АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-42488/2019
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 05 декабря 2019 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе
судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-952),
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лашмановым И.А.,
при участии в судебном заседании лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО1 (паспорт),
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления МВД России по г.Н.Новгороду отдел полиции №3, о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>), по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора: ПАО "ОСВАР", ИП ФИО2,
установил:
заявитель просит привлечь к административной ответственности ИП ФИО1 (ответчик, предприниматель) по части 2 статьи 14.10 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, если указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Заявитель и третьи лица, извещенные надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание 27.11.2019 не обеспечили, ПАО "ОСВАР" представлены дополнительные документы, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
ФИО1 в ходе судебного заседания поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, указал, что спорный товар маркирован товарным знаком "ТехАвтоСвет" и не содержал изображения товарного знака "ОСВАР", а указанный на товаре номер официального утверждения нанесен маленьким (нечитаемым) шрифтом.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 02.12.2019. Сведения об объявленном перерыве опубликованы в общем доступе в сети интернет.
После перерыва судебное заседание продолжено, заявитель и третьи лица явку представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей названных лиц.
Предприниматель поддержал изложенную ранее позицию.
Изучив материалы дела, заслушав позицию ответчика, суд установил следующее.
В ходе проведения проверочных мероприятий 28 августа 2019 года сотрудниками административного органа выявлен факт реализации (предложения к продаже) ИП ФИО1 в торговой точке, расположенной на территории рынка автомобильных запасных частей по адресу: <...>, заднего фонаря фирмы "ТехАвтоСвет", знак официального утверждения №96514, в корпусе черно-красного цвета, с признаками контрафактности, что зафиксировано в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 28 августа 2019 года, составленного в присутствии продавца и двух понятых. В этот же день для обеспечения исследования и возможной конфискации произведено изъятие вышеназванного товара, что отражено в протоколе изъятия вещей и документов от 28 августа 2019 года.
Для подтверждения признания изъятого у ответчика товара контрафактным заявителем в рамках дела об административном правонарушении определением от 16 сентября 2019 года административным органом у ПАО "ОСВАР" истребованы сведения относительно контрафактности (оригинальности) изъятого в торговой точке предпринимателя товара, маркированного знаком официального утверждения №96514.
Согласно ответу ПАО "ОСВАР" на определение №155 от 23.09.2019, правообладателем номера официального утверждения №96514 является ПАО "ОСВАР", договор на использование данного номера официального утверждения с ИП ФИО1 не заключался. Задний фонарь для грузовых автомобилей ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ с товарным знаком ООО "ТехАвтоСвет", аналог изделия №171.3716 ПАО "ОСВАР", на котором нанесен номер официального утверждения 96514, соответствующий месту происхождения товара - ПАО "ОСВАР" г.Вязники Владимирская область, является нарушением исключительного права на места происхождения товара (номер официального утверждения).
В данном ответа, а также заключении исследования спорного товара указано, что спорный товар является контрафактным.
По окончании административного расследования, усматривая в действиях ИП ФИО1 признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ, должностным лицом административного органа при участии ФИО1 03 октября 2019 года составлен протокол об административном правонарушении 52 БЗ №406792.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП материалы административного дела переданы для рассмотрения в Арбитражный суд Нижегородской области.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Административным правонарушением, согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения; имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол; предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол; а также определяет меры административной ответственности.
Исходя из положений части 2 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 1.5 КоАП РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на соответствующий административный орган.
Частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, если указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.10 КоАП РФ, выступают экономические права и интересы граждан, интересы предпринимателей, экономические интересы государства, предусмотренные частью четвертой ГК РФ. Непосредственный объект - исключительное право на товарный знак, наименование места происхождения товара.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ, заключается в незаконном использовании следующих средств индивидуализации товара: чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, если этим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Согласно статье 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
В части 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что именованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
Как следует из материалов дела, 28 августа 2019 года сотрудниками административного органа выявлен факт реализации (предложения к продаже) ИП ФИО1 в торговой точке, расположенной на территории рынка автомобильных запасных частей по адресу: <...>, заднего фонаря фирмы "ТехАвтоСвет", знак официального утверждения №96514, в корпусе черно-красного цвета.
Из представленных в материалы дела документов (в частности фотоматериалов, ответа ПАО "ОСВАР" от 23.09.2019) следует, что данный задний фонарь не содержит обозначения товарного знака, знака обслуживания, именования места происхождения товара, зарегистрированных в установленном порядке за ПАО "ОСВАР".
Напротив, согласно ответу ПАО "ОСВАР" от 23.09.2019, спорный фонарь маркирован товарным знаком ООО "ТехАвтоСвет".
В соответствии с представленным предпринимателем в административный орган документы, спорный задний фонарь приобретен у ООО "Вираж" (расходная накладная №847 от 15.06.2016). Согласно сертификату соответствия №ТС RU C-RU.AB29.B.05217 изготовителем продукции (компоненты транспортных средств, в том числе фонари задние различных артикулов, торговой марки "ТехАвтоСвет") является ИП ФИО2
Вышеназванные обстоятельства административным органом документально не опровергнуты.
Доказательств, свидетельствующих о незаконном нанесении на спорный товар товарного знака "ТехАвтоСвет" в материалах дела не имеется.
Фактически, как следует из протокола об административном правонарушении, а также ответа ПАО "ОСВАР" и заключения исследования спорного фонаря заднего, в качестве объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ, предпринимателю вменяется незаконное использование на реализуемой продукции (фонарь задний) знака официального утверждения №96514, предоставленного ПАО "ОСВАР" (Сообщение Госстандарта России, касающееся официального утверждения типа габаритных огней и сигналов торможения на основании Правил №7 от 07.08.1996).
В соответствии с Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенным в г. Женеве 20.03.1958, договаривающиеся Стороны устанавливают через Административный комитет, состоящий из всех Договаривающихся Сторон в соответствии с Правилами процедуры, изложенными в Добавлении 1, и на основе положений, содержащихся в нижеследующих статьях и пунктах, Правила для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах.
Термин "официальное утверждение по типу конструкции на основании Правил" указывает на административную процедуру, посредством которой компетентные органы Договаривающейся Стороны после проведения необходимых проверок заявляют, что транспортное средство, предметы оборудования или части, представленные изготовителем, отвечают предписаниям данных Правил. Впоследствии изготовитель удостоверяет, что все появившиеся на рынке транспортные средства, предметы оборудования и части были изготовлены в полном соответствии с официально утвержденным типом (статья 1).
В соответствии со статьей 100 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877, единым знаком обращения продукции на рынке маркируются компоненты транспортных средств (в том числе габаритные и контурные огни, сигналы торможения - пп.45 п.2 Приложения №1 к ТР ТС 018/2011), на которые оформлены сертификаты соответствия или декларации о соответствии требованиям настоящего технического регламента. Маркирование осуществляется любым удобным способом, обеспечивающим четкость изображения и исключающим истирание.
При маркировании компонентов единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза должен быть нанесен непосредственно на единицу продукции (если это технически возможно) и/или ярлык (если таковой имеется), а также упаковку и сопроводительную техническую документацию. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза должен быть нанесен, по возможности, рядом с товарным знаком изготовителя. Маркировка компонентов знаками официального утверждения "Е" или "е" (рис. 1) приравнивается к маркировке единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. При наличии на компонентах маркировки знаками официального утверждения "Е" или "е" маркировка таких компонентов единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза не требуется (п.102 ТР ТС 018/2011).
Таким образом, знак официального утверждения представляет собой маркировку, в том числе автомобильных компонентов, подтверждающую соответствие таких автомобильных компонентов, изготовленных производителем, утвержденному компетентным органом типу, а также требованиям нормативных документов в соответствующей области. Следовательно, маркировка продукции знаком официального утверждения обусловлена требованиями законодательства о техническом регулировании и не относится к средствам индивидуализации товаров, определенных главой 76 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из диспозиции части 2 статьи 14.10 КоАП РФ, официальный знак утверждения не относится к средствам индивидуализации товаров, за использование которых данной нормой установлена административная ответственность (товарный знак, знак обслуживания либо наименования места происхождения товара).
Доказательств, подтверждающих, что знак официального утверждения 96514 зарегистрирован в установленном порядке в качестве товарного знака, служащего для индивидуализации товаров ПАО "ОСВАР", материалы дела не содержат.
Ссылки ПАО "ОСВАР" в ответе от 23.09.2019 на то обстоятельство, что нанесенный на спорный товар знак официального утверждения 96514 соответствует месту происхождения товара - ПАО "ОСВАР" г.Вязники Владимирская область, судом не принимаются, поскольку согласно части 1 статьи 1518 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования.
Между тем, документальных доказательств, свидетельствующих о регистрации ПАО "ОСВАР" в установленном порядке исключительного права использования наименования места происхождения товара - г.Вязники Владимирская область, в материалы дела не представлено.
В связи с чем, содержащееся на изъятом у предпринимателя товаре (заднем фонаре) обозначение знака официального утверждения 96514, позволяющее, по мнению ПАО "ОСВАР", идентифицировать место происхождения данного товара (г.Вязники Владимирской области), не может рассматриваться как нарушение исключительного права использования наименования места происхождения товара.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств и обоснований, достоверно свидетельствующих о возможности идентификации места происхождения спорного товара -г.Вязники Владимирская область, по номеру официального утверждения.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие на изъятом в торговой точке ИП ФИО1 заднем фонаре изображений товарного знака, знака обслуживания либо наименования места происхождения товара, зарегистрированных в установленном порядке за ПАО "ОСВАР", а также учитывая соответствие спорного заднего фонаря требованиям ТР ТС 018/2011 (сертификат соответствия №ТС RU C-RU.AB29.B.05217 от 23.11.2015), факт несоответствия данного заднего фонаря аналогичным изделиям, производимым ПАО "ОСВАР", не свидетельствует о контрафактности спорного изделия.
В силу вышеизложенного, изучив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ИП ФИО1 события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ, что в соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с чем, требование отдела полиции №3 Управления МВД России по г.Н.Новгороду о привлечении к административной ответственности ИП ФИО1 по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.
Согласно части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств контрафактности продукции, изъятой в торговой точке ИП ФИО1 по протоколу изъятия вещей и документов от 28.08.2019 (фонарь с товарным знаком ООО «ТехавтоСвет») в количестве 1 ед., данная продукция подлежит возврату предпринимателю.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Управлению МВД России по г.Н.Новгороду отдел полиции №3, в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>), по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Продукцию, изъятую по протоколу изъятия вещей и документов от 28.08.2019 (фонарь с товарным знаком ООО «ТехавтоСвет») в количестве 1 ед. возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>).
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья Л.В.Соколова