НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Мурманской области от 20.02.2006 № А42-13980/04

Арбитражный суд Мурманской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А 42-13980/2004

20 февраля 2006 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области Беляева Л.Е.

при ведении протокола судебного заседания  судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по иску  Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования

к  Администрации г. Мончегорска

о  взыскании 2 140 011руб. 99коп.

при участии в заседании представителей:

истца –    Кондратьевой З.В., доверенность № 71 от 27.12.05г.;

Демидовой О.А., доверенность № 64 от 19.12.05г.

ответчика –   Мамутова Я.В., доверенность от 18.01.06г. № 173

установил:

Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее – МТФОМС, Фонд) обратился в арбитражный суд с иском к Администрации г. Мончегорска (далее – Администрация) о взыскании (с учетом уточнения) задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 470 281руб., пени – 2 140 011,99руб.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 14.03.05г. по делу № А 42-13980/2004, оставленным в силе постановлением тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.05г., в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.11.05г. решение суда от 14.03.05г. и постановление тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.05г. по делу № А 42-13980/2004 отменены в части отказа во взыскании 2 140 011руб. 99коп. пеней. Дело в данной части направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Мурманской области. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

В соответствии с указаниями кассационной инстанции при новом рассмотрении дела суду надлежало исследовать доводы Фонда о начислении пеней не только на недоимку, установленную актом проверки, но и за просрочку платежей, перечисленных Администрацией; предложив сторонам произвести расчет пеней отдельно по суммам несвоевременно уплаченным Администрацией, и по недоимке, выявленной по результатам проверки.

При новом рассмотрении дела Администрация представила расчет пени по страховым взносам на ОМС неработающего населения за 2001 – 2002 годы (по состоянию на 30.12.04г.), в соответствии с которым пени составили 2 037 361,79руб.

Представитель истца в судебном заседании, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил письменное ходатайство об уточнении исковых требований, просит взыскать с Администрации пени в сумме 2 037 361,79руб., в соответствии с расчетом; представил акт сверки задолженности.

Ходатайство судом удовлетворено.

Представитель Администрации в судебном заседании с требованием о взыскании пени в сумме 2 037 361,79руб., в соответствии с представленным расчетом, согласился.

Как следует из материалов дела, Мончегорский филиал МТФОМС провел проверку Администрации г. Мончегорска по вопросам своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд, за период с 01.01.01г. по 31.12.03г.

В ходе проверки установлено: В соответствии с утвержденными бюджетами Администрации на 2001-2003 годы общая сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения составила 73 332 000руб. Сумма страховых взносов, необходимая для обеспечения Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи, в части Территориальной программы ОМС, для Администрации составила за указанный период 71 565 150руб.

Перечислено плательщиком на счет ТОФОМС отдельными платежными поручениями страховых взносов на ОМС неработающего населения по состоянию на 01.01.04г. – 65 346 869руб. Сумма задолженности Администрации по страховым взносам на ОМС неработающего населения образовалась, по мнению МТФОМС, в результате неперечисления страховых взносов в объеме, обеспечивающем Территориальную программу ОМС, и составила за указанный период – 6 218 281руб.

На выявленную задолженность по страховым взносам начислены пени на общую сумму 1 124 217,82руб.

Результаты проверки оформлены актом от 02.08.04г. № 17, в соответствии с которым, Администрации предложено перечислить в 10-дневный срок на счет территориального фонда ОМС 7 342 498,82руб., в том числе недоимка – 6 218 281руб. и пени – 1 124 217,82руб.

С учетом представленных Администрацией возражений, 26.08.04г. МТ ФОМС принято решение № 17 о взыскании в судебном порядке с Администрации недоимки и пеней по страховым взносам на ОМС неработающего населения, в соответствии с актом от 02.08.04г. № 17.

27.08.04г. МТФОМС вынесено и направлено в адрес Администрации требование № 17 об уплате задолженности.

Поскольку требование в добровольном порядке Администрацией исполнено не было, МТФОМС обратился в арбитражный суд с иском о взыскании недоимки по страховым взносам в вышеуказанной сумме и пени в сумме 2 140 011,99руб. по состоянию на 30.12.04г.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 28.06.91г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о медицинском страховании) медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения по охране здоровья.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, представляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Согласно статьям 2 и 17 Закона о медицинском страховании, местная администрация является страхователем для неработающих граждан, платежи на ОМС неработающего населения осуществляют, в том числе, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

Таким образом, Администрация является плательщиком страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население в силу прямого указания закона.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, Правительство Российской Федерации постановлением от 11.09.98г. № 1096 утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.

Размер средств, необходимый для обеспечения государственных гарантий неработающего населения в части Территориальной программы ОМС, с разбивкой в разрезе городов, районов и ЗАТО рассчитывается путем умножения утвержденного размера платежа на ОМС неработающего населения на численность неработающего населения на момент формирования проекта закона Мурманской области о бюджете МТФОМС на очередной финансовый год. При расчете суммы страховых взносов на ОМС неработающего населения на 2001 –2003 годы учитывалась численность неработающего населения, соответственно, на 01.01.2000г., 01.01.01г., 01.01.02г.

Объем финансирования Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи, в части Территориальной программы ОМС, для Администрации в период с 2001 – 2003 годы был установлен в размере 71 565 150руб., в том числе:

в 2001 году – 13 724 500руб.;

в 2002 году – 20 736 400руб.;

в 2003 году – 37 104 250руб.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» страховые взносы на ОМС неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (далее – Положение).

В пункте 3 Положения установлено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Согласно абзацу 6 пункта 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют страховые взносы на ОМС неработающего населения муниципального образования ежемесячно в размере 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации, не позднее 25-го числа текущего месяца.

Согласно пункту 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование (далее – Инструкция), утвержденной постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 11.10.93г. № 1018, платежи на ОМС неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Пункт 13 Инструкции устанавливает, что органы исполнительной власти, являющиеся плательщиками, осуществляют платежи на ОМС неработающего населения ежемесячно, не позднее 25 числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации.

По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

Статьей 17 Закона о медицинском страховании установлено, что платежи на ОМС неработающего населения осуществляются за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров РФ.

Статья 2 названного Закона устанавливает, что финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из подушевого норматива (нормы расходования средств соответствующих бюджетов на страхование одного неработающего гражданина) численности неработающего населения Мурманской области, и предусматриваются в разделе «Здравоохранение» функциональной классификации расходов местных бюджетов.

Численность неработающего населения Мурманской области определяется ежеквартально на основании базы застрахованных Фонда, согласованной с главами муниципальных образований (администраций).

Между Администрацией и МТФОМС заключены договоры обязательного медицинского страхования № 53-401 от 08.04.01г. и от 08.04.03г. Согласно пункту 1 данных договоров Администрация приняла на себя обязательства по финансированию предоставления медицинской помощи неработающим гражданам, включенным в списки застрахованных.

Согласно пункту 3 договоров обязательства осуществляются в соответствии с требованиями Положения и Инструкции.

Администрацией и МТФОМС в 2001году заключались ежемесячно дополнения к указанному договору, на 2002-2003 годы – ежеквартально.

Исходя из условий договора и дополнений к нему, страховые взносы на неработающее население, в оспариваемый период, определялись исходя из численности неработающего населения и действовавшего в указанный период норматива.

Как следует из письма руководителя Мончегорского филиала МТФОМС от 14.01.02г. № 46/10, информация о численности неработающего населения представляется для расчета платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан.

Как следует из материалов дела, в бюджете Администрации, за проверяемый период, были предусмотрены расходы по страховым взносам на ОМС неработающего населения - 73 332 000руб., в том числе:

в 2001 году – 13 575 000руб.;

в 2002 году – 23 212 000руб., из них на погашение задолженности за 2001 год – 2 237 155руб.;

в 2003 году – 36 545 000руб.

В оспариваемый период между МТФОМС и Администрацией составлялись акты сверки расчетов по платежам на неработающее население. Согласно акту сверки от марта 2004 года, задолженность по страховым взносам за 2003 год составляет 5 748 000руб.

За период с 24.12.04г. по 30.12.04г. задолженность по страховым взносам в сумме 5 748 000руб. погашена Администрацией в полном объеме.

Согласно пункту 22 Инструкции начисление пеней производится начиная со следующего дня по истечении срока уплаты страховых взносов (платежей) и по день уплаты включительно.

Сумма соответствующих пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов (в данном случае страховых взносов) уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора.

Факт несвоевременной уплаты в течение спорного периода страховых взносов на ОМС неработающего населения подтверждается материалами дела, установлен судом и ответчиком не оспаривается. Размер пени в сумме 2 037 361,79руб., начисленной и предъявленной к взысканию, подтверждается актом сверки, расчетом пени и Администрацией подтвержден.

Таким образом, с учетом компенсационного характера пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС неработающего населения, с Администрации подлежат взысканию пенсии в сумме 2 037 361,79руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Исполнительного органа местного самоуправления – Администрации г. Мончегорска (основной государственный регистрационный номер 1025100654446), расположенного по адресу: Мурманская область г. Мончегорск, пр. Металлургов, д. 37, в пользу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования пени в сумме 2 037 361руб. 79коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Беляева Л.Е.