НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Мурманской области от 17.10.2012 № А42-2452/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Мурманск, 183049, ул. Книповича, 20

E-mail суда: murmansk.info@arbitr.ru

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42 – 2452/2012

24 октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 17.10.2012, решение в полном объеме изготовлено 24.10.2012.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Беляева Л.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кушниренко В.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Хлебопек»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы Мурманской области, Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, Администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск

о признании недействительным решения от 30.12.2011 № 05-07-7385 об отказе в предоставлении муниципальной преференции

о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск

при участии в заседании представителей:

заявителя – Овдиенко А.Н., доверенность от 01.10.2012 № 06-07/11

УФАС по МО – Полищук М.С., доверенность от 16.03.2012 № 01-12-1313

КИО администрации ЗАТО г. Североморск – Быстровой А.Е., доверенность от 13.01.2012 № 0029

Администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск – Быстровой А.Е., доверенность от 18.01.2012 № 51

установил:

открытое акционерное общество «Хлебопек» (ОГРН 1025100831788, ИНН 5191430297, место нахождения: г. Мурманск, ул. Пищевиков, д. 2; далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (ОГРН 1025100848630, место нахождения: г. Мурманск, ул. Книповича, д. 9а; далее – УФАС), Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (место нахождения: Мурманская область г. Североморск, ул. Ломоносова, д. 4; далее - КИО), Администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск (место нахождения: Мурманская область г. Североморск, ул. Ломоносова, д. 4; далее - администрация), в котором просит:

- признать недействительным решение УФАС от 30.12.2011 № 05-07-7385 об отказе в предоставлении муниципальной преференции и обязать принять решение о даче согласия на предоставление ОАО «Хлебопек» муниципальной преференции в форме заключения договора аренды нежилого помещения (VIII(комнаты № 1-8) на первом этаже, общей площадью 100,5кв.м, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13;

- признать незаконным бездействие должностных лиц КИО, выразившееся в непринятии решения о предоставлении муниципальной преференции и обязании принять решение о предоставлении муниципальной преференции.

В судебном заседании представитель Общества письменно уточнил требование, предъявленное к КИО и администрации, и просил суд признать незаконным бездействие КИО и администрации, выразившееся в отказе принять решение о предоставлении ОАО «Хлебопек» муниципальной преференции и обязать КИО и администрацию принять решение о предоставлении Обществу муниципальной преференции, и заключить договор аренды нежилого помещения (VIII(комнаты № 1-8) на первом этаже, общей площадью 100,5кв.м, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13.

Уточнение принято судом.

В обоснование требований в заявлении и дополнении к нему Общество, со ссылкой на положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (пункт 4 статьи 53, статьи 19, 20) (далее – Закон о защите конкуренции) указало, что предоставление муниципальной преференции соответствовало заявленным в Законе о защите конкуренции целям. С 2008 года Общество, являясь социально-ориентированным предприятием, участником многочисленных программ по социальной поддержке населения ЗАТО г. Североморск, осуществляет на территории ЗАТО г. Североморск производство доступных социально-значимых продуктов питания (хлебобулочных изделий), реализацию мер, направленных на адресную поддержку населения г. Североморска, сдерживание роста цен на социально значимые продукты питания первой необходимости, предотвращения роста социальной напряженности, обеспечение продовольственной безопасности ЗАТО и снижение основных социально-экономических проблем его населения.

УФАС представило отзыв, в котором с заявленным требованием не согласилось. Со ссылкой на анализ положений Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», указало на отсутствие правовых оснований для согласования предоставления ОАО «Хлебопек» заявленной муниципальной преференции в целях социальной защиты (социального обеспечения) населения.

КИО представил отзывы, в которых указал, что отказ заявителю в предоставлении муниципальной преференции имел место в связи с отказом УФАС в согласовании ее предоставления (отзыв от 01.06.2012); Положением о Комитете имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, утвержденным Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 22.12.2009 № 570 и иными правовыми актами полномочия органа местного самоуправления по предоставлению муниципальных преференций КИО не передавались (отзыв от 01.08.2012).

Администрация представила отзыв, в котором указала, что ОАО «Хлебопек» в администрацию с заявлением о предоставлении муниципальной преференции не обращалось.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные в заявлении (с дополнениями) и отзывах на заявление.

Из материалов дела установлено.

ОАО «Хлебопек», на основании статей 19, 20 Закона о защите конкуренции, договора аренды № 130 от 13.12.2006 (пункт 1.6.3) обратилось в КИО с заявлением (от 26.09.2011 исх. № 08-1502а) о предоставлении преференции в форме заключения договора аренды объекта недвижимости и части земельного участка по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13 на новый максимально большой возможный срок.

Письмом от 28.10.2011 исх. № 1511/1 КИО проинформировал Общество о том, что вопрос о предоставлении муниципальной преференции может быть рассмотрен только в случае предоставления ОАО «Хлебопек» полного пакета документов, предусмотренного статьей 20 Закона о защите конкуренции, с указанием документов, отсутствующих в представленном пакете.

По представлении Обществом дополнительных документов, администрацией (исх. № 2074 от 14.12.2011) в УФАС направлено заявление о даче согласия на предоставление ОАО «Хлебопек» муниципальной преференции в целях обеспечения социальной защиты населения путем передачи в аренду помещения VIII(комнаты №№ 1-7) на первом этаже, общей площадью 101,1кв.м, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13, - для размещения магазина, на срок до 01.07.2015.

Рассмотрев указанное заявление администрации о предоставлении муниципальной преференции, УФАС принято решение (от 30.12.2011 № 05-07-7385) об отказе в предоставлении ОАО «Хлебопек» муниципальной преференции в связи с тем, что ее предоставление не соответствует целям части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Письмом от 23.03.2012 исх. № 0617 КИО проинформировал Общество о принятом УФАС решении об отказе в предоставлении испрашиваемой муниципальной преференции.

Считая вышеуказанное решение УФАС об отказе в предоставлении муниципальной преференции недействительным, а также неправомерным бездействие КИО и администрации по предоставлению муниципальной преференции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в частности в порядке, установленном главой 5 указанного Федерального закона.

Глава 5 Закона о защите конкуренции устанавливает основания, условия и порядок предоставления государственных или муниципальных преференций.

Пунктом 7 части 1 статьи 15 названного Закона органам местного самоуправления установлен запрет на предоставление муниципальной преференции в нарушение вышеуказанного порядка, согласно которому преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (за исключением случаев, перечисленных в части 3 статьи 19 данного Закона), с соблюдением процедуры, регламентированной статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Под государственными или муниципальными преференциями в силу пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей до 06.01.212) в соответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления государственная или муниципальная помощь может предоставляться с целью, в том числе, социальной защиты населения (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ (с 06.01.2012) – в целях социального обеспечения населения).

Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции установлен статьей 20 Закона о защите конкуренции, согласно которой федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или и организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К заявлению о даче согласия на предоставление преференции прилагаются документы и сведения, перечень которых определен Законом о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 20 указанного Закона антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает решение об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции.

Как следует из заявления Общества и администрации о даче согласия на предоставление ОАО «Хлебопек» муниципальной преференции, последняя предоставляется в целях обеспечения социальной защиты населения (цель указана в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей на момент подачи заявления).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ), в соответствии со статьей 1 которого, государственная социальная помощь представляет собой предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Набор таких услуг определен в части 1 статьи 6.2 названного Закона.

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 195-ФЗ), в соответствии со статьей 1 которого социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Законом № 195-ФЗ закреплены формы социального обслуживания населения (материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги).

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности определены в части 1 статьи 17 Закона № 195-ФЗ. К предприятиям социального обслуживания отнесены предприятия, оказывающие населению социальные услуги (часть 2 статьи 17 Закона № 195-ФЗ).

С учетом положений статьи 4 названного Закона социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных служб и организаций по их обслуживанию, принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным органам и находящихся в их ведении. Такая деятельность может осуществляться также организациями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Социальные услуги определены как действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной Законом № 195-ФЗ (пункт 3 статьи 3).

Заявителем представлены в материалы дела документы, подтверждающие участие Общества, начиная с 2010 года, в обеспечении населения ЗАТО г. Североморск хлебобулочными изделиями по Программе «Дешевый хлеб».

Так, согласно постановлению администрации от 28.12.2011 № 1058 «Об обеспечении населения ЗАТО г. Североморск хлебобулочными изделиями по Программе «Дешевый хлеб» на 2012-2013 годы, с целью социальной поддержки малообеспеченных категорий населения ЗАТО г. Североморск, на основании договоренности с руководством ОАО «Хлебопек», администрацией утверждена Программа «Дешевый хлеб» на 2012-2013 годы; Североморскому хлебозаводу обособленному подразделению ОАО «Хлебопек» согласована фиксированная оптово-отпускная цена на хлебобулочные изделия, реализуемые через сеть определенных магазинов; руководителю Общества рекомендовано обеспечить бесперебойный выпуск и поставку хлебобулочных изделий по фиксированной оптово-отпускной цене в торговую сеть магазинов-участников Программы «Дешевый хлеб».

Как следует из представленной в материалы дела (утвержденной вышеуказанным постановлением администрации) Программы «Дешевый хлеб», целью ее является реализация мер, направленных на сдерживание роста цен на социально значимые продукты питания, снижение основных социально-экономических проблем, обеспечение продовольственной безопасности в ЗАТО г. Североморск.

Программой (раздел 1) определены магазины ЗАТО г. Североморск (5 магазинов) в которых в социальных отделах «Забота» дешевый хлеб реализуется для малообеспеченных категорий населения, по специальным зеленым картам.

Кроме социальных отделов дешевый хлеб все население ЗАТО г. Североморск имеет возможность приобрести в 10 магазинах, в число которых включен и магазин «Хлеб» ООО «ТД Хлебопек», расположенный по ул. Сафонова, д. 13.

С учетом анализа положений вышеприведенного законодательства в сфере социальной защиты населения в Российской Федерации, деятельность Общества (в соответствии с Уставом), в том числе по розничной торговле хлебом и хлебобулочными изделиями не может быть отнесена к формам социальной защиты (социального обеспечения) населения.

Услуга, которая продается как товар, не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, в данном случае, деятельность Общества по розничной торговле хлебом по фиксированным оптово-отпускным ценам в магазине «Хлеб», который располагается в помещении, испрашиваемом Обществом в аренду в порядке предоставления муниципальной преференции, охватывает все население ЗАТО г. Североморск, то есть отсутствует адресность, как основополагающий принцип государственной социальной поддержки в системе государственного социального обеспечения населения.

Судом не принимается ссылка заявителя на судебные акты арбитражных судов по делу № А 42-9337/2010, которым признано недействительным решение УФАС от 24.11.2010 по делу № 51 о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку указанные судебные акты не обладают преюдициальным характером (статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) для разрешения данного дела.

С учетом вышеизложенного, суд находит правомерным вывод УФАС о несоответствии предоставления ОАО «Хлебопек» муниципальной преференции в заявленных целях (социальной защиты (социального обеспечения) населения).

В заявлении Общество, со ссылкой на пункт 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, также указало, что обратилось в уполномоченный орган с просьбой предоставить преференцию с целью обеспечения жизнедеятельности населения г. Североморска, находящегося в районах Крайнего Севера, обеспечения продуктами питания военнослужащих.

Суд учитывает, что в заявлении о даче согласия на предоставление муниципальной преференции была указана конкретная цель ее предоставления (иных целей применительно к части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, не указано). Закон о защите конкуренции не предусматривает обязанность антимонопольного органа в рамках рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, проверять возможность ее предоставления применительно к иным целям, определенным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, отличным от цели заявленной.

Из заявления ОАО «Хлебопек» от 26.09.2011 о предоставлении муниципальной преференции в форме заключения договора аренды, заявления администрации от 14.12.2011 о даче согласия на предоставление муниципальной преференции не следует, что предоставление данной муниципальной преференции имело целью обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Наличие у УФАС, в силу положений части 5 статьи 200 АПК РФ обязанности доказывания законности принятия оспариваемого решения, не исключает обязанность Общества, в силу положений статьи 65 указанного Кодекса доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.

Довод Общества о том, что передача спорного помещения в аренду заявителю посредством предоставления муниципальной преференции обусловлена необходимостью обеспечения ОАО «Хлебопек» жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, материалами дела не подтверждается, и Обществом необоснован (с учетом анализа законодательства Российской Федерации, регулирующего различные аспекты обеспечения жизнедеятельности населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).

Оспариваемое решение УФАС об отказе в предоставлении муниципальной преференции соответствует Закону о защите конкуренции и не нарушает прав и законных интересов Общества в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая принятие антимонопольным органом, в рамках осуществления государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, решения об отказе в предоставлении муниципальной преференции ОАО «Хлебопек» в заявленной форме, у уполномоченного органа (КИО, администрации) не имелось законных оснований для совершения юридически значимых действий по предоставлению Обществу в аренду спорного нежилого помещения в порядке предоставления муниципальной преференции.

В этой связи, оспариваемое Обществом бездействие администрации и КИО в непринятии решения о предоставления ОАО «Хлебопек» муниципальной преференции, заключении соответствующего договора аренды, не может быть признано неправомерным.

Оснований для удовлетворения судом заявленных Обществом требований не имеется.

При обращении в арбитражный суд Обществом была уплачена государственная пошлина в общей сумме 8 000руб., в том числе: 2000руб. (платежное поручение № 2226 от 12.04.2012), 4000руб. (платежное поручение № 2429 от 20.04.2012), 2000руб. (платежное поручение № 4098 от 20.06.2012).

В соответствии с частью 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче в арбитражный суд заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 2 000руб. (для организаций).

Учитывая количество требований по делу (2 требования), заявленных Обществом в порядке главы 24 АПК РФ, государственная пошлина в сумме 4 000руб., перечисленная по платежному поручению от 20.04.2012 № 2429, подлежит возврату заявителю, как излишне уплаченная.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования ОАО «Хлебопек» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 30.12.2011 № 05-07-7384 об отказе в предоставлении муниципальной преференции и обязании принять решение о даче согласия на предоставление ОАО «Хлебопек» муниципальной преференции в форме заключения договора аренды нежилого помещения (VIII(комнаты № 1-8) на первом этаже, общей площадью 100,5кв.м, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13, отказать.

В удовлетворении требования ОАО «Хлебопек» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск и Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, выразившегося в отказе принять решение в предоставлении ОАО «Хлебопек» муниципальной преференции и обязании Администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск и Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск принять решение о предоставлении ОАО «Хлебопек» муниципальной преференции, и заключить договор аренды нежилого помещения (VIII(комнаты № 1-8) на первом этаже, общей площадью 100,5кв.м, расположенного по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, д. 13, отказать.

Возвратить ОАО «Хлебопек» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000руб., перечисленную по платежному поручению № 2429 от 20.04.2012, как излишне уплаченную.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Беляева Л.Е.