Арбитражный суд Мурманской области
Ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-1537/2005 “ 15 “ июня 2006 года
Судья Арбитражного суда Мурманской области Галко Е.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Галко Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «Северные кристаллы»
к Инспекции ФНС РФ по г. Апатиты Мурманской области
о признании недействительным в части решения от 10.02.2005г. № 2
при участии в заседании представителей:
заявителя – Сочениной Е.П. – доверенность от 26.01.2006г.,
Федорушкова Е.К. – доверенность от 12.05.2006г.
ответчика – Голубева А.А. – доверенность от 7.06.2006г. № 01-12-17/1939
установил:
ОАО «Северные кристаллы» обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции ФНС РФ по г. Апатиты Мурманской области о признании недействительным решения от 10.02.2005г. № 2.
Определением суда от 24.05.2005г. заявленные требования о признании недействительным оспариваемого решения в части выделены в отдельные производства (дела №№ А42-4847/2005, 4848/2005, 4849/2005) (л.д. 25 т. 3).
Предметом рассмотрения по настоящему делу являются требования о признании недействительным решения от 10.02.2005г. № 2 в части доначисления НДС за 2001-2003 годы, соответствующих пеней и налоговых санкций, связанного с увеличением налоговой базы на стоимость реализованных товаров (работ, услуг) и сумму авансовых платежей в размере 27 015 586 руб. в связи с применением льготы по налогу, предусмотренной подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, и отсутствием раздельного учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
В обоснование заявленных требований заявитель приводит следующие доводы.
Общество правомерно применяло льготу по НДС, предусмотренную подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, поскольку выполняла научно-исследовательские работы за счет средств бюджета.
В обоснование правомерности применения льготы Обществом были представлены все документы, указанные в Методических рекомендациях по применению главы 21 НК РФ.
В соответствии с п. 6.14 данных Методических рекомендаций от уплаты НДС в соответствии с вышеназванным подпунктом освобождаются как основные исполнители, так и соисполнители. По договору от 8.12.99г. Общество являлось исполнителем научно-исследовательских работ, по другим договорам соисполнителем, в связи с чем правомерно пользовалось предусмотренной подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ льготой.
Финансирование работ из средств бюджета подтверждается представленными в Инспекцию договорами и письменным уведомлениями заказчиков и исполнителей работ.
Выводы Инспекции о том, что операции по выполнению НИР не должны иметь возмездный характер, Общество должно участвовать в конкурсе на размещение государственных заказов, а полученные от заказчика средства Общество должно отражать на балансовом счете 86 «Целевое финансирование», не основаны на законодательстве о налогах и сборах.
Не соответствует действительности и утверждение Инспекции об отсутствии раздельного учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению.
Порядок ведения раздельного учета таких операций законодательством не установлен, в связи с чем налогоплательщик определяет его самостоятельно.
Общество вело раздельный учет таких операций. Для этого в ведомости № 16 по балансовому счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» при подведении итогов за каждый месяц отдельными строками подбивались итоги по оборотам, облагаемым и не облагаемым НДС. В книге продаж в графе 8 Общество выделяло суммы продаж, освобождаемых от НДС, соответствующие суммам, отраженным в ведомости № 16 по балансовому счету 62 и указанным в приложении «В» налоговой декларации.
Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему (л.д. 2 т. 1, л.д. 42 т. 3,, л.д. 1 т. 4).
Представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнительном отзыве от 6.06.2006г. (л.д. 12 т. 3, л.д. 73 т. 4).
В обоснование своих возражений ответчик приводит следующие доводы.
Инспекция не оспаривает факт выполнения Обществом научно-исследовательских работ по представленным договорам.
Вместе с тем, представленные документы не подтверждают выполнение работ за счет средств бюджета.
С учетом положений статей 38, 225 Бюджетного кодекса РФ и Плана счетов доказательством выполнения научно-исследовательских работ за счет средств бюджета является либо сам факт заключения лицом государственного контракта и фактическое получение бюджетных средств, либо выполнение работ по договору в рамках государственного контракта и фактическое получение денежных средств, выделенных из бюджета, с отражением операций на балансовом счете 86 «Целевое финансирование».
Факт заключения Обществом государственных контрактов не установлен. Счет 86 «Целевое финансирование» в бухгалтерском учете Обществом не использовался.
В справках госзаказчика Общество в качестве соисполнителя указано не было. Таким образом, при составлении сметы доходов и расходов Общество в качестве соисполнителя не учитывалось.
Таким образом, представленные Обществом документы не являются доказательством выполнения им научно-исследовательских работ за счет средств бюджета.
В проверяемом периоде Общество в соответствии с положениями об учетной политике применяло журнально-ордерную форму учета.
Учет операций по договорам, по которым Общество предъявляет и не предъявляет покупателям (заказчикам) НДС, велся Обществом по балансовому счету 62 в ведомости № 16.
В данной ведомости при подведении итогов за каждый месяц отдельными строками подбивались итоги по оборотам, облагаемым и оборотам, не облагаемым НДС.
Представленные ведомости не подтверждают фактического ведения Обществом раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за период с 1.01.2001г. по 30.09.2003г.
По результатам проверки составлен Акт от 12.01.2004г. № 1 (л.д. 28 т. 1).
Обществом были представлены возражения на Акт проверки , которые были рассмотрены 10.02.2005г.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных Обществом возражений Инспекцией вынесено Решение от 10.02.2005г. № 2 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 3 446 859,60 руб. (л.д. 67 т. 1).
Данным решением Обществу предложено уплатить НДС, доначисленный и неправомерно возмещенный из бюджета, а также пени за просрочку его уплаты.
Общество, не согласившись с данным решением, оспорило его в судебном порядке.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные по настоящему делу требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 21 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ установлено, что от налога на добавленную стоимость освобождается выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
В пункте 6 действовавших в проверяемом периоде Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (далее - Методические рекомендации), указано, что при применении статьи 149 НК РФ необходимо учитывать, что по ряду операций, не подлежащих налогообложению, порядок освобождения от налога с 1 января 2001 года не изменился. Это касается, в частности, реализации (а также передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, указанных в подпункте 16 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Как разъяснено в пункте 6.14 Методических рекомендаций, при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств и ассоциаций от уплаты налога освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители.
Основанием для освобождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет федерального бюджета, является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей, о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ. Если средства для оплаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов.
Иного порядка подтверждения правомерности применения льготы вышеприведенные нормы не содержат.
Оценив представленные заявителем документы, суд считает обоснованным использование Обществом льготы по НДС.
Судом установлено следующее.
1) Договор с ГУП «Курчатовский институт» от 8.12.99г. № 26/ИОЯФ (л.д. 127 т. 1).
Данный договор был заключен ЗАО «НИТИМР» - правопредшественником ОАО «Северные кристаллы» - на выполнение НИР по теме: «Разработка технологии выращивания кристаллов вольфрамата свинца для прототипа фотонного спектромера и изготовление кристаллов по разработанной технологии».
В соответствии с п. 3.6 Договор освобождается от оплаты НДС в соответствии с п. «м» ст. 5 «О НДС». Справка об открытии финансирования за счет средств бюджета (Приложение № 4).
Справка ГУП «Курчатовский институт» (Заказчика) о наличии договора на выполнение НИР и об открытии финансирования содержит ссылку на Договор № 26 ИОЯФ и его финансирование из средств Министерства науки и технологии РФ. Финансирование открыто с 4 квартала 1999г. (л.д. 137 т. 1).
Договор с указанием источника финансирования и Справка заказчика, которому непосредственно выделены средства из бюджета, свидетельствуют о выполнении Обществом НИР за счет средств бюджета и являются основанием для освобождения научно-исследовательских от налога на добавленную стоимость.
В материалах дела также имеется Акт сдачи-приемки НТП по 1 этапу договора от 27.12.2001г. № 1, счет-фактура от 28.12.2001г. № 24 на 3 287 300 руб. (без НДС), платежные поручения о перечислении Заказчиком оплаты по данному договору в 2000г. (л.д. 4, 4 оборот т. 3, л.д. 28-44 т. 4).
2) Договор б/н от 25.05.2001г. с ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ»(Заказчик) (л.д. 45 т. 3).
Данный договор заключен с Обществом (Исполнитель) на выполнение НИР по теме: «Разработка опытно-промышленной технологии выращивания кристаллов вольфрамата свинца и изготовления элементов для эксперимента ALICE на ускорители БАК в ЦЕРН».
В соответствии с п. 2.2. Договора источником его оплаты являются средства, получаемые Заказчиком по договорам № 64/ИОЯФ от 25.05.2001г. и № 65/ИОЯФ от 21.05.2001г., финансируемым за счет средств целевых бюджетных фондов Минатома России (Государственный контракт 06.04.19.19.01.975) и Минпромнауки РФ (Государственный контракт № ГНТД/ГК-028(00)-П, Программа БАК).
а) Договор ГУП (ГП РНЦ) «Курчатовский институт» (Заказчик) с ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» (Исполнитель) от 21.05.2001г. № 65/ИОЯФ содержит тот же предмет, что и договор от 25.05.2001г. между Обществом и ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» - п. 1.1 (л.д. 2 т. 3).
В п. 10.3 данного договора указано на его финансирование из Программы БАК (Минпромнауки РФ), Государственного контракта № ГНТД/ГК-028(00)-П от 14.01.00г. (Минпромнауки РФ), НДС не облагается.
В соответствии с п. 2.2 договора оплата работы производится Заказчиком по мере поступления средств от Государственного заказчика.
б) Договор ГУП (ГП РНЦ) «Курчатовский институт» (Заказчик) с ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» (Исполнитель) от 25.05.2001г. № 64/ИОЯФ также содержит тот же предмет, что и договор от 25.05.2001г. между Обществом и ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» - п. 1.1 (л.д. 53 т. 3).
В п. 10.3 данного договора указано на его финансирование из Государственного контракта № 06.04.19.19.01.975 (целевой бюджет фонда Минатома России).
В соответствии с п. 2.2 договора оплата работы производится Заказчиком по мере поступления средств от Государственного заказчика.
Справкой Минатома России (Госзаказчика) в адрес ГП РНЦ «Курчатовский институт» от 13.09.2001г. № 19/1391 подтверждается выполнение НИР по указанной в вышеназванных договорах теме по Государственному контракту от 25.05.2001г. № 06.04.19.19.01.975 и ее финансирование Минатомом России за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России. Финансирование открыто с 25.05.2001г. Соисполнителем является ЗАО «Группа Гудвилл» (л.д. 6 т. 4).
ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» Обществу выдана справка о наличии договора на выполнение НИР и об открытии финансирования работы за счет средств госбюджета со ссылкой на заключенный с Обществом договор, указанную в нем тему и государственные контракты (л.д. 58 т. 3).
Данные документы, в частности Договор с указанием источника финансирования и Справка Госзаказчика, которому непосредственно выделены средства из бюджета, в адрес исполнителя свидетельствуют о выполнении Обществом как непосредственным исполнителем НИР за счет средств бюджета и являются основанием для освобождения научно-исследовательских от налога на добавленную стоимость.
В материалах дела также имеются Акты сдачи-приемки выполненных работ по вышеназванным договорам, счет-фактура от 31.12.2002 (л.д. 5, 5 оборот, 55-57, 63 т. 3).
3) Договор с ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» (Заказчик) от 16.02.2002г. № 75/СК (л.д. 120 т. 1).
Данный договор заключен с Обществом (Исполнитель) на выполнение НИР по теме: «Оптимизация опытно-промышленной технологии изготовления кристаллов вольфрамата свинца для электромагнитного калориметра РНОS эксперимента ALICE на ускорители БАК в ЦЕРН».
В соответствии с п. 1.1 предметом договора является обеспечение выполнения ЗАО «Группа Гудвилл» своих обязательств перед Головным Заказчиком РНЦ «Курчатовский институт» по договору 75/ИОЯФ от 14.02.2002г.
Оплата работы производится Заказчиком по мере поступления средств от Государственного заказчика. Источником оплаты являются средства, получаемые Заказчиком по договору 75 ИОЯФ от 14.02.2002г, финансируемому за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России (Государственный контракт № 40.600.1.4.0028 от 31.01.2002г.) (п. 2.2, 10.3).
а) Договор ГП РНЦ «Курчатовский институт» (Заказчик) с ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» (Исполнитель) от 14.02.2002г. № 75/ИОЯФ содержит тот же предмет, что и договор с Обществом от 16.02.2002г. № 75/СК, а также ссылку на тот же Государственный контракт и финансирование договора из бюджета (л.д. 7 т. 4).
В п. 10.3 данного договора указано на его финансирование из Государственного контракта № 40.600.1.4.0028 от 31.01.2002г.
В соответствии с п. 2.2 договора оплата работы производится Заказчиком по мере поступления средств от Государственного заказчика.
В соответствии с п. 4.3 ЗАО «Группа Гудвилл» вправе заключать с конкретными исполнителями работ гражданско-правовые договоры.
Справкой Министерства промышленности, науки и технологии РФ (Госзаказчика) в адрес ГП РНЦ «Курчатовский институт» от 5.03.2002г. № 40-202 подтверждается выполнение НИР по Государственному контракту № 40.600.1.4.0028 от 31.01.2002г. и их финансирование за счет средств федерального бюджета в рамках целевой научно-техничекой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы. Финансирование открыто с января 2002г. Соисполнителями является ГУП «ГНТП «Градиент-РНЦ КИ» и ЗАО «Группа Гудвилл» (л.д. 59 т. 3).
ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» Обществу выдана справка о наличии договора на выполнение НИР и об открытии финансирования работы за счет средств госбюджета со ссылкой на заключенный с Обществом договор, указанные в нем тему и Государственный контракт (л.д. 1 т. 3).
Данные документы, в частности Договор с указанием источника финансирования и Справка Госзаказчика, которому непосредственно выделены средства из бюджета, в адрес исполнителя свидетельствуют о выполнении Обществом НИР за счет средств бюджета и являются основанием для освобождения научно-исследовательских от налога на добавленную стоимость.
В материалах дела также имеются Акты сдачи-приемки выполненных работ по вышеназванным договорам, счет-фактура от 31.12.2002 (л.д. 6, 6 оборот т. 3, л.д. 9-12 т. 4).
Следующие два договора от 8.07.2002г. № 82/СК и от 18.10.2002г. № 84/СК заключены в рамках Государственного контракта с РНЦ «Курчатовский институт» № 6.04.19.19.02.915 от 1.07.2002г. на выполнение НИР по теме: «Разработка, изготовление и испытание партии кристаллов вольфрамата свинца для эксперимента ALICE на ускорители БАК в ЦЕРН» (л.д. 131 т. 1).
4) Договор сЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» (Заказчик) от 8.07.2002г. № 82/СК (л.д. 13 т. 4).
Данный договор заключен с Обществом (Исполнитель) на выполнение НИР по теме: «Оптимизация технологических регламентов выращивания, термической и механической обработки кристаллов вольфрамата свинца для эксперимента ALICE на ускорители БАК в ЦЕРН. Изготовление опытной партии кристаллов».
В соответствии с п. 1.1 предметом договора является обеспечение выполнения ЗАО «Группа Гудвилл» своих обязательств перед Головным Заказчиком РНЦ «Курчатовский институт» по договору № 82/ИОЯФ от 5.07.2002г.
Оплата работы производится Заказчиком по мере поступления средств от Государственного заказчика. Источником оплаты являются средства, получаемые Заказчиком по договору № 82/ИОЯФ от 5.07.2002г, финансируемому за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России (Государственный контракт № 6.04.19.19.02.915 от 1.07.2002г.) (п. 2.2, 10.3).
а) Договор РНЦ «Курчатовский институт» (Заказчик) с ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» (Исполнитель) от 5.07.2002г. № 82/ИОЯФ содержит тот же предмет, что и договор с Обществом от 8.07.2002г. № 82/СК, а также ссылку на тот же Государственный контракт и финансирование договора из бюджета (л.д. 19 т. 4).
В п. 10.3 данного договора указано на его финансирование из Государственного контракта № 6.04.19.19.02.915 от 1.07.2002г.
В соответствии с п. 2.2 договора оплата работы производится Заказчиком по мере поступления средств от Государственного заказчика.
В соответствии с п. 4.3 ЗАО «Группа Гудвилл» вправе заключать с конкретными исполнителями работ гражданско-правовые договоры.
Письмом от 26.09.2002г. № 50-06/29 РНЦ «Курчатовский институт» направил в адрес ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» копию справки Минатома России о финансировании договора № 82/ИОЯФ от 5.07.2002г. за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России к Государственному контракту № 6.04.19.19.02.915 от 1.07.2002г. (л.д. 23 т. 4).
Справка Минатома России от 19.08.2002г. № 19/1142 в адрес Курчатовского института содержит ссылку на указанный Государственный контракт и открытие финансирования с июля 2002г. Соисполнителями работ указаны ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» и АОЗТ «БЗТХИ» (л.д. 131 т. 1).
Головной заказчик РНЦ «Курчатовский институт» привлек в качестве соисполнителя работ ОАО «Северные кристаллы», о чем свидетельствует письмо Курчатовского института в адрес ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» от 21.12.2004г. № 50-10/140 о направлении справки об освобождении от НДС работ, выполняемых по договору № 82/ИОЯФ от 5.07.2002г. (л.д. 22 т. 4).
В данном письме указано, что соисполнителем работ является ОАО «Северные кристаллы», финансирование открыто с июля 2002г.
ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» Обществу выдана справка о наличии договора на выполнение НИР с указанием о выполнении НИР по договору от 1.07.2002г. ОАО «Северные кристаллы» со ссылкой на указанные в договорах тему и Государственный контракт № 6.04.19.19.02.915 от 1.07.2002г. Финансирование производится за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России (л.д. 72 т. 4).
Данные документы, в частности Договор с указанием источника финансирования и Справка Госзаказчика, которому непосредственно выделены средства из бюджета, в адрес исполнителя свидетельствуют о выполнении Обществом НИР за счет средств бюджета и являются основанием для освобождения научно-исследовательских от налога на добавленную стоимость.
В материалах дела также имеются Отчет о выполненной по договору № 82/ИОЯФ научно исследовательской работе, акты сдачи-приемки работ (л.д. 60 т. 3, л.д. 24, 25 т. 4).
5) Договор с ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» (Заказчик) от 18.10.2002г. № 84/СК (л.д. 113 т. 1).
Данный договор заключен с Обществом (Исполнитель) на выполнение НИР по теме: «Разработка технологий синтеза и направления шихты вольфрамата свинца с повышенным насыпным весом. Разработка методик химической регенерации кристаллических отходов при производстве кристаллов. Изготовление опытной партии кристаллов».
В соответствии с п. 1.1 предметом договора является обеспечение выполнения ЗАО «Группа Гудвилл» своих обязательств перед Головным Заказчиком РНЦ «Курчатовский институт» по договору № 84/ИОЯФ от 15.10.2002г.
Оплата работы производится Заказчиком по мере поступления средств от Государственного заказчика. Источником оплаты являются средства, получаемые Заказчиком по договору № 84/ИОЯФ от 15.10.2002г, финансируемому за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России (Государственный контракт № 6.04.19.19.02.915 от 1.07.2002г.) (п. 2.2, 10.3).
а) Договор РНЦ «Курчатовский институт» (Заказчик) с ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» (Исполнитель) от 16.10.2002г. № 84/ИОЯФ содержит тот же предмет, что и договор с Обществом от 18.10.2002г. № 84/СК, а также ссылку на тот же Государственный контракт и финансирование договора из бюджета (л.д. 26 т. 4).
В п. 10.3 данного договора указано на его финансирование из Государственного контракта № 6.04.19.19.02.915 от 1.07.2002г. (целевой бюджетный фонд Минатома России).
В соответствии с п. 2.2 договора оплата работы производится Заказчиком по мере поступления средств от Государственного заказчика.
В соответствии с п. 4.3 ЗАО «Группа Гудвилл» вправе заключать с конкретными исполнителями работ гражданско-правовые договоры.
Справка Минатома России от 19.08.2002г. № 19/1142 в адрес Курчатовского института содержит ссылку на указанный в договорах Государственный контракт и открытие финансирования с июля 2002г. Соисполнителями работ указаны ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» и АОЗТ «БЗТХИ» (л.д. 131 т. 1).
Головной заказчик РНЦ «Курчатовский институт» привлек в качестве соисполнителя работ ОАО «Северные кристаллы», о чем свидетельствует письмо Курчатовского института в адрес ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» от 21.12.2004г. № 50-10/140 о направлении справки об освобождении от НДС (л.д. 135 т. 1).
В данном письме указано, что соисполнителем работ является ОАО «Северные кристаллы», финансирование открыто с июля 2002г.
ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» Обществу выдана справка о наличии договора на выполнение НИР с указанием о выполнении НИР по договору от 1.07.2002г. ОАО «Северные кристаллы» со ссылкой на указанные в договорах тему и Государственный контракт № 6.04.19.19.02.915 от 1.07.2002г. Финансирование производится за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России (л.д. 72 т. 4).
Данные документы, в частности Договор с указанием источника финансирования и Справка Госзаказчика, которому непосредственно выделены средства из бюджета, в адрес исполнителя свидетельствуют о выполнении Обществом НИР за счет средств бюджета и являются основанием для освобождения научно-исследовательских от налога на добавленную стоимость.
В материалах дела также имеются Отчет о выполненной по договору № 82/ИОЯФ научно исследовательской работе, акты сдачи-приемки работ по договорам (л.д.7, 7 оборот, 62 т. 3).
6) Договор с ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» от 20.06.2003г. № 93/СК (л.д. 106 т. 1).
Данный договор заключен с Обществом (Исполнитель) на выполнение НИР по теме: «Модификация технологических регламентов подготовки шихты, выращивания, термической и механической обработки кристаллов вольфрамата свинца применительно к техническим требованиям, предъявляемым к кристаллам. Изготовление опытной партии кристаллов».
В соответствии с п. 1.1 предметом договора является обеспечение выполнения ЗАО «Группа Гудвилл» своих обязательств перед Головным Заказчиком РНЦ «Курчатовский институт» по договору № 93/ИОЯФ от 17.06.2003г.
Оплата работы производится Заказчиком по мере поступления средств от Государственного заказчика. Источником оплаты являются средства, получаемые Заказчиком по договору № 93/ИОЯФ от 17.06.2003г., финансируемому за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России (п. 2.1).
а) Договор РНЦ «Курчатовский институт» (Заказчик) с ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» (Исполнитель) от 17.06.2003г. № 93/ИОЯФ содержит тот же предмет, что и договор с Обществом от 20.06.2003г. № 93/СК, а также ссылку на финансирование договора из бюджета фонда Минатома России (л.д. 110 т. 1)
В соответствии с пунктами 2.2, 2.5 данного договора оплата работы производится Заказчиком по мере поступления средств от Государственного заказчика. Финансирование работ по договору производится из целевого фонда Минатома России.
В соответствии с п. 4.2 ЗАО «Группа Гудвилл» вправе при выполнении работ привлекать к исполнению третьих лиц.
Пунктом 5.6 предусмотрено, что в случае нецелевого использования средств Исполнитель возвращает средства Заказчику.
В материалах дела имеется Отчет о научно-исследовательской работе и акт сдачи-приемки выполненных работ по договору № 93/ИОЯФ, свидетельствующие о выполнении работ и целевом использовании бюджетных средств (л.д. 61, 64 т. 3).
Справка Минатома России от 15.07.2003г.№ 19/1112 в адрес Курчатовского института содержит ссылку о выполнении работ по Государственному контракту № 6.04.19.19.03.915 от 10.06.2003г. Соисполнителем работы является ЗАО «Группа Гудвилл». Финансирование открыто с июня 2003г. (л.д. 132 т. 1).
Головной заказчик РНЦ «Курчатовский институт» привлек в качестве соисполнителя работ ОАО «Северные кристаллы», о чем свидетельствует письмо Курчатовского института в адрес ЗАО «Группа ГУДВИЛЛ» от 20.12.2004г. № 50-09/138 о направлении справки об освобождении от НДС работ, выполняемых по договору № 93/ИОЯФ от 17.06.2003г. (л.д. 136 т. 1).
В данном письме указано, что соисполнителем работ является ОАО «Северные кристаллы», финансирование открыто с июня 2003г.
Данные документы, в частности Договор с указанием источника финансирования и Справка Госзаказчика, которому непосредственно выделены средства из бюджета, свидетельствуют о выполнении Обществом НИР за счет средств бюджета и являются основанием для освобождения научно-исследовательских от налога на добавленную стоимость.
В материалах дела также имеется акты сдачи приемки выполненных работ по договору и счет-фактура от 30.09.2003г. (л.д. 8, 9, 10 с оборотом т. 3).
Налоговый орган, не оспаривая фактическое выполнение Обществом научно-исследовательских работ, считает недоказанным факт оплаты выполненных работ за счет бюджетных средств.
Между тем в обоснование выделения указанных сумм оплаты из бюджета Общество представило справки заказчиков о финансировании договоров за счет бюджетных средств, уведомления головных (государственных) заказчиков о том, что источником средств для оплаты выполненных обществом работ являются бюджетные средства, и другие документы.
Исследованные судом документы свидетельствуют о выполнении Обществом научно-исследовательских работ в рамках государственных контрактов за счет средств бюджета.
Доводы налогового органа о том, что операции по выполнению НИР не должны иметь возмездного характера, а бюджетные средства должны поступать Обществу непосредственно из бюджета и отражаться на балансовом счете 86 «Целевое финансирование», не основаны на законе.
Положения статей 38, 225 Бюджетного кодекса РФ, на которые ссылается налоговый орган, относятся к прямым получателям бюджетных средств.
В соответствии с Инструкцией о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2002 N 142н (действовавшей в проверенный период), установленный ею порядок открытия лицевых счетов также предусмотрен в отношении прямых получателей средств федерального бюджета.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Как следует из материалов дела, основанием для получения Обществом средств в оплату выполненных работ служили гражданско-правовые договоры, а не бюджетная роспись.
Подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ связывает право на предусмотренную им налоговую льготу не с наличием статуса получателя бюджетных средств, а с источником формирования средств, поступивших налогоплательщику в оплату выполненных работ.
Обстоятельства и источники формирования бюджетных средств, поступивших Обществу в оплате НИР, исследованы судом и изложены в настоящем решении.
Согласно ч. 1 ст. 770 ГК РФ исполнитель вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц с согласия заказчика.
В соответствии со статьями 70, 225 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств по государственным контрактам вправе заключать гражданско-правовые договоры с соисполнителями работ в пределах выделенных бюджетных средств.
Из представленных документов следует, что Общество привлекалось к исполнению государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ на основании гражданско-правовых договоров исполнителем и соисполнителем государственных контрактов с согласия заказчиков и являлось непосредственным исполнителем выполняемой за счет бюджетных средств научно-исследовательской работы.
В материалах дела имеются документы, свидетельствующие о выполнении НИР в соответствии с условиями договоров и их оплате. Доказательства нецелевого использования бюджетных средств в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах выводы налогового органа об отсутствии доказательств выполнения Обществом научно-исследовательских работ за счет бюджетных средств в качестве соисполнителя государственных контрактов не основаны на представленных заявителем документах и судом не принимаются.
Выводы налогового органа об отсутствии раздельного учета операций подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения), опровергаются материалами дела и не являются основанием для отказа налогоплательщику в применении льготы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
При этом данная статья не содержит последствий несоблюдения обязанности ведения раздельного учета таких операций в виде невозможности применения освобождения от налогообложения.
Порядок ведения раздельного учета законодательством о налогах и сборах не предусмотрен, в связи с чем данный порядок определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Как следует из материалов дела и оспариваемого решения, в проверяемом периоде Общество в соответствии с положениями об учетной политике применяло журнально-ордерную форму учета.
Обществом для проведения проверки и в суд были представлены ведомости № 16 к балансовому счету 62, в которых Обществом велся учет операций, подлежащих и не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость.
В данной ведомости при подведении итогов за каждый месяц Обществом раздельно (отдельными строками) отражались итоги по оборотам, облагаемым НДС, и оборотам, не облагаемым НДС (л.д. 67, 91 т. 3).
В книге продаж в графе 8 Общество выделяло суммы продаж, освобождаемые от НДС, которые соответствовали суммам, отраженным в ведомости № 16 по балансовому счету 62, а также в налоговых декларациях.
Кроме того, после проведения проверки Обществом была составлена ведомость № 16 только в отношении операций, не облагаемых налогом, данные которой соответствуют данным, отраженным в ведомости № 16, представленной для проверки (л.д. 91 т. 3).
Суд считает, что данные документы подтверждают факт ведения Обществом раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых налогом, обеспечивающего правильное применение разных налоговых ставок по налогу.
Представитель ответчика в судебном заседании согласился с позицией заявителя о наличии у него раздельного учета операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению.
Кроме того, как уже было отмечено ранее, статья 149 НК РФ не содержит последствий несоблюдения обязанности ведения раздельного учета таких операций в виде невозможности применения освобождения от налогообложения, предусмотренного данной статьей.
При таких обстоятельствах суд считает, что решение налогового органа в оспариваемой части не соответствует Налоговому кодексу РФ и нарушает права заявителя, в связи с чем заявленные требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
Р Е Ш И Л:
заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным и не соответствующим положениям Налогового кодекса РФ решение Инспекции ФНС РФ по г. Апатиты Мурманской области от 10.02.2005г. № 2 в части доначисления НДС за 2001-2003 годы, соответствующих пеней и налоговых санкций, связанного с увеличением налоговой базы на стоимость реализованных товаров (работ, услуг) и сумму авансовых платежей в размере 27 015 586 руб. в связи с применением льготы по налогу, предусмотренной подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, и отсутствием раздельного учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Обязать Инспекцию ФНС РФ по г. Апатиты Мурманской области устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия.
Судья Е. В. Галко