НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Мурманской области от 29.03.2021 № А42-8549/20

Арбитражный суд Мурманской области

ул. Академика Книповича, д. 20, г.Мурманск, Мурманская область , 038

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем  Российской  Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск                                                                             Дело № А42-8549/2020

«29» марта 2021 года

Резолютивная часть решения вынесена 29.03.2021.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Туровой АЮ., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению акционерного общества «Управление отходами» (юридический адрес: ул. Черемушкинская Б., д.13, стр. 4, эт. 2, пом. II, ком. 1,3,4, г.Москва, 117447; ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149) в лице Мурманского филиала (пр-д Капитана Тарана, д. 25, оф.409, г. Мурманск, 183025) к обществу с ограниченной ответственностью «Фикс Прайс Североморск 2» (ул. Адмирала Головко, д. 2, г. Североморск, Мурманская обл., 184606; ОГРН 1195190000565, ИНН 5110007110), третье лицо – индивидуальный предприниматель Уклеев Евгений Александрович (ОГРИП 312265125100362 ИНН 263507870427, проезд Кожевенный д. 14, г. Ставрополь, Ставропольского края) о взыскании, при участии представителей: от истца – по доверенности Науменко Л.В., от ответчика – не участвовал, от третьего лица путем видео-конференции – по доверенности Федотова Н.В.,

установил:

акционерное общество «Управление отходами» в лице Мурманского филиала (далее – истец, региональный оператор) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Фикс Прайс Североморск 2» (далее – ответчик, Общество, потребитель) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договора №86/312/0002417 от 01.08.2019 за период с августа по декабрь 2019 года в размере 121 720 руб. 10 коп. и на основании договора № 86/312/0002417/001 за период с января по август 2020 года в размере 192 509 руб. 76 коп., всего 314 229,86 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал на нарушение ответчиком договорных обязательств в части оплаты оказанных услуг.

Ответчик представил отзыв с дополнениями, в котором с требованиями не согласился, указав на отсутствие между сторонами договорных отношений, услуги по обращению с отходами истцом Обществу не оказывались, а также сослался на необоснованность объема ТКО применяемого в расчете исковых требований. Обществом был получен только договор № 86/312/0002417/001, договор №86/312/0002417 в его адрес не поступал. В июле 2019 года должностным лицом ООО «Фикс Прайс Североморск 2» в адрес регионального оператора направлялось заявления о заключении договора на обращение с ТКО исходя из расчета по контейнерам 0,75м³, ответ на которое, не поступал. Ни уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, ни возврата заявок с указанием причины возврата, от истца не поступало. Полученный проект договора № 86/312/0002417/001 содержал расчет платы в ином размере, чем предусматривалось в направленной заявке; в приложении № 1 к указанному договору не верно указана площадь помещения занимаемого Обществом - 324м², тогда как фактическая площадь арендуемого помещения – 272,2м², в связи с чем ответчик не согласен с объемом принимаемых твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) и расчетом стоимости оказанных услуг. Указал на приобретение 16.06.2020 собственного контейнера и обращение 30.09.2020 к региональному оператору с заявлением о том, что с 02.10.2020 вывоз мусора из магазина осуществлять в количестве 1 контейнера объемом 0,75м³. До установки контейнера отходы утилизировались Обществом в контейнер близлежащего здания, что не создавало проблем для собственника этого контейнера в виду незначительного объема отходов. Считает, что до установки собственного контейнера истцом не оказывались услуги Обществу. 06.11.2020 ответчик обратился к региональному оператору с заявлением по созданию двусторонней комиссии для определения объема производимых магазином ООО «Фикс Прайс Североморск 2» отходов с целью расчета стоимости услуг по обращению с отходами. В подтверждение довода о несоответствии применяемой истцом в расчете площади арендуемого помещения, представил копию соглашения от 19.07.2019 о расторжении договора аренды помещения площадью 67,8м², собственником которого является ИП Уклеев Е.А.

Определением суда от 05.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Уклеев Евгений Александрович (далее – ИП Уклеев, предприниматель).

Третье лицо представило отзыв на иск, в котором изложило обстоятельства заключения с ответчиком договоров аренды помещений, собственником которых является предприниматель.

Истец представил возражения на отзыв, в которых указал на необоснованность доводов ответчика о незаключенности договоров №86/312/0002417 и № 86/312/0002417/001 со ссылкой на положения пунктов 8(12), 8(14) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, поскольку договоры были получены ответчиком, хотя и не подписаны, разногласия к договорам не были урегулированы. Услуги оказывались Обществу на основании типовых условий договоров, по цене указанной региональным оператором в соответствии с установленными нормативными актами. Со ссылкой на часть 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указал, что для ответчика как собственника твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) заключение договора на обращение с ТКО является обязательным. Объем ежемесячно оказанных по договору услуг определяется путем умножения площади арендуемого ответчиком помещения на установленный постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2018 № 192-ПП/4 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Мурманской области» (далее – Постановление № 192-ПП/4) норматив накопления ТКО для категории объектов – объекты торговли (с торговым залом) (1,04м³/год) и деления на 12 месяцев.

Ответчик представил дополнение к отзыву (поступило в суд 22.03.2021), в котором указал на неполучение Обществом спорных договоров, необоснованность доводов истца по их заключению, а также на направление в адрес регионального оператора 17.12.2020 акта разногласий к проекту договора № 86/312/0002417/001, ответ на который не получен. Представил контррасчет на сумму 36 442,64 руб., исчисленную с учетом периодичности вывоза ТКО 1 раз в неделю 1 контейнер объемом 0,75 м³, стоимостью 856,97 руб. за 1м³.

Более подробно позиции сторон изложены в иске и отзыве с неоднократными дополнениями к ним.

Определением суда от 16.03.2021 отказано в удовлетворении ходатайства ответчика об участии в судебном заседании 17.03.2021 путем использования систем видеоконференц-связи (ВКС) в виду отсутствия технической возможности.

Общество, будучи извещенным надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, со ссылкой на отказ в участии путем ВКС, сложность дела и заявление встречного иска, возражало против рассмотрения дела в отсутствие представителя, ходатайствовало об отложении судебного заседания на более поздний срок.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в судебном заседании 17.03.2021, в целях соблюдения процессуальных прав сторон, возможности обеспечения ответчиком явки представителя, объявлялся перерыв до 22.03.2021.

18.03.2021 ответчик повторно ходатайствовал об участии в судебном заседании путем ВКС, в удовлетворении которого определением суда от 19.03.2021  отказано в виду отсутствия технической возможности, с учетом графика судебных заседаний; указано на возможность реализации ответчиком права участия в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел».

Определением суда от 22.03.2021 встречное исковое заявление ООО «Фикс Прайс Североморск 2» без номера от 12.03.2021 (поступило в суд через систему «Мой Арбитр» 15.03.2021) возвращено ответчику.

После перерыва ответчик представителя в судебное заседание не направил, вновь ходатайствовал об отложении судебного заседания в виду отказа в участии путем использования систем ВКС, отсутствия у ответчика надлежащего представителя на территории Мурманской области, сложности дела и заявления встречного иска. 

Рассмотрев заявленное ходатайство, учитывая своевременное извещение ответчика о времени и месте проведения судебного заседания на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, поскольку ответчиком не обоснована необходимость личного участия представителя Носовой О.А., территориально находящейся в Ставропольском крае, не указаны причины, препятствующие рассмотрению дела в отсутствие неявившегося представителя, не представлено доказательств подтверждающих невозможность обеспечения явки надлежащего представителя, а также не указано какие обстоятельства по делу, влияющие на результат рассмотрение спора, могут быть сообщены суду данным представителем, в отсутствие обоснования невозможность явки иного представителя для рассмотрения дела (представители по доверенности сроком действия до 31.12.2021 Агаджанян И.Ю. и Воропаева О.Н., участвовавшие в судебном заседании 13.01.2021; либо лицо имеющее право действовать без доверенности – генеральный директор Общества (сведений о продлении срока действия листка нетрудоспособности суду не представлено), суд не находит оснований для его удовлетворения. 

С учетом обстоятельств дела, мнения представителей истца и третьего лица, на основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании истец ходатайствовал об уточнении исковых требований в сторону уменьшения, исходя из площади арендуемого Обществом помещения размером 272,2м²; просил взыскать с ответчика задолженность в размере 263 993,81 руб., из которой: 102 259,57 руб. за период с 01.08.2019 по 31.12.2019 и 161 734,24 руб. за период с 01.01.2020 по 31.08.2020; представил доказательства направления копии уточненного иска в адрес представителя ответчика.

Уточнение исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ принято судом.

Истец настаивал на удовлетворении уточненных требований, третье лицо поддержало позицию, изложенную в отзыве.

Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании договора аренды № ДА 19072019 от 19.07.2019 заключенного между ИП Уклеевым (Арендодатель) и ООО «Фикс Прайс Североморск 2» (Арендатор), последний использует для организации и эксплуатации магазина непродовольственных и продовольственных товаров, оказания услуг в сфере бытового обслуживания населения, размещения офиса нежилые помещения общей площадью 272,2м², расположенное по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул. Советская, д. 22а. Срок действия договора 5 лет с даты подписания передаточного акта, то есть с 19.07.2019 (т. 1 л.д. 136-141).

Так же между указанными сторонами 19.07.2019 года был заключен договор № ДА 19072019 на аренду помещения площадью 67,8м² (т. 2 л.д. 10), который был расторгнут дополнительным соглашением от 19.07.2019 (т. 2 л.д. 30).

01.02.2020 между Обществом и предпринимателем перезаключен договор аренды № МО0120120/1 на нежилое помещение площадью 272,2м², расположенное по вышеуказанному адресу. Срок аренды помещения установлен на пять лет с даты подписания сторонами акта о приемке, который составлен 01.05.2020 (т. 1 л.д. 92-97).

Дополнительным соглашением от 02.05.2020 к вышеуказанному договору аренды, стороны договорились изложить пункт 1.1 Договора в редакции, предполагающей, что передаче в аренду подлежит помещение площадью 67,8м² (т.2 л.д. 11), однако в последствии, стороны договорились не использовать данное дополнительное соглашение, экземпляры оригиналов уничтожены.

Таким образом, в спорный период Общество арендовало нежилое помещение площадью 272,2м² используемое для организации и эксплуатации магазина и размещения офиса.

Акционерное общество "Управление отходами" на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области от 10.01.2018 с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области является Региональным оператором по обращению в ТКО на территории Мурманской области.

АО «Управление отходами» (Региональный оператор) составлен типовой договор № 86/312/0002417 от 01.08.2019 (далее – Договор № 86/312/0002417, т. 1 л.д. 24-35) на оказание услуг ООО «Фикс Прайс Североморск» (Потребитель) по обращению с ТКО по условиям которого Региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 1.1 Договора № 86/312/0002417).

В соответствии с пунктом 1.4 указанного Договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО – 01.08.2019.

Под расчетным периодом по настоящему Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 2.1 Договора).

Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора (пункты 2.4 и 2.5 Договора).

Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется Региональным оператором с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 1.4 настоящего Договора (пункт 2.3).

Порядок учета объема ТКО определен разделом 5 Договора №86/312/0002417, согласно которому учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», расчетным способом, исходя из (в соответствии с приложением к настоящему Договору):

- нормативов накопления ТКО, - при отсутствии в собственности или ином законном основании Потребителя индивидуального контейнера, не обремененного правами третьих лиц, маркировка которого позволяет идентифицировать принадлежность контейнера к такому Потребителю, установленного в местах накопления ТКО;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО – при наличии в собственности или ином законном основании Потребителя индивидуального контейнера, не обремененного правами третьих лиц, маркировка которого позволяет идентифицировать принадлежность контейнера к такому Потребителю, установленного в местах накопления ТКО (пункт 5.1).

Согласно пункту 5.2 Договора № 86/312/0002417 в случае, если Потребитель не имеет в собственности или ином законном основании индивидуальный контейнер, не обремененный правами третьих лиц, маркировка которого позволяет идентифицировать принадлежность контейнера к такому Потребителю, установленный в местах накопления ТКО, и в соответствии с договором учет объема ТКО производится расчетным способом, исходя из нормативов накопления ТКО, объем принимаемых ТКО за год определяется в соответствии с Приложением № 1.

В случае, если Потребитель имеет в собственности или ином законном основании индивидуальный контейнер, не обремененный правами третьих лиц, маркировка которого позволяет идентифицировать принадлежность контейнера к такому Потребителю, установленный в местах накопления ТКО, и в соответствии с договором учет объема ТКО производится расчетным способом, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, объем принимаемых ТКО за год определяется в соответствии с Приложением № 2.

Срок действия указанного Договора определен до 31.12.2019 (пункт 10.1).

Приложением № 1 к Договору определен объем принимаемых ТКО в размере 140,40 м³ за период с августа по декабрь 2019 года и место накопления ТКО по адресу объекта арендуемого Обществом помещения под магазин.

С аналогичными условиями АО «Управление отходами» составлен и направлен в адрес ООО «Фикс Прайс Североморск» договор №86/312/0002417/001 (т. 1 л.д. 49-60), дата начала оказания услуг по которому – 01.01.2020 (пункт 1.4), срок действия по 31.12.2020.

На основании универсально-передаточных документов (далее – УПД) истцом в адрес ответчика выставлены счета за услуги Регионального оператора по обращению с ТКО оказанные в период с августа по декабрь 2019 года и с января по август 2020 года, размер обязательств по которым рассчитан исходя из объема принимаемых ТКО 28,08м³ в месяц (исходя из площади арендуемого помещения 324м² умноженной на установленный Постановлением № 192-ПП/4 норматив накопления ТКО для категории объектов – объекты торговли (с торговым залом) 1,04м³/год и деления на 12 месяцев), которые не были оплачены ООО «Фикс Прайс Североморск», в результате чего образовалась задолженность.

Направленные в адрес ответчика претензии № ПР-1191 и № ПР-1189 от 15.09.2020 с требованием оплатить задолженность, остались без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

С учетом уточнения исковых требований в размере 263 993,81 руб. истцом предъявляется к взысканию задолженность, рассчитанная исходя из объема принимаемых ТКО 23,951м³ в месяц, с округлением в меньшую сторону за декабрь 2019 года 23,589м³, с учетом площади арендуемого ответчиком помещения 272,2м² умноженной на норматив накопления ТКО для категории объектов – объекты торговли (с торговым залом) 1,04м³/год (установлен Постановлением № 192-ПП/4) и деления на 12 месяцев.

Исследовав материалы дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, заслушав пояснения представителей истца и третьего лица, с учетом позиции изложенной ответчиком в отзыве и дополнениях к нему, суд приходит к следующему.

На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В пункте 1 статьи 781 ГК РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в срок и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации  обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как указывалось судом выше, таким региональным оператором на территории Мурманской области в соответствии с соглашением б/н от 10.01.2018, заключенным с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, является АО «Управление отходами» (т. 1 л.д. 18-20).

С 01.01.2019 истец обеспечивает и осуществляет прием всех ТКО, образующихся у пользователей, находящихся на территории Мурманской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО.

В силу части 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

В свою очередь, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, что установлено положениями пункта 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ.

Пунктом 5 вышеуказанной статьи Закона № 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона № 89-ФЗ).

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила № 1156).

В соответствии с пунктом 4 Правил № 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Согласно подпункту "в" пункта 8(1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Пунктом 8(4) указанного раздела Правил № 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является как заявка потребителя, так и предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 8(11) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 8(12) раздела I(1) Правил № 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил № 1156.

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил №1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил № 1156.

В рассматриваемом случае Региональным оператором на основании заявки Общества, к которой был приложен в копии договор купли-продажи имущества от 29.01.2018 (т. 2 л.д. 7-10) были направлены типовые договоры № 86/312/0002417 и №86/312/0002417/001 на оказание услуг по обращению с ТКО, которые получены ООО «Фикс Прайс Североморск» 13.04.2020 (т. 1 л.д. 21-23) и 31.07.2020 (т. 1 л.д.46-48) соответственно.

Доказательств того, что указанной корреспонденцией Общество получило иные документы, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, ответчиком не представлено. При этом, изначально ответчиком признавался факт получения договора № 86/312/0002417/001.

Письмом от 20.11.2019 № 2574-АДО, полученным ответчиком 29.11.2019,  региональный оператор указал на необходимость представления Обществом документов, перечень которых установлен Правилами № 1156. Вместе с тем, указанный запрос потребителем исполнен не был (иного суду не представлено).

Мотивированный отказ от подписания указанных проектов договоров с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, Обществом, в срок установленный пунктом 8(11) Правил № 1156, в адрес регионального оператора не направлялся. Какие-либо разногласия, в части осуществления учета объема ТКО, по проекту договоров, урегулированы не были.

На момент рассмотрения настоящего дела спорные договоры никем не оспорены и не признаны недействительными в установленном законом порядке.

Само по себе несогласие ответчика с условиями Договора, не освобождает Общество от исполнения обязательств по договору.

Кроме того, согласно пункту 8 (18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, получение ответчиком договоров в 2020 не снимает обязанности по оплате услуг оказанных в 2019 году и до получения экземпляров договора, поскольку само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил №1156.

В связи с этим довод ответчика о незаключенности договора на оказание услуг по обращению с ТКО, суд считает необоснованным.

Как установлено судом, в ходе рассмотрения дела, по адресу нахождения объекта арендуемого нежилого помещения ул. Советская, д. 22а в г. Североморске Мурманской области, Обществом осуществляет деятельность в магазине, где реализует непродовольственные и продовольственные товары, размещает офис. Соответственно, в результате осуществления Обществом деятельности образуются ТКО.

Из пояснений, изложенных ответчиком в отзыве, следует, что Обществом утилизировались отходы в контейнер близлежащего здания. При этом, как указывалось судом ранее, прием всех ТКО образующихся на территории Мурманской области обеспечивается Региональным оператором -  АО «Управление отходами». Доказательства того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующимися вследствии осуществления Обществом деятельности, могла оказывать и фактически оказывала иная организация, суду не представлено. Равно как не представлено доказательств вывоза ТКО в меньшем объеме, чем заявлено истцом.

Из представленного ответчиком фото (т. 1 л.д. 142) можно увидеть, что на контейнерной площадке, расположенной рядом с арендуемым Обществом объектом недвижимости, размерено четыре мусорных контейнера.

Факт наличия между сторонами взаимных обязательств, равно как и надлежащее исполнение этих обязательств со стороны истца подтверждается материалами дела, в том числе договорами на оказание услуг по обращению с ТКО, универсально-передаточными документами.

Доказательств, свидетельствующих о недостоверности представленных истцом сведений, содержащихся в выставленных счетах и УПД, либо направления истцу в спорный период каких-либо претензий, ответчиком не представлено.

Условиями договоров не ставилась во взаимосвязь обязанность по внесению платежей за услугу по обращению с ТКО с фактом выставления счетов и направления УПД.

В пункте 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ).

Правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила № 505).

В пункте 5 Правил № 505 определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;

б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

При этом положениями пункта 6 Правил № 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил № 505, то есть расчетным путем.

Аналогичные условия содержатся в разделе 5 типовых Договоров, направленных АО «Управление отходами» в адрес ответчика.

Из представленных ответчиком отзыва и дополнений к нему, а также приложенных документов, следует, что в период, предъявленный ко взысканию  Общество не имело в собственности или ином законном основании индивидуальный контейнер, не обремененный правами третьих лиц, маркировка которого позволяет идентифицировать принадлежность контейнера к ООО «Фикс Прайс Североморск», установленный в местах накопления ТКО.

Так, оплата за приобретенный контейнер произведена Обществом платежным поручением № 442 от 16.06.2020 (т. 2 л.д. 32), после чего ответчик обратился с заявкой в Комитет по развитию городского хозяйства администрации г.Североморска о согласовании места на контейнерной площадке (т. 1 л.д. 144).

На момент приобщения к материалам дела 02.02.2021 копии письма Комитета по развитию городского хозяйства администрации г. Североморска от 09.06.2020 № 06-10/856, сведений о согласовании места на контейнерной площадке Обществом не представлено.

С заявлением в АО «Управление отходами» по части приобретения и установки контейнера объемом 0,75м³, Общество обратилось 30.09.2020 (т. 1 л.д.98), в котором просило производить вывоз ТКО с объекта в указанном объеме с 02.10.2020, тогда как к взысканию предъявляется период с августа 2019 года по август 2020 года.

С учетом указанных обстоятельств, вне зависимости от указания Обществом в поданной заявке на необходимость проведения расчета исходя из объема контейнера 0,75м², истцом обоснованно в расчете объема ТКО применяются нормативы накопления ТКО, утвержденные Постановлением № 192-ПП/4.

В пункте 4 раздела "объекты общественного назначения" Постановления №192-ПП/4 норматив накопления ТКО для объектов торговли (с торговым залом) установлен в размере 1,04м³ в год на 1м² общей площади.

С учетом занимаемой Обществом по договору аренды площади помещения 272,2м², применения норматива накопления ТКО 1,04м³ в год на 1м², истцом верно определен объем принимаемых ТКО в размере 23,951м³ в месяц, с округлением в меньшую сторону за декабрь 2019 года 23,589м³.

Расчет уточненных исковых требований в размере 263 993,81 руб., с учетом арендуемого Обществом помещения площадью 272,2м², соответствует положениям действующего законодательства, проверен судом и признан верным.

Размер задолженности в сумме 263 993,81 руб. подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.

Ответчик доказательств исполнения обязательств и оплаты услуг на спорную сумму в материалы дела не представил.

Оказанные истцом услуги должны быть оплачены ответчиком в силу его обязательств по договорам и в соответствии со статьями 309, 310, 779 и 781 ГК РФ.

С учетом изложенного, требование истца о взыскании задолженности является правомерным, обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме в сумме 263 993,81 руб.

При подаче искового заявления истцом платежным поручением № 6602 от 30.09.2020 за рассмотрение дела в суде первой инстанции в доход федерального бюджета перечислена государственная пошлина в размере 9 285 руб.

С учетом уточнения исковых требований, государственная пошлина в размере 1 005 руб. подлежит возврату истцу, как излишне уплаченная.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 280 руб. относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями  104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Фикс Прайс Североморск 2» в пользу акционерного общества «Управление отходами» в лице Мурманского филиала задолженность в размере 263 993 руб. 81 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 280 руб.

Возвратить акционерному обществу «Управление отходами» в лице Мурманского филиала из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению № 6602 от 30.09.2020 государственную пошлину в размере 1 005 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                     А.Е. Карачева