АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20
телефоны 44-49-16,45-36-18,
факс 44-26
E-mailсуда:arbsud.murmansk@polarnet.ru
http://murmansk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Мурманск Дело № А42-8758/2010
«24» февраля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2011 года.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Дмитриевская Л. Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области
о признании незаконным в части представления № 89 от 15.10.2010,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - ФИО1 по доверенности б/н от 31.01.2011,
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области - ФИО2 по доверенности от 28.12.2010 № 3819, ФИО3 по доверенности от 29.11.2010 № 3506,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области (далее – Управление Росприроднадзора, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее – Управление Росфиннадзора) от 15.10.2010 № 89.
В обоснование требований Управление Росприроднадзора в первоначально поданном заявлении и в заявлении об уточнении требований указало, что неправомерного использования средств федерального бюджета им не допущено, все выплаты работниками произведены на основании приказов руководителя заявителя.
Управление Росприроднадзора полагает, что оценка обстоятельств выплаты материальной помощи работникам уволенным, а впоследствии принятым на работу, дана Управлением без учета требований трудового законодательства, относящихся к прекращению и возникновению трудовых прав.
Пункт 1.8.6 «Положения о порядке оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Управления» (приложение № 2 к коллективному договору от 03.04.2007), утвержденного руководителем и согласованного заместителем профкома Управления Росприроднадзора 03.04.2007 (далее – Положение), является дискриминационным, так как материальная помощь начисляется из расчета заработка в течение года или пропорционально проработанному времени. Материальная помощь сотрудникам ФИО4 и ФИО5 выплачена пропорционально отработанному времени в пределах бюджетного финансирования.
Заявитель также указал, что Управлением Росфиннадзора неверно истолковано содержание пункта 1.4.4 Положения, которым не определен порядок выплат премий и доплат за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, в связи с чем Управление Росприроднадзора правомерно руководствовалось порядком начисления доплаты, предусмотренным статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации.
Управление Росфиннадзора с доводами заявителя не согласно, в отзыве указало:
- в нарушение пункта 1.4.4 Положения, приказов Управления Росприроднадзора о премировании от 13.04.2009 № 55-к, от 10.07.2009 № 125-к, от 14.10.2009 № 194-к, от 22.12.2009 № 249-к Управлением Росприроднадзора излишне начислены и выплачены за счет средств федерального бюджета премии за выполнение особо важных и сложных заданий в сумме 6 189 руб. 05 коп., что привело к излишнему начислению денежного содержания при предоставлении очередного отпуска и к излишнему начислению и перечислению единого социального налога и отчислений во внебюджетный фонды за счет средств федерального бюджета.
- заявителем в нарушение части 8 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и пунктов 1.8.1, 1.8.4 и 1.8.6 Положения неправомерно начислена материальная помощь уволенным сотрудникам и вновь принятым в этот же календарный год.
При этом, по мнению Управления Росфиннадзора, ссылка заявителя на то, что норма, изложенная в пункте 1.8.6 Положения является дискриминационной и ухудшает положение служащего, не может быть принята как основание правомерности повторной выплаты, в связи с тем, что все государственные гражданские служащие Управления Росприроднадзора получают эту материальную помощь в зависимости от отработанного времени и только один раз в календарном году.
В судебном заседании полномочным представителем заявителя уточнен предмет требований, он просит суд признать незаконным представление от 15.10.2010 № 89 в части требований о взыскании
- 6 692,2 руб., излишне начисленных за работу по совмещению обязанностей отсутствующего работника;
- 12 082,53 руб. неправомерно начисленной материальной помощи;
- 3 057,94 руб. единого социального налога, излишне начисленного в связи с выплатой указанных средств.
В обоснование уточненного требования представитель Управления Росприроднадзора привел доводы, изложенные выше.
Представители Управления Росфиннадзора с уточненным требованием не согласились, поддержав возражения, приведенные в отзыве.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 15.02.2011 по 17.02.2011.
По материалам дела установлено, что Управление Росприроднадзора в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица, сведения о нем Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области 21.09.2004 внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.11.2008 № 447, Управление Росприроднадзора является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Мурманской области, а также является получателем средств федерального бюджета.
В соответствии с планом контрольной работы на основании приказа от 30.08.2010 № 207 Управлением Росфиннадзора в период с 02.09.2010 по 01.10.2010 проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в Управлении Росприроднадзора за 2009 год.
Результаты проверки отражены в акте от 01.10.2010.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение пункта 1.4.4 Положения, приказов руководителя Управления Росприроднадзора от 13.04.2009 № 55-к, от 10.07.2009 № 125-к, от 14.10.2009 № 194-к, от 22.12.2009 № 249-к, предусматривающих начисление премий за 1, 2, 3 и 4 кварталы от суммы оклада денежного содержания за соответствующий квартал, размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий определялся в процентах от оклада денежного содержания, начисленного за отработанное время в расчетном периоде, и доплат за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, начисленных в расчетном периоде.
В результате излишне начислено и выплачено за счет средств федерального бюджета премий за выполнение особо важных и сложных заданий в сумме 6 189,05 руб. Указанное нарушение привело к излишнему начислению денежного содержания при предоставлении очередного отпуска в сумме 503,15 руб. и излишнему отчислению за счет средств федерального бюджета 734,87 руб. единого социального налога.
Сотрудник Управления Росприроднадзора ФИО4 был уволен 24.03.2009, сотрудник Управления Роприроднадзора ФИО5 - 03.08.2009. При этом им соответственно 20.05.2009 и 04.08.2009 выплачена материальная помощь. Указанные лица впоследствии в 2009 году вновь были приняты на работу в Управление Росприроднадзора.
На основании приказа № 244-к от 14.12.2009 сотрудникам ФИО4 и ФИО5 в нарушение пунктов 1.8.1, 1.8.6 Положения второй раз в календарном году была начислена и выплачена материальная помощь в размере 11 619,52 руб., что привело к излишней выплате денежного содержания в сумме 463,01 руб. при предоставлении очередного отпуска, излишнему перечислению единого социального налога и осуществлению отчислений во внебюджетные фонды за счет средств федерального бюджета в сумме 2 323,07 руб.
По результатам проверки 15.10.2010 вынесено представление № 89, согласно которому заявителем допущено незаконное (неправомерное) использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием, в том числе денежных средств
- в сумме 6 692,2 руб. в результате определения размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий в процентах от оклада денежного содержания и доплат за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, начисленных в расчетном периоде (пункт 1);
- в сумме 12 082,53 руб. в результате начисления и выплаты материальной помощи гражданским служащим, уволенным из Управления Росприроднадзора и уже получившим материальную помощь в текущем календарном году и вновь принятым в штат заявителя в этом же году (пункт 2);
- в сумме 3 057,94 руб. в результате излишне начисленного и перечисленного единого социального налога и осуществления отчислений во внебюджетные фонды, вызванное излишним начислением сотрудникам денежного содержания (пункт 3).
В представлении № 89 от 15.10.2010 заявителю предложено рассмотреть данное представление, принять меры по возмещению незаконно использованных средств федерального бюджета, устранению и недопущению в дальнейшем указанных выше нарушений бюджетного законодательства.
Не согласившись с указанным представлением, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в установленной сфере деятельности осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
В силу п. 5.14.3 названного Положения, в целях реализации предоставленных полномочий Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверяемые организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Статьей 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2009 году) к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг отнесены, в том числе ассигнования на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений.
Согласно статье 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно, в том числе на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из оклада месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Закона № 79-ФЗ).
В силу пунктов 4, 6 части 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся, в том числе
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно части 8 статьи 50 названного Закона порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
Во исполнение требований Закона № 79-ФЗ в Управлении Росприроднадзора разработано Положение о порядке оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Управления (приложение № 2 к коллективному договору от 03.04.2007), утвержденное 03.04.2007 руководителем Управления Росприроднадзора по согласованию с заместителем председателя профкома указанного Управления.
Согласно пункту 1.8.1 Положения материальная помощь гражданским служащим выплачивается один раз в календарному году в размере одного оклада денежного содержания с начислением районного коэффициента и северных надбавок за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Пунктом 1.8.4 Положения предусмотрена возможность выплаты материальной помощи гражданскому служащему по его личному заявлению в течение календарного года независимо от его ухода в ежегодный основной оплачиваемый отпуск.
Пунктом 1.8.4 Положения определено, что материальная помощь гражданскому служащему, не отработавшему в Управлении Росприроднадзора календарный год, выплачивается пропорционально времени исполнения гражданским служащим служебных обязанностей до окончания календарного года в размере 1/12 оклада денежного содержания гражданского служащего за каждый полный отработанный месяц, при этом излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.
Пунктом 1.8.6 Положения установлен запрет на выплату материальной помощи гражданским служащим, уволенным из Управления Росприроднадзора, получившим материальную помощь в текущем календарном году, и вновь принятым в этом же году в Управление Росприроднадзора.
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказами Управления Росприроднадзора от 24.05.2009 № 41-к, от 30.07.2009 № 140-к прекращены трудовые отношения с 24.03.2009 с сотрудником ФИО4 и с 03.08.2009 – с сотрудником ФИО5
На основании заявлений указанным работникам приказами № 42-к от 24.03.2009, № 141-к от 30.07.2009 произведены выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно приказам № 92 от 20.05.2009, № 144-к от 04.08.2009 ФИО4 и ФИО5 вновь приняты на работу в Управление Росприроднадзора соответственно с 20.05.2009 и с 04.08.2009.
За проработанный период 2009 года им вновь выплачена материальная помощь в общей сумме 11 619,52 руб., что подтверждается приказом № 244-к от 14.12.2009, копиями расчетных листков и заявителем не отрицается.
Поскольку материальная помощь уже была выплачена работникам ФИО4 и ФИО5 при их увольнении, Управление Росфиннадзора пришло к обоснованному выводу о нарушении пункта 1.8.6 Положения при выплате материальной помощи указанным лицам на основании приказа № 244-к от 14.12.2009.
Согласно пункту 1.4.4 Положения размер премии отдельному гражданскому служащему за выполнение особо важных и сложных заданий определяется в процентах от его оклада денежного содержания, начисленного за отработанное время в премируемом периоде, и максимальными размерами не ограничивается.
В силу части 2 статьи 50 Закона № 79-ФЗ оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания) состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин).
Премирование гражданских служащих Управления Росприроднадзора производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления в пределах экономии фонда оплаты труда (пункт 1.4.2 Положения).
Пунктом 1.4.13 Положения установлено, что решение о выплате премии оформляется приказом руководителя Управления Росприроднадзора.
Приказом № 55-к от 13.04.2009 заместитель руководителя Управления Роприроднадзора ФИО6 за выполнение особо важных и сложных заданий премирована за 1 квартал 2009 года в размере 80 % от суммы оклада денежного содержания; приказами № 125-к от 10.07.2009, № 194-к от 14.10.2009, № 249-к от 22.12.2009 за выполнение особо важных и сложных заданий сотрудник ФИО7 премирована за 2, 3, 4 кварталы 2009 года в размере соответственно 40 %, 20 %, 48 % от суммы оклада денежного содержания; приказом № 194-к от 14.10.2009 сотрудник ФИО8 за выполнение особо важных и сложных заданий премирована за 3 квартал 2009 года в размере 20 % от суммы оклада денежного содержания; приказом № 125-к от 10.07.2009 сотрудник ФИО9 за выполнение особо важных и сложных по результатам заданий премирована за 2 квартал 2009 года в размере 35 % от суммы оклада денежного содержания.
При этом премии за выполнение особо важных и сложных заданий указанным работникам выплачены и рассчитаны в процентном отношении не только от оклада денежного содержания, но и от начисленных в расчетном периоде доплат за исполнение данными сотрудниками обязанностей временно отсутствующих работников, что подтверждается актом проверки от 01.10.2010, расчетными листками и заявителем не оспаривается.
В результате Управлением Росприроднадзора допущено нарушение части 2, пункта 4 части 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ, пункта 1.4.4 Положения, приказов руководителя Управления Росприроднадзора 13.04.2009 № 55-к, от 10.07.2009 № 125-к, от 14.10.2009 № 194-к , № 249-к от 22.12.2009, которое привело к необоснованному расходованию средств федерального бюджета в сумме 6 189,05 руб.
Порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе на период нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, определен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562.
В соответствии с пунктом 6 названных Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Переплата заместителю руководителя Управления Росприрооднадзора ФИО6 премии за выполнение особо важных и сложных заданий привела к излишнему начислению и выплате данному работнику денежного содержания в сумме 503,15 руб. на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а выплата в нарушение пункта 1.8.6 Положения работнику ФИО5 материальной помощи - излишнему начислению и выплате денежного содержания в сумме 463,01 руб. при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Таким образом, Управление Росфиннадзора пришло к обоснованному выводу о незаконном (неправомерном) использовании заявителем средств федерального бюджета, не являющемся нецелевым использованием, в сумме 6 692,2 руб. и 12 082,53 руб., что нашло отражение в пунктах 1, 2 раздела 1 представления № 89 от 15.10.2010.
В результате излишнего начисления денежного содержания в указанных размерах государственным гражданским служащим Управлением Росприроднадзора излишне начислено и перечислено 3 057,94 руб. единого социального налога и произведено отчислений во внебюджетные фонды.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» бюджетные средства, израсходованные незаконно федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями, использующими средства федерального бюджета, подлежат возмещению.
Право руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов выносить в порядке, установленном названным Кодексом и иными нормативными правовыми актами в адрес руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств предусмотрено статьей 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя судом не принимаются.
Факт осуществления выплат денежного содержания на основании приказов руководителя Управления Росприроднадзора, на что ссылается заявитель, сам по себе не свидетельствует о соответствии размера выплаченного денежного содержания требованиям нормативных актов.
Выплата материальной помощи с нарушением запрета, установленного Положением, которое является локальным нормативным актом, противоречит части 8 статьи 50 Закона № 79-ФЗ, и не может быть обусловлена оценкой требований трудового законодательства, относящихся к прекращению и возникновению трудовых прав в том или ином конкретном случае.
Ссылка заявителя на статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующей оплату труда при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, не имеет отношения к существу рассматриваемого дела, поскольку нарушения при осуществлении указанных доплат Управлением Росфиннадзора не выявлены и не послужили основанием для вынесения представления № 89 от 15.10.2010 в оспариваемой части.
С учетом изложенного оснований для признания указанного представления в оспариваемой части незаконным и удовлетворения уточненных требований заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области о признании незаконным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области от 15.10.2010 № 89 в части требований о взыскании
- 6 692,2 руб., излишне начисленных за работу по совмещению обязанностей отсутствующего работника;
- 12 082,53 руб. неправомерно начисленной материальной помощи;
- 3 057,94 руб. единого социального налога, излишне начисленного в связи с выплатой указанных средств,
отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия.
Судья Дмитриевская Л.Е.