НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Мурманской области от 23.11.2016 № А42-2920/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Мурманск, 183049, ул. Книповича, 20

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  город Мурманск Дело № А42-2920/2016 30 декабря 2016 года.

Резолютивная часть объявлена 23.11.2016.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рязанцевой А.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Совета депутатов муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области (ул. Советская, д. 8, г. Полярный, Мурманская обл., 184650; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению финансов администрации закрытого административно-территориального образования Александровск (ул. Флотская, д. 9, г. Снежногорск, Мурманская обл., 184682; ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным предписания, при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - по доверенности ФИО1, ФИО2,

от ответчика - по доверенности ФИО3, ФИО4, ФИО5,

ФИО6,

установил:

Совет депутатов муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области (далее – заявитель, Учреждение) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению финансов администрации ЗАТО Александровск (далее – ответчик, Управление, Контрольный орган) о признании недействительным предписания об устранении нарушений от 29.03.2016.

В обоснование требований заявитель сослался на допущенные ответчиком в ходе проведения проверки нарушения требований пунктов 10.7, 10.12., 10.13, 10.14, 10.15 Порядка осуществления Управлением финансов администрации ЗАТО Александровск полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области № 756 от 25.03.2015 (далее - Порядок № 756), выразившиеся в не приостановлении проведения проверки для возможности приведения Учреждением в надлежащее состояние документов бухгалтерского учета, а также в не составлении справок по проверяемым ревизорами участкам работы объекта контроля.

Управление вышло за пределы своих полномочий, поскольку в нарушение требований раздела 6 Порядка № 756 контрольное мероприятие проведено не в соответствии с утвержденной Программой плановой выездной ревизии, так как вопросы отраженные в акте ревизии ей не соответствуют. Кроме того, перечень вопросов отраженный в Программе ревизии не относится к контролю за соблюдением бюджетного законодательства и иных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, установленные БК РФ.

Также полагает, что к полномочиям Управления не относится выдача предписаний по устранению выявленных в ходе ревизии нарушений, поскольку допущенные заявителем нарушения касаются требований бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкций по его применению, требований трудового законодательства, требований по исчислению и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а не нарушения бюджетного законодательства, по устранению которых Управление уполномочено выдавать обязательное к исполнению предписание.

В ходе ревизии Управлением не доказан факт неправомерного расходования средств бюджета на выплату ФИО7 доплаты за работу по обслуживанию другого юридического лица. По установленным в ходе ревизии переплатам оплаты труда работникам Учреждения ответчиком указаны только суммы без пояснения причин в результате которых выявлена переплата, не произведены расчеты, нет таблиц и приложений с разбивкой по фамилиям. Не представлены расчеты на недоплаты по оплате труда. Не произведен расчет сумм командировочных.

Со ссылкой на Положения о представительских и иных прочих расходах органов местного самоуправления ЗАТО Александровск, утвержденные решением Совета депутатов ЗАТО Александровск № 54 от 19.06.2014 (в редакции решения от 24.12.2014 № 95) (далее - Положение о представительских расходах) считает правомерным расходование денежных средств бюджета в размере 118 603,78 руб. на представительские расходы. Полагает, что применение принудительных мер взыскания по возврату в бюджет указанной суммы основана на нарушении проверяемыми статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктов 2, 3 статьи 1, пункта 1 статьи 4 Положения о представительских расходах, а не в сфере бюджетных правоотношений, что не может повлечь за собой применение мер принуждения, указанных в главе 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Использование средств бюджета на приобретение лицензии программного продукта Автоматизированная информационная СБиС++ ("Электронная отчетность"), со ссылкой на положения статей 421, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает правомерным, поскольку право выбора варианта приобретения лицензии принадлежит покупателю.

Не оспаривая допущенные нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, считает, что данные нарушения не свидетельствуют о неправомерном расходовании средств бюджета, их нецелевом использовании.

Считает, что Совет депутатов являясь казенным учреждением осуществляет свою деятельность на основании сметы расходов, как получатель средств местного бюджета, не может являться объектом проведения внутреннего муниципального финансового контроля для ревизоров Управления, поскольку фактически функции главного распорядителя бюджетных средств согласно БК РФ не осуществляет.

Ссылаясь на положения статей 13, 15 Федерального закона № 294 от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" считает, что Управлением допущены грубые нарушения требований, установленных к организации и проведении проверки, а именно: нарушен срок проведения проверки, который не должен превышать 20 рабочих дней, проверка проведена в отсутствие Главы муниципального образования и заместителя председателя Совета депутатов, находящихся в отпуске.

Более подробно позиция Совета депутатов изложена в заявлении и дополнениях к нему.

Ответчик представил отзыв, в котором с требованием не согласился, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, вынесенным в рамках возложенных на Управление полномочий.

В судебном заседании стороны поддержали позиции изложенные в заявлении и отзыве с учетом дополнений и уточнений к ним.

Как следует из материалов дела, в соответствии с утвержденным распоряжением главы администрации ЗАТО Александровск № 451-Р от 03.11.2015 планом мероприятий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Управления финансов администрации ЗАТО Александровск на 2016 год, на основании приказа № 7 от 18.01.2016 сотрудниками Управления в период с 29.01.2016 по 28.03.2016 проведена плановая выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства РФ в сфере бюджетных правоотношений за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.

О проведении ревизии Учреждение уведомлено 21.01.2016.

27.01.2016 начальником Управления утверждена программа плановой выездной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области.

Письмом от 28.01.2016 исх. № 19/73 Управление истребовало у главы муниципального образования ЗАТО Александровск информацию и документы, необходимые в целях проведения ревизии.

Результаты ревизии, проведенной с участием главного бухгалтера ФИО8 зафиксированы в соответствующем акте от 15.03.2016

21.03.2016 Учреждением были представлены разногласия на акт плановой выездной ревизии.

Согласно утвержденному 29.03.2016 заключению Управления составленному по результатам рассмотрения разногласий заявителя, ответчиком разногласия приняты частично по абзацу 4 на странице 9 акта, на страницах 12-13, 15, остальные возражения признаны необоснованными.

По результатам ревизии Управлением установлены следующие нарушения:

1) неправомерное расходование средств бюджета, не выплаченная заработная плата и не оплаченные расходы в сумме 224 009,98 руб., а именно:

- в нарушение статей 28, 162 БК РФ допущено неправомерное расходование средств бюджета на выплату главному бухгалтеру ФИО7 доплаты за работу по бухгалтерскому обслуживанию другого юридического лица (Контрольно - счетной палаты ЗАТО Александровск) в сумме 54 065,16 руб. (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера), по начислениям на выплаты по оплате труда - 16 327,68 руб.;

- в нарушение статей 28, 162 БК РФ допущено неправомерное расходование средств бюджета ЗАТО Александровск в сумме 3 000 руб. на приобретение лицензии с правом доступа в системе СБИС для другого юридического лица (Контрольно - счетной палаты ЗАТО Александровск);

- в нарушение статьи 3 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 25.02.2010 № 28 «Об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности в ЗАТО Александровск», решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2014 № 94 «О внесении изменений в решение Совета депутатов ЗАТО Александровск «Об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности в ЗАТО Александровск», распоряжения Главы ЗАТО Атександровск от 20.02.2015 № 10л/с «О премировании лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Совете депутатов ЗАТО Александровск по результатам работы на 2015 год» Главе ЗАТО Александровск ФИО9, а также заместителю председателя Совета депутатов ЗАТО Александровск ФИО1 в январе, феврале 2015 года неправомерно начислена и выплачена премия по результатам работы за месяц в размере 62,12%, вместо 60% от денежного вознаграждения. Сумма неправомерных расходов на выплату ежемесячной премии составила 2 620,15 руб. (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера) (ФИО9 в размере 1 456,36 руб., ФИО1 в размере 1 163,79 руб.), по начислениям на выплаты по оплате труда - 791,29 руб.;

- в нарушение пунктов 1.6., 2.1. Положения об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 24.12.2009 № 88 (далее Положение об оплате труда № 88), начальнику организационного отдела ФИО10 в январе 2015 года неправомерно начислено и выплачено денежное содержание от должностного оклада 5 002 руб., а не от должностного оклада 5 001 руб., установленного нормативным актом. Сумма неправомерных расходов по денежному содержанию составила 3,73 руб. (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера), по начислениям на выплаты по оплате труда - 1,13 руб.;

- в нарушение пунктов 1.6., 2.1. Положения об оплате труда № 88, консультанту по правовым вопросам ФИО2. в январе - марте 2015 года неправомерно начислено и выплачено денежное содержание от должностного оклада 5 002 руб., а не от должностного оклада 5 001 руб., установленного нормативным актом. Сумма неправомерных расходов по денежному содержанию составила 28,21 руб. (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера), по начислениям на выплаты по оплате труда - 8,52 руб.;

- в нарушение пунктов 1.7., 2.1. Положения об оплате труда № 88, документоведу 2 категории ФИО11 в январе - декабре 2015 года заработная плата начислена и выплачена от должностного оклада 3 574 руб. вместо 3 575 руб., установленного нормативным актом. Сумма невыплаченной заработной платы за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 составила 88,74 руб. (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера);

- в нарушение пунктов 10.1., 10.2., 10.4. Положения об оплате труда № 88, начальнику организационного отдела ФИО10 в январе 2015 года (год увольнения) неправомерно начислена и выплачена материальная помощь за не полностью отработанный месяц, а также при отсутствии распоряжения работодателя. Сумма неправомерных расходов по денежному содержанию составила 1 917,43 руб. (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера), по начислениям на выплаты по оплате труда - 579,06 руб.;

- в нарушение пунктов 11.1. - 11.5. Положения об оплате груда № 88, начальнику организационного отдела ФИО12 в январе 2015 года неправомерно начислена и выплачена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска при отсутствии распоряжения работодателя. Сумма неправомерных расходов по денежному содержанию составила 958,72 руб. (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера), по начислениям на выплаты по оплате труда - 289,53 руб.;

- в нарушение статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации главным бухгалтером неверно (ошибочно) произведен расчет денежного содержания консультанту по правовым вопросам в марте 2015 года от должностного оклада 1 621,26 руб. (за 9,34 рабочих дня), а не от должностного оклада 1 908,74 (за 11 рабочих дней). Сумма невыплаченного денежного содержания составила 661,20руб. (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера);

- в нарушение пункта 7.5. Положения об оплате труда работников Совета депутатов ЗАТО Александровск, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, утвержденного распоряжением Главы ЗАТО Александровск от 25.12.2014 № 38, документоведу 2 категории ФИО11 в декабре 2015 года начислена и выплачена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска работнику при отсутствии распоряжения Главы ЗАТО Александровск, а также письменного заявления ФИО11 о предоставлении единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Сумма неправомерных расходов по заработной плате составила 8 215,60 руб. (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера), по начислениям на выплаты по оплате труда - 2 481,11 руб.;

- в нарушение распоряжения Главы ЗАТО Александровск от 25.12.2014 №34 «О закреплении служебных телефонных номеров мобильной связи за должностными лицами Совета депутатов ЗАТО Александровск» расходы на услуги связи в феврале, августе, сентябре, ноябре 2015 года по отдельным работникам превысили установленные распоряжением лимиты расходов на использование сотовой связи. Сумма неправомерных расходов составила 1 886,85 руб.;

- в нарушение пунктов 2, 3 статьи 1, пункта 1 статьи 4 Положения о представительских расходах, допущено неправомерное расходование средств местного бюджета, предусмотренных на обеспечение представительских расходов в 2015 году в сумме 118 603,78 руб.

- в нарушение пункта 4 статьи 3 Положения о представительских расходах, при проведении официального приема для 31 участника в рамках проведения мероприятий по чествованию воинов-интернационалистов в городах ЗАТО Александровск 16.02.2015 (авансовый отчет от 12.03.2015 № 4) превышен установленный для официальных приемов лимит расходов (не более 750 руб. на одного участника). Сумма неправомерных расходов составила 1 550,00 руб.

- в нарушение статьи 2 Положения о представительских расходах, в составе представительских расходов учреждения в 2015 году на мероприятие (буфетное обслуживание Совета депутатов) учтены и оплачены расходы, которые согласно нормативному локальному акту учреждения не относятся к представительским и иным прочим расходам (цветы, скотч двухсторонний, батарейки, настенные часы, пленка техническая). Сумма неправомерных расходов бюджета по представительским и иным прочим расходам в 2015 году составила 1 663 руб.

- в нарушение пунктов 7, 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749, пунктов 2.2., 3.3., 5.1. Положения о порядке и условиях командирования лиц, замещающих муниципальные должности ЗАТО Александровск, и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск Мурманской области от 18.05.2010 № 70 (далее - Положение о порядке и условиях командирования), дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства оплачены без учета времени нахождения в пути. Сумма неоплаченных суточных 200 руб.;

- в нарушение статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете), пункта 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов
 местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01,12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), принят к бухгалтерскому учету кассовый чек ООО «Агдаш» от 17.02.2015 к авансовому отчету от 24.02.2015 № 3, в котором отсутствует наименование оплачиваемых приобретенных товаров (содержание факта хозяйственной жизни), величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку и их подписей, с указанием их фамилий и инициалов. Товарный чек, выданный продавцом, с указанием отсутствующей в кассовых чеках информации отсутствует, в связи с чем невозможно установить, что приобреталось и в каком количестве. Неправомерное расходование бюджетных средств составило 205,30 руб.;

- в нарушение статьи 168 ТК РФ, пунктов 4.1., 5.1. Положения о порядке и условиях командирования, по авансовому отчету от 04.06.2015 № 20 не оплачены суточные в размере 200 руб. Сумма неоплаченных расходов 200 руб.;

- в нарушение статьи 168 ТК РФ, пункта 5.1. Положения о порядке и условиях командирования, суточные оплачены в размерах, не предусмотренных нормативным правовым актом, регулирующим возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Общая сумма неправомерной оплаты 1 600 руб.;

- в нарушение пунктов 1.10, 1.11 Положения о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (отдыха) и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из средств местного бюджета, и неработающим членам их семей, утвержденного постановлением администрации ЗАТО Александровск от 01.04.2010 № 324 (далее - Положение № 324), в авансовом отчете от 25.05.2015 № 17 на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска (отдыха) и обратно неправомерно оплачен проезд автобусом при отсутствии проездного документа (билета). Сумма неправомерных расходов 91 руб.;

- в нарушение пунктов 1.10, 1.11 Положения № 324, в авансовом отчете от 22.06.2015 № 18 на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска (отдыха) и обратно неправомерно оплачен проезд автобусом (Североморское АТП) при отсутствии в билете даты и маршрута следования. Сумма неправомерных расходов 90 руб.;

- в нарушение пункта 3.5 Положения № 324, по авансовому отчету от 20.08.2015 № 24 расходы на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска (отдыха) за пределами Российской Федерации, и обратно воздушным транспортом компенсированы на основании справки о стоимости перелета, а не путем частичной оплаты стоимости перелета пропорционально расстоянию перелета над территорией Российской Федерации с использованием информации о значениях ортодромических расстояний. В результате неправильно примененного метода для расчета компенсации указанных расходов сумма неправомерных выплат составила 5 756,80 руб.;

- в нарушение пункта 6.5. Положения № 324, по авансовому отчету от 09.09.2015 № 26 при компенсации расходов по оплате стоимости проезда к
 месту проведения отпуска (отдыха) автотранспортом, находящимся в личном пользовании, неправильно определен размер компенсации стоимости топлива (сумма компенсации определялась исходя из стоимости проезда, указанной в справке). Сумма не оплаченной компенсации составила 125,99 руб.;

2) неэффективное расходование средств бюджета в сумме 497 564,33 руб., а именно: в нарушение статьи 34 БК РФ неэффективное
 расходование бюджетных средств в сумме 497 564,33 руб. (с учетом начислений на выплаты по оплате труда) в связи с использованием остатка годового ФОТ сокращенного работника после выплаты средств, причитающихся ему при сокращении, на доплаты остальным работникам сверх размера ФОТ, рассчитанного для этих работников.

3) иные нарушения, а именно:

- в нарушение статьи 136 ТК РФ Правилами внутреннего трудового распорядка в Совете депутатов, утвержденными распоряжением Главы ЗАТО Александровск от 25.12.2014 № 39, установлен период выплаты заработной платы, а не день выплаты заработной платы;

- в нарушение пункта 1 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете, пункта 11 Инструкции № 157н, пунктов 3.3, 3.7 Учетной политики Совета депутатов, утвержденной распоряжением Главы ЗАТО Александровск от 31.12.2011 № 01, в Совете депутатов за отдельные периоды 2015 года отсутствуют регистры бухгалтерского учета за 2015 год;

- в нарушение частей 2, 6 статьи 8 Закона о бухгалтерском учете, пункта 6 Инструкции № 157н, пункта 6 приказа Министерства финансов РФ от 30.03.2015 №52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственного внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению» в Положение об учетной политике для бухгалтерского учета и налогообложения Совета депутатов ЗАТО Александровск Мурманской области, утвержденному распоряжением Главы ЗАТО Александровск от 31.12.2011 № 01, не внесены изменения в связи с утратой действия приказов Министерства финансов РФ от 21.12.2011 № 180н, от 15.12.2010 №173н;

- в нарушение пунктов 4, 4.2 Указаний Центрального банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» в Совете депутатов в 2015 году осуществлялись кассовые операции при отсутствии ответственных лиц, определенных распорядительным документом учреждения (распоряжением) с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей;

- в нарушение пункта 2 Указаний Центрального банка РФ от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» в Совете депутатов осуществлялись кассовые операции без установления максимально допустимой суммы наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег);

- в нарушение пункта 8 Инструкции № 157н, пункта 4.3. Указаний Центрального банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», пункта 3.7. Положения об учетной политике для бухгалтерского учета и налогообложения Совета депутатов ЗАТО Александровск Мурманской области, утвержденного распоряжением Главы ЗАТО Александровск от 31.12.2011 № 01, Советом депутатов приняты к отражению в бухгалтерском учете документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными документами (приходные и расходные фондовые кассовые ордера, листы кассовой книги фондовые), при отсутствии подписи главного бухгалтера;

- в нарушение пункта 170 Инструкции № 157н, раздела 2 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2015 № 52н, учет кассовых операций по фондовой кассе в Совете депутатов в 2015 году осуществлялся без формирования кассовой книги. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов отсутствует. Кассовая книга и Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов в ходе проверки не представлены;

- в нарушение пунктов 167, 168 Инструкции № 157н, пунктов 4.1,
 4.6, 5 Указаний Центрального банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» в 2015 году в Учреждении кассовые операции с наличными денежными средствами велись без оформления кассовых документов (приходных кассовых ордеров, расходных кассовых ордеров), кассовая книга, журнал операций по счету «Касса» отсутствуют, проверке не представлены;

- в нарушение пункта 11 Инструкции № 157н, систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности, субъектом учета в регистрах бухгалтерского учета (журнале операций расчетов по оплате труда) не осуществлялась;

- в нарушение статьи 167 ТК РФ, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пункта 2 статьи 3 Закона Мурманской области от 29.06.2007 № 860-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области» лицам, замещающим муниципальные должности ЗАТО Александровск и должности муниципальной службы, за дни нахождения в командировке денежное содержание неправомерно начислено и выплачено в полном объеме как за фактически отработанные дни, а не по расчету среднего заработка, как установлено законодательством;

- в нарушение частей 1, 3 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете, пунктов 11, 218 Инструкции № 157н, пункта 3.3 Учетной политики, утвержденной распоряжением Главы ЗАТО Александровск от 31.12.2011 № 01 в Учреждении не ведется аналитический учет расчетов с подотчетными лицами, а именно: данные, содержащиеся в авансовых отчетах, не регистрируются в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, журналы операций расчетов с подотчетными лицами за период апрель - декабрь 2015 года отсутствуют (не сформированы), проверке не представлены;

- в нарушение пункта 11 Инструкции № 157н, раздела 3 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2015 № 52н, в журналах операций расчетов с подотчетными лицами за январь - март 2015 года отсутствует подпись главного бухгалтера, авансовые отчеты, сформированные на бумажном носителе, не сброшюрованы;

- в нарушение пункта 4 статьи 8 Закона о бухгалтерском учете порядок и способ ведения бухгалтерского учета почтовых расходов по отправлению подотчетными лицами исходящей корреспонденции не утвержден Учетной политикой;

- в нарушение пункта 4 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, пунктов 6, 7 Инструкции № 157н, раздела 2 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2015 № 52н, в Учреждении для учета почтовых расходов по отправлению исходящей корреспонденции применяются первичные учетные документы (списки отправленной простой и заказной корреспонденции) для которых отсутствуют унифицированные формы и его форма не утверждена учетной политикой. Применяемый реестр не является основанием для принятия к учету почтовых расходов;

- в нарушение пункта 11 Инструкции № 157н, журналы операций расчетов с поставщиками и подрядчиками за март - декабрь 2015 года в Учреждении отсутствуют, проверке не представлены;

- в нарушение пункта 46 Инструкции № 157н, в Совете депутатов на отдельных объектах основных средств не обозначены инвентарные номера;

Управлением 29.03.2016 главе ЗАТО Александровск ФИО9 выдано представление.

Кроме того, в целях устранения выявленных нарушений, на основании пункта 12 Порядка осуществления управлением финансов администрации ЗАТО Александровск полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных отношений, утвержденного постановлением администрации ЗАТО Александровск от 25.03.2015 № 756, Управлением Главе ЗАТО Александровск выдано предписание от 29.03.2016, которым предписано:

1. Разработать и утвердить план мероприятий по устранению нарушений, отмеченных в акте проверки. Представить утвержденный план мероприятий в управление финансов администрации ЗАТО Александровск в срок до 14.04.2016.

2. Привлечь к дисциплинарной ответственности работников учреждения, допустивших нарушения, указанные в акте проверки.

3. Возместить в бюджет ЗАТО Александровск денежные средства, использованные не правомерно (не законно) в сумме 222 734,05 руб.

4. Принять меры по доначислению и возмещению денежных средств работникам учреждения в сумме 1 275,93 руб.

5. Установить в Правилах внутреннего трудового распорядка Совета депутатов день выплаты заработной платы.

6. Восстановить и сформировать отсутствующие регистры бухгалтерского учета за 2015 год.

7. Внести в Положение об учетной политике для бухгалтерского учета и налогообложения Совета депутатов ЗАТО Александровск Мурманской области изменения в связи с утратой действия отдельных законодательных и нормативных актов.

8. Определить ответственных лиц за осуществление кассовых операций с установлением им соответствующих должностных прав и обязанностей, заключить с ними договоры о материальной ответственности.

9. Установить максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег).

10. Произвести перерасчет денежного содержания за дни нахождения в командировке работников учреждения за 2014 и 2015 годы по среднему заработку, как установлено законодательством.

11. Утвердить порядок и способ ведения бухгалтерского учета почтовых расходов по отправлению подотчетными лицами исходящей корреспонденции.

12. Привести в соответствие с законодательством и нормативными актами учет основных средств и назначить материально - ответственных лиц за сохранность материальных ценностей.

13. Представить информацию по исполнению предписания и плана мероприятий по устранению нарушений с приложением копий подтверждающих документов и расчетов в срок до 12.05.2016.

Считая, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Совета депутатов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем, заявитель, в силу статьи 65 АПК РФ, обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

При этом, пунктом 3 части 3.1 статьи 1 названного закона определено, что положения настоящего Федерального закона, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, таким образом несостоятельны доводы заявителя о допущенных Управлением в ходе проверки нарушений требований Закона № 294-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (часть 3 статьи 265 БК РФ).

Положениями части 2 статьи 267.1 БК РФ предусмотрено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Под иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства статья 3 БК РФ понимает указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).

При этом, под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3 статьи 270.2 БК РФ).

Согласно статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ предусмотрено, что порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 06.04.2015 № 15 утверждено Положение об Управлении финансов администрации ЗАТО Александровск, в соответствии с которым, последний осуществляет, в том числе функции по внутреннему муниципальному финансовому контролю.

Порядок осуществления управлением финансов администрации ЗАТО Александровск полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений утвержден Постановлением администрации ЗАТО Александровск № 756 от 25.03.2015.

Объектами контроля, в соответствии с пунктом 1.6 вышеуказанного Порядка, являются не только главные распорядители (распорядитель), но и получатели средств бюджета муниципального образования ЗАТО Александровск. В этой связи, а также с учетом положений части 1 статьи 266.1 БК РФ, суд считает несостоятельной ссылку заявителя о том, что Совет депутатов не может являться объектом ревизии Управления по внутреннему муниципальному финансовому контролю.

Порядок проведения Управлением выездной проверки (ревизии) определен разделом 10 Порядка № 756. Так, в соответствии с пунктом 10.12 данного Порядка, в ходе выездной проверки (ревизии) по решению руководителя проверочной (ревизионной) группы участниками проверочной (ревизионной), из числа должностных лиц Контрольного органа, которым поручено проведение контрольного мероприятия, могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам Программы.

Безусловной обязанности по составлению справок по результатам проведения контрольных действий на должностных лиц Контрольного органа не возложено. Составление указанных справок является правом проверяющего лица, и не лишает объект контроля возможности представить пояснения и возражения по фактическим обстоятельствам фиксируемым в акте проверки (ревизии).

Контрольное мероприятие проводится в соответствии с Программой, которая должна содержать: полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество (при наличии) объекта контроля; наименование контрольного мероприятия; перечень основных вопросов контрольного мероприятия. Программа подписывается начальником отдела контрольно-ревизионной работы Управления и утверждается начальником Управления (пункты 6.5, 6.6 Порядка № 756).

Программой плановой выездной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Совета депутатов, утвержденной начальником Управления 27.01.2016 определена цель проверки - предупреждение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере бюджетных правоотношений за период с 01.01.2015 по 31.12.2015, а также определен перечень основных вопросов проверки, при этом в пункте 9 указано - другие вопросы по усмотрению проверяющих, связанных с целью проверки.

Указание в Программе ревизии всего перечня вопросов, которые подлежат выяснению в ходе проверки, Порядком № 756 не предусмотрено; указываются только основные вопросы. Отсутствие в указанном перечне Программы конкретных вопросов, которые были рассмотрены в ходе ревизии, не свидетельствует о безусловном превышении проверяющими своих полномочий.

Понятие бюджетного нарушения раскрыто в пункте 1 статьи 306.1 БК РФ - это совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Из анализа положений статей 1, 3, 269.2, 270.2 БК РФ суд приходит в выводу, что Управление, при осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля, уполномочено на выдачу по итогам ревизии обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Выдача предписания по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового законодательства), не относится к полномочиям ответчика.

В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Предписание в части пунктов 4 - 12 выдано для устранения выявленных в ходе ревизии нарушений Положений об оплате труда, трудового законодательства (установлены суммы подлежащего доплате денежного содержания), бухгалтерского учета, что не входит в компетенцию Управления, в связи с чем, требования указанных пунктов предписания являются незаконными.

Кроме того, пункт 10.7 Порядка № 756 предусматривает приостановление проведения выездной проверки (ревизии) по решению начальника Управления на основании мотивированного обращения начальника отдела контрольно-ревизионной работы Управления, в том числе, при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта контроля на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения выездной проверки (ревизии), а также приведения объектом контроля в надлежащее состояние документов учета и отчетности. Вместе с тем, при неудовлетворительном состоянии бухгалтерского учета объекта контроля, в рассматриваемом случае проверка Управлением, для приведения в надлежащее состояние Учреждением документов учета, не приостанавливалась.

Пункт 2 оспариваемого предписания не направлен на устранение выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, что не входит в компетенцию Контрольного органа, в следствии чего, также является незаконным.

Довод ответчика о правомерности выдачи предписания в части пункта 2 со ссылкой, что требование указанного пункта направлено на устранение причин и условий выявленных нарушений, что не противоречит требованиям БК РФ, суд считает несостоятельным, поскольку для устранения причин и условий допущенных нарушений, законодательством предусмотрена выдача представлений.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 БК РФ), который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает полномочиями, в том числе по принятию и (или) исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства. Абзацем 4 статьи 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Представленными в материалы дела документами (заявление ФИО7 от 19.01.2015 с резолюцией главы ЗАТО Александровск, дополнительное соглашение № 4 от 19.01.2015 к трудовому договору № 6 от 09.03.2010, распоряжение № 4л/с от 19.01.2015, расчетные листы) подтверждается факт выплаты главному бухгалтеру Учреждения ФИО7 компенсационной доплаты за работу по бухгалтерскому обслуживанию другого юридического лица - Контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск (КСП ЗАТО Александровск) за счет средств, предусмотренных на исполнение бюджетных обязательств заявителя, в период с февраля по август 2015 года в сумме 70 392,84 руб  ., что является нецелевым использованием бюджетных средств.

К доводам заявителя о представлении при проведении ревизии (проверки) Контрольному органу неаккуратно подшитого в кадровом учете чернового варианта заявления ФИО7 суд относится скептически, расценивает их как возможность избежать ответственности за допущенное нарушение. Иного заявления главного бухгалтера Управлению в ходе проверки не представлялось; основанием для вынесения Главой ЗАТО Александровск распоряжения о поручении выполнения дополнительной работы явилось дополнительное соглашение № 4 к трудовому договору от 09.03.2010 № 6, согласно которому работнику поручается выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой определенной трудовым договором, дополнительной работы по бухгалтерскому обслуживанию КСП ЗАТО Александровск путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ за дополнительную оплату в размере 10 000 руб. в месяц. Данное дополнительное соглашение к трудовому договору подписано Главой ЗАТО Александровск.

Наличие заключенного между КСП ЗАТО Александровск и ФИО7 договора безвозмездного оказания услуг по исполнению обязанностей главного бухгалтера от 14.02.2014, не опровергает выводы Контрольного органа о произведенных Учреждением выплатах главному бухгалтеру за работу по бухгалтерскому обслуживанию КСП ЗАТО Александровск.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается заключение Учреждением (Лицензиат) с ЗАО "Центр Информатики" (Лицензиар) лицензионного договора № ЛЦ-151022 от 22.11.2015 на предоставление информационных услуг, стоимость которого, согласно спецификации составляет 6500 руб. и включает в себя аккаунт в системе СБИС (система для передачи электронной отчетности) - 500 руб. и лицензию корпоративную для 5 компаний в системе СБИС - 6 000 руб. Помимо Учреждения приобретенную лицензию использует также КСП ЗАТО Александровск.

Оплата доступа к программному обеспечению другого юридического лица является нарушением принципа адресности и целевого характера направления бюджетных средств, в связи с чем, суд считает обоснованным требование Управления о возмещении в бюджет 3000руб  ., что составляет половину стоимости корпоративной лицензии. Доводы Учреждения о целесообразности (в целях экономии) приобретения корпоративной лицензионной программы и её использовании двумя юридическими лицами не может быть принят судом, поскольку оплата по договору на приобретение лицензии производилась только за счет средств выделенных на обеспечение Совета депутатов.

В силу положений главы 24 АПК РФ (в отличие от главы 25 АПК РФ) арбитражный суд при оценке законности оспариваемого ненормативного правового акта связан мотивами, приведенными заявителем. Суд не вправе выходить за пределы оснований, приведенных заявителем при оспаривании им такого акта.

Каких-либо возражений по выявленным в ходе ревизии Управлением фактам расходов бюджетных ассигнований, выраженных неправомерном начислении и выплате в январе и феврале 2015 года ФИО9 и ФИО1 ежемесячной премии по результатам работы в размере превышающем 60% (установлен распоряжением Главы ЗАТО Александровск от 20.02.2015 № 10л/с), а именно - в размере 62,12%; в начислении и выплате ФИО10 в январе 2015 года и ФИО2 в январе - марте 2015 года денежного содержания от должностного оклада 5002 руб., а не от установленного должностного оклада 5 001 руб.; в начислении и выплате ФИО10 в январе 2015 года материальной помощи за не полностью отработанный месяц и в начислении и выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска единовременной выплаты, при отсутствии распоряжения работодателя; в начислении и выплате в декабре 2015 года ФИО11 при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска единовременной выплаты, при отсутствии распоряжения Главы ЗАТО Александровск, а также письменного заявления работника, с учетом чего, переплата составила в общей сумме 17 894,48 руб., Учреждением не заявлено, разногласия на акт проверки в указанной части заявителем также не представлялись. Ссылаясь на отсутствие таблиц произведенных расчетов и приложений с разбивкой по фамилиям, а также на отсутствие письменных пояснений, заявитель контррасчет не представил. Согласно уточненного заявления, законность ненормативного акта Управления в вышеуказанной части оспаривается им только по основаниям того, что ответчиком в ходе проверки превышены полномочия, а также, что Учреждение не является объектом проверки.

Распоряжением Главы ЗАТО Александровск от 25.12.2014 № 34 "О закреплении служебных телефонных номеров мобильной связи за должностными лицами Совета депутатов ЗАТО Александровск" установлен перечень должностных лиц, которым разрешено пользоваться сотовой связью, а также лимиты расходов на услуги сотовой связи на месяц в следующем размере: Глава ЗАТО Александровск - без лимита, консультант по правовым вопросам - 500 руб., главный бухгалтер - 500 руб., ведущий специалист - 500 руб.

Вместе с тем, расходы на услуги связи в феврале, августе, сентябре и ноябре 2015 года превысили установленные лимиты в общем размере на 1 886,85 руб., что заявитель так же не оспаривает. Доводов о правомерности несения расходов на сотовую связь в период с 01.02.2015 по30.11.2015 в общей сумме 3 886,85 руб. заявителем суду не приведено.

Статьей 1 Положения о представительских расходах (в редакции от 24.12.2014 № 95) определено, что под представительскими расходами понимаются расходы, связанные с проведением официальных приемов, обслуживанием официальных делегаций, официальных лиц организаций и проведением переговоров, совещаний конференций с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также иные прочие расходы направленные на решение вопросов местного значения муниципального образования ЗАТО Александровск, связанные с участием в торжественных мероприятия по приглашению, расходы связанные с представлением ЗАТО Александровск в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, в международном сотрудничестве с гражданами и организациями от имени ЗАТО Александровск (пункт 2).

К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для вышеуказанных лиц, а также официальных лиц органов местного самоуправления, других организаций, транспортное обеспечение, буфетное и культурное обслуживание, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате органа местного самоуправления ЗАТО Александровск, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Пунктом 3 указанной статьи определено, что иные прочие расходы - это расходы органов местного самоуправления ЗАТО Александровск, связанные, в том числе: с участием официальных лиц органов местного самоуправления ЗАТО Алекандровск во встречах, направленных на развитие взаимоотношений ЗАТО Александровск с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, в международном сотрудничестве, с гражданами и организациями от имени ЗАТО Александровск (п.п. 2); с проведением уполномоченными представителями и (или) официальными лицами органов местного самоуправления презентаций, заседаний, публичных и депутатских слушаний, "круглых столов", конференций, открытием выставок и других мероприятий, проводимых органами местного самоуправления ЗАТО Александровск, в рамках реализации возложенных на них полномочий (п.п. 3); с проведением уполномоченными представителями и (или) официальными лицами органов местного самоуправления торжественных приемов, организованных в органах местного самоуправления, ветеранов и участников Великой отечественной войны, ветеранов труда, заслуженных деятелей культуры и искусств, инвалидов, почетных граждан, студентов, учащихся школ и других представителей общественности (п.п. 4); с участием официальных лиц органов местного самоуправления ЗАТО Алекандровск в различных мероприятиях организованных муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями муниципального образования, автономными некоммерческими организациями, ассоциациями (союзами), общинами коренных малочисленных народов, религиозными организациями, некоммерческими обществами и партнерствами, общественными организациями и объединениями, благотворительными фондами (п.п. 5).

Так же к иным прочим расходам относятся расходы по приобретению и (или) изготовлению сувениров, оргтехники и бытовой техники, посуды, подарков, цветов для участия в мероприятиях, приобретению и (или) изготовлению памятных и приветственных адресов, приобретение и (или) изготовление сувенирной продукции, расходы на информационно-презентационные материалы, канцелярские и письменные принадлежности, организацию питания участников, транспортное обеспечение, бытовое обслуживание, оплату гостиницы и бронирование мест, аренду помещения.

Предельные нормативы представительских расходов установлены статьей 3 Положения о представительских расходах, в соответствии с пунктом 4 которой норма расходов на официальный прием (завтрак, обед или иное мероприятие) составляет не более 750 руб. на одного участника.

При проведении 16.02.2015 официального приема для 31 участника в рамках проведения мероприятий по чествованию воинов-интернационалистов в городах ЗАТО Александровск представительские расходы по организации оплаты питания участников составили 24 800 руб., тогда как указанная сумма превышает установленный предельный норматив, составляющий для указанного количества участников - 23 250 руб., что свидетельствует о неправомерности расходов в сумме 1 550 руб. Доводов о правомерности отнесения к представительским расходам всей суммы затраченных средств, заявителем не приведено, равно как не приведено доводов о правомерности принятия к учету кассового чека ООО "Агдаш" от 17.02.2015, в котором отсутствуют наименования приобретенных товаров; расходования бюджетных средств на оплату суточных командированным лицам в размере превышающем установленный Положением о порядке и условиях командирования, что повлекло неправомерное расходование в сумме 1 600 руб.; правомерности компенсации расходов на оплату проезда автобусом к месту использования отпуска и обратно в отсутствие билета (91 руб.), при отсутствии в билете даты и маршрута следования (90 руб.), на оплату перелета по маршруту Москва-Варна-Москва на основании справки о стоимости перелета, а не с учетом значений ортодромических расстояний (5 756,80 руб.).

В составе представительских расходов Учреждения на проведение буфетного обслуживания во время заседания Совета депутатов, согласно авансовым отчетам № 16 от 25.06.2015 и № 34 от 25.11.2015, учтены расходы на приобретение батареек, скотча, настенных часов, пленки технической, которые не относятся к представительским расходам на проведение указанного мероприятия, что повлекло неправомерное расходование денежных средств в общей сумме 1663руб. О правомерности отнесения к представительским расходам вышеуказанной суммы, заявителем доводов также не представлено.

Требования к распоряжению руководителя, на основании которого выделяются средства на представительские расходы, установлены статьей 4 Положения о представительских расходах.

В связи с отсутствием в распоряжениях Главы ЗАТО Александровск (№ 10 от 06.03.2015, № 12 от 20.03.2015, № 11 от 19.03.2015, № 24 от 22.05.2015, № 27 от 27.05.2015 и др.) дат и мест (сроков) проведения мероприятий; количества приглашенных лиц; списков лиц, ответственных за проведение мероприятий; программ проведения представительских мероприятий, связанных с приемом официальных лиц и (или) обслуживанием представителей (делегаций и отдельных лиц) организаций и осуществления отдельных расходов, произведенных на мероприятия, не являющиеся торжественными праздничными мероприятиями, в отсутствие в авансовых отчетах и в объяснительной записке всей информации, предусмотренной Положением о представительских расходах, при невозможности идентифицировать вид представительских расходов (приложение № 3 к акту), а также выявлении в ходе проведения ревизии Контрольным органом случаев расходования бюджетных средств, на представительские расходы, не предусмотренные Положением о представительских расходах, а именно: почтовые расходы; расходы, связанные с проведением мероприятий не на территории ЗАТО Александровск; расходы на мероприятия, организаторами которых не являются органы местного самоуправления ЗАТО Александровск (приложение № 4 к акту), Управление пришло к выводу о неправомерном расходовании Учреждением средств местного бюджета, предусмотренных на обеспечение представительских расходов в 2015 году в сумме 118 603,78 руб.

К вопросам местного значения в соответствии со статьей 10 Устава ЗАТО Александровск относится в том числе обеспечение условий для развития на территории ЗАТО физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в ЗАТО.

Вместе с тем, Положением о представительских расходах предусмотрено, что к представительским расходам относятся не только иные прочие расходы направленные на решение вопросов местного значения муниципального образования ЗАТО Александровск, но также расходы связанные с участием в торжественных мероприятиях по приглашению, расходы связанные с представлением ЗАТО Александровск в отношениях, в том числе с органами местного самоуправления других муниципальных образований, с гражданами и организациями. При этом, условия проведения праздничных мероприятий на территории ЗАТО Александровск относятся только к мероприятиям организованным самими органами местного самоуправления.

Также неправомерен вывод Управления об отнесении понесенных расходов к представительским лишь в случае проведения мероприятий, приуроченных к празднованию официальных праздничных дней, установленный трудовым законодательством, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Положения о представительских расходах к таковым относятся расходы органов местного самоуправления связанные с их участием в различных мероприятиях организованных, в том числе, муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями муниципального образования.

Отсутствие в распоряжениях Главы ЗАТО дат проведения мероприятий и количество приглашенных лиц, списков лиц ответственных за проведение мероприятия, программ проведения представительских мероприятий, связанных с приемом официальных лиц и обслуживанием представителей организаций (учитывая, что мероприятия не были организованы органом местного самоуправления), а также допущенные нарушения бухгалтерского учета, выразившиеся в несвоевременном отражении в регистрах бухгалтерского учета данных о совершенных хозяйственных операциях, представление авансовых отчетов не в установленные сроки, а также несоответствие отдельных авансовых отчетов требованиям по указанию в них информации, отсутствие документов, отражающих приобретение материальных ценностей в бухгалтерском учете, не может свидетельствовать о нецелевом использовании бюджетных средств.

Общий объем израсходованных на представительские расходы денежных средств в 2015 году составил 3,91% от расходов, предусмотренных на оплату труда Учреждения, что не превышает лимитов бюджетных обязательств.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу о недоказанности Управлением нецелевого использования заявителем бюджетных средств в размере 118 603,78 руб., выделенных Совету депутатов для осуществления представительских расходов.

Нарушение заявителем статьи 34 БК РФ, выразившееся в неэффективном расходовании бюджетных средств в сумме 497 564,33 руб. отражено в оспариваемом предписании лишь как фактическое обстоятельство, каких-либо требований обязательного характера, направленных на устранение данного нарушения, спорное предписание не имеет.

Оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание Управления в части пунктов 2, 3 (в части возмещения денежных средств в бюджет в размере превышающем 104 130,27 руб.), 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 не соответствуют требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы Учреждения; заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным предписание Управления финансов администрации закрытого административно-территориального образования Александровск об устранении нарушений от 29.03.2016 в части пунктов 2, 3 (в части возмещения денежных средств в бюджет в размере превышающем 104130,27 руб.), 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

Обязать Управление финансов администрации закрытого административно-территориального образования Александровск устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Совета депутатов муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Карачева А.Е.