НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Мурманской области от 17.03.2006 № А42-12784/05

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Книповича, д.20 г. Мурманск, 183950

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-12784/2005

«17» марта 2006 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области Панфилова Т.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску

к муниципальному унитарному предприятию «Мурманлифт» г. Мурманска

о взыскании налоговой санкции в сумме 83 041 руб. 20 коп.

при участии в заседании представителей:

заявителя - Бирюковой Н.Н., по доверенности от 10.01.2006г. № 01-14-30/000019

от ответчика - Меньшиковой А.Ю., по доверенности от 11.01.2006г. № 18, паспорт серии 47 02 № 419059, выдан ОВД Первомайского округа города Мурманска 07.05.2002г.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 03 до 10 февраля 2006 года

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 10 февраля 2006 года

Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 17 марта 2006 года

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Мурманлифт» г. Мурманска (далее - МУП «Мурманлифт», Предприятие, ответчик) о взыскании налоговой санкции в сумме 83 041 руб. 20 коп., начисленной по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на основании решения Инспекции от 20.07.2005г. № 2662 за нарушение установленного срока представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за апрель 2005 года.

В обоснование заявленных требований заявитель указал следующее.

20.05.2005г. МУП «Мурманлифт» направило в Инспекцию по электронной почте файл, содержащий данные декларации по НДС за апрель 2005 года. В тот же день Инспекция получила подтверждение специализированного оператора связи об отправке налогоплательщиком в адрес налогового органа вышеуказанного файла 20.05.2005г., которое автоматически было заверено электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) налогового органа и отправлено оператору.

В соответствии с пунктом 6.8.1 «Методический рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) от 10.12.2002г. № БГ-3-32/705@ (далее - Методические рекомендации), налоговый орган проверяет полученную налоговую декларацию (бухгалтерскую отчетность) на соответствие утвержденному формату и формирует протокол входного контроля, который направляется налогоплательщику.

Согласно пункту 6.12 Методических рекомендаций формы налоговых деклараций в электронном виде не считаются принятыми в случае, если налогоплательщик не получил протокол входного контроля или получил протокол входного контроля, в котором содержится информация о том, что данные формы налоговых деклараций в электронном виде содержат ошибки и не прошли входной контроль.

Таким образом, датой принятия налоговым органом налоговой декларации, не прошедшей при первом представлении входной контроль, считается дата представления налогоплательщиком исправленной налоговой декларации.

Поскольку из-за наличия ошибок (криптопроблем) представленный МУП «Мурманлифт» файл входной контроль не прошел, 23.05.2005г. Предприятие повторно представило в налоговый орган по каналам телекоммуникационной связи налоговую декларацию по НДС за апрель 2005 года (л.д. 2-4).

В письменном отзыве на заявление ответчик против удовлетворения требований заявителя возражал, мотивируя следующими доводами.

20.05.2005г. МУП «Мурманлифт» по телекоммуникационным каналам связи направило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за апрель 2005 года, и в тот же день от специализированного оператора связи (ЗАО «Центр Информатики») получило протокол подтверждения сдачи налоговой декларации.

В соответствии с пунктом 4 раздела II «Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», утвержденного приказом МНС России от 02.04.2002г. № БГ-3-32/169, а также пунктом 6.10 Методических рекомендаций налоговая декларация считается представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное ЭЦП оператора.

23.05.2005г. МУП «Мурманлифт» по электронной почте получило протокол входного контроля, содержащий сообщение об ошибках (не соответствие формату (бланку) декларации по НДС), при этом расчет суммы налога в декларации являлся правильным. В соответствии с пунктом 3.4.2 раздела 3 «Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности», утвержденного приказом МНС России от 04.02.2004г. № БГ-3-06/76 (далее - Регламент), такой протокол считается уведомлением о необходимости представления исправленных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в срок, определенный налоговым органом. В данном случае налоговый орган предоставил срок для исправления ошибок в количестве пяти дней.

Протокол входного контроля был сформирован 20.05.2005г., а исправленную налоговую декларацию Предприятие представило 23.05.2005г., то есть в установленный налоговым органом срок.

Кроме того, по мнению ответчика, статья 119 НК РФ не предусматривает ответственность за представление налоговой декларации с нарушением установленного формата (л.д. 35, 36).

В судебном заседании представитель Инспекции настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что представленный ответчиком 20.05.2005г. файл не отрылся вообще из-за наличия криптопроблем (несоответствие установленному формату). При таких обстоятельствах декларация считается не представленной в установленный срок.

Представитель ответчика в ходе судебного рассмотрения спора против удовлетворения требований заявителя возражал. Также представитель ответчика просил суд, в случае принятия решения в пользу налогового органа, в связи с тяжелым финансовым положением снизить сумму взыскиваемого штрафа до минимального размера. Указал, что сумма предъявленной к уплате налоговой санкции является значительной, и ее взыскание существенно ухудшит финансовое положение Предприятия.

По делу установлено, что МУП «Мурманлифт» зарегистрировано 13.10.2000г. Администрацией города Мурманска, 29.10.2002г. включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025100850389 (л.д. 7, 8).

В качестве налогоплательщика МУП «Мурманлифт» состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС по городу Мурманску, имеет ИНН 5190103593.

В результате камеральной проверки по вопросу своевременности представления ответчиком налоговой декларации по НДС за апрель 2005 года Инспекция установила несвоевременность представления указанной декларации. При этом Инспекция исходила из того, что декларация поступила в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи в исправленном виде 23.05.2005г. при установленном сроке представления такой декларации по установленной форме 20.05.2005г. Представление Предприятием декларации ранее - 20.05.2005г., налоговый орган расценил как непредставление декларации, поскольку декларация не прошла входной контроль из-за наличия криптопроблем (не соответствие формы декларации установленному формату), что не позволило открыть файл и проверить отражение в декларации всех необходимых данных и правильность исчисления налога.

16.06.2005г. Инспекцией в адрес ответчика было направлено письмо № 70-26.3-10-13/2-67125 об открытии в отношении него производства по делу о налоговом правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 119 НК РФ, и предложено представить в установленный законодательством о налогах и сборах срок свои пояснения и возражения по существу допущенного правонарушения (л.д. 9, 10).

Письмом от 22.06.2005г. № 889 ответчик сообщил, что налоговая декларация по НДС за апрель 2005 года была представлена по телекоммуникационным каналам связи 20.05.2005г. Декларация не прошла входной контроль в связи с тем, что оператор своевременно не предоставил обновленные формы налоговых деклараций в соответствии с форматами представления налоговой отчетности в электронном виде. В обновленном виде декларация была отправлена 23.05.2005г., то есть в течение пяти дней, предоставленных налоговым органом для устранения выявленных ошибок (л.д. 11).

В ходе камеральной проверки Инспекция запросила у специализированного оператора связи (ЗАО «Центр Информатики») копию договора на оказание услуг специализированного оператора при представлении налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, заключенного с МУП «Мурманлифт» (л.д. 19).

Согласно пункту 3.3 представленного договора № НК-0000302 от 10.03.2004г., Абонент (МУП «Мурманлифт») обязан самостоятельно обеспечивать установку, настройку и работоспособное состояние программного обеспечения рабочего места налогоплательщика, включая своевременное получение от Оператора необходимых исходных данных для настройки (л.д. 21).

Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, 20.07.2005г. заместитель Инспекции вынес решение № 2662 о привлечении МУП «Мурманлифт» к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания налоговой санкции в сумме 83 041 руб. 20 коп. (л.д. 29, 30).

Требованием от 22.07.2005г. № 65692 ответчику было предложено уплатить налоговую санкцию в срок до 01.08.2005г. (л.д. 32, 33).

Поскольку доказательств уплаты налоговой санкции ответчик не представил, Инспекция в соответствии пунктом 1 статьи 104 НК РФ обратилась в суд заявлением о взыскании налоговой санкции в судебном порядке.

Выслушав пояснения представителя заявителя, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Поскольку выручка МУП «Мурманлифт» за апрель 2005 года без учета НДС составила более одного миллиона рублей, то согласно пункту 1 статьи 163 НК РФ для ответчика налоговым периодом по НДС является календарный месяц.

Таким образом, Предприятие обязано было представить в Инспекцию декларацию по НДС за апрель 2005 года в срок не позднее 20.05.2005г.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета образует состав налогового правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В соответствии с приведенными положениями статьи 80 НК РФ приказом МНС России от 02.04.2002г. № БГ-3-32/169 утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок).

Согласно пункту 5 раздела Iданного Порядка представление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.

В соответствии с договором № НК-0000302 от 10.03.2004г. МУП «Мурманлифт» состоит на обслуживании в ЗАО Центр Информатики» (л.д. 21-23).

Согласно пункту 8 раздела I Порядка представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации средств ЭЦП, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде.

Подготовленная в электронном виде налоговая декларация подписывается ЭЦП уполномоченного лица. Затем декларация направляется в адрес налогового органа по месту учета налогоплательщика в зашифрованном виде.

В соответствии со статьей 80 НК РФ, пунктом 11 раздела I Порядка, пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ) налоговый орган не вправе отказать в принятии бухгалтерской и налоговой отчетности, оформленной в электронном виде. Однако это требование выполняется при условии соблюдения налогоплательщиком утвержденного формата представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также оснащения налогового органа необходимыми техническими средствами для приема такой отчетности (пункт 3.4 Методических рекомендаций).

Датой представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в электронном виде считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, которая фиксируется в подтверждении специализированного оператора связи (пункт 4 главы II Порядка, пункт 5 статьи 15 Закона № 12-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6.10 Методических рекомендаций бухгалтерская отчетность и налоговые декларации считаются представленными в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное ЭЦП оператора связи.

При приеме бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде налоговый орган обязан направить налогоплательщику квитанцию об их приеме, представляющую собой электронный документ, содержащий формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, подписанный ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика и заверенный ЭЦП уполномоченного лица налогового органа (пункт 11 раздела I Порядка, пункт 5 статьи 15 Закона № 129-ФЗ).

Кроме того, бухгалтерская отчетность и налоговые декларации, направляемые по телекоммуникационным каналам связи, в обязательном порядке проходят так называемый программный контроль, то есть подтверждение подлинности ЭЦП налогоплательщика и проверку соответствия требованиям утвержденного формата представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде.

После проверки отчетности налоговым органом формируется протокол входного контроля, содержащий результаты проверки, который подписывается ЭЦП налогового органа и направляется налогоплательщику (пункты 3.4.1, 3.4.2 раздела 3 Регламента).

Если при проверке направленной в налоговый орган бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций обнаружится несоответствие формату отчетности, налогоплательщику направляется протокол, содержащий сведения об ошибках. Такой протокол считается уведомлением о необходимости представления исправленных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в срок, определенный налоговым органом (пункт 3.4.2 Регламента). Налогоплательщик устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру сдачи форм бухгалтерской и налоговой отчетности, по которым зафиксированы ошибки (пункт 6.7.5 Методических рекомендаций).

Согласно пункту 6.12 Методических рекомендаций формы налоговых деклараций в электронном виде не считаются принятыми в случае, если налогоплательщик не получил протокол входного контроля или получил протокол входного контроля, в котором содержится информация о том, что данные формы налоговых деклараций в электронном виде содержат ошибки и не прошли входной контроль.

Таким образом, анализ вышеизложенного позволяет суду сделать вывод о том, что праву налогоплательщика представлять налоговые декларации посредством коммуникационных каналов связи корреспондирует его обязанность не только соблюдать порядок направления таких деклараций, но и следить за соответствием формата установленным требованиям. Поскольку законодательством предусмотрена обязанность налогоплательщика не просто по представлению деклараций, а по представлению деклараций по установленной форме.

Как следует из материалов дела, представленная ответчиком по телекоммуникационным каналам связи налоговая декларация по НДС за апрель 2005 года входной контроль не прошла в связи с не соответствием декларации требованиям формата представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде. При этом в судебном заседании представитель налогового органа пояснил, что в связи с не соответствием требованиям формата файл, содержащий электронную версию налоговой декларации, в Инспекции не открылся. Более того, полученный в результате обработки файла протокол входного контроля вообще не содержит какой-либо информации, позволяющей налоговому органу установить как факт направления в электронном виде именно спорной декларации по НДС, так и определить сумму исчисленного и подлежащего уплате в бюджет налога (л.д. 13-17).

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Мурманлифт» состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

В рамках требований налогового органа 23.05.2005г. ответчик повторно направил в Инспекцию исправленную налоговую декларацию в электронном виде. Данная декларация прошла входной контроль, о чем налоговым органом составлен соответствующий протокол (л.д. 43).

Порядок привлечения к налоговой ответственности Инспекцией соблюден. Установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок давности взыскания налоговой санкции не нарушен.

Вместе с тем, в соответствии со статьями 112 и 114 НК РФ суд вправе установить и учесть при наложении санкций обстоятельства, смягчающие ответственность.

Из представленных ответчиком документов следует, что ответчик является муниципальным унитарным предприятием, имеющим в Мурманском филиале ОАО «МДМ-Банк» по состоянию на 01.12.2005г. картотеку неоплаченных расчетных документов на сумму 40 229 186 руб. 51 коп. При этом в связи с неуплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет все расходные операции, за исключением исполнения обязанностей по уплате налоговых платежей и платежей, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов, приостановлены. Других счетов ответчик не имеет (л.д. 38-40).

Кроме того, при оценке смягчающих ответственность обстоятельств суд учитывает несоразмерность размера взыскиваемого штрафа тяжести допущенного правонарушения, а также отсутствие тяжких последствий и причинения ущерба бюджету.

Изложенные обстоятельства, по мнению суда, могут быть признаны смягчающими в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным уменьшить размер взыскиваемого штрафа до 1 000 руб.

В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 500 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Мурманлифт» г. Мурманска, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025100850389, адрес юридического лиц: город Мурманск, ул. Зеленая, д. 47, в доход соответствующего бюджета налоговую санкцию в размере 1000 руб.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Мурманлифт» г. Мурманска, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025100850389, адрес юридического лиц: город Мурманск, ул. Зеленая, д. 47, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия.

Судья Т.В. Панфилова