетентность МС ООО «ЦИПСИ НАВГЕОТЕХ-ДИАГНОСТИКА» для выполнения работы и (или) оказывать услуги по поверке средств измерений в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требования и официального признания результатов поверки данного средства измерения.
Кроме того, в свидетельстве о поверке № 09508199 от 31.07.2019 указано, что GNSS-приемник спутниковый геодезический многочастотный South Galaxy Gl, зав. № SG108C117277949 поверен с применением только эталона единицы длины 1 разряда в диапазоне значений от 1,5 до 3000 м № 3.2.ГСХ.0007.2017.
Однако, согласно описанию типа средства измерений GNSS-приемник спутниковый геодезический многочастотный South Galaxy Gl поверяется с применением основных средств поверки, среди которых эталонный - пространственный полигон 2-го разряда по МИ 2292-94.
Таким образом, свидетельство о поверке №09508199 от 31.07.2019 не подтверждает поверку GNSS-приемник спутниковый геодезический многочастотный South Galaxy Gl, зав. № SG108C117277949 требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В связи с указанными обстоятельствами, свидетельство о поверке № 09508199 от 31.07.2019 аннулировано МС ООО «ЦИПСИ НАВГЕОТЕХ-ДИАГНОСТИКА» на основании приказа №17м от 03.08.2020 и отозвано у Общества письмом от 03.08.2020 исх. № 03420Ц.
Следовательно, свидетельство о поверке № 09508199 от 31.07.2019 в период его действия с 31.07.2019 по 30.07.2020 на момент выдачи протокола испытаний № ПБ-02/19 от 29.08.2019 не подтверждало поверку GNSS-приемника спутникового геодезического многочастотного South Galaxy Gl, зав. № SG108C117277949 требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Таким образом, результаты исследований с применением средства измерения, не поверенного в установленном порядке, не могут считаться объективными и достоверными.
Поскольку результаты исследований с применением средства измерения, не поверенного в установленном порядке, не могут считаться объективными и достоверными, предоставление ИЛ Общества для целей оценки (подтверждения) соответствия таких результатов исследований образует событие административного правонарушения.
Вместе с тем, ИЛ Общества в ходе проведения испытаний (протокол испытаний № ПБ-02/19 от 29.08.2019) использовалось данное средство измерение (GNSS-приемник спутниковый геодезический многочастотный South Galaxy G1, зав. № SG108C117277949), что подтверждает не достоверность или необъективность результатов испытаний планово-высотного положения.
Что в соответствии со статьей 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для привлечения к административной ответственности.
Между тем, доводы Управления о том, что срок давности привлечения Общества к административной ответственности в рассматриваемом случае составляет три года, поскольку объективную сторону правонарушения в том числе, образуют нарушения Обществом законодательства об аккредитации, подлежат отклонению в силу следующего.
К правонарушениям в области аккредитации, уставленными статьями 14.59 и 14.60 КоАП РФ п равонарушение, совершенное Обществом не относится.
На основании статьи 42 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»аккредитованная испытательная лаборатория (центр), эксперты в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений.
Само по себе формальное указание Управлением в протоколе об административном правонарушении на нарушение Обществом Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», Критериев аккредитации не относит вменяемое нарушение к нарушениям законодательства об аккредитации, поскольку описанные административным органом обстоятельства свидетельствуют о выдаче протокола испытаний с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
При этом суд указывает следующее. Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с пунктом 6 статьи 24.S Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции.
Объективную сторону рассматриваемых правонарушений образует, в том числе представление испытательной лабораторией для целей подтверждения соответствия необъективных результатов исследований.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Обществу вменяется выдача протокола испытаний № ПБ-02/19 от 29.08.2019 со ссылкой на аккредитацию РОСС RU.0001.21 АЛ31 с недостоверными и необъективными результатами исследовании (испытаний) и (или) измерений.
Вменяемое правонарушение совершено Обществом в момент оформления протокола испытаний № ПБ-02/19 от 29.08.2019, не имеется правовых оснований рассматривать его как длящееся, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению со дня совершения административного правонарушения.
Т.е. обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении и привлечения Общества к административной ответственности по статье 14.48 КоАП РФ, имели место 29.08.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства о техническом регулировании по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, срок давностипривлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 29.08.2020.
Материалы административного дела поступили в суд только 31.08.2020, то есть уже за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные в статье 4.5 КоАП РФ, восстановлению не подлежат, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Аналогичные выводу изложены в постановлениях Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.05.2020 по делу №А43-49156/2019, от 24.07.2020 по делу №43-49158/2019.
При изложенных обстоятельствах, учитывая истечение срока давности привлечения Общества к административной ответственности, требование Управления о привлечении ответчика к административной ответственности удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявленных требований управлению Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Нижегородстройдиагностика" (ОГРН1085260016192, ИНН5260239270), г.Н.Новгород, к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья А.В.Леонов